Что происходит с киберспортивной сценой Counter-Strike?
Хотя заголовки киберспортивных передовиц на «общеобразовательных» сайтах сейчас заполоняют League of Legends, Dota 2, Overwatch и другие дисциплины «новой школы», старушка Counter-Strike не то что дышит им в затылок — временами она бьет их по многим фронтам.
Вот краткая сводка по всему, что нужно знать о современном состоянии «Контры».
Как идут дела — в общем?
Вкратце: дела идут прекрасно. Counter-Strike: Global Offensive стабильно держится на втором месте в топе Steam по количеству одновременно играющих, популярность трансляций на Twitch бьет рекорды. Организаторы турниров и команды активно наседают на внутриигровую экономику и продают скины в Global Offensive, щедро финансируя с дохода и соревнования, и игроков. Турниров с каждым годом становится все больше, а в этом году прошел первый чемпионат, который транслировали на американском кабельном телевидении.
► Финал ELEAGUE, который транслировали по американскому кабельному каналу TBS.
Почему Counter-Strike популярна?
Причин много, однако основная — ее простота и гибкость. Valve и Hidden Path сделали, наверное, самую наглядную систему наблюдения за матчами, отобразив все мыслимые и немыслимые вещи, вплоть до траектории летящей гранаты.
Даже если ты совсем не разбираешься в игре, не знаешь, чем «дым» отличается от «молли», — смысл происходящего все равно не ускользнет. Здесь не приходится учить способности героев и хитроумные задачи, все совсем просто и понятно человеку со стороны: вот «контры», вот «терроры», они делают свои контровские и террорские вещи. При этом тактика игры постоянно эволюционирует, и чисто органически зрелище остается свежим и интересным.
Какая версия актуальна?
Этот вопрос может казаться глупым — понятно ведь, что сейчас все играют в Global Offensive. Но на самом деле не все так просто.
Вплоть до выхода Global Offensive соревновательная сцена Counter-Strike была сильно сегментирована. Когда Valve попыталась модернизировать классическую Counter-Strike 1.6, появилась Counter-Strike: Source, и многие старые игроки восприняли ее в штыки — дескать, и баланс в ней неправильный, и ощущается она как-то не так. В то же время некоторые (главным образом новые) игроки с радостью пересели на новую платформу. В итоге базы игроков раскололись надвое, и получились две почти не зависящие друг от друга киберспортивные дисциплины.
В конце концов в Valve решили, что так дело дальше идти не может, и поручили студии Hidden Path выпустить новую Counter-Strike, которая объединит две непримиримые сущности в одну общую дисциплину. Разработчики проконсультировались с профессиональными игроками из обоих лагерей, выяснили, что нравилось тем и другим, и постепенно нащупали золотую середину, которая более или менее устраивала всех.
Короче говоря, теперь Global Offensive — основная Counter-Strike. Пусть даже отдельные (очень редкие) ретрограды все еще предпочитают играть в старые версии, крупные турниры по ним не проводят.
За какими турнирами следить?
Соревнований по Counter-Strike развелось столько, что проще ответить на вопрос «за какими турнирами НЕ следить». Если, скажем, Riot Games стараются консолидировать организацию крупных чемпионатов и лиг в своих руках и организовать более или менее единую подконтрольную разработчикам структуру, то большой киберспорт по играм Valve устраивает огромное число независимых организаций. Некоторые из них (вроде недавнего ESL One: Cologne 2016) финансируются непосредственно Valve и называются в народе «мейджорами» (от «Major Championships») — их активнее всего поддерживают разными внутриигровыми фишками, и в принципе они считаются наиболее престижными.
Призовые фонды «мейджоров» составляют не меньше 250 тысяч долларов, но такие фонды бывают не только у них — например, ELEAGUE, первый показанный по американскому кабельному телевидению турнир по Global Offensive, отличился аж 1,4 миллионами призовых.
Мы все о призовых да о призовых, но как раз по этому в первую очередь имеет смысл судить о «важности» турниров по CS. Первенств по этой дисциплине сейчас несметное множество, а команды не резиновые — приходится выбирать, куда ехать. Чем больше призовой фонд, тем больше на турнир приедет именитых команд, и, как следствие, тем эффектнее будет зрелище. Турниры под маркой ESL, Dreamhack, Starladder, как правило, самые крупные, но ими дело не ограничивается.
► Первая карта финала ESL One Cologne 2016. Начало игр: 29:30.
Все отлично — допустим. Но есть проблемы?
Во-первых — собственно количество турниров. Их слишком много. Да-да, это может быть проблемой. У топовых команд не хватает времени и сил, чтобы одновременно тренироваться и посещать их все, поэтому время от времени приходится воротить нос.
Во-вторых, из-за того, что почти все турниры и лиги работают сами по себе, игрокам не хватает надежной структуры, которая отстаивала бы их интересы по всем фронтам. Уже давно говорят о необходимости появления чего-то вроде профсоюза киберспортсменов — и вроде бы что-то наклевывается, однако воз и ныне там.
Что будет дальше?
Будет интересно посмотреть, как станут развиваться лучшие из игроков. Некоторых уже ловили на «техническом допинге» — и в свете последних событий на олимпиаде в Рио это особенно актуально.
В остальном все как обычно: будет еще больше команд и еще больше способов посмотреть матчи. Возможно, кто-то решит все-таки проблемы, очерченные в предыдущем пункте, и постарается придать безумной, бурлящей CS-сцене хоть какую-то системность. И, само собой, будет еще больше турниров — огромных профессиональных и небольших любительских с низким порогом входа, вроде лиги Adrenaline Rush (подробнее о чемпионате читайте здесь)
Подробнее о лиге Adrenaline Rush
Последние два отборочных онлайновых турнира состоялись 27 и 28 августа, и теперь победители открытых турниров поборются за первенство с командами профессионалов в стыковых матчах в начале сентября. Две лучшие команды — те, кто пробьется сквозь турнирную сетку непобежденными, — отправятся на офлайновый гранд-финал на «Игромире». Следите за новостями на сайте!