Обзор фильма «Чудо-женщина». Диана — богиня сердец
Фильмам по комиксам DC частенько достается от критиков — по крайней мере, с тех пор как Warner Bros. стали строить свою мультивселенную с Бэтменом и Отрядом самоубийц. Похоже, «Чудо-женщине» предстоит переломить эту недобрую тенденцию о свое очаровательное колено. И она справится. Потому что есть еще женщины на отдаленных островах в океане…
Жанр: кинокомикс Режиссер: Пэтти Дженкинс Сценарий: Чарльз Ровен, Дебора Снайдер, Зак Снайдер, Джейсон Фукс В ролях: Галь Гадот, Дэвид Тьюлис, Робин Райт, Крис Пайн, Конни Нильсен, Елена Анайя и другие Премьера в РФ: 1 июня Слоган: «Справедливость наступит вместе с ней» Рейтинг: 16+
Богиня
Именно на острове амазонок начинается эта история. Здесь малютка Диана взрослеет, учится драться, вступает в свой первый конфликт с излишне опекающей ее матерью из-за желания уйти воевать вместе с агентом Стивом, чей самолет (аккурат над территорией амазонок) подбили немцы. Здесь она получает очень солидное образование, которым еще не раз блеснет по ходу действия.
И здесь превращается в самую обворожительную красотку во всей мультивселенной DC, а заодно и Marvel (плачь от зависти, Черная Вдова!). Кажется, «Чудо-женщина» возвращает ту эпоху, когда взрослому солидному мужчине не зазорно иметь на стене постер с киноактрисой — ведь она не «hot-hot-hot», а по-настоящему красивая.
Дизайном интерьеров острова словно бы занимался Тарсем Сингх.
Галь Гадот так царственно-женственна в образе Дианы, что крадет буквально каждую сцену, участницей которой становится. В ней есть что-то такое антично-средиземноморское, что обеспечивает идеальное попадание в образ: слово «богиня» с постера не преувеличение ни сюжетно, ни визуально.
И это здорово — потому что на плечи этого персонажа ложится нелегкая задача: Чудо-женщина должна нести миру свой феминистический посыл. Не матриархальный, не про борьбу за права, а именно тот первоначальный, философский феминизм, ставящий под сомнение мужские ценности: карьеру, власть, деньги. Диана сражается за любовь, милосердие и счастье незнакомых ей людей на полях первой мировой войны, в один из самых сложных периодов человеческой истории.
Чудо-женщина так сильна, что могла бы выиграть войну недели за две.
Фильм очень ловко играет на контрастах и сопоставлениях: вот райский остров, залитый солнцем, сменяется грязным и переполненным Лондоном, тут прямодушный идеализм амазонки встречается с реальностью военной действительности начала двадцатого века и увязает в хитросплетениях дипломатических интриг, а вот здесь Диана, воплощение всех лучших женских качеств, противопоставляется богу войны Аресу.
Причем если Чудо-женщина как носитель идеологии — вот она, смотрите и наслаждайтесь! — то про Ареса мы до конца путешествия героев не можем сказать точно, кто он — выдумка, персонификация отрицательных человеческих качеств или реальный злодей, ставший первопричиной мировой войны. У каждого персонажа свое видение этого вопроса. Зрители до конца не знают, что изменится в мире и в самих персонажах, если они достигнут намеченной цели. Благодаря этому фильм отлично сохраняет интригу и держит в напряжении.
Важнейший момент мифа — обретение героем своего меча.
Бог войны
Сценаристы и режиссер умело конструируют и чередуют яркие ситуации: потрясающие боевые сцены, уморительные диалоги, жуткие, неприглядные кадры войны. Мировая война здесь (в отличие от «Первого Мстителя») не аттракцион и не фон — это реальные страдания, увечья, смерти, ужас в глазах женщин и детей. Это двигатель сюжета, постоянный источник мотивации для всех действующих лиц. И на каждого война действует по-своему: идеалистка Диана рвется спасать всех и каждого, прагматичный Стив пытается выполнить свою боевую задачу, а злодеи упиваются насилием и властью.
Яркая броня Чудо-женщины прекрасно контрастирует с серым фоном траншей.
Первая мировая испытывает на прочность идеализм Дианы, завершает формирование ее характера. И помогает лучше раскрыться ее спутникам. Тут авторы смогли изящно протанцевать мимо целого поля из граблей, на которые раньше наступали их предшественники. Спутники Чудо-женщины — не супергерои , которые в решающий момент сделают все за нее или вытащат из плена, но и не мельтешащий под ногами балласт, который надо спасать, — это просто люди. Про каждого можно сказать, чего он хочет, какую роль играет в общем сюжете. И даже в финальной битве, где второстепенные герои физически не могут помочь Диане, у них находится собственная важная и вполне посильная задача — свое место для подвига.
Приключения в Лондоне легко спутать с кадрами из фильма «Фантастические твари и где они обитают».
И раз уж мы заговорили о битвах: экшен в фильме — под стать главной героине — прекрасен. Очень эффектное замедление времени, камера, следующая за пулей, нечеловечески грациозные движения — как будто смотришь на гремучую смесь «Матрицы» , «Трехсот спартанцев» , «Эквилибриума» и фаталити из Mortal Kombat. Что вдвойне приятно, этого замечательного экшена в фильме ровно столько, сколько нужно. Картина нигде не провисает и не утомляет.
Ведьма
И все-таки DC не смогли сделать все идеально. Со злодеями у «Чудо-женщины» не так много проблем, как у других лент мультивселенной, но все-таки они есть. Главный гад спокойно держится до самого последнего момента — холодно, безразлично, — и это реально работает. Он пугает. Вызывает уважение. Берет за душу. Но под самый занавес зачем-то начинает орать и выпучивает глазки, что изрядно портит впечатление. Понятно, режиссер хотел показать, что все это спокойствие лишь маска, за которой живет страх смерти, — но можно же это было подать как-то более взросло, без воплей.
Райский остров чем-то напоминает марвеловский Асгард. Ну и обитель Элронда заодно
Или вот еще проблема: злобный химик доктор Яд не спешит делиться со зрителем своими мотивами, она просто ведет себя так, будто ей нравится делать гадости. В одном месте она и вовсе смеется над очередной пакостью, как Доктор Зло. Когда кто-то из персонажей обзывает ее ведьмой, живо понимаешь, что это очень меткое определение для сей злодейки. Но хотелось бы знать про нее больше — кто она такая? Почему у нее лицо обезображено? Кто дал ей эту странную фарфоровую полумаску?
Хватает и некоторых логических ляпсусов, часть которых, наверное, возникла на этапе монтажа. Амазонки, имея превосходство над противником, зачем-то слезают со скал, откуда могли почти без потерь обстреливать приплывших немцев из луков. Воительницы они крутые, спору нет, но вот со стратегией совсем не дружат. Корабль немцев — похоже, засекший остров, — так и не пытается его атаковать или выслать новые десантные группы. Ну или хотя бы как-то известить большую землю о находке. А что — ну, подумаешь волшебный солнечный остров нашелся, делов-то!
Да и то, что герои добираются от острова до Лондона буквально за ночь на паруснике, кажется настоящей магией — и наличие буксира этот момент никак не проясняет. Остается лишь мечтать о режиссерской версии, которая убрала бы подобные странности, а заодно могла бы подробнее раскрыть доктора Яд.
Анти-отряд самоубийц
Поскольку фильм снят при продюсировании Зака Снайдера, не обошлось без религиозных отсылок — тут и фирменные кадры «спаситель человечества на фоне неба с распростертыми руками», и рассуждения о том, гнилой ли человек по природе своей, или все-таки эту природу кто-то портит.
Отдельно отметим реверансы в сторону «Первого мстителя» : полет на огромном самолете под конец фильма, поездка на мотоцикле по мрачному лесу, да и само имя Стива — героя Криса Пайна постоянно хочется обозвать Роджерсом. В принципе, он и есть Капитан Америка — каким тот был бы без суперсил и с Англией в качестве Родины. А еще в фильме есть, так сказать, ружье, что висит и не стреляет. Рассказали бы подробнее, но сами понимаете — спойлеры.
Злодеи как есть: любят себя, ненавидят окружающий мир.
Кроме того, что «Чудо-женщина» полна внутренних контрастов, она еще отлично противопоставляется другим творениям массовой культуры. Даже в рамках самой киновселенной DC. По сути, перед нами — идеальный антипод «Отряда самоубийц». Вместо кучи плохо раскрытых персонажей — один образцовый герой. Вместо инфантильной и вульгарной Харли Квинн — взрослая Диана с безупречным вкусом и образованием.
Безумной любовной линии Харли и Джокера легко противопоставить сдержанный военно-полевой роман (ой, что вы, какие спойлеры, это было очевидно с первых кадров трейлеров!) Чудо-женщины и Стива-не-Роджерса. Сравнение можно продолжать и развивать до полноценной статьи, но общую мысль вы уловили.
Диана могла бы просто раздавить руку этого лысого драчуна. Но это противоречит ее ценностям.
Фильм говорит со зрителем на разных уровнях, и это очень здорово. «Чудо-женщина» и аллегорическая притча о борьбе женских и мужских ценностей, и добротный триллер с элементами детектива, где не знаешь, во что верить, и даже хорошая комедия положений, что начинается всякий раз, как Диану оставляют наедине с Стивом или помещают в новую культурную среду.
К тому же фильм великолепно работает на визуальном уровне — картинка отлично задает настроение для каждой сцены.
Мы получили лучшего женского персонажа в кинокомиксах, лучший фильм в мультивселенной DC и отличный повод поговорить на серьезные темы. Черт, я хочу от этой женщины сиквелов!