15 ноября 2016Кино
Обновлено 17.05.2023

«28 панфиловцев»: отечественное кино о войне

«28 панфиловцев»: отечественное кино о войне - изображение обложка
«28 панфиловцев»: отечественное кино о войне - фото 1

Снимать фильмы про Великую Отечественную в последнее время для российских режиссеров стало привычным делом. Изредка у них получается что-то достойное (вроде «Брестской крепости» ), но чаще, к сожалению, несусветная муть (например, «Утомленных солнцем 2» от сами знаете кого). Помня об этом, мы с некоторой опаской отправились на премьеру «28 панфиловцев» и теперь готовы вам рассказать, к какой категории относится картина Андрея Шальопы и Кима Дружинина.

Жанр : драма, военный фильм Режиссеры : Андрей Шальопа и Ким Дружинин В ролях : Александр Устюгов, Яков Кучеревский, Азамат Нигманов, Олег Федоров, Алексей Морозов, Антон Кузнецов Премьера в России : 24 ноября 2016 года Возрастной рейтинг : 12+

Нелегкий путь к экранам

Мы живем в семьдесят пятую годовщину битвы за Москву, одного из важнейших этапов Великой Отечественной войны. Именно тогда в головах многих людей произошел перелом, пришло осознание того, что войска вермахта не так непобедимы, как все привыкли думать. В битве за Москву бойцы Красной армии совершили немало подвигов.

Одним из крепко укоренившихся в людской памяти эпизодов стала легенда о панфиловцах, бойцах четвертой роты 316-й стрелковой дивизии. 16 ноября 1941 года войска несколько часов держали оборону против превосходящих сил противника. Стоит ли удивляться, что именно им решили посвятить фильм, выходящий в конце ноября?

В последнее время подобные картины не редкость, но «28 панфиловцев» выделяется на общем фоне. Режиссеры Андрей Шальопа и Ким Дружинин несколько лет искали финансирование для картины о подвиге бойцов Красной армии и в итоге вышли на краудфандинговую платформу Boomstarter. Создатели планировали собрать около трехсот тысяч рублей, однако в конечном итоге за несколько этапов собрали свыше тридцати миллионов — неслыханные по отечественным меркам пожертвования!

«28 панфиловцев»: отечественное кино о войне - фото 2

► «28 панфиловцев» подкупают операторской работой. Что не кадр — практически визуальный шедевр.

При этом у авторов за плечами не было крупных проектов или портфолио, способного доказать их таланты, — только небольшой тизер, снятый почти бесплатно. В итоге картиной заинтересовались в Министерстве культуры РФ, и на помощь пришла компания Gaijin Entertainment , разработчик военной онлайновой игры War Thunder.

И вот у нас наконец-то появилась возможность оценить результат.

В ноябре сорок первого

С первых кадров бросается в глаза, что фильм снят очень профессионально. Операторская работа заслуживает самых лестных слов: правильно подобранные ракурсы, захватывающие дух панорамные съемки, потрясающе красивые виды подмосковных лесов и просто отдельные удачные кадры складываются в настоящее пиршество для глаз. Картинка буквально переносит тебя на семьдесят пять лет в прошлое. Ты оказываешься по колено в снегу, среди пороховых разрывов, свиста пуль и грохота артиллерийской канонады на первом краю обороны Москвы.

Развернувшееся сражение выглядит весьма реалистично — создатели картины намеренно отказались от применения компьютерной графики, довольствуясь лишь методом комбинированных съемок. Отчасти это можно списать на сравнительно небольшой бюджет. Но Андрей Шальопа в интервью признался, что и дальше будет стараться работать при минимуме компьютерной графики. Он берет пример с Кристофера Нолана, который даже «Интерстеллар» снимал по возможности на натуре и в реальных декорациях.

«28 панфиловцев»: отечественное кино о войне - фото 3

► В «28 панфиловцев» нет почти ничего лишнего. Практически весь хронометраж — это тот самый легендарный бой. Нет ни предыстории персонажей, ни какой-то мирной жизни, ни романтических линий. Но все это и не нужно.

Благодаря отличной картинке фильм смотрится на одном дыхании. Отчасти в этом заслуга и хронометража картины — он не дотягивает даже до двух часов. Создатели выкинули из истории все лишнее, сосредоточившись только на деталях, жизненно важных для повествования.

Большая часть картины посвящена легендарному бою, единственное исключение — начальная сцена двумя днями ранее, в которой заезжий лейтенант учит солдат подбивать бронетехнику. На общем фоне эта сцена кажется несколько искусственной. Да, она дает возможность взглянуть на бойцов в мирное время и показывает, как они научились воевать. Но сцена слабо вяжется с тем фактом, что солдаты роты уже были на фронте и явно имели собственный опыт сражений.

«Есть разница между Родиной и Отечеством. Родина — это всегда где ты живешь. А Отечество — это как ты живешь».

Другое достоинство картины — живые и умные диалоги, которые хочется растащить на цитаты. Шальопа называет себя в первую очередь профессиональным диалогистом, и в картине, которой посвятил семь лет, он отточил их до неимоверной остроты. Диалоги придают образам героев объема, разбавляют драматизм шутками, но, главное, передают одну из основных идей режиссера: от солдата на войне требуется не умирать за Родину, а жить и воевать за нее.

«28 панфиловцев»: отечественное кино о войне - фото 4

► В фильме нет компьютерной графики, все кадры снимались вживую, поэтому с точки зрения реалистичности к картине нет претензий.

Об этом в фильме говорят все: от сержанта Ивана Добробабина, чья фраза «Сегодня, братцы, за Родину помирать не треба, сегодня за Родину пожить треба» была в трейлере, до самого Панфилова, отмечающего разницу между выражениями «стоять насмерть» и «стоять намертво». Отечественные фильмы о войне много лет приучали нас к мысли, что красные командиры добивались побед только за счет огромных потерь, а советский солдат воевал с политруками и особистами чуть ли не чаще, чем с фрицами. На этом фоне отеческое отношение Панфилова и политрука Клочкова к своим бойцам приятно удивляет.

— Ну, давайте, покажем мы вам, как воют русские и какие у нас слабые места.

— Я вообще-то казах.

— А казах что, не русский, что ли? Что ты мне голову тут морочишь? Мы сейчас Россию защищаем или что? Вот как будем Казахстан защищать, так и покажем им, как казахи воюют.

Диалог бойцов-панфиловцев

Подобные наполненные глубоким смыслом диалоги кому-то могут показаться и минусом. Вкупе со зрелищными кадрами и «эпической» музыкой они привносят в картину пафоса. Но хороший военный фильм и должен быть пафосным — вспомните для сравнения «Спасти рядового Райана» , «Перл-Харбор» или телесериал «Тихий океан». Можем назвать это одним из требований жанра и проверить тенденцию на выходящем через неделю заморском военном фильме — «По соображениям совести» Мэла Гибсона.

«28 панфиловцев»: отечественное кино о войне - фото 5

► Героям недостает индивидуальности, но это оправданный сценарный ход, все таки бойцы дивизии — обычные мужики, на их месте мог оказаться любой солдат Красной армии. Важно не то, что из себя представляли отдельные бойцы, а то, как они повели себя в критически важный момент.

Настоящий недостаток фильма в том, что, несмотря на живые и интересные диалоги, здесь недостает проработанных персонажей. Понятно, что при небольшом хронометраже создатели картины физически не могли равномерно одарить вниманием почти тридцать бойцов. Но глубиной характера не обладает даже номинально главный герой — политрук Клочков. Нам не показывают предысторий бойцов четвертой роты, только бой, что обессмертил их.

Однако в этом тоже есть смысл: персонажи ничем не отличаются от остальных безымянных бойцов, защищавших Москву. Это простые мужики, которым довелось жить в непростые времена и которые прожили свои короткие жизни как настоящие герои. Герои, на которых стоит равняться.

Правда и вымысел

Еще до выхода «Панфиловцы» оказались в центре скандала: в нем поучаствовал даже министр культуры. Дело в том, что еще в советские времена выяснилось, что подвиг панфиловцев был приукрашен журналистами. После тщательной проверки оказалось, что и погибли из них не все, и танков было меньше, и солдат с нашей стороны — больше… В итоге создателей картины обвинили в том, что они воспевают выдуманный эпизод.

Но с каких пор художественные фильмы должны основываться строго на реальности? Рядовой Райан и Лиза Бричкина вообще не существовали, но это не умаляет художественную ценность картин «Спасти рядового Райана» и «А зори здесь тихие».

Пускай конкретно этой схватки солдат четвертой роты с гитлеровцами не было, но никто не отрицает, что Панфиловская дивизия сражалась с врагом на Волоколамском направлении и не пустила противника к Москве.

«28 панфиловцев»: отечественное кино о войне - фото 6

► В фильме практически нет знакомых лиц, в главных ролях малознакомые актеры (пожалуй, за одним исключением), но и это идет картине на пользу. Все актеры вжились в свои роли, а зрителя в самый неожиданный момент не подкараулит откровение из серии: «Ба-а, да я же его в десяти сериалах видел»!

Конечно, в истории Великой Отечественной войны скрывается множество не менее достойных и заслуживающих внимания подвигов. Но разве можно ставить в вину создателям «28 панфиловцев» то, что они решили рассказать именно про этот эпизод войны, а не о чем-то другом? Пусть те, кто апеллирует к другим подвигам, сами о них и расскажут в художественной форме, а мы потом сходим в кино на еще один хороший фильм. А может, и не на один.

Достойное военное кино. Не без недостатков, но общего впечатления от просмотра они не портят.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь