Стратегия года: Stellaris, XCOM 2, Sid Meier’s Civilization 6
О номинации
Выбирать лучшую стратегию легко и приятно. Во-первых, многие наши редакторы особенно неравнодушны именно к этому жанру. А во-вторых, что называется, есть из чего выбрать. Встречайте: тройка лучших стратегий 2016 года — по версии «Игромании»!
3-е место. Stellaris
На третьем месте — единственная в стратегическом топе игра без всяких цифр после названия. Да, именно так: в номинации, где франшизы от года к году, как правило, только становятся лучше, одним из фаворитов стал совершенно новый проект. А все потому, что за Stellaris стоит звездная Paradox Development Studio , создатели Crusader Kings , Hearts of Iron и Europa Universalis.
Без шуток, «глобальная космическая стратегия от Paradox» — почти идеальное описание для Stellaris. Здесь нет знакомой кнопки «закончить ход», игра идет в реальном времени. Нет раз и навсегда установленного дерева технологического развития — что выпало, то выпало, изучить сразу все технологии будет крайне непросто, как и в старом добром Master of Orion. Лидеры стареют и умирают, а ваша звездная империя подкидывает не меньше проблем, чем соседи. Вместо многократно отработанных элементов — долгое и вдумчивое исследование окружающего мира, жонглирование внутренними фракциями и возможность играть в прогрессоров на каком-нибудь местном Арканаре.
Многое в этой игре сделано очень схематично, обозначено самыми широкими мазками (вспомните хотя бы боевую систему), однако в случае со Stellaris на это легко закрыть глаза. Авторы мало того, что позволили нам по-новому взглянуть на борьбу галактических империй и походя решили одну из самых серьезных проблем больших 4X-проектов — затянутый апатичный эндшпиль, — они еще и сделали самую доступную из своих (обычно жутко замороченных) игр. Ловите момент!
2-е место. XCOM 2
В феврале, когда XCOM 2 только вышел, мы назвали его одним из вероятных кандидатов на игру года… и погорячились. Огромный поток первоклассных релизов вытеснил его из числа претендентов на главный приз, но вот в жанре стратегий он по-прежнему держится вполне уверенно.
Новый XCOM — доработанная, отполированная и почти безупречная пошаговая стратегия про борьбу с инопланетным вторжением. Как и много лет назад, мы зорко следим за активностью пришельцев и ведем планомерную борьбу. С той только разницей, что на период действия второй части они уже фактически подчинили себе Землю. Нам досталась роль партизан, а вместо стационарной базы игрок управляет гигантским кораблем со множеством функциональных отсеков. В остальном мы, как и прежде, летаем на тактические миссии, экипируем и обучаем солдат, исследуем добытые образцы технологий и пытаемся их повторить. Чтобы в конце дать финальный бой и прогнать захватчиков с родной планеты.
XCOM 2 легко могла бы обосноваться и на первом месте в рейтинге стратегий… Если бы на этот же год не пришелся релиз еще одной игры от Firaxis — той самой, что привычно начинается с приставки «Sid Meier’s».
1-е место: Sid Meier’s Civilization 6
Всякий раз, когда индустрию сотрясает выход очередной номерной части Civilization, выбор стратегии года становится очевидным. Шестая часть вобрала в себя лучшие моменты из прошлых игр, причем уже на старте в ней появились многие механики, которые прежде добавлялись только в дополнениях. В игре опять использовали гексагональную карту и близкую к варгеймовой боевую систему, с ходу появились шпионаж, туризм и развитие религии.
Ну и конечно, не обошлось без новых идей. К примеру, многие здания в городе теперь требуют еще и постройки под них особого района, а он занимает дополнительную клетку на карте. Да и чудеса света теперь тоже требуют свою долю пространства.
Политический строй состоит из карт-перков, которые можно тасовать на свое усмотрение. Социальные технологии стали отдельным древом развития, параллельным науке, а развитие самой науки можно ускорять, выполняя специальные условия. Дороги протаптываются караванами, а у компьютерных лидеров появились явные предпочтения и антипатии, учитывая которые можно строить дипломатические отношения.
Как и прежде, от необходимости вдумчиво планировать каждый ход приятно ломит в висках. Любой «идеальный план» летит ко всем чертям уже на втором ходу, если ваш город вдруг обнаружит варварский разведчик. Игру постарались наполнить многочисленными внезапными событиями, чтобы действовать приходилось по ситуации. Благодаря этому каждая партия получается уникальной.
Культовая серия обзавелась еще одной великолепной игрой и получает от «Игромании» заслуженное первое место среди лучших стратегий 2016 года!
Достойны упоминания
За призовые места в этом топе также боролись Homeworld: Deserts of Kharak , перезапущенный Master of Orion , необычный строительный симулятор Planet Coaster , культовая серия Total War , которая в этом году соединилась с еще более культовой вселенной Warhammer , и другие. В ранний доступ отправился долгожданный проект Endless Space 2. Мы его уже видели, но в голосование не включили: всему свое время.
На этом всё. Возвращайтесь завтра, и мы продолжим подводить итоги 2016 года по версии «Игромании».
Прогноз на 2017 год
Кажется, 2017-й будет беден на хорошие стратегии. Это подтверждает календарь релизов — в нем катастрофически мало имен, за которые можно зацепиться любителю RTS. Мало, зато каких! В феврале на прилавках появится Halo Wars 2, продолжение удачной стратегии, где действие происходит во вселенной понятно какой игры.
Кроме того, в наступившем году выйдет Warhammer 40,000: Dawn of War 3, продолжение знаменитой серии. По многочисленным просьбам поклонников, в новой игре создатели вернули возможность строить базу. Наконец-то!
Еще появится Sudden Strike 4 , а она наверняка придется по душе всем тем, кто истосковался по стратегиям о второй мировой. Ну и вышеупомянутая Endless Space 2 рано или поздно все-таки покинет «ранний доступ» — тогда-то мы, без сомнения, и включим ее в голосование за лучшие RTS, но уже 2017-ого.