Обзор фильма «Форсаж 8». Угомонись, Торетто!
Много ли вы назовете успешных киносерий, доживших до седьмой части и оставшихся сверхприбыльными? « Звездные войны » популярны уже сорок лет, но подобное долголетие — исключение из правил. « Форсаж » преодолел упомянутые семь инкарнаций по-спринтерски, за четырнадцать лет, а вчера в российский прокат вышла восьмая часть автомобильного боевика. Не заржавел ли Доминик Торетто (Вин Дизель), и не пора ли менять масло? Знаете, этот спорткар по-прежнему на ходу!
Жанр: авантюрный боевик с автомобильными погонями Режиссер: Ф. Гэри Грей Сценарист: Крис Морган В ролях: Вин Дизель, Дуэйн Джонсон, Мишель Родригес, Джейсон Стэйтем, Курт Рассел, Шарлиз Терон и другие Премьера в РФ: 13 апреля Рейтинг: 12+
Смерть тормозам
Доминик и Летти (Мишель Родригес) отдыхают на Кубе, когда на связь с мускулистым авто(у)гонщиком выходит хакер Сайфер (Шарлиз Терон). Торетто не горит желанием возвращаться на тропу преступности: как же, под боком Карибское море, над головой медовое солнышко, вокруг дамочки, машинки, законная супруга, наконец…
Увы, у Сайфер на руках весомый козырь, доставшийся Доминику от случайной возлюбленной, — маленький ребенок. Шантаж, угрозы и титул самой разыскиваемой киберледи производят на Торетто впечатление — он недолго думая предает семью и друзей (ценности, упорно превозносившиеся героем в прежних лентах) и отправляется по указке Сайфер забирать «ядерный чемоданчик» у русских.
Лучшая автомобильная гонка ждет вас в начале картины. Торетто, прибегая к нестандартным решениям, попробует прийти к финишу первым на без пяти минут бездыханной развалюхе.
Это не единственная сюжетная уловка, призванная заманить зрителей в кинозал. К команде знакомых героев, стремящихся добиться от Доминика ответов, неожиданно примыкает Декард Шоу, снова воплощенный Джейсоном Стэйтемом, — в прошлом британский спецагент, а ныне обыкновенный уголовник, с боем вырвавшийся из-за решетки.
Побегу в немалой степени поспособствовал Хоббс (Дуэйн Джонсон), тоже — вот умора! — угодивший в тюрьму. Перепалки Стэйтема и Джонсона, иронизирующих над собственными экранными образами, по-настоящему забавны и уместны. В остальном сценарий плох.
Артисты говорят фразами, словно взятыми из подростковых дневников, — сплошь клише и пафос, никакого чувства меры. Особенно этим грешит Дизель, доморощенный философ и краснобай с каменным лицом. И если Риддику в такие моменты веришь, то Торетто — ни капли. У других персонажей с демонстрацией чувств проблемы сходные, и мы склонны винить в этом сценариста. «Форсаж» всегда страдал от примитивных диалогов, и восьмая часть ничем не лучше предшественниц.
Во время съемок Дуэйн Джонсон серьезно разошелся во взглядах с Вином Дизелем и выплеснул упреки в непрофессионализме в адрес коллеги… в соцсетях.
Вот скажите, какова в ансамбле роль Тайриза Гибсона, вечного шута? Шутит он крайне неуклюже (или то проблема дубляжа?): полный провал на фоне обоюдных подначек Джонсона и Стэйтема. Или возьмем Курта Рассела, тайного агента, направляющего Хоббса и его команду, — персона колоритная, спору нет. Но герой обозначен штрихами, Расселу и играть-то толком нечего, а из его улыбки палача с добрыми глазами выветрилась былая загадочность. С другой стороны, Элен Миррен мелькает в паре эпизодов, однако успевает произвести впечатление. Что тут скажешь — браво!
«Форсаж» всегда был командным боевиком. Новичок в отряде — Скотт Иствуд, сын Клинта Иствуда.
Правда, на «Форсаж» ходят не ради детективной интриги. За прошедшие шестнадцать лет сериал не стеснялся меняться и тасовать звезд. Начинался он как криминальная история о фанатах подпольного стритрейсинга в Лос-Анджелесе. География восьмого пришествия охватывает Кубу, Берлин, Нью-Йорк и Россию, «семья» же Торетто больше не угоняет машины, а спасает планету — на сей раз перед носом маячит третья мировая, и кому как не миллионерам-экстремалам вразумлять террористов и сепаратистов. Правда, Джеймс Бонд, Итан Хант или Джейсон Борн из Доминика так себе, в его шпионских играх все прямолинейно и предсказуемо.
Свою самую яркую за последние годы роль Курт Рассел сыграл в автомобильном боевике « Доказательство смерти » Квентина Тарантино. В «Форсаже 8» дедулю за руль не пустили.
Каждый новый «Форсаж» берет размахом трюков. Бюджет восьмой части составил уже $250 млн (примерно столько в сумме обошлось производство «Форсажей» с первого по четвертый), и постановщики позволили себе просто сумасшедшие аттракционы. Особенно поражает погоня в Нью-Йорке, где Сайфер берет под контроль тысячи машин, превращая их в механических зомби, пчелиным роем проносящихся по асфальту и монструозным дождем сыплющихся с верхушки многоэтажного паркинга.
Не менее хорош заезд в российских снегах наперегонки с атомной подводной лодкой — чего не сделаешь ради штурма новых кассовых высот (« Форсаж 7 », напомним, заработал свыше $1,5 млрд)! Снят он в духе серии Yakuza — все, кто помнит, как Кадзума Кирю молодецки увертывался от ракет в пятой части, должны оценить подвиг Скалы Джонсона, ладошкой подгоняющего торпеду по льду. И как тут не пристегиваться к креслу воображаемыми ремнями, если персонажи не думают сбавлять обороты?
Помимо Натали Эммануэль в ленте «засветился» еще один выходец из « Игры престолов » — Кристофер Хивью.
Одним словом, любители взрывоопасного экшена, сминающего металл как резину, попадут по адресу. Пусть даже Стэйтем снова изображает «перевозчика», два лысых богатыря заняты перетягиванием каната, оскароносная Шарлиз Терон хоть и холодна, но, увы, не столь убедительна, как в другой своей «злодейской» роли (Равенна из « Белоснежки и охотника »), а стародавней дорожной романтики и след простыл.
Парни еще успеют помахать кулаками. В планах у Universal значатся «Форсаж 9» (2019) и «Форсаж 10» (2021).
Напоследок — о режиссере: на пост Джеймса Вана заступил Ф. Гэри Грей, постановщик « Ограбления по-итальянски » (2003) и « Законопослушного гражданина » (2009). Собственно, мисс Терон и Стэйтема он знает еще по «Ограблению», с которым у «Форсажа 8» есть явные пересечения. И тогда, и сейчас Ф. Гэри Грей оглядывался на « Одиннадцать друзей Оушена » (2001), и команда из нового фильма на порядок колоритнее коллектива воров из «Ограбления» — просто потому, что притиралась друг к другу годами.
«Форсажу» даже не нужно соответствовать нынешнему буму на подобные «бригады» (« Мстители », « Отряд самоубийц », « Лига справедливости »), он на пару с « Людьми Икс » его когда-то и спровоцировал. Что до Ф. Гэри Грея, то, к сожалению, вершиной его творчества по-прежнему остается « Пятница » (1995).
«Форсажу 8» далеко до ее юмора и сюжетных поворотов. Впрочем, это продукт иной весовой категории — накачанных трюками и спецэффектами суперхитов, перемахивающих в прокате за миллиард долларов. С одной стороны, штучный товар (таких рекордсменов всего три десятка), с другой — предельно массовый.
Видали мы хакеров и покруче! Того же Нео. Но обаятельнее точно не встречали.
Фанаты сериала останутся довольны. Вечная гонка заходит на новый вираж.