Лучшие инди-игры: Superhot, Inside, Firewatch
О номинации
Для самой, пожалуй, «ламповой» номинации год выдался очень удачным. Голосовать было чертовски сложно. Мы смотрели на свои любимые игры с небольшим бюджетом и оригинальными идеями, слишком смелыми для флагманов индустрии, и много размышляли. В 2016-м не было своей Undertale ; зато вместо одного явного лидера перед нами оказалась целая череда прекрасных проектов.
3-е место. Superhot
Концепция простая: время идет с нормальной скоростью только тогда, когда движешься ты сам. Из-за этого шутер превр… превр…
Нажмите R, чтобы начать заново.
Идея простая и изящная: время идет с нормальной скоростью только тогда, когда движешься ты сам. Из-за этого шутер превращается чуть ли не в стратегию — и при этом все равно выглядит словно сон Джона Ву. Такой боевик удивлял еще в 2013 году, когда игра существовала только в виде небольшой демки, а потом и браузерного шуте… шуте…
Нажмите R, чтобы начать заново.
Время идет с нормальной скоростью только тогда, когда движешься ты сам. Из-за этого Superhot превращается чуть ли не в стратегию — и при этом все равно выглядит словно сон Джона Ву. Такой боевик удивлял еще в 2013 году даже в виде небольшой браузерной игры из нескольких уровней. Реакция на демку была, как правило, такой: «Вот это ничего себе. Вот это о-го-го. Только большой игры из этого не сделать». А Superhot Team взяли и сделали. Как раз в 2016-м.
SUPER HOT. SUPER HOT. SUPER HOT.
2-е место. Inside
Для игры, которую разрабатывали шесть лет, Inside оказалась на удивление короткой. И все равно с легкостью завоевала наши сердца. Это ли не лучшая рекомендация?
Говоря сухим языком, Inside — минималистский платформер с физическими головоломками, вызывающий в памяти Never Alone , The Swapper и, допустим, готовящиеся к релизу World of One и The Mooseman.
Однако сухо об Inside говорить совершенно невозможно. Playdead , авторы культовой черно-белой аркады Limbo , широкими, яркими мазками обрисовали кошмарное тоталитарное общество, где «хозяева», то есть высшая каста, ставят абсурдные эксперименты над рабочей «скотиной». Это сырой, неприветливый и холодный мир, и он почти наверняка намертво отпечатается у вас в памяти. Мрачный лес, давящее метро, зябкая прогулка на батискафе под водой… Кафка был бы в восторге. Как в том анекдоте: можно достать игрока из Inside, а вот Inside из игрока — уже нет. За то и любим.
1-е место. Firewatch
Чем захватывает Firewatch? Сложно объяснить. Здесь нет ни мистики, ни хоррора, ни провалов в памяти, ни даже головоломной интриги — только красивый лес, приятная тревожная музыка и бесхитростная история. В этом феномен Firewatch: она позволяет лишь ходить и слушать, но ей удается то, что не под силу более крупным и сложным проектам: по-настоящему вовлечь игрока в сюжет и заставить сопереживать чужой трагедии так, будто она произошла в вашей собственной жизни.
Это почти моноспектакль. Мы слышим лишь реплики главного героя Генри, ушедшего работать смотрителем в национальный парк в надежде сбежать от реальности, и его коллеги Делайлы, невидимой женщины, находящейся во многих километрах от нас. Можно с ней говорить, а можно не отвечать. Можно разглядывать редкие предметы в лесу, а можно отрешиться от всего и вместе с Генри погрузиться в воспоминания о прошлом.
Так или иначе, но рассказ о событиях лета 1989 года очень быстро подойдет к концу — однако если вам нравятся искренние истории и живые герои, вы непременно запустите Firewatch еще раз. Потому что это уже и ваша история тоже.
Достойны внимания
Было много других отличных независимых игр, которым не нашлось места в топе. Все же забыть о них было бы преступлением.
Выверенная до мельчайших деталей Owlboy не разочаровала даже после восьми лет ожидания. Прекрасный подарок всем любителям старых адвенчур, да еще и выглядит так, будто ее рисовали художники Studio Ghibli.
Неожиданный добрый мегахит Stardew Valley затягивает с головой. Где-то в шесть утра понимаешь, что последние семь часов ушли на подготовку фермы к зиме… и этого времени ничуть не жаль: главное, что теперь парники стоят.
The Witness, проект от создателя Braid , сумасшедшего загадочника Джонатана Блоу, играючи заваливает вас тайнами. При этом она подчеркнуто отказывается брать игрока за руку даже перед лицом самых страшных головоломок.
SHENZHEN I/O позволяет программировать чипы и микроконтроллеры… Чего? Как нас вообще заставили играть в симулятор жизни китайского программиста? Чертов Зак Барт, как ему это вообще удается?!
Беспросветная во всех смыслах Darkest Dungeon сквозь зубы рассказывает об искателях приключений, которые полезли в подземелья под полузаброшенным поместьем. Существует эта игра, очевидно, только для того, чтобы ваш лучший боец спился, алхимик сошел с ума, а вор стал мазохистом-флагеллянтом.
Steven’s Sausage Roll преподносит себя как простой 3D-паззл, однако не дайте этим вилкам с сосисками себя обмануть. Перед вами — своего рода Dark Souls от мира головоломок.
RimWorld от Тинана Сильвестра, бывшего геймдизайнера BioShock Infinite и автора прекрасной книги Designing Games: a Guide to Engineering Experiences , во многом представляет собой ту самую «Dwarf Fortress с человеческим лицом». Охотница с деревянной ногой пошла стрелять альфабобров, а те взяли и съели ее протез, и она умерла в тундре от холода. Что еще нужно для счастья?
Прогноз на 2017 год
Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что недостатка в небольших независимых играх в следующем году не будет.
Так, Cuphead перенесет игроков в сказочный мир, будто созданный для какого-нибудь старенького мультфильма Disney. Игровой процесс же, по словам разработчиков, будет далек от сказочного: игроков ждут до изумления сложные битвы с боссами и напряженные схватки с рядовыми врагами.
Еще интереснее игра Night in the Woods, где нам предстоит разобраться с подростковыми проблемами кошки Мэй. Да-да, самой настоящей кошки, которая совсем не хочет взрослеть, а вместо этого жаждет тусоваться с друзьями-неудачниками, играть на гитаре и буянить.
Не исключено, что одной из лучших игр следующего года станет Pyre , новая игра от авторов Bastion и Transistor. У студии Supergiant Games , судя по всему, вновь получается нечто уникальное. Формально новая игра — экшен с ролевыми элементами, но на деле все может оказаться совсем иначе.
Немало вопросов вызывает Rime, которая прошла нелегкий путь и пережила несколько скандалов. Если разработчикам удастся воплотить в жизнь все свои идеи, то нас, вероятно, будет ждать нечто среднее между Legend of Zelda и Shadow of the Colossus.