Обзор фильма «Человек-паук: Возвращение домой». Я не мститель, я только учусь
Компания Marvel уже не раз доказывала, что именно ей лучше, чем кому бы то ни было, удается переносить на большие и малые экраны персонажей собственных комиксов. Сорвиголова, Халк и Каратель уже бывали в руках сторонних студий, но лишь вернувшись домой, обретали по-настоящему достойное воплощение.
Результаты были настолько впечатляющими, и даже корпорация Sony задумалась над тем, чтобы поделиться когда-то выкупленными правами на главного марвеловского супергероя — Человека-паука. Тем паче что последний фильм собственного производства, «Высокое напряжение» 2014 года, оказался полнейшим разочарованием как для зрителей, так и для студийных боссов. Что ж, не можешь победить — присоединяйся.
И это было чертовски правильное решение.
Жанр: супергероика Слоган: «Когда одна история заканчивается, начинается другая» Режиссер: Джон Уоттс Сценарист: Джонатан Гольдштейн, Джон Фрэнсис Дэйли, Джон Уоттс В ролях: Том Холланд, Майкл Китон, Мориса Томей, Роберт Дауни-мл., Джон Фавро Премьера в РФ: 6 июля 2017 года Рейтинг: 16+
Герой двора
После противостояния Железного человека и Капитана Америки прошло несколько месяцев. Битва в берлинском аэропорту стала самым ярким событием в жизни пятнадцатилетнего Питера Паркера, и теперь он с нетерпением ждет, когда же ему позвонит Тони Старк и предложит стать полноправным членом нового общества Мстителей.
Вот только гений-миллиардер почему-то не особо торопится звать юного супергероя на новые задания, а его помощник Хэппи либо просто игнорирует смски, либо откровенно посылает назойливого подростка куда подальше. А жить как прежде уже не получается. Ведь Питер вырвал щит у самого Стива Роджерса, дрался с суперсолдатом-киборгом, кружил на паутине вокруг великана! Как после такого спокойно просиживать штаны на уроках и собирать с другом «Лего» по вечерам? Великая сила есть, а где же великая ответственность? Ведь на улицах родного Квинса, как ни странно, не так уж много преступности. Ну, угонит какой-нибудь воришка велосипед, ну, машину взломает — это ж разве злодейство? Даже паутиной толком не в кого стрелять.
Но, как известно, кто ищет, тот всегда найдет. Паучье чутье (на самом деле нет) выводит Питера на след банды торговцев необычным оружием, изготовленным на основе технологий читаури. Возглавляет группировку хладнокровный и расчетливый Эдриан Тумс, который для своих темных дел использует впечатляющий летательный аппарат, напоминающий крылья гигантской птицы. Вот она — первая достойная цель для Человека-паука! Вот только сможет ли школьник, пусть и обладающий сверхспособностями, справиться с матерым бандитом?
Чаще всего Питер шутит довольно скверно. И это абсолютный канон.
Первое, что хочется сказать после просмотра: «Наконец-то!». Наконец-то зрители, не слишком знакомые с комиксами, смогут увидеть Человека-паука таким, каким он и должен быть в самом начале своего большого пути, — энергичным, порывистым, отважным, наивным. Одним словом — подростком.
Этот важный аспект предыдущие экранизации напрочь упускали. Тоби Магуайру на момент съемок в картине 2002 года было двадцать пять лет, Эндрю Гарфилду в перезапуске — двадцать шесть. И нет ничего удивительного в том, что школьным будням Питера Паркера в обоих фильмах уделялось совсем немного экранного времени. Актеров в лучшем случае можно было принять за студентов старших курсов университета, но точно не за тинэйджеров. А это критически важно, ведь вся уникальность Человека-паука как персонажа в том, что это обычный мальчишка, с обычными мальчишескими проблемами, но необычными способностями. Именно поэтому комиксы про него выстрелили в шестидесятые и нулевые и оба раза спасли издательство Marvel от финансового краха.
«Возвращение домой» ни на секунду не дает забыть, что Питеру всего пятнадцать. Изначально в основе его супергеройских похождений лежит не обостренное чувство справедливости, а простая и понятная жажда приключений, желание реализовать себя. Лишь потом, после первых побед и первых поражений, Паучок начинает осознавать, что у всего есть последствия, а благие намерения не всегда приводят к хорошему результату.
Том Холланд в полной мере отрабатывает кредит доверия, полученный им после «Противостояния», и доказывает, что он — лучший Человек-паук и лучший Питер Паркер из всех, что были на большом экране. Всенародно любимому Тоби Магуайру удавалось быть очаровательным, чуть неловким ботаником с большим сердцем, но сценаристы первой трилогии совершенно забыли о характере его альтер эго.
Паук Эндрю Гарфилда напротив, хохмил и ёрничал, как ему и полагается, но без маски превращался в заносчивого и невротичного хипстера. Холланд же хорош как в образе школьника-гика, так и в качестве начинающего легкомысленного супергероя. И, самое главное, сценарий дает раскрыться обеим этим ипостасям, совмещая их в одного живого и вызывающего сочувствие персонажа. Это главная задача фильма, с которой создатели «Возвращения домой» справились на ура.
Саркастичная и хамоватая Мишель — одна из лучших находок создателей фильма.
Над головой стервятник кружит
С чем у киновселенной Marvel проблемы, так это со злодеями (сериалы Netflix не в счет). Выдающиеся актерские способности и харизма Гая Пирса, Микки Рурка, Мадса Миккельсена и других звезд были потрачены на плоских и неоригинальных персонажей, ни у одного из которых не было эпизода, хотя бы близкого по эффектности к сцене с карандашом из «Темного рыцаря». А кто-нибудь вообще помнит, что главгадов во втором «Торе» и «Стражах галактики» играли Кристофер «Девятый доктор» Экклстон и Ли «Трандуил» Пейс? За всех приходится отдуваться Тому Хидлстону, чей Локи, конечно, хорош, но скорее на общем блеклом фоне.
«Возвращение домой» хоть и входит в киновселенную, но эту болезнь не унаследовала. Стервятник не претендует на оригинальность, но он убедителен, а его мотивация проста и понятна. Да, он преступник, но преступник со своими принципами и представлениями о морали. Такая уж ему выпала роль в безумном мире, где богачи в суперкостюмах крушат все вокруг, а народ их потом еще и на руках носит. «Не мы такие — жизнь такая».
Майкл Китон — одно из главных украшений картины. Не исключено, что играй Тумса кто-нибудь другой, злодей не получился бы и вполовину столь интересен. Его мимика, его слегка безумная улыбка и вечный огонек в глазах превращают одного из самых скучных врагов Человека-паука в харизматичного антагониста, от которого прямо веет опасностью. Правда, лишь до тех пор, пока он не надевает крылья и шлем, перевоплощаясь в очередного нарисованного трансформера. Но в эти моменты актерские работы уступают место экшену.
А экшен здесь отличный и разнообразный. Режиссер Джон Уоттс постарался выжать максимум как из способностей самого Паучка, так и из технических возможностей, которые ему предоставляет обновленный костюм. Такое ощущение, что создатели фильма прочесали форумы фанатов Спайдермена на предмет обсуждений «А что, если?..». А что, если Питер окажется в месте, где не будет высоких строений, за которые можно зацепиться? А что, если он будет драться со злодеем на верху летящего самолета? И так далее. По зрелищности и изобретательности «Возвращение домой» стоит в одном ряду с эталонной второй частью трилогии Сэма Рейми.
Паук и паутина
Отдельного упоминания заслуживают герои второго плана. Особенно это касается школьного друга Питера Паркера — Неда. Каким-то образом Человек-паук все полвека своего существования оставался без типичного приятеля-шутника, а тот, оказывается, ему очень даже подходит.
Нед почти с самого начала посвящен в тайну героя и реагирует на нее так, как и полагается подростку-гику, — с диким восторгом. Он словно более позитивная и забавная версия Фогги Нельсона из «Сорвиголовы», только вместо того, чтобы донимать Питера своим нытьем, подбадривает его и подталкивает к действию как на супергеройском поприще, так и на любовном фронте. Напрочь клишированный персонаж, но прописан и сыгран великолепно.
Мариса Томей в роли тети Мэй тоже прекрасна. Многих фанатов канона возмутило то, что добродушная старушка превратилась в привлекательную даму средних лет, но эта перемена очень даже в кассу. В конце концов, Питеру всего пятнадцать — почему его тетя должна выглядеть так, будто она его бабушка? Неужели она в два раза старше покойных родителей мальчика?
Впрочем, некоторые перемены в облике и характере других знаковых для Паука персонажей могут возмутить зрителей еще сильнее. Так, школьный задира Флэш Томпсон превратился из недалекого качка в мажора-интеллектуала, да к тому же сменил цвет кожи. И это никак не оправдано в сюжетном плане. Зато другая трансформация смотрится действительно свежо и многообещающе. Главное — отбросить в сторону предрассудки.
Ну и куда же без центральной фигуры всей промокампании фильма — Тони Старка… Расслабьтесь, его здесь не так уж много. Железный человек играет важную роль в сюжете, но никоим образом не перетягивает одеяло на себя. Роберт Дауни-мл. и Джон Фавро остаются на втором плане, лишь напоминая о том, что «Возвращение домой» — часть MCU.
Неужели новый-преновый «Человек-паук» — безупречный кинокомикс? Нет. Его сюжет пестрит штампами и клише разной степени древности. Подчас он предсказуем до единого эпизода и единой фразы в диалоге. Но иногда, а вернее — даже регулярно на создателей фильма снисходит озарение, и они выдают сцены, которым действительно хочется аплодировать.
В картине чувствуется легкость, ирония и самоирония, ведь после «Пипца» и «Дэдпула» со звериной серьезностью рассказывать историю о парне в красном трико просто невозможно. Это не брызжущее пафосом полотно о судьбах мира, напичканное библейскими отсылками, а история о взрослении, о первых серьезных поступках и первой любви. Именно таким и должен быть фильм о Человеке-пауке.
Один из лучших фильмов про Человека-паука, уступающий разве что второй части трилогии Сэма Рейми.