Вы решили организовать инди-компанию? Советы и предостережения профессионалов
Многие из нас помнят те годы, когда разработка любой игры без привлечения средств издателя была непростым делом. Но все изменилось. Время, когда вся игровая индустрия напрямую зависела от того, что скажут спонсоры, прошло, и все вернулось к тому, что игру делают «на коленке» командой из нескольких человек.
Те, кто осознанно не хочет работать на корпоративную машину или убиваться с парой разработчиков-художников-сценаристов над игрой без инвестора, — смиритесь. Делать хорошие игры сложно, и не у каждого это получается. Конечно, здорово заниматься тем, что любишь: продумывать сюжет, логику игры, прорисовывать персонажей, пытаться предугадать действия игрока. Но, чтобы выходить в самостоятельное плавание и создавать свою инди-студию, этого мало.
Просто представьте, что на разработку вы выделяете средства из собственного кармана. А игры из хобби становятся бизнесом? Скорее всего, желание делать игры у вас и пропадет.
Но что делать, если вы для себя решили, что настал тот редкий случай, один из сотни, когда вы достаточно дерзки, чтобы рискнуть, спите и видите релиз собственной игры? Как начать? Какие усилия приложить? Кто виноват и что делать?
Сергей Волков , Head of GameDev Practice в Spice IT Recruitment , поговорил с представителями и основателями успешных и знаменитых в определенных кругах инди-студий и собрал воедино несколько советов для тех, кто хочет понять, как основать инди-компанию.
В беседе участвовали
Ярослав Кравцов, продюсер на SMASH BASH в инди-команде. Из выпущенных проектов: Message Quest , Skyforge , Allods Online.
Алексей Давыдов, Managing Director Flazm Interactive Entertainment UAB.
Айрат Закиров, CTO, Ice-Pick Lodge
Андрей Арутюнян, сооснователь и биздев студии Ellada Games. Проект Niffelheim.
Мария Кочакова, Narrative designer & Indie-developer в Royal Troupe
Совет первый: «Бегите, глупцы»
Наверное, такая рекомендация будет непонятна и не понята, вызовет агрессию и отторжение, однако это лучший совет для тех, кто не уверен, а значит, не имеет мотивов и сил, которые точно понадобятся в создании инди-студии.
Айрат Закиров
С вероятностью 99% у вас ничего не выйдет, поэтому первое действие — откажитесь от своего желания. Те, кто реально основывает студии, наверное, даже не будут читать подобные материалы. Это люди действия, они работают, а не уговаривают себя.
Совет второй: «Для начала подумайте: это правда работает!»
Согласитесь, начинать что-то, не имея задумки, глупо. Включите воображение, примите мельдоний — что угодно, чтобы пришла муза и вы смогли творить. Игры — это не только бизнес, это искусство. Красиво написанная игра с проработанной историей, диалогами, сценарием — то, к чему стремятся те, кто понимает.
Алексей Давыдов
Начинается все всегда с идеи игры. Нужно понять, какую игру вы действительно хотите делать и почему. Понять, с кем вы ее будете делать (если не умеете одновременно программировать, рисовать, писать музыку и зарабатывать деньги). Попытаться скорректировать курс исходя из рыночных реалий. Утопить пару десятков прототипов. Довести игру до релиза.
Ярослав Кравцов
Идея станет стержнем, вокруг которого соберется команда. Потому что нельзя собирать людей просто так, а потом думать, чем бы их занять. Нужно опробовать идею на каком-нибудь джеме. Это не только подтвердит дельность задумки, но и поможет заявить о себе. Про игру узнают как первые потенциальные покупатели, так и разработчики, которые захотят присоединиться к проекту.
Либо же все лопнет и будет потеряна всего пара дней вместо пары лет.
Совет третий: «Не стесняйтесь спросить совета у взрослых»
Мария Кочакова
Сходите к старшим инди-разработчикам, посоветуйтесь. В этом нет ничего постыдного. В отличие от многих других корпоративных, суровых и сугубо деловых сфер деятельности, в играх опытные коллеги при правильной постановке вопроса расскажут, покажут и на пальцах объяснят, что, зачем и как. Просто попросив их поделиться знаниями, паролями-явками и рекомендациями, вы сэкономите себе время, деньги и силы.
Совет четвертый: «Сделайте уже хоть что-нибудь»
Знаете, как бывает в описаниях вакансий: требуется опыт работы от трех лет на вакансию стажера без опыта? В инди похожая история: пока вы не прочувствуете на себе все задачи, процессы, сложности, не пройдете через всю боль и страдания, то есть весь путь до релиза проекта (в любой роли), стартовать точно не стоит.
► Кое-какой ценный опыт можно даже почерпнуть из симулятора управленца игровой студии Game Dev Tycoon.
Алексей Давыдов
На самом деле задолго до всех возможных шагов нужно получить опыт разработки игр. Желательно профессиональный и чтобы с выпущенными проектами. Сложно не начать разработку, а закончить ее. Такой опыт надо получить заранее, желательно за чужой счет.
Бизнес есть бизнес, и, если у вас нет в семье штатного бухгалтера, юриста и финансового консультанта, то разбираться во всех тонкостях и хитросплетениях российского бюрократического законодательства придется вам самим. Повезет, если ваш партнер, если таковой имеется, специализируется и интересуется правом и деньгами. Если же нет, вы все будете делать сами. И в обязательном порядке.
Мария Кочакова
Узнайте, чем отличается ООО от ИП, выберите систему налогообложения. Узнайте номер специальности в реестре. Выберите банк (как посоветуют старшие) и заведите в нем юридический счет. Но! Все это следует делать только после того, как игра будет готова на 90%. Чтобы не платить за содержание юридического счета раньше, чем это потребуется.
А если серьезно, то первое, что нужно сделать, когда вы поймете, что дела принимают серьезный оборот, — это составить письменные договоренности со всеми участниками команды по финансовым ожиданиям — кому, когда, сколько. В любом виде — хоть электронным письмом, но чтобы они были «на берегу». А не на стадии 90%-ной готовности игры, когда уже пора открывать юридическое лицо.
► Законность и капитал — даже в творческом процессе создания игры есть место этим понятиям.
Совет пятый: «Станьте Уиллом Макэвоем!»
Вы унылый социофоб и мизантроп? Вынуждены вас разочаровать, делать игры нужно командой, а команде нужен лидер. Если вы не готовы к этой роли, у вас вряд ли получится что-то толковое.
Айрат Закиров
Можете ли вы создать нечто, что привлечет еще хотя бы десяток человек? Если вы организуете инди-компанию, то вы хотите произвести на свет продукт, который должен быть интересен другим. Если вы человек не слишком интересный, то и произвести ничего толкового не сможете. Ответьте для себя на такие вопросы.
Вы харизматичный и интересный человек? Можете увлечь хотя бы небольшую компанию людей?
Вы щедры? Как ни удивительно, мне это кажется одним из ключевых факторов. Щедрость к другим позволяет пользоваться и ответной любезностью. И это сразу расширяет вашу «социальную сеть».
Сможете написать и опубликовать интересный рассказ?
Запрограммировать игру и нарисовать к ней графику?
Вы пишете музыку? Играете профессионально на музыкальном инструменте?
Что-то должно делать вас уникальным. Обозначьте для себя, в чем ваша уникальность. Оглянитесь. Оцените, сколько людей, по вашему мнению, соответствует вашему уровню развития. Поверьте, их очень много, и вам придется с ними конкурировать за внимание. Потребуется железная сила воли. Важно доводить свою идею до конца, несмотря на то, что все в какой-то момент будут говорить, что она несостоятельна. Вы и сами начнете верить в это. Еще потребуется воля на то, чтобы после массы вложенных усилий понять, что вы сделали плохой продукт, и, вместо выпуска его сырым на рынок, переделать почти полностью. Возможно, несколько раз.
Совет шестой: «Приготовьтесь к боли и унижениям»
Алексей Давыдов
Не надо покупать красивые кресла в офис и заниматься сопутствующей деятельностью, характерной для serious business. Как правило, это мета-геймплей, и он будет только отвлекать от собственно разработки.
И последнее. Инди-компания — это зачастую очень камерный и душевный проект, организованный у кого-то из команды в квартире. И если вы мечтаете о создании инди-студии в модном деловом центре, с отдельными кабинетами и переговорными комнатами для важных встреч, со своей культурой, стенгазетой и смузи, вы ничего не поняли. Намного более «лампово» делать игру дома, мало спать и кушать только доширак, правда? Так вы точно знаете, что вкладываете в игру именно душу, потому что денег у вас попросту нет.
► Свои первые игры лучше всего делать с друзьями. Можно даже школьными или дворовыми.