Крепкий хозяйственник. Превью Urban Empire
Градостроительные симуляторы наподобие SimCity и Cities: Skylines избаловали современного игрока. В них он сродни богу: способен за пару минут переписать законы, перестроить целые кварталы и бесконечно поднимать налоги — словом, творить что угодно, не задумываясь об ответственности. Очень удобный подход с почти безграничными возможностями, к действительности, однако, отношения не имеющий.
Urban Empire сразу дает понять, что подобные трюки провернуть не удастся. Здесь даже благие намерения зачастую встречают недопонимание или отпор населения, не говоря уже о бюрократических препонах. Ты больше не бог, а всего лишь затюканный чиновник, и трудности валятся со всех сторон, только успевай уворачиваться. Жизнь и работа с угрозой быть уволенным и неизбежной критикой. Жизнь мэра.
Вся мэрская рать
Проект маленькой финской студии Fragment Production (серия Rescue ), вообще говоря, старается отойти от принятых в жанре правил или хотя бы подкорректировать их. Поэтому его преподносят как симулятор градоправителя, а не градостроителя, причем с акцентом на политический менеджмент. На этих двух китах и стоит Urban Empire, рассказывающая двухсотлетнюю историю влиятельных династий мэров.
А начинается она в 1820 году в вымышленном городе Cварлиан (Swarelian). Взять на себя ответственность по его обустройству может одно из четырех семейств с потомством на пару веков вперед. Выбор влияет на начальную стратегию развития региона в трех сферах: технологии, экономика или гражданские права. Добиться успехов в каждом направлении сложно даже на финальных этапах, когда человечество выходит на пик эволюции, а уж в начале XIX века почти невозможно.
► Идея с семейным кланом, столетиями властвующим на отведенной ему территории, наверняка позаимствована у Tropico. Издателем обеих стратегий выступает одна компания — Kalypso Media.
► Каждая династия имеет по пять представителей, и каждому отводится сорок лет на преобразования в городе.
Впрочем, до всех благ и свобод еще предстоит добраться. А пока нужно привести в порядок вверенную нам территорию, где лошади вместо машин, нет дорог и много грязи, а «квалифицированная рабочая сила» звучит как ругательство. Поначалу приходится самому расчерчивать зоны на жилые и индустриальные (позднее понадобятся и коммерческие). Потом, с ростом численности населения и его квалификации, обязанности по управлению инфраструктурой перейдут к муниципалитетам. За мэром останется право корректировать проекты и следить за исполнением поручений.
Почти сразу даст о себе знать политический элемент игры. Даже в начальной эпохе есть коллективный совет, на котором решаются важные вопросы — от возведения храмов до пересмотра системы налогообложения. Споры там ожесточенные, ведь законодательный орган состоит из представителей трех партий (либералы, консерваторы и националисты), и каждая следует определенной идеологии. Ну а посреди этого безобразия вы: пытаетесь и на кресле удержаться (клановая преемственность, не забывайте), выполняя волю народа, и врагов поменьше нажить.
► Коллективный совет в игре больше всего напоминает британскую палату общин.
Как заставить всех себя ненавидеть
Чем ближе к современности, тем больше сил уходит на многопартийную борьбу, а не на совершенствование Сварлиана. На последних этапах в сенате заседают шесть или семь сторон, а значит, продавливать свои предложения уже сложнее. Даже незначительные благие дела вроде установки фонтана или строительства парка могут не получить одобрения прижимистых консерваторов и националистов, хотя малочисленные «зеленые» и часть либералов будут обеими руками за.
► При смене поколений преображается и Сварлиан. Видоизменяется архитектура, появляются новые технологии и средства передвижения, производство становится более автоматизированным.
Вот и приходится лавировать между чиновниками, добиваться их расположения. Каким конкретно образом, каждый решает в меру своей испорченности. Поборники законности могут долго умасливать противников на светских ужинах, зарабатывать поддержку общественности мероприятиями и организацией праздников (настроение избирателей парламент улавливает лучше, чем призывы мэра). Сторонники метода «все средства хороши» идут на оппонентов войной: сговорчивых подкупают, другим угрожают расправой или передачей дискредитирующих материалов прессе. Пусть не забывают, чья династия сотворила город на грязи и песке.
► Если совсем забыть про законы, есть риск не только лишиться должности, но и угодить за решетку. Впрочем, в Urban Empire разницы между этими понятиями нет.
Но не всегда на первый взгляд правильные решения и правда таковы. Те же социальные программы, как то: строительство больниц и детских садов, должны реализовываться исходя из нужд граждан — для них же работаем. Нет смысла в новой школе при слабой рождаемости и плохо, когда не хватает больниц в нескольких микрорайонах, и жители добираются до врачей часами. Не стоит рисковать с возведением экологически небезопасного завода даже ради новых рабочих мест и пополнения казны. Непоследовательное управление приводит к недовольству широких масс, что отражается сразу на нескольких показателях.
Угодить всем не получится: интересы представителей разных страт очень отличаются. Их, собственно, и отстаивают политические организации на заседаниях совета. Порой взгляды партий пересекаются, и тогда они поддерживают полезный для их электората законопроект. Ваша же задача — не склоняться в сторону богатых или бедных, а соблюдать баланс.
А если не получится… да, верно, отставка.
► Если постараться, то все инициативы градоправителя будут поддержаны сенатом. Вопрос только, сколько времени займет путь от рассмотрения законопроекта до его принятия и реализации.
Вот Пинки, вот и Брейн
Жители Сварлиана, однако, не бессмысленные потребители, способные лишь на критику. Дело в том, что развитие территории во многом зависит от их образованности. Обобщенно ресурс называется «сила мозгов», или Brain Power, и вырабатывается в учебных заведениях, от школ до университетов. Так что образовательной деятельности стоит уделить время.
Продвинутая общественность, как известно, обеспечивает прогресс. В Urban Empire он выражается в реформах, проведение которых дает новые технологии (транспортные, военные, телекоммуникационные, технологические) и возможности. Благодаря им город становится современнее, удовлетворяя запросам всех слоев населения. А с продвинутым оборудованием многие хозяйственные вопросы решаются быстрее.
► В финальной версии обещано около тысячи динамичных событий, требующих вашего вмешательства. В их числе стихийные бедствия, эпидемии, вопросы прав женщин, движения хиппи и детского труда.
Без развития город быстро превращается в неудобный ржавый механизм, где ничего не работает и даже простые поручения выполняются со скрежетом. Поэтому особенно тяжко в игре будет реакционерам, привыкшим реагировать на проблемы и устранять их, только когда они достигают критической стадии. Ведь медлительность и забывчивость здесь караются жестче, чем своевременное решение, пусть и неверное. Несколько таких промахов, и вынужденный уход с поста неизбежен.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: на днях в Steam начался прием заказов на Urban Empire. За его покупку до релиза дарят набор Half Timbered Building из семи зданий, архитектурно отсылающих к XIX веку. Разумеется, их можно использовать и позже — к примеру, собрать квартал из старинных зданий в мегаполисе будущего.
* * *
За последние несколько лет вышло предостаточно градостроительных симуляторов, вот только в них показано мало политических процессов. Urban Empire хочет это исправить: в игре управление городом и парламентские распри — две равноправные стороны геймплея. И страшно представить, сколько вариантов развития Сварлиана они предоставляют, особенно когда пересекаются.
Что ж, посчитаем после официального релиза, назначенного на 20 января.