От Нобунаги до Наполеона. История серии Total War
До конца прошлого века небольшая британская компания Creative Assembly создавала для гиганта Electronic Arts симуляторы регби, крикета и такого малоизвестного в России вида спорта, как австралийский футбол. Ситуация изменилась в начале 1999-го, когда Creative Assembly решила завязать со спортивными играми и переключиться на стратегии, а затем перешла под крыло SEGA. Так родилась Total War — самая зрелищная стратегическая серия всех времен.
Недавно Creative Assembly и японское издательство объявили о своем сотрудничестве с компанией Wargaming. Все вместе они займутся развитием Total War, а недавно образованная Wargaming Alliance выпустит условно-бесплатную стратегию Total War: Arena.
Будущее знаменитой стратегической серии немного прояснилось. Поэтому мы решили вспомнить ее прошлое.
Эра спрайтовых самураев
В июне 2000 года вышла первая часть франшизы — Shogun: Total War. В качестве сеттинга разработчики выбрали феодальную Японию периода гражданских войн Сэнгоку-Дзидай («Эпоха воюющих царств»). В то время Япония была поделена на провинции, во главе которых стояли местные феодалы (даймё). Они вероломно захватывали соседние территории, устраивали перевороты и заговоры.
► Вот так выглядели первые бои в серии.
События Shogun: Total War начинаются в самый разгар гражданской войны, в 1530 году. Игроку предлагали на выбор семь самурайских кланов, обладающих своими уникальными юнитами и особенностями. Подобно Оде Нобунаге, игрок должен за сто лет (1530—1630) прекратить междоусобные войны, объединить страну и стать полноправным военным лидером — сёгуном.
Каким образом? Нужно лишь захватить соседние земли, удержать дружественные провинции и нанять побольше убийц и шпионов. При идеальном раскладе можно избежать изматывающих сражений, подослав к неприятелю ниндзя или обворожительную гейшу, которая при достаточной доле успеха устранит вражеского генерала и даже даймё!
► В случае неудачи нам покажут забавный CG-ролик.
После этого захват провинции станет легкой задачей: войска противника окажутся деморализованы из-за отсутствия опытного и прославленного командира.
Битвы битвами, но большую часть времени игроку предстоит разбираться с глобальной картой. Поселения сами не построятся, рисовые поля без ваших понуканий никто не засеет, а лояльность крестьян не станет высокой только благодаря самоотверженным подвигам на поле боя. Плохие урожаи и высокие налоги быстро понизят лояльность населения, вызвав бунты, которые нужно остановить, забыв про все остальное.
► Глобальная карта была простой, зато все было под рукой.
Другой неотъемлемой частью серии Total War стали привязанные к определенным датам исторические события. Например, в 1545 году к игроку в гости пожалуют хитрые и предприимчивые португальцы. Подружившись с ними, вы получите огнестрельное оружие и прочие преимущества, вроде развитой торговли на протяжении многих лет. Но не все так гладко, ведь на португальских кораблях есть священники, которые непременно начнут насаждать в стране христианство, тем самым вызвав гнев буддистов. Массовые волнения на почве религии тоже могут привести к бунтам, так что игроку предстояло внимательно следить за ситуацией и пресекать беспорядки на религиозной почве в зародыше.
► Правильное построение войск — первый шаг к победе.
Любители масштабных битв всегда могли найти, чем себя развлечь: в игре был богатый раздел исторических сражений. Кроме того, показать миру свои полководческие навыки можно было и в многопользовательских баталиях.
Shogun: Total War стала великолепной и значимой стратегией, тем более для команды, что над стратегиями раньше не работала. Игра получила похвальные отзывы от игроков и высокие оценки от критиков, а дополнение не заставило себя долго ждать. The Mongol Invasion вышло спустя год и задало игрокам интересный вопрос: «А что, если бы?..» Что, если бы монголы все-таки добрались до Японии и завоевали ее в 1274 году?
Дело в том, что хан Хубилай несколько раз намеревался наведаться в Японию, но его попытки заканчивались грандиозным фиаско. Отослав часть войск в 1274 году, Хубилай был уверен, что захватит Японию. Но войскам хана помешал сильнейший шторм, уничтоживший больше половины флотилии, а вместе с ней разрушивший и планы хана по захвату Страны Восходящего солнца. В Японии спасительный шторм назвали «камикадзе» (божественный ветер).
► Если бы не шторм, монголы могли бы и добиться подобного.
Новая кампания оказалась чуть ли не на порядок сложнее основной игры. На выбор игроку дали две стороны — орду Хана и клан Ходзё. События в дополнении развиваются в XIII веке, никаких монахов-воинов, отрядов с аркебузами (порох появится в Японии через триста лет) и многих других юнитов здесь попросту нет, так что пришлось адаптироваться под новые условия с нуля.
Средневековье
В 2002 году с рисовых полей Японии мы перенеслись в средневековую Европу. Medieval: Total War предложила игроку сразу три временных периода средневековья: ранний (1087 год), средний (1205 год) и высокий (1321 год). От крестовых походов и гонений язычников до кровопролитной Столетней войны!
► В плане графики все осталось на том же уровне.
Механика почти не изменилась, зато увеличился размер карты и количество доступных наций: Византийская империя, Египет, Священная Римская империя, Англия и, конечно же, Русь! Спустя полгода вышло масштабное дополнение Viking Invasion , добавившее кампанию, которая целиком охватывает период норманнской экспансии (793—1066) в Британию.
Помимо британских фракций были добавлены пикты, ирландцы и, само собой, викинги. За последних мы совершали набеги на Англию, пока окончательно не захватили острова, подобно Вильгельму Завоевателю. К недостаткам Medieval: Total War можно причислить разве что устаревшую графику. В 2004 году двумерные спрайты юнитов выглядели уже неубедительно: сказывалось их низкое разрешение, и ожесточенные сражения иногда превращались в непонятную кашу.
К счастью, вскоре Creative Assembly взялась за разработку нового движка и следующей части Total War.
Разделяй и властвуй
В 2004 году появилась Rome: Total War. Античные времена, великий Рим, эпоха Цезаря и Клеопатры! Разработчики полностью разобрали геймплей, улучшили каждую его деталь и собрали обратно. Новый движок, трехмерная карта и юниты, а также полная поддержка современных (на тот момент) технологий. Изобретательнее стала дипломатия: за картой приходилось сидеть куда дольше. Впрочем, это было интересно, поэтому жаловаться грех.
Сражения стали поистине масштабными: на одной карте порой сходились до нескольких тысяч юнитов. Появились и экзотические боевые единицы вроде слонов, горящих свиней (против слонов), друидов и своры хорошо натренированных собак.
► Если забыли вырастить свиней, то придется наблюдать подобную картину в битвах со слонами.
Но больше всего Rome впечатлял размахом. Шесть сторон с более чем двадцатью фракциями на выбор! Цель игры за одну из римских фракций — захватить как минимум пятьдесят провинций и стать верховным правителем Рима. Можно еще раз пройти кампанию за другой римский дом, но зачем? Почему бы в следующий раз не сыграть за галльские племена и без всяких Астериксов с Обеликсами низвергнуть Римскую империю? Не менее интересна и кампания за египтян, в которой вы постепенно захватывали всю Северную Африку и ближайшие восточные страны.
► Хочешь не хочешь, а в гражданскую войну против римских домов все равно придется вступить.
Rome многое требовала от компьютера: мощный процессор для обсчета огромного количества юнитов, не самую дешевую видеокарту и приличный объем памяти. К недостаткам игры можно причислить и слабые вступительные миссии за любую из римских фракций, особенно за дом Юлиев. Первый десяток часов игроки тратили на редкие стычки с галлами и мятежниками и начальные шаги по отстройке собственной империи. По сравнению с прошлыми частями серии, Rome долго раскачивалась.
Вплоть до 2006 года Creative Assembly активно поддерживала игру патчами и аддонами. Дополнение Barbarian Invasion развило варварскую тему и добавило ночные сражения. Аддон Alexander казался интересным, но получил сдержанные отзывы как от критиков, так и от поклонников серии. К недостаткам отнесли вторичную и линейную кампанию, повествующую о завоеваниях Александра Македонского. Критиковали и ограничение по времени (всего сто ходов) и клонированные юниты восточных фракций.
► Хоть все юниты и на одно лицо, но где еще можно увидеть столь обширный набор варварских племен?
В 2006-м же на усовершенствованном движке от Rome вышла Medieval 2: Total War — первое номерное продолжение в серии. Ситуация с Medieval 2 почти аналогична той, что сложилась с первой частью в 2002 году. Серьезных изменений в геймплейном плане не произошло, но во всем остальном это была великолепная игра.
► А рука теперь все чаще стремится к кнопке «сделать скриншот».
Доспехи рыцарей теперь покрывались кровью поверженных врагов и грязью от долгих пеших прогулок. Управление территориями и экономика остались на прежнем уровне, но, по сравнению с Rome, авторы уделили серьезное внимание делам религиозным. Если игрок выбрал католическое государство, то он во всем должен слушаться церкви, иначе беды не миновать. Не помирились с соседним государством, не пошли в крестовый поход и отказались строить церкви? Получите святую инквизицию на пороге, отлучение от церкви и клеймо презренного еретика! Никуда не делась и вездесущая охота на ведьм.
► Или тевтонский орден придет к вам в гости.
Временной период начинается с раннего средневековья и заканчивается эпохой Возрождения и открытием Нового Света. Каждую фракцию доработали и создали массу юнитов, отличающихся друг от друга в том числе и внешне. В этом плане особенно радует кампания за Русь со столицей в Новгороде. Разработчики уделили достойное внимание проработке юнитов, однако не обошлось и без откровенных ляпов. Казахов они перепутали с казаками, а генератор случайных имен выдавал порой шокирующие варианты: Черт Козлов, Козел из Бобруйска, Шуба и даже Урод. Беда!
► Это норма!
В 2007-м появился аддон Kingdoms. Масштабное дополнение добавило в игру сразу четыре весьма обширных кампании, в том числе завоевание Америки испанцами и ранние крестовые походы. Изюминкой дополнения стали новые фракции вроде империи ацтеков, майя и даже племен североамериканских индейцев.
На суше и на море
В течение трех лет разработчики работали над новым движком, Warscape , и следующей частью серии. В 2009 году появилась Empire: Total War. Теперь Creative Assembly решила охватить разом весь XVII век — век непрекращающихся войн, колонизации новых земель и гонки вооружений. От реформ Петра I и основания Санкт-Петербурга до войны за независимость США и начала Великой Французской революции. Просторы отныне не ограничивались одной лишь Европой и маленьким кусочком Азии. Границы азиатских стран простирались вплоть до Китая, а от Европы спокойно можно отплыть в сторону Карибского моря и Северной Америки.
Пожалуй, главным нововведением для серии стали эпические морские сражения. Громыхали корабельные пушки, в щепки разлетались палубы и мачты, звенели абордажные сабли, приближая неминуемую победу. Раньше бои на море проходили в автоматическом режиме и самым непредсказуемым образом. Это особенно серьезно сказывалось в Rome: Total War — часто приходилось бороздить просторы Средиземного моря и отбиваться от наглых посягательств на флотилию игрока.
► И сразу вспоминается Айвазовский.
К сожалению, сама игра получилась местами спорной. Первым делом сократилось количество доступных игроку фракций. Их было одиннадцать. При этом разработчики не руководствовались золотым правилом «лучше качество, чем количество» и подарили всем фракциям одинаковую линейку юнитов, отличающуюся только цветом и несколькими дополнительными войсками, уникальными для каждой нации. Это было допустимо во времена первого Shogun, но в 2009 году выглядело странно. На старте игра поражала обилием багов, часть которых позже поправили патчами. Тем не менее интеллект вражеских войск до сих пор иногда выкидывает забавные фортели. Например, застревает в стенах или отказывается помогать вам в битве (если речь идет о подкреплении).
Куцую территорию Северной Америки позже удалось расширить и доделать при помощи загружаемого дополнения The Warpath Campaign. Список наций пополнился пятью индейскими племенами, а основная кампания рассказала о сражениях индейцев с колонизаторами.
► За независимость!
В 2010 году на прилавках появилась Napoleon: Total War — самостоятельная игра, а не очередное дополнение, как изначально решили некоторые игроки. События охватывали период наполеоновских войн (1796—1812 годы). С большим опасением поклонники ждали, что повторится история со злосчастным дополнением Alexander для Rome: Total War. Опасения были не напрасны: кампания оказалась линейной, хоть и не загнанной в столь жесткие рамки, как в Alexander.
► В России нет дорог, только направления.
Количество фракций сократилось, теперь сыграть можно было за Францию, Австрию, Российскую империю, Британскую империю и королевство Пруссия. В целом, несмотря на серьезные ограничения и сильную привязанность Napoleon: Total War к исторической канве, игра оказалось большой работой над ошибками Empire. Помимо очевидного обновления графического движка, изменению и улучшению подверглись интеллект противника, морские сражения, дипломатические и экономические составляющие. Наконец-то климатические особенности стали влиять на ваши отряды, в особенности сильный холод.
Впервые в серии появился сквозной сюжет, грамотно проложенный по всем важным военным кампаниям Наполеона Бонапарта. Для Napoleon: Total War вышла, пожалуй, самая интересная любительская модификация — The Great War. Она перенесла игроков на поля сражений первой мировой.
Дубль два
Последние две части серии окунули нас в эпические баталии во многих уголках земного шара. Запах пороха и морские бои уже стали обыденным делом в Total War, поэтому нужно было двигаться вперед. Вот только куда? С одной стороны, впереди маячили две отлично изученные мировые войны, и явно напрашивалась отдельная игра про гражданскую войну в США. С другой стороны, та же вторая мировая уже набила оскомину в шутерах, к тому же фанаты годами просили вернуть серию к истокам.
И разработчики прислушались к поклонникам! Для многих Total War всегда была серией, где основным оружием считался меч, а не мушкет или пулемет.
► Shogun 2 до сих пор поражает качеством графики.
В 2011 году увидела свет великолепная Shogun 2: Total War — пожалуй, лучшая часть серии Total War за последние шесть лет. Авторы не стали изобретать велосипед и попросту улучшили все, за что мы любили оригинал. Вновь мы погрузились в мир «Эпохи воюющих царств», а количество кланов увеличилось с семи до двенадцати.
► Забавные сценки с неудачными убийствами остались на месте.
Улучшенная версия движка Warscape рисовала умопомрачительно эпичные битвы. Бывалые игроки заметили и улучшенный интеллект, и проработанную дипломатию (теперь прижатая к стенке фракция скорее сдастся, чем будет воевать до последнего), и доработанные морские бои.
► Постоянно хочется пролететь над полем брани, внимательно наблюдая за отдельными схватками.
Кроме того, Shogun 2: Total War стала первой частью серии, где юниты теряют конечности и фонтанируют кровью во время сражений. Вот только за жестокость нужно заплатить, ведь ужасы войны превратились в платное дополнение. Из других аддонов стоит отметить кампанию Rise of the Samurai, повествующую о расцвете самурайства за четыреста лет до междоусобных войн.
Однако основной интерес для любого фаната серии представляет масштабный и не зависимый от основной игры аддон Fall of the Samurai , вышедший в 2012 году. Дополнение охватывает период бакумацу («конец сёгуната») и гражданскую войну Босин.
Гражданская война началась после того, как в июле 1853 года американский командор Перри приплыл к берегам Японии и потребовал прекратить многовековую изоляцию страны и начать совместные торговые отношения. В 1854 году стороны заключили соответствующий договор. На протяжении десяти лет в стране копилась ненависть к иностранцам и очевидным переменам, и в 1868-м в Японии началась битва между проимператорскими силами и сторонниками сёгуната.
Никогда еще серия Total War не подходила так близко к XX веку: в кадре появились автоматическое огнестрельное оружие, железные дороги и даже пароходы.
► В аддоне разрешают пострелять из пулемета Гатлинга.
Но поклонники ждали продолжение Rome со времен Empire, заваливая почтовые ящики Creative Assembly просьбами и организуя петиции. И в 2013 году вышла долгожданная Total War: Rome 2 , но встретили игру прохладно. Rome 2 стала если не самой провальной частью, то самой неоднозначной точно.
► В основной игре не получится устроить кровавое побоище и громогласно прокричать: «Это Спарта!» Извольте докупить два дополнения.
В минусы продолжения записали отвратительный интеллект противников, мизерное количество доступных фракций (дополнительные пришлось докупать отдельно) и плохую оптимизацию даже на мощных компьютерах. По сравнению с Shogun 2, новая игра стала шагом назад.
К счастью, сейчас Rome 2 — совершенно другая. Ее доделывали на протяжении нескольких лет: выпустили семнадцать больших патчей, которые исправили большинство недоработок. Однако первое впечатление уже не позволит игре стать культовой, как первой части.
Глава Wargaming Alliance о Total War: Arena
Узнав, что подразделение Wargaming займется изданием новой игры в культовой серии, мы связались с главой Wargaming Alliance Владимиром Макарычевым и задали пару вопросов о судьбе Total War: Arena.
— Какое-то время Total War: Arena уже провела в стадии тестирования. Что нас ждет после запуска?
Владимир Макарычев: Вас ждет много изменений как по контенту, так и по функционалу. Получив поддержку Wargaming, студия Сreative Assembly смогла сдвинуть релиз и сосредоточилась на доработке игры. Должен признаться, что в какой-то момент нам даже пришлось немного ограничить желания разработчиков, так как мы не можем отложить запуск игры на год или два. Поэтому да, вас ждет много изменений. Та игра, которая выйдет в открытое бета-тестирование, и то, что вы видели прежде, — две разные Total War: Arena.
— Какая роль у вашей компании в разработке Total __War : Arena ? И чем заняты SEGA и Creative Assembly?
Владимир Макарычев: Роль Wargaming — поделиться нашими знаниями и опытом, полученными за годы работы над условно-бесплатными играми. За игровой процесс отвечают профессионалы из Creative Assembly, которые занимаются созданием подобных игр уже пятнадцать лет. Мы даем советы по поводу монетизации и экономики, помогаем развивать киберспортивный элемент, вместе с разработчиками придумываем региональные особенности, без которых игру попросту не запустить в некоторых регионах.
Кроме того, наши региональные офисы вместе с глобальной издательской командой обеспечат Total War: Arena профессиональным маркетингом и поддержкой сообщества в любом регионе мира. А еще игра с момента своего запуска получит доступ к более чем стомиллионному глобальному сообществу игроков Wargaming.
Роль SEGA и самой Creative Assembly, как я уже отметил ранее, — создание одной из лучших условно-бесплатных стратегий в мире. Также издатель и разработчики будут участвовать в продвижении проекта.
Новый виток развития
Пока одна часть студии доводила Rome 2 до ума, вторая занималась разработкой атмосферного экшена Alien: Isolation. Казалось, что серия Total War зашла в тупик, но в сентябре 2014 года анонсировали Total War: Attila. Игра стала своеобразной работой над ошибками Rome 2 и духовным наследником аддона Barbarian Invasion. Загвоздка состояла в том, что Attila позиционировалась как самостоятельная игра, хотя контента в ней было очень мало. Все это вызвало недовольство поклонников, но в итоге игру встретили все-таки хорошо: на данный момент Total War: Attila — последняя историческая игра серии.
► Особый интерес вызывает фракция саксов и предки викингов: геты, юты и даны.
В мае этого года на прилавках появилась Total War: Warhammer, основанная на популярной вселенной Warhammer Fantasy. Маленькие фигурки из популярной настольной игры перекочевали в виртуальный мир. Разработчикам удалось разобраться в новом для себя сеттинге, сохранив главные особенности серии Total War.
► Total War: Warhammer стала первой игрой в серии, где появились летающие юниты.
Бывалый поклонник серии почувствует себя как дома: перед нами старый добрый Total War, только с дворфами, вампирами и зеленокожими. Над игрой все еще продолжают работать, и скоро выйдет дополнение с фракцией лесных эльфов.
* * *
Теперь же на повестке дня — Total War: Arena. Командная многопользовательская условно-бесплатная стратегия. В качестве сеттинга разработчики выбрали эпоху Rome, однако не отрицают, что со временем появятся и другие временные периоды и фракции. Как знать, может, через несколько лет мы сможем устроить эпические баталии за Русь и Орду?
Вся надежда на трио Creative Assembly, SEGA и Wargaming.