18 апреля 2017Спец
Обновлено 17.05.2023

Чужие губы тебя ласкают. Любимый монстр в фильмах и играх

Чужие губы тебя ласкают. Любимый монстр в фильмах и играх - изображение обложка

Фантастические вселенные рождаются по-разному. Большая часть появляется из книг, где автор может подробно и, зачастую, не стесняя себя в объемах и деталях описывать все хитросплетения устройства мира.

Другое дело, когда вселенная рождается в кино. Подходы могут быть разными. «Звездный путь» был сериалом, так что выдавать подробные сведения мира авторы могли постепенно, от серии к серии. Джордж Лукас в «Звездных войнах» сумел создать гигантскую вселенную со своей собственной мифологией за один фильм.

А вот вселенная «чужих» обрисовывалась неспешно. А если считать только фильмы, то вообще до сих пор находится в процессе сотворения. Каждая картина добавляет чуть-чуть деталей, сосредотачивая внимание в большей степени на виновнике торжества: уникальном монстре. Здесь мы попробуем рассмотреть основные вехи развития киноэпопеи о ксеноморфах, а также самые заметные видеоигры про самых опасных тварей галактики.

Чужие губы тебя ласкают. Любимый монстр в фильмах и играх - фото 1

Создатель ксеноморфа — великий и ужасный Ганс-Рудольф Гигер.

Первый контакт

Началось все с британца, который на всю жизнь останется скорее художником, нежели режиссером, несмотря на все заслуги. И в случае с фильмом «Чужой» чутье и вкус Ридли Скотта, по сути, и положили начало вселенной. Без уникального визуального ряда фильм остался бы тем, чем изначально и задумывался: камерным фантастическим триллером.

Но не тут-то было.

Изначально Ридли Скотт намеревался войти в историю фантастики как постановщик «Дюны» по роману Фрэнка Герберта. Но на середине разработки проект закрыли, и режиссеру предложили сценарий про космического монстра.

В первую очередь Скотт стал готовить визуальную часть. По работе над «Дюной» он был знаком с легендарным комиксистом Мёбиусом и художником Крисом Фоссом. Первый занялся персонажами-людьми, второй, совместно с Робом Кобом, — дизайном космического корабля.

Чтобы подчеркнуть разницу в стилях между земной цивилизацией и инопланетной, Скотт решил найти другого художника для создания Чужого. Тогда-то сценарист Дэн О’Бэннон и показал режиссеру альбом «Некрономикон» Ганса-Рудольфа Гигера. Жуткие образы, биомеханика и масса вызывающих и откровенных символов покорили режиссера, и выбор был сделан. Так родился ксеноморф — самый страшный и почитаемый инопланетянин в мировой популярной культуре.

Чужие губы тебя ласкают. Любимый монстр в фильмах и играх - фото 2

Тайну «Космического жокея» Ридли Скотт раскроет лишь через тридцать с гаком лет после выхода фильма.

Сюжет «Чужого» не особенно замысловат. Команда космического корабля «Ностромо» принимает с неизвестной планеты сигнал бедствия, летит на помощь, находит заброшенный звездолет инопланетян, а в нем — высохший труп неизвестного существа (фанаты тут же окрестили его «Космическим жокеем») и кладку яиц. По доброй традиции большинства ужастиков неосмотрительность одного из членов экипажа приводит к катастрофическим последствиям. Вполне обычная схема «земных» хорроров, но в космосе такого еще не было.

Один из главных вкладов «Чужого» в мировую кинофантастику — образ инопланетянина как дикого и безжалостного зверя, с которым нельзя договориться. После нашумевших в 1977 году «Близких контактах третьей степени» Спилберга и общей привычки изображать пришельцев как зеленых человечков с Марса подобный подход виделся революционным. До какой-то степени можно считать, что Ридли Скотт породил ксенофобию и уж точно определил развитие целого жанра.

Чужие губы тебя ласкают. Любимый монстр в фильмах и играх - фото 3

Лицехват — одна из самых мерзких и жутких тварей в истории научной фантастики.

Снабжать подобную историю большим количеством деталей создатели фильма не стали. Команда «Ностромо» работает на пока еще безымянную Компанию, безликий собирательный образ всемогущих корпораций (название «Уэйланд-Ютани» можно прочитать на одном из дисплеев, но вслух его произнесут только в третьем фильме). История происхождения ксеноморфа тоже осталась тайной. Появление в кадре инопланетянина с дыркой в груди, да и сам корабль, где нашли яйца, служат только для создания атмосферы и поддержания иллюзии того, будто за тем, что видят зрители, стоит нечто большее. Почему размножение ксеноморфа изначально настолько плотно заточено под гуманоидного временного носителя? Чего хочет Компания? Что в это время происходит на Земле? На некоторые из этих вопросов нет ответа и по сей день.

Распространение заразы

Оглушительный успех фильма гарантировал, что 20th Century Fox не положит франшизу в долгий ящик. Видеоигровое направление «Чужих» начало развиваться спустя несколько лет после релиза оригинальной картины — довольно оперативно, учитывая состояние индустрии в то время.

Хоть технологии того времени и примитивны по сравнению с современными, стесненность в средствах не мешала разработчикам творить. Как это обычно и бывает с играми по фильмам, получалось у них с переменным успехом. Случались и откровенные провалы, и занятные проекты, привносящие что-то новое в полюбившуюся киновселенную.

Самая первая игроизация фильма носила лаконичное название Alien и вышла в 1982 году. Разрабатывала ее дочерняя компания «Фокс» — Fox Video Games , предтеча знаменитой Fox Interactive. Как ни странно, игра была клоном «Пакмэна»: привидения превратились в «чужих», вишенки и прочие фрукты — в оружие. Фанаты, конечно, могли бы порадоваться, да и техническая реализация по меркам того времени была неплоха, но даже тогда было очевидно, что это не более чем попытка заработать на волне популярности «Чужого».

Чужие губы тебя ласкают. Любимый монстр в фильмах и играх - фото 4

Кто мог подумать, что «Пакмэна» можно превратить в игру про истребление космической нечисти?

Хоть Fox и вложили в свою поделку минимум фантазии, важно другое — начало игровому наследию ксеноморфов было положено. В 1984 году Concept Software разработали гибрид стратегии и квеста, под названием опять же Alien. Однако в этот раз игровой процесс и задумка были куда серьезнее.

Игрокам предлагалось заново пережить события киноленты и попытаться выбраться живым с корабля, командуя экипажем, состоявшим из полюбившихся персонажей. Выживание было совсем не вопросом меткой стрельбы: нужно было следить за каждым членом экипажа и его эмоциональным состоянием, исследовать палубы «Ностромо», собирать предметы и регулярно поглядывать на запасы кислорода.

Амбициозную концепцию подпортила простоватая (даже на тот момент) графика, но Alien 1984 года до сих пор остается в чем-то уникальной: хардкорный стратегический симулятор выживания в культовых декорациях.

Чужие губы тебя ласкают. Любимый монстр в фильмах и играх - фото 5

Как и большинство проектов тех лет, Alien делала ставку на живое воображение игрока.

Оно размножается

Оставаться бы «Чужому» в рамках космического хоррора с парой любопытных деталей о мире, если б делать сиквел не предложили Джеймсу Кэмерону, режиссеру, ныне знаменитому своей любовью к постановкам невиданных масштабов. Собственно, называть «Чужих» вселенной вообще стало возможно только после фильма Aliens 1986 года, где действие приняло подобающий размах.

Пока Рипли плавала в космосе в криокапсуле, компания «Уэйланд-Ютани» благополучно колонизировала планету с монстрами, ожидаемо потеряла с ней связь и отправила боевой корабль разбираться. Бравые вояки взяли с собой Рипли и, несмотря на протесты с ее стороны, приземлились. А дальше начинается настоящий ад… и вместе с тем один из лучших фантастических боевиков в истории кинематографа.

Чужие губы тебя ласкают. Любимый монстр в фильмах и играх - фото 6

Дизайн Королевы Джеймс Кэмерон разработал сам, без участия Гигера.

Кэмерон и правда постарался с размахом: ксеноморфов в фильме десятки, если не сотни (удивительно, но в съемках было задействовано только шесть костюмов «чужих»). Наконец-то показали их хранилища для людей под оплодотворение, но главное — фильм представил Королеву, гигантского «чужого», чью форму черепа позже позаимствовала раса зергов в StarCraft.

Если в ленте Ридли Скотта инопланетянин слабо походил на что-либо известное человечеству, то во второй части гораздо четче прослеживается родство ксеноморфов с насекомыми. А еще в «Чужих» представлен арсенал оружия и техники, ставших культовыми среди фанатов: импульсные винтовки, смартган рядовой Васкес, огнеметы и, конечно же, знаменитый меха-погрузчик, в котором Рипли дала бой гигантской твари.

Чужие губы тебя ласкают. Любимый монстр в фильмах и играх - фото 7

Оружие из «Чужих» стало предметом настоящего культа.

Фильм стал оглушительным хитом, и игровая индустрия просто не могла остаться в стороне. За один только 1986 год вышло сразу две адаптации «Чужих». Одну выпустили набиравшие опыт Activision , вторую — Software Studios, а вот название у обоих проектов было одинаковое — Aliens: The Computer Game.

Версия Activision была сборником мини-игр в антураже блокбастера. Игроку предлагалось то нужные инструменты найти, то челнок с «Сулако» на планету посадить, а иногда и по ксеноморфам пострелять. Можно было даже влезть в кабину робота-погрузчика и вступить в схватку с Королевой. Игра получила неоднозначные отзывы, но визуальный ряд и презентация были на высочайшем уровне. Да и возможность исследовать забавные мелочи полюбившейся вселенной стала большим подарком для уже возникшей армии фанатов «Чужих».

Чужие губы тебя ласкают. Любимый монстр в фильмах и играх - фото 8
Чужие губы тебя ласкают. Любимый монстр в фильмах и играх - фото 9

Главное, что разработчикам удалось перенести на мониторы самую культовую сцену из фильма.

А вот версия Software — это медленный и напряженный тактический шутер, где игроку, командующему отрядом морпехов, нужно зачистить огромный индустриальный комплекс, кишащий ксеноморфами. Необходимо опасаться яиц — из них вылупляются лицехваты, а также искать потайные проходы и решать, разделить ли отряд и командовать каждым на расстоянии, или же управлять одним бойцом, но от первого лица. Идея в корне отличается от того, что придумали Activision, и визуальный ряд был далеко не так хорош, но ценители до сих пор отмечают важность проекта для последующих видеоигровых воплощений «Чужого».

Чужие губы тебя ласкают. Любимый монстр в фильмах и играх - фото 10

Всегда нужно быть начеку. Глаз на спине нет ни у кого из морпехов.

А позднее и Konami присоединилась ко всеобщему буму, выпустив свою Aliens для аркадных автоматов. Игра была своеобразным гибридом Contra с элементами beat’em’up и завоевала популярность как в Японии, так и за ее пределами.

Чужие губы тебя ласкают. Любимый монстр в фильмах и играх - фото 11

О неприкосновенности канона японцы не слишком беспокоились и смело добавляли в игру своих монстров.

Чужие губы тебя ласкают. Любимый монстр в фильмах и играх - фото 12

И даже Рипли у них превратилась в фигуристую блондинку.

Чужой среди «чужих»

Третья часть знаменитой франшизы рождалась в адских муках. Над фильмом «Чужой 3» работали в общей сложности шесть сценаристов, а черновики еще пятерых авторов так и не были приняты. В числе последних, кстати, были даже легендарный писатель-фантаст Уильям Гибсон и Дэвид Туи, годы спустя реализовавший часть своих задумок в «Черной дыре» с Вином Дизелем. В режиссерском кресле перебывали три человека, пока студийные боссы не остановили свой выбор на молодом и успешном клипмейкере Дэвиде Финчере.

Из-за всей этой чехарды картина получилась совсем не такой, какой планировалась, и отчасти поэтому слабой. Но все же определенный вклад в мифологию вселенной внесла.

По сюжету после событий второго фильма Рипли заносит на планету-тюрьму, владение вездесущей «Уэйланд-Ютани». Бравый боец Хикс и девочка Ньют из «Чужих» гибнут при крушении спасательной шлюпки, андроид Бишоп окончательно ломается, и Эллен снова остается одна во враждебном мире.

Вернее, не совсем одна — очередная инопланетная тварь следует за героиней по пятам. В борьбе со смертоносной тварью по воле случая союзниками Рипли становятся заключенные — насильники, убийцы и религиозные фанатики. И на сей раз никакого хэппи-энда.

Именно из этого фильма мы узнаем, что внешний вид ксеноморфа напрямую зависит от того, какое именно существо его выносило. Здесь лицехват напал на собаку (в расширенной версии — на быка) и передвигается в основном на четырех конечностях. Еще он избавился от наростов на спине и обзавелся губами (по изначальной идее Гигера, ксеноморф должен был убивать жертв во время поцелуя взасос — брр!).

Чужие губы тебя ласкают. Любимый монстр в фильмах и играх - фото 13

Ксеноморф, выношенный собакой, сам напоминает пса. Вот только гладить его чревато…

«Чужой 3», хоть и ставший точкой (временной) в истории франшизы, все равно наплодил множество откровенно скверных игр, вышедших в течение пары лет после релиза фильма. Ни оригинальных идей, ни стиля, ни даже приемлемой графики — в лучшем случае можно было встретить клон Aliens от Konami двухлетней давности.

Однако были и приятные исключения. Например, вышедший в Японии рельсовый шутер для световых пистолетов Alien 3: The Gun от Sega. В роли морпеха игроку нужно было спасти заключенных колонии из фильма, пока «чужие» не сожрали всё и вся. Техническая реализация и бережно переданная атмосфера настолько полюбились игрокам, что Alien 3 до сих пор можно найти в некоторых залах аркадных автоматов по всему миру.

Чужие губы тебя ласкают. Любимый монстр в фильмах и играх - фото 14
Чужие губы тебя ласкают. Любимый монстр в фильмах и играх - фото 15
Чужие губы тебя ласкают. Любимый монстр в фильмах и играх - фото 16

Откуда в игре взялось множество ксеноморфов, если в фильме он был один-единственный, не ясно.

Позднее вышло еще несколько своеобразных проектов по «Чужому», но привязать их к конкретному фильму нельзя. Первый из таких экспериментов — Alien Trilogy , шутер от первого лица, выпущенный Acclaim Entertainment на PC, Sega Saturn и первой PlayStation.

На момент выхода игра была самым объемным «капустником» во франшизе. Сюжет более или менее основывался на трех фильмах сразу, Рипли постоянно встречала знакомых тварей, стреляла из культового оружия и бродила по локациям, чуть ли не вырезанным из кинолент. Верность духу первоисточника, неплохая графика и напряженный геймплей заслужили положительные отзывы критиков, что вполне справедливо — получить удовольствие от Alien Trilogy можно даже сейчас, даром что игра разменяла второй десяток.

Чужие губы тебя ласкают. Любимый монстр в фильмах и играх - фото 17
Чужие губы тебя ласкают. Любимый монстр в фильмах и играх - фото 18

Alien Trilogy выглядит как Doom и играется как Doom. Но что в этом плохого?

Другой эксперимент — Aliens Online , созданная в 1996 году при участии Fox Interactive. Удивительно, но в наше время мало кто о ней помнит, хотя проект был амбициозным и масштабным. Aliens Online — это асимметричный мультиплеерный шутер, где команды морпехов и «чужих» сражались за ключевые точки на огромных картах.

Обе команды состояли из двадцати-тридцати человек, разделенных на классы: у пехотинцев были разведчики, штурмовики и медики, а также арсенал разномастных приспособлений, от датчика движения до огнемета. Играя за ксеноморфов, можно было пожить в шкуре лицехвата и рабочего, а если убивать людей особенно лихо — Королевы или Императрицы, умевших вселяться в любого рабочего на карте. Почти что Natural Selection, но в знакомом антураже.

Увы, игру подвело техническое исполнение. Баланс хромал, дизайн уровней не блистал, а нестабильная связь с серверами усугубляла положение дел. Поиграть по сети сейчас уже не выйдет, но, если покопаться в файлах игры, вполне можно посмотреть на игру в одиночку. Музейную ценность Aliens Online сложно переоценить.

Чужие губы тебя ласкают. Любимый монстр в фильмах и играх - фото 19
Чужие губы тебя ласкают. Любимый монстр в фильмах и играх - фото 20

Aliens Online — первый проект, где игрокам позволено взглянуть на мир глазами Чужого. Или что там у них вместо глаз…

На этом эпоха классических «Чужих» заканчивается. Дальше началось время безумных экспериментов, разнообразных кроссоверов и попыток ответить на вопросы, много лет терзавшие фанатов серии.

Но об этом мы расскажем в следующий раз.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь