Чужие губы тебя ласкают. Любимый монстр в фильмах и играх
Фантастические вселенные рождаются по-разному. Большая часть появляется из книг, где автор может подробно и, зачастую, не стесняя себя в объемах и деталях описывать все хитросплетения устройства мира.
Другое дело, когда вселенная рождается в кино. Подходы могут быть разными. «Звездный путь» был сериалом, так что выдавать подробные сведения мира авторы могли постепенно, от серии к серии. Джордж Лукас в «Звездных войнах» сумел создать гигантскую вселенную со своей собственной мифологией за один фильм.
А вот вселенная «чужих» обрисовывалась неспешно. А если считать только фильмы, то вообще до сих пор находится в процессе сотворения. Каждая картина добавляет чуть-чуть деталей, сосредотачивая внимание в большей степени на виновнике торжества: уникальном монстре. Здесь мы попробуем рассмотреть основные вехи развития киноэпопеи о ксеноморфах, а также самые заметные видеоигры про самых опасных тварей галактики.
Создатель ксеноморфа — великий и ужасный Ганс-Рудольф Гигер.
Первый контакт
Началось все с британца, который на всю жизнь останется скорее художником, нежели режиссером, несмотря на все заслуги. И в случае с фильмом «Чужой» чутье и вкус Ридли Скотта, по сути, и положили начало вселенной. Без уникального визуального ряда фильм остался бы тем, чем изначально и задумывался: камерным фантастическим триллером.
Но не тут-то было.
Изначально Ридли Скотт намеревался войти в историю фантастики как постановщик «Дюны» по роману Фрэнка Герберта. Но на середине разработки проект закрыли, и режиссеру предложили сценарий про космического монстра.
В первую очередь Скотт стал готовить визуальную часть. По работе над «Дюной» он был знаком с легендарным комиксистом Мёбиусом и художником Крисом Фоссом. Первый занялся персонажами-людьми, второй, совместно с Робом Кобом, — дизайном космического корабля.
Чтобы подчеркнуть разницу в стилях между земной цивилизацией и инопланетной, Скотт решил найти другого художника для создания Чужого. Тогда-то сценарист Дэн О’Бэннон и показал режиссеру альбом «Некрономикон» Ганса-Рудольфа Гигера. Жуткие образы, биомеханика и масса вызывающих и откровенных символов покорили режиссера, и выбор был сделан. Так родился ксеноморф — самый страшный и почитаемый инопланетянин в мировой популярной культуре.
Тайну «Космического жокея» Ридли Скотт раскроет лишь через тридцать с гаком лет после выхода фильма.
Сюжет «Чужого» не особенно замысловат. Команда космического корабля «Ностромо» принимает с неизвестной планеты сигнал бедствия, летит на помощь, находит заброшенный звездолет инопланетян, а в нем — высохший труп неизвестного существа (фанаты тут же окрестили его «Космическим жокеем») и кладку яиц. По доброй традиции большинства ужастиков неосмотрительность одного из членов экипажа приводит к катастрофическим последствиям. Вполне обычная схема «земных» хорроров, но в космосе такого еще не было.
Один из главных вкладов «Чужого» в мировую кинофантастику — образ инопланетянина как дикого и безжалостного зверя, с которым нельзя договориться. После нашумевших в 1977 году «Близких контактах третьей степени» Спилберга и общей привычки изображать пришельцев как зеленых человечков с Марса подобный подход виделся революционным. До какой-то степени можно считать, что Ридли Скотт породил ксенофобию и уж точно определил развитие целого жанра.
Лицехват — одна из самых мерзких и жутких тварей в истории научной фантастики.
Снабжать подобную историю большим количеством деталей создатели фильма не стали. Команда «Ностромо» работает на пока еще безымянную Компанию, безликий собирательный образ всемогущих корпораций (название «Уэйланд-Ютани» можно прочитать на одном из дисплеев, но вслух его произнесут только в третьем фильме). История происхождения ксеноморфа тоже осталась тайной. Появление в кадре инопланетянина с дыркой в груди, да и сам корабль, где нашли яйца, служат только для создания атмосферы и поддержания иллюзии того, будто за тем, что видят зрители, стоит нечто большее. Почему размножение ксеноморфа изначально настолько плотно заточено под гуманоидного временного носителя? Чего хочет Компания? Что в это время происходит на Земле? На некоторые из этих вопросов нет ответа и по сей день.
Распространение заразы
Оглушительный успех фильма гарантировал, что 20th Century Fox не положит франшизу в долгий ящик. Видеоигровое направление «Чужих» начало развиваться спустя несколько лет после релиза оригинальной картины — довольно оперативно, учитывая состояние индустрии в то время.
Хоть технологии того времени и примитивны по сравнению с современными, стесненность в средствах не мешала разработчикам творить. Как это обычно и бывает с играми по фильмам, получалось у них с переменным успехом. Случались и откровенные провалы, и занятные проекты, привносящие что-то новое в полюбившуюся киновселенную.
Самая первая игроизация фильма носила лаконичное название Alien и вышла в 1982 году. Разрабатывала ее дочерняя компания «Фокс» — Fox Video Games , предтеча знаменитой Fox Interactive. Как ни странно, игра была клоном «Пакмэна»: привидения превратились в «чужих», вишенки и прочие фрукты — в оружие. Фанаты, конечно, могли бы порадоваться, да и техническая реализация по меркам того времени была неплоха, но даже тогда было очевидно, что это не более чем попытка заработать на волне популярности «Чужого».
Кто мог подумать, что «Пакмэна» можно превратить в игру про истребление космической нечисти?
Хоть Fox и вложили в свою поделку минимум фантазии, важно другое — начало игровому наследию ксеноморфов было положено. В 1984 году Concept Software разработали гибрид стратегии и квеста, под названием опять же Alien. Однако в этот раз игровой процесс и задумка были куда серьезнее.
Игрокам предлагалось заново пережить события киноленты и попытаться выбраться живым с корабля, командуя экипажем, состоявшим из полюбившихся персонажей. Выживание было совсем не вопросом меткой стрельбы: нужно было следить за каждым членом экипажа и его эмоциональным состоянием, исследовать палубы «Ностромо», собирать предметы и регулярно поглядывать на запасы кислорода.
Амбициозную концепцию подпортила простоватая (даже на тот момент) графика, но Alien 1984 года до сих пор остается в чем-то уникальной: хардкорный стратегический симулятор выживания в культовых декорациях.
Как и большинство проектов тех лет, Alien делала ставку на живое воображение игрока.
Оно размножается
Оставаться бы «Чужому» в рамках космического хоррора с парой любопытных деталей о мире, если б делать сиквел не предложили Джеймсу Кэмерону, режиссеру, ныне знаменитому своей любовью к постановкам невиданных масштабов. Собственно, называть «Чужих» вселенной вообще стало возможно только после фильма Aliens 1986 года, где действие приняло подобающий размах.
Пока Рипли плавала в космосе в криокапсуле, компания «Уэйланд-Ютани» благополучно колонизировала планету с монстрами, ожидаемо потеряла с ней связь и отправила боевой корабль разбираться. Бравые вояки взяли с собой Рипли и, несмотря на протесты с ее стороны, приземлились. А дальше начинается настоящий ад… и вместе с тем один из лучших фантастических боевиков в истории кинематографа.
Дизайн Королевы Джеймс Кэмерон разработал сам, без участия Гигера.
Кэмерон и правда постарался с размахом: ксеноморфов в фильме десятки, если не сотни (удивительно, но в съемках было задействовано только шесть костюмов «чужих»). Наконец-то показали их хранилища для людей под оплодотворение, но главное — фильм представил Королеву, гигантского «чужого», чью форму черепа позже позаимствовала раса зергов в StarCraft.
Если в ленте Ридли Скотта инопланетянин слабо походил на что-либо известное человечеству, то во второй части гораздо четче прослеживается родство ксеноморфов с насекомыми. А еще в «Чужих» представлен арсенал оружия и техники, ставших культовыми среди фанатов: импульсные винтовки, смартган рядовой Васкес, огнеметы и, конечно же, знаменитый меха-погрузчик, в котором Рипли дала бой гигантской твари.
Оружие из «Чужих» стало предметом настоящего культа.
Фильм стал оглушительным хитом, и игровая индустрия просто не могла остаться в стороне. За один только 1986 год вышло сразу две адаптации «Чужих». Одну выпустили набиравшие опыт Activision , вторую — Software Studios, а вот название у обоих проектов было одинаковое — Aliens: The Computer Game.
Версия Activision была сборником мини-игр в антураже блокбастера. Игроку предлагалось то нужные инструменты найти, то челнок с «Сулако» на планету посадить, а иногда и по ксеноморфам пострелять. Можно было даже влезть в кабину робота-погрузчика и вступить в схватку с Королевой. Игра получила неоднозначные отзывы, но визуальный ряд и презентация были на высочайшем уровне. Да и возможность исследовать забавные мелочи полюбившейся вселенной стала большим подарком для уже возникшей армии фанатов «Чужих».
Главное, что разработчикам удалось перенести на мониторы самую культовую сцену из фильма.
А вот версия Software — это медленный и напряженный тактический шутер, где игроку, командующему отрядом морпехов, нужно зачистить огромный индустриальный комплекс, кишащий ксеноморфами. Необходимо опасаться яиц — из них вылупляются лицехваты, а также искать потайные проходы и решать, разделить ли отряд и командовать каждым на расстоянии, или же управлять одним бойцом, но от первого лица. Идея в корне отличается от того, что придумали Activision, и визуальный ряд был далеко не так хорош, но ценители до сих пор отмечают важность проекта для последующих видеоигровых воплощений «Чужого».
Всегда нужно быть начеку. Глаз на спине нет ни у кого из морпехов.
А позднее и Konami присоединилась ко всеобщему буму, выпустив свою Aliens для аркадных автоматов. Игра была своеобразным гибридом Contra с элементами beat’em’up и завоевала популярность как в Японии, так и за ее пределами.
О неприкосновенности канона японцы не слишком беспокоились и смело добавляли в игру своих монстров.
И даже Рипли у них превратилась в фигуристую блондинку.
Чужой среди «чужих»
Третья часть знаменитой франшизы рождалась в адских муках. Над фильмом «Чужой 3» работали в общей сложности шесть сценаристов, а черновики еще пятерых авторов так и не были приняты. В числе последних, кстати, были даже легендарный писатель-фантаст Уильям Гибсон и Дэвид Туи, годы спустя реализовавший часть своих задумок в «Черной дыре» с Вином Дизелем. В режиссерском кресле перебывали три человека, пока студийные боссы не остановили свой выбор на молодом и успешном клипмейкере Дэвиде Финчере.
Из-за всей этой чехарды картина получилась совсем не такой, какой планировалась, и отчасти поэтому слабой. Но все же определенный вклад в мифологию вселенной внесла.
По сюжету после событий второго фильма Рипли заносит на планету-тюрьму, владение вездесущей «Уэйланд-Ютани». Бравый боец Хикс и девочка Ньют из «Чужих» гибнут при крушении спасательной шлюпки, андроид Бишоп окончательно ломается, и Эллен снова остается одна во враждебном мире.
Вернее, не совсем одна — очередная инопланетная тварь следует за героиней по пятам. В борьбе со смертоносной тварью по воле случая союзниками Рипли становятся заключенные — насильники, убийцы и религиозные фанатики. И на сей раз никакого хэппи-энда.
Именно из этого фильма мы узнаем, что внешний вид ксеноморфа напрямую зависит от того, какое именно существо его выносило. Здесь лицехват напал на собаку (в расширенной версии — на быка) и передвигается в основном на четырех конечностях. Еще он избавился от наростов на спине и обзавелся губами (по изначальной идее Гигера, ксеноморф должен был убивать жертв во время поцелуя взасос — брр!).
Ксеноморф, выношенный собакой, сам напоминает пса. Вот только гладить его чревато…
«Чужой 3», хоть и ставший точкой (временной) в истории франшизы, все равно наплодил множество откровенно скверных игр, вышедших в течение пары лет после релиза фильма. Ни оригинальных идей, ни стиля, ни даже приемлемой графики — в лучшем случае можно было встретить клон Aliens от Konami двухлетней давности.
Однако были и приятные исключения. Например, вышедший в Японии рельсовый шутер для световых пистолетов Alien 3: The Gun от Sega. В роли морпеха игроку нужно было спасти заключенных колонии из фильма, пока «чужие» не сожрали всё и вся. Техническая реализация и бережно переданная атмосфера настолько полюбились игрокам, что Alien 3 до сих пор можно найти в некоторых залах аркадных автоматов по всему миру.
Откуда в игре взялось множество ксеноморфов, если в фильме он был один-единственный, не ясно.
Позднее вышло еще несколько своеобразных проектов по «Чужому», но привязать их к конкретному фильму нельзя. Первый из таких экспериментов — Alien Trilogy , шутер от первого лица, выпущенный Acclaim Entertainment на PC, Sega Saturn и первой PlayStation.
На момент выхода игра была самым объемным «капустником» во франшизе. Сюжет более или менее основывался на трех фильмах сразу, Рипли постоянно встречала знакомых тварей, стреляла из культового оружия и бродила по локациям, чуть ли не вырезанным из кинолент. Верность духу первоисточника, неплохая графика и напряженный геймплей заслужили положительные отзывы критиков, что вполне справедливо — получить удовольствие от Alien Trilogy можно даже сейчас, даром что игра разменяла второй десяток.
Alien Trilogy выглядит как Doom и играется как Doom. Но что в этом плохого?
Другой эксперимент — Aliens Online , созданная в 1996 году при участии Fox Interactive. Удивительно, но в наше время мало кто о ней помнит, хотя проект был амбициозным и масштабным. Aliens Online — это асимметричный мультиплеерный шутер, где команды морпехов и «чужих» сражались за ключевые точки на огромных картах.
Обе команды состояли из двадцати-тридцати человек, разделенных на классы: у пехотинцев были разведчики, штурмовики и медики, а также арсенал разномастных приспособлений, от датчика движения до огнемета. Играя за ксеноморфов, можно было пожить в шкуре лицехвата и рабочего, а если убивать людей особенно лихо — Королевы или Императрицы, умевших вселяться в любого рабочего на карте. Почти что Natural Selection, но в знакомом антураже.
Увы, игру подвело техническое исполнение. Баланс хромал, дизайн уровней не блистал, а нестабильная связь с серверами усугубляла положение дел. Поиграть по сети сейчас уже не выйдет, но, если покопаться в файлах игры, вполне можно посмотреть на игру в одиночку. Музейную ценность Aliens Online сложно переоценить.
Aliens Online — первый проект, где игрокам позволено взглянуть на мир глазами Чужого. Или что там у них вместо глаз…
На этом эпоха классических «Чужих» заканчивается. Дальше началось время безумных экспериментов, разнообразных кроссоверов и попыток ответить на вопросы, много лет терзавшие фанатов серии.
Но об этом мы расскажем в следующий раз.