Мнение поклонника TrackMania о TrackMania 2: Lagoon. Вырезаем контент лобзиком
Денис Павлушкин (22 lvl), законченный противник гонок…
… но ярый евангелист игр, строящихся на навыке игрока. Втайне ото всех любит TrackMania еще со школы.
Разработчики из французской студии Nadeo — доки в собственном жанре. К их серии TrackMania не возникает противоречивого отношения. Либо пользователи в ней души не чают, либо, что более вероятно, про нее даже не слышали. И очень зря, ведь TrackMania — одна из самых долгоиграющих гоночных серий с потенциально бесконечной реиграбельностью.
В марте прошлого года серия впервые стала мультиплатформенной — TrackMania Turbo вышла на Windows, PS4 и Xbox One. Спустя год Nadeo выпустила TrackMania 2: Lagoon , вроде бы самостоятельную игру, но по факту — новый тематический блок к TrackMania 2 шестилетней давности.
Хорошо ли получилось? Да, как и всегда. Одна загвоздка: Nadeo почему-то настаивает на том, что TrackMania 2: Lagoon — это «новая» игра.
Автомобильный креатив
Сразу внесу ясность: Nadeo позиционирует все свои игры как платформы. Компания стремится развлечь игрока его собственными силами, хоть и делает для каждого релиза пару сотен трасс разной степени сложности. Что TrackMania 1 и 2, что менее популярная ShootMania — это площадки для самовыражения игроков. Все самое вкусное в них всегда создается руками фанатов из кусочков, которые разработчики заботливо кладут в игровой конструктор.
Этих кусочков в игре по-настоящему много. Вы можете настраивать в TrackMania 2 что угодно: от наклеивания собственных текстур на машинки и до внедрения пользовательской музыки и скриптов. И это я еще про редактор трасс не начинал!
Однако фундаментом для всего этого веселья служат так называемые окружения — тематические наборы локаций и условий вроде «Каньон», «Долина», «Стадион» и так далее. Каждое из них работает по собственным правилам и глобально отличается от сородичей: от ландшафта и поведения автомобилей до типов поверхностей, по которым мы катаемся. Хорошему гонщику мало просто уметь рулить. Ему нужно отлично разбираться в тонкостях конкретного окружения и уметь адаптироваться под ситуацию на лету.
Lagoon — как раз одно из таких окружений для TrackMania 2. Но, вопреки названию, «Лагуна» никак не связана с отдыхом в спокойном местечке на пляже под сенью пальм.
Добро пожаловать в аркаду
Lagoon перенесли в игру как раз из TrackMania Turbo, там она называлась Rollercoaster Lagoon. Красноречиво, особенно когда вся игра и так стилизована под гоночный фестиваль, с талисманами и яркими цветами.
Суть «Лагуны» полностью соответствует атмосфере Turbo. TrackMania при всей требовательности к навыку игрока никогда не была симулятором. Вот кнопки курсора, вот тормоз — на старт, внимание, рули! Игроки разбирались в принципах буквально на лету. Но именно в этом окружении игра выкручивала аркадность и нереальность происходящего до предела.
И это еще достаточно легкая трасса.
Хотели, чтобы было весело? Пожалуйста. Идеальное сцепление машин, сумасшедшие скорости, забойная музыка и зашкаливающее количество декораций на квадратный метр пространства. А чтобы вы точно не заскучали, разработчики добавили «магнитные» дороги — с них невозможно упасть, даже если ехать вниз головой. TrackMania давно почти монополизировала мертвые петли и заигрывание с геометрией трасс, но врéменная смена гравитации — это что-то новенькое. Из-за этого и правда менялось ощущение от поездки: попробуйте уследить за дорогой, когда едете по внешней стороне мертвой петли и по привычке боитесь «отлепиться» и отправиться в свободный полет.
Вдобавок идеально управляемые машины зачастую ведут себя непредсказуемо на песке и паркете, теряя всю грацию и шик. С помощью всех этих компонентов игроки создают в игровом конструкторе множество поистине головокружительных испытаний, в которых стиль вождения нужно менять каждую дюжину секунд.
Только бы не заехать в воду, только бы не в воду…
Драйв и крышесносный темп игры прекрасно подходили к стилю TrackMania Turbo, но многие фанаты все равно были недовольны. Из-за появившейся мультиплатформенности разработчики серьезно урезали возможности модификаций. Редактор карт стал куда проще, пропали пользовательские скрипты и серверы, даже оформление машинок — и то ограничили готовыми шаблонами!
Но, видимо, Rollercoaster Lagoon так запала в душу гонщикам со всего света, что Nadeo решили портировать эти находки в TrackMania 2 с ее широким функционалом для модов и фанбазой.
И вот тут начинаются проблемы.
«Хороший» конвейер
Ничего необычного, просто еще один день на работе.
Да, TrackMania 2: Lagoon работает без нареканий. Ты по-прежнему гоняешь по совершенно невообразимым трекам, будто играешь, как в детстве, в машинки. Простор для модификаций в эксклюзивной для PC TrackMania 2 куда шире, чем в Turbo, разработчики окончательно развязали мододелам руки. Но, оторвав «Лагуну» от энергичной и броской стилистики TrackMania Turbo, они лишили это окружение собственного лица.
По иронии судьбы, до прошлого года у TrackMania и не было никакого лица. Ее отличали только мертвые петли и сумасшедшая геометрия трасс на скриншотах в Steam. Но Turbo придала окружению жизнь. Когда твоя команда орет по рации, чтобы ты не царапал краску на машине, а спустя секунду ты, разогнавшись, пролетаешь над воздушным шаром в виде хрюшки-копилки… ты как-то не задумываешься о том, что странно это: не падать с отвесных уступов.
Зато теперь можно сделать машину вот такой и радоваться жизни.
А вот на базе «цивильной» TrackMania 2 «Лагуна» выглядит как-то… чуждо. Не то чтобы лишней, но немного не к месту. Вроде бы все компоненты на месте — и физика, и нюансы окружения, но… уже не то. Даже машинки теперь выглядят не как полуфантастические болиды, способные на разгон до 200 км/ч за пару секунд, а как обычные хетчбэки, облепленные стикерами. Как говорил дедушка Станиславский: «Не верю!».
Но есть и еще одна проблема, гораздо более глобальная. Nadeo, по сути, «перетащили» кусок из новой Turbo в старую TrackMania 2 и собираются продавать его по цене отдельного проекта. Безусловно, это не удержит фанатов от покупки, но такой подход вредит всей франшизе. Turbo и так ругали за ограничения геймплея, а теперь у владельцев PC будет еще меньше причин покупать ее.
Зеленые медали ценней всякого «золота», но получить их — целый подвиг.
«Устаревшая» вторая часть тоже потеряла привлекательность: разнообразия больше, платформа лучше, но кубики для этого конструктора начинают уж больно дорого стоить. К тому же чтобы получить максимум отдачи и разнообразия от игрового процесса (и возможность играть на любом сервере), игроку нужно иметь все виды окружения на своем аккаунте ManiaPlanet, а удобство этого сервиса — тема для отдельного гневного материала.
Но самое обидное, что в этом релизе попросту нет ничего нового. Мы видим много криков о том, что вся крупная игровая индустрия — это просто повторяющийся конвейер, но этот случай прямо энциклопедический. «Копировать», «вставить» — готово, можно выпускать.
Фанаты просили — фанаты получили. Перенос самой интересной находки из Turbo в более гибкий инструментарий однозначно пойдет TrackMania 2 на пользу в долгосрочной перспективе. К сожалению, с точки зрения покупателя решения Nadeo вызывают очень много вопросов. Естественно, компания ориентируется на собственную фанбазу, которая от них никуда не денется: им просто негде больше получить те же ощущения. Но вечно тягать контент туда-сюда не получится. Рано или поздно разработчикам придется лезть из кожи вон, чтобы придумать что-то свежее и порадовать аудиторию.
Ключ в редакцию поступил с тем, чтобы мы (в том числе) написали рецензию на Lagoon, но, как видите, рецензировать особенно нечего. Черт его знает, кто виноват: то ли Nadeo зарвались, то ли Ubisoft надавили на дочернюю студию… В любом случае прецедент грустный, кто бы за таким линчеванием недооцененной Turbo ни стоял.
Но если вас не волнует моральная сторона вопроса, я очень советую познакомиться с Lagoon. Смотрите только, чтобы голова не закружилась.