Ролевая игра года: Final Fantasy XV, Dark Souls 3, Tyranny
О номинации
С каждым годом давать конкретное определение условной ролевой игре все сложнее. Пожалуй, в современном мире мы без труда можем назвать ролевой игру, где гораздо больше стрельбы и битв, чем всего остального. Тем не менее время от времени выходят проекты, напоминающие нам о ролевках старой школы. В 2016-м без такой RPG тоже не обошлось, и она делит одно из мест нашего топа с еще одной игрой…
3-е место. Final Fantasy XV
Final Fantasy XV забудут не скоро. Square Enix создала волшебный мир, которым можно любоваться почти бесконечно, постоянно находить в нем что-то новое. Даже после победы над главным злодеем!
Принц Ноктис и его друзья наверняка войдут в историю ролевого жанра в качестве одной из самых «живых» партий. И стоит где-нибудь зазвучать мелодии из традиционно великолепного, по-настоящему «финалочного» саундтрека, как вы тут же вспомните приятные мгновения, проведенные в компании Промпто, Игниса и Гладио.
Но «производственный ад» оставил на теле долгожданной JRPG страшные шрамы. Приглядитесь к ее миру: это картонные декорации, которые ближе к финалу выстраиваются в примитивный коридор. История скучна и откровенно дырява (не зря режиссер игры уже пообещал исправить ее — и не только ее — патчами), боевая система неуклюжа, а квесты вида «сходи принеси» устарели еще в прошлом веке. На каждую отличную находку (где ж найти столько места для всех фотографий Промпто?) найдется хотя бы одно обескураживающее дизайнерское решение. Тесные коридоры, маленькие пещеры и атакующая магия, задевающая своих? Серьезно?!
После знакомства с Final Fantasy XV трудно остаться равнодушным. Она бывает великолепна. Но бывает и отвратительна. Потому и заняла третье место, хотя благодаря родословной могла претендовать и на золото.
2-е место. Dark Souls 3
Dark Souls 3, как и ее предшественниц, сложно отнести к классическим ролевым играм. Здесь нет длинных роликов, стен текста или героев, у которых можно выведать всю подноготную, а потом затащить в койку. Сюжет и взаимодействие с неигровыми персонажами в Dark Souls поданы настолько ненавязчиво и изящно, что по невнимательности важные встречи и разговоры легко пропустить.
При этом последствия большинства поступков нельзя предугадать при всем желании. Персонажи взаимодействуют не только с игроком, но и с миром, и друг с другом (нередко за кадром). И о случившейся беде порой узнаешь, только обнаружив чей-то хладный труп.
И, главное, каждая потеря действительно берет за живое. В умирающем мире, жители которого давно обезумели и с готовностью разорвут тебя на куски, любой разумный человек уже вызывает симпатию. А уж если с ним доведется сражаться плечом к плечу или перекинуться хотя бы парой фраз, то он воспринимается не иначе как закадычный друг.
Да что там герои, даже некоторым боссам сложно не посочувствовать, так печальны их образы и истории. Но сами они их не поведают, информацию надо собирать по кусочкам, из описания найденного оружия, обмундирования и предметов. Занятие медитативное, зато куда более увлекательное, нежели прослушивание длинных пафосных речей.
Ультраширокий взгляд на игры
Итоги года мы подводим совместно с нашими друзьями из LG. Ведь только ультраширокий монитор или проектор, производством которых и занимается LG, позволят вам не просто сыграть в игру, но переместиться в игровой мир — в средневековые замки Dark Souls 3, на улицы фэнтезийного города из Final Fantasy XV или в зеленые леса княжества Туссент из дополнения для «Ведьмак 3: Дикая Охота».
Да и в фильмах эффект не меньший, и пересматривать любимое кино на широком экране, подмечая новые детали, прежде не доступные взору, одно удовольствие.
о мониторах LG UltraWideо проекторах LG
2-е место. Tyranny
Tyranny разделила с Dark Souls 3 второе место, преподнеся нам несколько сюрпризов. Самый главный: Tyranny до последнего момента успешно боролась за симпатии редакционного состава. И лишь на ленточке уступила лидерство победителю и подпустила к себе Dark Souls 3. Это темная лошадка, на которую никто не ставил, но она не боялась соперников и изящно запрыгнула на пьедестал почета.
Игра проигрывает в качестве всем другим претендентам из «большой пятерки». Слишком много огрехов: короткая кампания, неидеальная ролевая система, тесные локации, незрелищные бои. Так в чем секрет успеха? Перед нами самостоятельная игра, в то время как конкуренты — дополнения и продолжения. Пожалуй, Tyranny развивает жанр больше, чем все остальные вместе взятые.
Нам рассказали действительно необычную историю про кровавого тирана и его прислужника, роль которого отведена главному герою, а не про набившее оскомину спасение мира. Только за это разработчикам можно поставить памятник. А ведь есть еще классная прегенерация персонажа, интегрированная в сюжет, и создание заклинаний из нескольких компонентов, и система фракций, и яркие персонажи.
Видно, что разработчики из Obsidian Entertainment шаг за шагом торят дорожку к глобальному успеху. Pillars of Eternity была хороша, но Tyranny явно лучше. Пожалуйста, не останавливайтесь, мы хотим новых ролевых хитов!
1-е место. «Ведьмак 3: Кровь и вино»
Почему титул лучшей ролевой игры года достался дополнению? Ответ прост: если бы все студии делали дополнения к своим играм так, как CD Projekt RED — аддон к «Ведьмаку» , мы жили бы в счастливом мире. «Кровь и вино» — не просто цепочка заданий и пара новых локаций, за которые вас просят отдать лишние восемьсот рублей. Размеры дополнения соответствуют масштабам оригинальной игры: вы вполне можете выпасть из реальности еще часов на тридцать, особенно если обожаете вселенную «Ведьмака» так же, как мы.
«Кровь и вино» — почти самостоятельная игра со своими персонажами (новыми), обширными территориями (совершенно незнакомыми) и десятками заданий (не хуже основных). Приключения в Туссенте воспринимаются не как эпилог, а как новая большая глава истории Геральта. Ведьмак знакомится с властной княгиней Анной-Генриеттой, встречается со старым другом, вампиром Регисом, и распутывает почти детективный клубок тайн, где сплелись убийства, любовь и семейные интриги. А чего стоит визит в книжку волшебных сказок, где можно встретить Рапунцель, Злого волка, трех поросят и прочих знакомых с детства персонажей!
CD Projekt RED еще раз удалось увлечь, рассмешить и растрогать игроков историей, которая совершенно точно стоит и своих денег, и потраченного времени.
Достойны упоминания
Итак, с ролевыми играми в 2016-м полный порядок, хотя поначалу казалось, что все будет не столь радужно. Однако во второй половине года появилось немало хороших ролевых игр, которые даже не втиснулись в наш топ.
Вот, к примеру, The Dwarves. Гномов нечасто встретишь в качестве главных действующих лиц. Причем появились они не абы откуда, а прямиком из романа «Повелитель гномов» от Маркуса Хайца. Правда, после пары часов геймплея выяснилось, что у игры есть проблемы с ролевой системой, боевой частью и подачей сюжета. Что поделать, бюджетный проект с Kickstarter.
На общем фоне выделяются Fire Emblem Fates и Banner Saga 2. Они эффектные и самобытные. Но слишком уж специфичны, к тому же это не чистокровные ролевые игры — тяготеют к тактике. Вдобавок у первой явные проблемы с сюжетом, что для JRPG непростительно, а Banner Saga 2 не очень-то изменилась по сравнению с оригиналом.
Примерно то же самое можно сказать и про Darkest Dungeon. Авторы здорово поработали над стилистикой, героями и классами: игра притягивает мрачностью и безысходностью и потому любима стримерами. Но создатели где-то что-то недокрутили, подзатянули, упустили… В общем, подпортили настроение, хотя начинали весьма бодро.
То ли дело Deus Ex: Mankind Divided! Именно эта игра с четырьмя призерами вошла в «большую пятерку» претендентов на медали и осталась за бортом. Обидно! Deus Ex: Mankind Divided достойно продолжила серию и оставила хорошее впечатление. Вот только геймплей не получил серьезного развития по сравнению с тем, что было в прошлой части. А игра в целом больше походит на сюжетный боевик, нежели на породистую RPG. Впрочем, Deus Ex получила свое в других номинациях.
Прогноз на 2017 год
2017-й вполне может стать годом ролевых игр старой школы. Во-первых, с нетерпением ждем релиз Divinity: Original Sin 2, которая уже появилась в «раннем доступе» Steam. И у нас есть предчувствие, что у разработчиков все получится.
Во-вторых, недавно стало известно, что в феврале выйдет Torment: Tides of Numenera. Когда даже завзятые оптимисты уверились, что блестящая Planescape: Torment 1999 года выпуска все же останется без продолжения, Брайан Фарго объявил о создании «идейной наследницы» и собрал внушительную сумму денег под проект на Kickstarter. Как же хочется, чтобы игра вышла отменной!
Впрочем, и кроме старорежимных RPG есть на что обратить внимание. Здорово интригует Vampyr : история врача-вампира в декорациях Лондона начала XX века, охваченного эпидемией испанки. Ну а поклонников «Южного Парка» наверняка осчастливит грядущий релиз South Park: The Fractured but Whole. И, конечно же, мы верим, что Mass Effect: Andromeda , кою игроки надеялись увидеть еще в 2016-м, все-таки выйдет в новом году.