Мнение: как обстоят дела у Nintendo Switch спустя три месяца после релиза
Сергей Жигальцев, постоянный автор Игромании
В играх всеяден! С удовольствием «рубает» в азиатскую Gravity Rush 2 и выцеливает вражеские сердца в Sniper Elite 4, сражается за межгалактическую справедливость в Halo и с удовольствием тратит годы жизни в мобильных играх.
Среди российских геймеров принято считать, что консоли компании Nintendo — это такие милые безделушки: поигрался один-два месяца, и можно на самую дальнюю полку закидывать. Однако релиз Nintendo Switch все расставил по своим местам. «Большая N» борется за место под солнцем, приставки продаются на каждом углу, а про The Legend of Zelda заговорили, кажется, даже те, кто раньше не знал о существовании Линка, принцессы и злобного Гэнона. Редакция Игромании рассказывает об успехах одной из самых удивительных платформ нового времени.
Немного о прошлом
Всю игровую историю Nintendo можно разделить на два, пусть и весьма условных, периода. Первый из них — это попытка выдержать технологическую гонку. Начался он ровно в тот момент, когда с конвейера сошла первая партия Family Computers, 8-битного чуда, навсегда изменившего мир, — в России оно больше известно как Dendy.
За весьма скромную сумму геймеры получали отличное железо, возможность опробовать сотни аркадных хитов и — самое главное — прикоснуться к миру виртуальных развлечений у себя дома, а не в аркадном салоне, среди прокуренных стен и сомнительной публики.
Конечно, внимательный читатель заметит: погодите, ведь была же Atari и ее конкуренты! Все верно — была. Вот только к релизу Famicom она уже ушла со сцены. Рынок рухнул, а на его руинах возник новый. Знамена победителя как раз и несла Большая N.
Хотя все, конечно же, было не так уж просто. Компания рисковала. В NES (западное название Famicom) никто не верил. Пришлось даже перекроить дизайн — сделать приставку более похожей на обычный видеомагнитофон. Даже формат картриджа изменили — пойди попробуй в японскую версию приставки засунуть этого исполина, без переходника или любых других танцев с бубном.
Дизайн в стиле «видеомагнитофон» выбран не случайно. С его помощью Nintendo хотела дистанцироваться от ошибок конкурентов.
Успех NES ждал колоссальный. Дети выпрашивали консоль у родителей на Рождество, выпускался тематический журнал, началась съемка рекламных фильмов, видеороликов и даже мультсериалов. Nintendo в одночасье оказалась на коне и удерживала статус лидера вплоть до появления на рынке Mega Drive/Genesis от SEGA.
Впрочем, и здесь было не все гладко. Пусть и с запозданием, но авторы «Марио» ответили на дерзкий выпад конкурентов. Их 16-битная Super Nintendo обходила Mega Drive во всем: звуке, качестве картинки, дизайне… Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно SNES в итоге выиграла.
Потом последовала не самая удачная Nintendo 64 ( Ultra 64 в девичестве. — прим. Игромании), чудной GameCube… Все эти устройства объединяло одно — с их помощью N хотела показать, на что способна в технологии. Например, «Кубик» значительно превосходил по мощности топовую PlayStation 2. Но — увы — не пошел в народ, оставив по себе славу «приставки для детей».
Бешеный успех Wii так и не помог Nintendo продать ее прямое продолжение. Wii U оказалась ненужной сторонним разработчикам и геймерам.
Позже Nintendo поняла: пора что-то менять. Разворот на 360 градусов, и на сцене появляется Wii — платформа, исповедующая принцип «графика ничто — инновации всё». Слабую картинку (чуть лучше, чем на GameCube!) искупал сам подход: инновационный, прорывной по всем фронтам. Успех был колоссален. Если подсчитать количество проданных коробок с системой, выяснится, что Nintendo сумела всухую побить и PlayStation 3, и Xbox 360. Sony не помог Move , а Microsoft — Kinect. Слишком поздно они кинулись изобретать ответку.
Так или иначе, окрыленные успехом Wii, менеджеры Nintendo решили выпустить на рынок ее прямое продолжение. Чуда не случилось. Мир не понял «планшетоконсоль», и независимые разработчики довольно скоро потеряли к ней интерес. Анализировать здесь причины провала системы мы не станем, но скажем, что Nintendo Switch — это попытка вновь вырваться в высшую лигу. И пока у N все складывается относительно удачно.
Концепция поколения
Ключевое слово маркетинговой компании Nintendo — «доступность». Со Switch вы можете играть буквально где угодно: в сквере на лавочке, дома за телевизором, в торговом центре, в поезде или самолете. Да хоть в нужнике. Гибридная концепция в сочетании с довольно мощным, по мобильным меркам, железом дает Switch преимущество в тех сферах, где конкуренты просто пасуют. Например, в секторе компанейских развлечений. Что могут предоставить конкуренты? Guitar Hero? Да, а что еще? «Серьезность» PlayStation 4 и Xbox One попросту не вяжется с идеей, что развлечения должны быть… простыми.
Перед Nintendo такой проблемы не стоит вовсе. Ее Switch — это гибрид не только в смысле технологий, но и концептуально. Хотите переносной Skyrim ( еще не вышел, но в пути. — прим. Игромании)? Нет ничего проще. Желаете в парке, сидя на скамье, в гоночки на одном экране погонять с другом? И такая функция есть. Именно потому немного странно видеть выпады в адрес библиотеки консоли. «Большая N» и ее партнеры на редкость правильно формируют библиотеку системы, не идя по пути Sony с ее попыткой превратить PS Vita/PSP в переносную версию домашних систем.
Однако гибридность устройства позволяет выпускать и достаточно серьезные проекты. Помимо продолжения культовой The Legend of Zelda, уже сейчас геймеры могут насладиться, например, Deluxe-версией Mario Kart 8. Эти аркадные гонки, с одной стороны, достаточно серьезны (не копеечная ерунда из Google Play, а серия с глубокими корнями!), но с другой — отлично подходят как для отдыха дома, так и для перерыва где-нибудь на пикнике.
И много чего еще
Кроме того, в этом году платформу посетит целая обойма суперхитов.
Splatoon 2
Дата выхода: 21 июля 2017 года
Продолжение нашумевшего мультиплеерного хита из библиотеки Wii U. Еще больше красок, море веселья и множество сетевых сражений. Одна из жемчужин в подборке для Switch.
Sonic Mania
Дата выхода: 15 августа 2017 года
Если вы относитесь к тем, кто души не чает в классических, двумерных, «Сониках», этот платформер вам (определенно) придется по вкусу. Здесь все сделано как встарь. Конечно же, помимо Switch Sonic Mania посетит и другие консоли. Вот только тащить с собой в автобус PS4 и телевизор — не самый лучший вариант, не находите?
Pokken Tournament DX
Дата выхода: 22 сентября 2017 года
Выпуск тематических файтингов для индустрии не новость. Pokken Tournament DX , как несложно догадаться, — вариация на тему «Покемонов». Стилистика маленьких монстриков сохранена достаточно верно, а сама игра сумеет порадовать тех, кто уже загонял до смерти милые ролевки с 3DS.
Fire Emblem: Warriors
Дата выхода: осень 2017 года
В прошлом у Nintendo уже был опыт поддержки musou-игры со своими персонажами в главной роли. Для тех, кто не знаком с этим явлением, вот небольшое пояснение. Речь идет о своего рода Dynasty Warriors , только вместо тысячи китайцев — знакомые герои. Удивительно, но это пользуется популярностью. И еще какой!
Xenoblade Chronicles 2
Дата выхода: 2017 год
Продолжение одной из самых лучших jRPG последних лет просто не может быть плохим, не правда ли? Вот и Nintendo так считает, а потому в своей рекламной кампании отводит отдельное место под пиар Xenoblade Chronicles 2. Несмотря на большой ажиотаж, о переносе выхода пока никто не зарекается.
The Elder Scrolls 5: Skyrim
Дата выхода: зима 2017 года
В бой идет тяжелая артиллерия. Портативная версия Skyrim приковала к себе внимание со времен дебютного видео Nintendo Switch. Тогда еще Bethesda , напомним, пыталась выдержать хорошую мину при плохой игре и заявляла, что TES 5 для Switch официально не существует. Никто не поверил. Пока что — одна из самых амбициозных и больших игр в линейке для системы от «Большой N». Изучить Скайрим в самолете или поезде без «костылей» в виде ноутбука — что может быть лучше?
Подчеркнем, что описанные выше игры — это, во-первых, не все, что в этом году заглянет на Switch, а во-вторых, в будущем геймеров ждет еще много вкусного. Например, полноценное продолжение Metroid Prime — сериала, о котором мало что слышно аж со времен оригинальной Wii. Видимо, время Самус вновь настало. К сожалению, проект пока без даты выхода.
Российские успехи
Однако одной из самых важных побед для Nintendo стала победа маркетинговая. Прежде компания уделяла непростительно мало внимания работе с отдаленными в идеологическом смысле регионами. Те, кто когда-то на излете нулевых, будучи где-нибудь в Челябинске, пытался найти картриджи для DS, должно быть, помнит удивленное лицо продавца, который слыхом не слыхивал о существовании такого чуда технологической мысли.
Иногда доходило до смешного. Я хорошо помню, как сотрудник одной достаточно известной розничной сети пытался доказать, что двухэкранная система от N существует… только в розовом цвете. Очевидно, что кроме «Песиков и Марево» игр для нее тоже не существовало. В картине мира того продавца, во всяком случае.
Вот такой контроллер обязателен к покупке для тех, кто любит классический гейминг. Благо в России достать устройство более чем реально.
Постепенно Nintendo пыталась улучшить ситуацию с российской розницей. Открытие своей интернет-площадки, более или менее активное продвижение Wii U (про ее существование хотя бы знали за пределами Москвы и Питера) — все это покажется странным какому-нибудь фанату Sony, привыкшему, что все громкие хиты лежат на полочках в день релиза. Но это было важно для тех, кто ту же GameCube видел лишь на картинках в немногочисленных профильных журналах. Смех сквозь слезы, да и только!
Nintendo Switch изначально миновала участь оказаться в забвении в самом дальнем углу склада. По всей России развернулась гигантская кампания по продвижению устройства. Дорогая реклама, оперативный завоз новых коробок на точки, активная работа с сообществом и, главное, локализация ключевых хитов и официальный трейлеров. Да не каких-нибудь «rabbids», а самой настоящей The Legend of Zelda. Те, кто помнит, как обстояли дела с переводом блокбастеров для Wii и Wii U, на этом месте просто обязаны пустить скупую мужскую слезу. Разница очевидна!
Не сильно погрешим против истины, если скажем, что старт Switch можно считать успешным. По данным на начало мая, по миру разошлось около трех миллионов устройств. Боссов Nintendo эта тенденция, очевидно, вполне устраивает. Разумеется, сразу после публикации данных о продажах скептики в сети утверждали, что, дескать, Wii U тоже пользовалась успехом в начале своего жизненного цикла. Подобные инсинуации «Большая N», по традиции, предпочитает не комментировать. Зато (и это весьма достоверные сведения) решила увеличить производство самой Switch. Что будет дальше — увидим-поглядим.
Однако скучно не будет. И это уже очевидно.