Мир, труд, клон! The Tomorrow Children
ЧТО? 10 часов в светлом социализме
ГДЕ? Не выходя из своего дома. Ведь за окном лютый капитализм
Что самое ценное в видеоигре?
Кто-то наверняка скажет: визуальная часть или саундтрек. Кто-то выберет лихой сюжет, открытый мир или что-нибудь еще. Детали не важны, ведь все ваши варианты, скорее всего, будет объединять одна общая идея: нам нужны новые ощущения. Именно ради них мы включаем консоли и компьютеры, именно их надеемся получить, исследуя очередное подземелье или бескрайний космос.
И именно их в последнее время слишком мало. Причин тому может быть множество: от нежелания разработчиков рисковать, разрабатывая новые концепции, до творческого застоя в индустрии. Но недавно в раннем доступе появился эксклюзив для PlayStation 4 The Tomorrow Children — и на эту игру стоит обратить внимание всем истосковавшимся по необычному.
Работяга-клон
Представьте себе, что в разгар «холодной войны» человечество решило провести грандиозный в своем безумстве эксперимент — объединить всех людей на планете в единое сознание. Напоминает Neon Genesis Evangelion?
Ну так вот, эксперимент провалился, планета оказалась почти опустошена и превратилась в серую пустыню, населенную странными существами — «извергами». Однако некоторым чудом удалось выжить (как — не объясняется), и они при помощи целой армии клонов, выглядящих как маленькие девочки, пытаются возродить человечество. Вам в роли одного из клонов придется взять все в свои руки. Подо «всем» я подразумеваю кирку, лопату и бензопилу, а не бразды правления (впрочем, будут и они).
► Наш таинственный начальник выглядит совсем не подозрительно.
Очнувшись где-то в пустыне, вы быстро выйдете на связь с загадочным человеком, стоящим за возрождением цивилизации. Выглядит этот тип как жутковатый гибрид Икари Гэндо и Игоря из серии Persona , говорит на жутком ломаном русском и не стесняется сыпать указаниями. Разобравшись с управлением, вы попадете в ближайший город, где и начнется самое интересное.
► Между городами предстоит путешествовать на подземке. Каждый переезд занимает довольно много времени.
Социализм после конца света
Первое, что бросается в глаза, — как необычно все выглядит! Не пугайтесь, ведь, согласно игровой истории, в прошлом победила социалистическая идеология (ну, или же она оказалась единственной пережившей кризис), отсюда и фирменные шрифты, и полицейские на улицах, и агитационные ролики на каждом экране, и многое другое. Стиль выдержан четко: по пустыне носятся автобусы будто прямиком со страниц советской фантастики 1960-х, в городе со временем появляются монументы с серпами, молотами и всей фирменной атрибутикой, а человечество, которое вам надлежит спасать, запечатлено в виде матрешек.
► Пока вы едете на работу, можно посмотреть агитационные ролики. Хотя, казалось бы, зачем агитировать запрограммированных клонов?
Строить светлое будущее нам предстоит в буквальном смысле своими руками: взяли инструменты, сели в автобус и выехали на ближайший «рудник» — случайно появляющийся участок недалеко от города, — где засучив рукава начинаете добывать ресурсы: пилить деревья, колоть камни киркой, собирать фрукты и так далее.
Собранное вручную грузим на автобус и везем в город, где сортируем по складам, опять же своими руками. После трудового дня топаем в Министерство труда, усердно следящее за вашими успехами, где, в зависимости от выработки, получаем талончики. Талончики тратятся на покупку инструментов, оружия, костюмов и прочих нужных вещей.
И не забудьте, что у нас тут социализм: пошли в министерство — стойте в очереди, в магазин — очередь, к станку… ну, вы поняли. К счастью, на подобные занятия выделен лимит времени, так что дольше минуты задерживать товарищей не получится.
► Не обольщайтесь, перескочить очередь не выйдет!
Но не думайте, что трудом все и ограничится. Буквально через полчаса в The Tomorrow Children начинают появляться интересные и не сразу заметные вещи. Сбор ресурсов — это хорошо, но ведь их нужно куда-то расходовать, а именно — на расширение города. Список возможных построек обширен: тут вам и разные типы магазинчиков, и генераторы электричества, и монументы, и целая система обороны.
Потом окажется, что для того, чтобы пользоваться оружием или, например, построить дом и получить больше прав, нужны сертификаты. Добываются они в основном тяжким трудом, но есть и исключения. Так, например, один из стражей порядка, на которого я наткнулся, не стесняясь предложил за небольшую взятку продать лицензию на управление транспортом. Продавец местной лавки тоже оказался непрост и вручил мне рацию для связи с «черным рынком», где можно купить весьма интересный товар. Такой вот веселый социализм…
За работу, камрад!
Готовьтесь к тому, что город вы будете строить не один. The Tomorrow Children — многопользовательская игра, и помимо вас по миру носится еще множество таких же клонов-работяг, мнение которых не всегда совпадает с вашим. Да, тут есть голосование за постройку объектов, но на деле все просто лепят здания куда попало, лишь бы толк был.
Но чувство команды в игре все же сильно: все предметы и ресурсы общие, работают все вместе. Срубили дерево? Кто-нибудь обязательно подбежит и соберет ресурсы, чтобы отнести к точке отправки. В городе кончается электричество? Кто-то — может быть, даже вы — встанет на беговую дорожку и немного разомнется. Есть в таком подходе странное чувство единения. Как будто действительно занимаешься важным делом (а не просто сидишь перед консолью).
► Город в начале развития довольно непримечателен с виду. Придется поработать.
Однако бывают и неприятные казусы. Как уже было сказано, все человечество слилось воедино и «растеклось» по планете в виде странной серой субстанции. С течением времени некоторые люди начали «кристаллизоваться» в виде матрешек. Их следует находить и бережно относить в город, где в особом помещении превращать обратно в людей.
Так вот, не все игроки понимают, что матрешки легко сломать. На моих глазах один умник забрался на высокий уступ и нашел там три матрешки. Тащить вниз их ему оказалось лень, а потому ценный груз полетел вниз и, разумеется, разбился.
Еще пример: я уже сказал, что для выхаживания матрешек нужно особое здание. Для его постройки требуются разные ресурсы: дерево, металл и драгоценные камни. Последние особенно тяжело найти, тем более на ранних этапах, но нам с командой это удалось.
Однако один из жителей, видимо, не понял, что выхаживание матрешек — очень важный процесс, а потому взял и спустил все ресурсы на несколько телевизоров с агитками, а потом заботливо расставил их по городу. Помните ту собаку с картинки, говорящую «This is fine», сидя в огне? Примерно так мы все и выглядели.
► Иногда игра генерирует красивые и жутковатые кадры.
Уровень угрозы — «красный»
Мир The Tomorrow Children — не самое приветливое место. Не забывайте, что после того, как исчезли люди, планету населили «изверги». Эти странные гигантские создания бывают нескольких типов: одни похожи на скатов, парящих в небе, другие на пауков, а третьи вообще выглядят как Годзилла. Специально «изверги» на вас не охотятся и лишь блуждают по пустоши. Однако если на их пути вдруг окажется город, они не задумываясь атакуют.
В этом случае всем жителям придется сесть за пушки, взять в руки ракетницы и отбивать атаку. Если вам повезет, чудища не успеют сровнять город с землей, а только немного поломают. Здания и агрегаты, которые хоть чуток поцарапали, работать не будут — придется чинить. Как только чудище падет под ударами, начнется форменный Pacific Rim. Помните, как в фильме земляне разделывали мертвых кайдзю на органы и продавали? Тут есть нечто похожее. Дело в том, что после смерти все «изверги» кристаллизуются и превращаются в источник ценных ресурсов. Только успевай киркой махать!
► Вот в таком состоянии вы будете проводить большую часть времени.
Дневная рутина
Было бы замечательно, если б на этом можно было закончить, порекомендовав The Tomorrow Children всем и каждому к ознакомлению. Однако, как говорилось в одном старом анекдоте, «есть нюанс».
Если описывать весь процесс игры, все кажется крутым, интересным и динамичным. Однако на деле большую часть времени вы будете тупо стучать киркой по камню, пилить деревья или возить все это добро на автобусе (а они тут могут ходить очень долго).
Понятно, что всю историю с добычей ресурсов и первооткрывательством Q-Games позаимствовали у Minecraft , но если там из собранного добра можно было строить что-то необычное, то тут все сводится к расстановке домиков на площадке. «Рудники» выглядят нестандартно, но до ужаса быстро начинают повторяться.
В итоге все сводится к тому, чтобы быстро оглядеться, выхватить взглядом деревья и залежи металлов, все срубить и исколошматить киркой, погрузить на транспорт и свалить домой, после чего повторить еще сотню раз.
Да, согласен, эстетика у игры просто потрясающая, встречаются действительно интересные ситуации, а первые пару-тройку часов даже сбор ресурсов в компании таких же работяг кажется замечательным. Но потом все это становится рутиной, и былая радость отчасти улетучивается. И это при том, что игра раскрывается в течение нескольких часов, постепенно подбрасывая вам новые развлечения и занятия. Тут уже вопрос вашей усидчивости: сможете ли вы вытерпеть монотонный сбор ресурсов ради возможности обстрелять ракетами Годзиллу и построить светлое социалистическое будущее?
► Неприятности на работе? Можете подождать, пока к вам не подбежит товарищ и не поднимет на ноги. Ну, или можно отстегнуть денег и возродиться прямо на месте.
* * *
The Tomorrow Children планируется распространять по модели free-to-play. Сама игра будет бесплатна, а за реальные деньги вы можете купить внутриигровую валюту, если не хочется фармить. В данный момент в игру могут поиграть все, кто приобрел «Набор основателя». Он дает несколько бонусов вроде валюты, джетпака и лицензии жителя, а также возможность позвать в игру пятерых друзей.