Отважный самурай. Впечатления от первых часов Nioh
В рубрике «Прямым текстом» автор выражает исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции. Он волен это делать как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё.
8 февраля на PS4 выйдет Nioh. Эта игра долго шла к своему релизу: за тринадцать лет она сменила концепцию и лишилась всех связей с одной из работ Акиры Куросавы. Тем не менее сотрудники студии Team Ninja нашли в себе силы завершить разработку.
Эмбарго на рецензии спало сегодня, а ключ на игру мы получили пару дней назад. Однако Nioh — достаточно сложная и глубокая игра, и за двое суток изучить ее вдоль и поперек попросту невозможно. Поэтому мы решили немного схитрить и рассказать о впечатлениях от первых десяти часов. Обзорная статья, разумеется, тоже будет, но позже. А сейчас — пять характерных черт, присущих полной версии Nioh.
События Nioh начинаются в Англии
А не в Японии, как можно было подумать. Главный герой Уильям приходит в себя на каменном полу грязной темницы и тут же решает бежать — благо стены в этой конуре держатся на честном слове. Попутно он узнает, что Англия намеревается использовать в войне против Испании волшебный камень амриту, обращающий павших солдат в безвольных монстров ёкаев. И без того сомнительный военный ход становится еще дурнее, когда наш герой встречает загадочного мага, который ясно дает понять, что ему ничего не стоит спустить ручных демонов с поводка и натравить их на кого угодно.
► Только представьте, что будет, если кому-то удастся собрать армию таких вот монстров.
Спустя несколько лет Уильям добирается-таки до берегов Японии. Идет 1600 год, страну разрывают распри, а в дремучих лесах таятся ёкаи. Здесь и начинаются основные события Nioh: отныне доблестному герою предстоит отправить ужасных монстров обратно на страницы старых книжек и, конечно, отыскать злодея, которому пришла в голову идея погрузить весь мир во мрак.
Nioh до боли похожа на Dark Souls
И с этим бесполезно спорить. Уильям путешествует от одного огромного монстра к другому, а в промежутках между ними убивает нечисть помельче. Как и в Dark Souls, в Nioh дорожка к очередному боссу выложена совсем не желтым кирпичом, но унижением и болью. Сколь бы искусным воином ни был Уильям, погибать от вражеских клинков он будет часто. А после — воскресать у редких алтарей, которые здесь взамен костров. У тех же алтарей, к слову, герой может улучшить свои навыки, выбрать покровителя (дает всяческие бонусы) и восстановить силы.
► Бирюзовая птица слева — один из покровителей, дарующих Уильяму дополнительные бонусы.
На прокачку героя тратятся очки амриты. Они в Nioh вообще почти на все тратятся: в мире игры это универсальная валюта (во всяком случае, на первых порах). Как души в Dark Souls, все верно. Добыть амриту просто: она выпадает из убитых врагов и содержится в специальных кристаллах, тех самых волшебных камнях. Впрочем, потерять накопленную энергию еще проще — нужно лишь погибнуть, а затем… погибнуть вновь, на пути к своему телу. В этом случае все заработанные очки амриты сгорят. Прямо как души в Dark Souls!
Но дело даже не в этом. Сотрудники Team Ninja уловили самую суть знаменитой серии From Software. В Nioh гибель героя — вовсе не конец игры, а ее важнейшая часть. Каждый пропущенный удар и каждая смерть несут в себе бесценный опыт для игрока. Ко всем врагам в Nioh нужно найти подход: заучить атаки, движения и особые приемы. И тогда героя ждет победа, а игрока — незабываемое чувство превосходства над грозным противником, который еще полчаса назад казался бессмертным.
Nioh — отнюдь не клон Dark Souls
И это утверждение ничуть не противоречит предыдущему. Несмотря на массу схожих черт, в Nioh хватает исключительных находок, не позволяющих назвать новую игру клоном Dark Souls.
Самое очевидное отличие — конечно, сеттинг. В игре Team Ninja нет места европейской архитектуре, только средневековые деревянные домики с заостренными крышами и причудливые замки. Демоны-ёкаи, герои древних японских мифов и легенд, тоже не выбиваются из общего настроения.
► Война войной, а ванны по расписанию. Тоже, знаете ли, в духе японских феодалов.
Еще отличается боевая система. Да, в Nioh следует парировать и уходить от атак, прямо как в Dark Souls. Но если копнуть глубже, то станет ясно, что битвы в новой игре больше напоминают схватки из Bloodborne. А если учесть огромное число особых приемов и комбинаций и три боевые стойки, в памяти невольно всплывет серия Ninja Gaiden, над которой Team Ninja когда-то работала.
К слову, о стойках. В недавнем превью мы писали, что идея с тремя стойками производит впечатление попытки добавить Nioh индивидуальности, но на деле усложняет динамичную боевую систему. Финальная версия отчасти подтвердила эти опасения.
Переключать стойки во время боя сложно — если врагов много, они попросту не дадут вам этого сделать. Получается, что выбрать нужную следует заранее, до начала схватки. Имеет ли смысл говорить, что драки в Nioh зачастую начинаются внезапно, и в такие моменты думаешь о чем угодно, но только не о смене стойки. С другой стороны, каждой стойке присущ свой набор уникальных ударов, что заметно разнообразит битвы.
► В Nioh нашлось место и уникальным видам оружия, не только катанам.
В Nioh очень много лута
Вы даже не представляете насколько! Любовь к обилию вещичек, которые вечно сыплются с поверженных врагов и пылятся в сундуках, роднит Nioh с Diablo. Уже в первой локации Уильям отыщет с десяток однотипных рейтуз разной прочности. При этом различия в показателях минимальны: у одних штанов — 16, у иных, скажем, — 18. Есть и «желтые» вещи, дающие, помимо обычной защиты, другие бонусы.
Со временем цифры вырастут, а рейтузы забудутся как страшный сон, главный герой предпочтет им красивые латные юбки и самурайские кирасы. Только вещей меньше все равно не станет. Благо ненужный лут можно продавать у алтарей. И не вздумайте привязываться к броне! Иные поножи в Nioh прослужат недолго — вплоть до следующего босса или большого сундука.
Пока Nioh ничем не удивляет
Но не воспринимайте это как приговор. Сейчас к Nioh очень сложно предъявлять претензии: игровой процесс себя еще покажет, сюжет, судя по всему, преподнесет парочку сюрпризов, а графика… не особо впечатляет, но ведь не в ней главная ценность игры, а в геймплее. Единственное, что после первых десяти часов можно записать в потенциальные минусы, — неспособность удивлять. Декорациями, внешним видом врагов, да хоть чем-нибудь. В той же Dark Souls от каждого следующего босса у новичка тряслись поджилки, а в Nioh этого нет и в помине.
Но всерьез упрекать игру за это язык не повернется. У нее еще есть возможность удивить нас так, как не удивляла ни одна игра за последние несколько лет.
* * *
Выносить окончательный вердикт Nioh рано, нужно пройти ее до конца. Но уже сейчас можно сказать, что всем поклонникам сложных игр с проработанным геймплеем следует присмотреться к работе Team Ninja.