Обзор фильма «Чужой: Завет». Дитя Прометея
Культовым фантастическим сериям 1980-х в наше время глобально не везет. На одного удачного «Безумного Макса» приходятся и отвратительные «Охотники за привидениями» , и убогий «Терминатор: Генезис» , и беззубые ремейки «Робокопа» и «Вспомнить всё». Судьба «Хищника» пока под вопросом, но утекший в сеть сценарий Шейна Блейка пока особого оптимизма не внушает. Разве что «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта может получить достойное продолжение под началом Дени Вильнёва. Но и тут загадывать не стоит.
А меж тем сам Скотт со своим «Чужим» обращается по меньшей мере вольно. В 2012 году «Прометей» поразил зрителей роскошными декорациями и операторской работой, плотной атмосферой мрачной научной фантастики… и совершенно отбитыми героями. Даже пьяные и озабоченные подростки в иных ужастиках не позволяли себе тупить так, как это делали ученые мужи и дамы, отправившиеся исследовать чужую планету. Двое членов злополучной экспедиции точно заслужили премию Дарвина, ну и остальных можно записать в номинанты.
Известно, что сценарий «Прометея» однажды переписывался с нуля, но это не уберегло картину от гигантских сюжетных дыр, катализаторами которых выступают как раз безмозглые персонажи. А безмозглый персонаж в серьезном фильме очень редко способен вызвать сочувствие у зрителя. Именно этот аспект для многих похоронил смелую и оригинальную ленту, показывавшую знакомую и любимую вселенную «Чужих» под новым углом.
Так исправил ли «Завет» ошибки «Прометея»? Смог ли подарить фанатам достойное возвращение самого опасного монстра во вселенной? И да, и нет.
Жанр: научная фантастика, ужасы Слоган: «Беги» Режиссер: Ридли Скотт Сценарист: Джон Логан, Данте Харпер В ролях: Майкл Фассбендер, Кэтрин Уотерстон, Дэнни Макбрайд, Билли Крудап Премьера в РФ: 18 мая 2017 года Рейтинг: 18+
Пункт назначения
Перво-наперво предупредим, что промоматериалы к фильму если не врут, то вводят в заблуждение. Из трейлеров можно сделать ошибочный вывод, что команда, состоящая сплошь из влюбленных пар, — это и есть колонисты, отправленные покорять и заселять новый мир. Такой заход вызвал немало споров в сети, особенно когда выяснилось, что одна из пар — однополая.
На самом же деле представленная команда — только экипаж космического корабля «Завет», а сами поселенцы в количестве двух тысяч мирно спят в стазисе на борту. Да и летят они изначально совсем не на ту планету, где оказываются в итоге.
У героев было бы гораздо меньше проблем, если б они додумались надеть скафандры во время первой вылазки на незнакомую планету.
В плане сюжета Ридли Скотт уже третий раз проворачивает одну и ту же схему: команда принимает таинственный сигнал из неизученного уголка космоса, лезет его проверять, находит корабль «инженеров», сталкивается с опасной формой жизни, а в результате большая часть экипажа умирает. Не надо жаловаться на спойлеры — все это можно было предсказать по первому же трейлеру. Здесь главная ценность не в том, что показано, а в том, как это показано. Интересно ли следить за новыми героями в знакомой ситуации? Скорее нет.
Дэниелс настолько похожа на Рипли, что по сети даже ходили слухи, будто бы она — мать Эллен.
Персонажи — пожалуй, главная беда «Завета». В команде аж четырнадцать человек (в два раза больше, чем в оригинальном «Чужом»), но запоминаются из них всего трое. И Дэниелс в исполнении Кэтрин Уотерстон, мелькающая на каждом постере, к сожалению, не из их числа. Видно, что Ридли Скотт уже второй раз создает новую Рипли, но не получается.
Эллен по праву считается одной из самых ярких героинь в истории мирового кинематографа. Крутая, но без перегиба, сильная, но человечная. Зритель успевал узнать ее и как надежного товарища, и как профессионала в своем деле, и как бесстрашную женщину, способную в одиночку противостоять опасному монстру. А Сигурни Уивер сыграла ее настолько живо и убедительно, что даже была номинирована на премии BAFTA и «Сатурн». И это при том, что киноакадемики во все времена воротили нос от «низкого» жанра ужасов.
Долгие годы сцена первого появления грудолома в «Чужом» считалась одной из самых жутких и мерзких в кинематографе. Что ж, в этом плане Ридли Скотт все же обыграл себя молодого.
А вот у Дэниелс из «Завета» есть только два состояния: скорбь и страх. Ее история в рамках фильма начинается с большой личной трагедии, но мы понятия не имеем, какой героиня была до нее и как этот инцидент ее изменил. Да и все последующие события не подталкивают Дэниелс к какой-либо интересной метаморфозе.
Куда больше внимания привлекают набожный и неуверенный в себе капитан в исполнении Билли Крудапа и харизматичный пилот Теннеси — неожиданная и очень эффектная актерская работа комика Дэнни Макбрайда.
Всех остальных нельзя характеризовать иначе как «пушечное мясо». Как и в «Прометее», персонажи безбожно тупят и умирают либо вследствие собственной невнимательности, либо поддавшись панике и натворив кучу глупейших ошибок. И никого из них при этом не жаль. Просто потому, что для зрителя это не слаженная команда, а дюжина людей, которых он видел так мало, что даже лица не успел запомнить, не то что имена.
Прозвучит как кощунство, но неоморфы в фильме внушают куда больше страха, нежели старые знакомые ксеноморфы. Возможно, именно в силу своей новизны.
Евангелие от Дэвида
Но, несмотря на уверенные работы Крудапа, Макбрайда и той же Уотерстон, одеяло на себя уверенно перетягивает Майкл Фассбендер. Актер в очередной раз доказывает, что ему прекрасно удаются инфернальные и обаятельные антигерои. Андроид Дэвид, успешно переживший финал «Прометея», во многом напоминает Ганнибала Лектера в исполнении Мадса Миккельсена. Такая же любовь к высокому искусству и философии, такой же дьявольский огонек в глазах и такие же извращенные представления о любви и благе. Полная противоположность андроиду Уолтеру, простому и надежному. Дуэт Фассбендера с самим собой — один из лучших эпизодов «Завета».
Равно как и рождение ксеноморфа. Да, нам наконец-то раскрыли Великую Тайну Происхождения Чужих. Ура? Хотели вы того или нет, теперь у нас есть однозначный ответ на вопрос, откуда и почему появился легендарный монстр. Правда, ответ довольно тривиальный — иные фанатские теории и версии из игр, комиксов, романов были оригинальнее. Но опять же все упирается в реализацию. Почти каждая сцена, где задействованы неоморфы и ксеноморфы, прекрасна. Именно в эти моменты фильм становится тем, чем и должен быть: жестким, кровавым и изобретательным космическим хоррором. Жаль, что их не так уж и много.
Стараниями Ридли Скотта андроид Дэвид стал одной из ключевых фигур во всей мифологии Чужих.
В плане картинки перед нами однозначно один из самых красивых фильмов последних лет. Просторы Австралии и впрямь похожи на мрачный, покинутый всеми Эдем. Заброшенный корабль «инженеров» на отшибе, величественные постройки исчезнувшей цивилизации, мрачные коридоры «Завета» — все проработано до мелочей и атмосферно до жути. Надо всем витает дух Ганса-Рудольфа Гигера. А переработанная музыкальная тема Джерри Голдсмита в начале фильма пробирает до мурашек.
Удивительно, но инопланетные просторы в этот раз «сыграла» не Новая Зеландия, а Австралия.
Так что же в итоге получилось у Ридли Скотта? А получился все тот же «Прометей», но улучшенный и дополненный. По атмосфере, по духу, по содержанию это именно продолжение картины 2012 года, куда на радость фанатам были добавлены те самые ксеноморфы. Если вы фанат «Чужих» и идете на сеанс именно ради них, то перед тем, как получить желаемое, вам придется долгое время пережидать картину, имеющую не так уж много общего с оригинальной серией. Если же «Прометей» вам пришелся по душе вместе со всеми его косяками, то и вторая картина не должна разочаровать — проблем в ней на порядок меньше.
Потрясающе красивое продолжение «Прометея», но далеко не самый лучший «Чужой».