Предварительный обзор Sudden Strike 4. Изучаем разведданные и пытаемся взять языка
Серия стратегий Sudden Strike напоминает войсковое подразделение, которое несколько раз расформировывали и создавали заново под другими знаменами. Первая часть была создана выходцами из российской конторы со звучным названием «Наши игры» и на территории СНГ издавалась под названием «Противостояние 3» (хотя с первыми двумя играми ничего общего, кроме тематики и команды разработчиков, не имела).
Sudden Strike 2 превратилась в «Противостояние 4» , а потом началась неразбериха, потому как бренды оказались в распоряжении разных владельцев. Параллельно начали выходить официальные продолжения Sudden Strike и все новые «Противостояния», друг с другом никак не связанные. Разобраться в этом потоке стратегий разного качества было непросто. Но теперь в этом и нет необходимости, потому как SS4 делают уже совершенно другие люди — венгерская студия Kite Games. Удастся ли венграм возродить серию, забуксовавшую почти десять лет назад?
Польская осень
Sudden Strike 4 — это классическая военная стратегия в реальном времени. Настолько классическая, что глаз невольно ищет календарь, чтобы убедиться, а точно ли за окном две тысячи семнадцатый год.
Пафосная музыка в главном меню, историческая кинохроника на фоне, возможность пройти обучение или же сразу перейти к одной из трех исторических кампаний, начав с немецкой, перейдя к советской и заканчивая союзниками… Ничего лишнего, ничто не отвлекает от боевых действий. Только надпись в правом нижнем углу экрана красноречиво свидетельствует, что перед нами бета-версия и до официального релиза еще около месяца.
И вот уже наступает ожидание стандартных сюжетных ходов, когда надо захватить какой-то городок небольшим пехотным отделением, после чего укрепить оборону и отбить танковую атаку.
Но все происходит несколько иначе.
Маленькие записи большой войны.
Обучающая миссия не только демонстрирует хитрость и вероломство вермахта, готового идти на все ради выгодного ему развития событий, но и показывает, насколько внимательно разработчики подошли к детализации карт и сюжету. Сигнальные ракеты, выпускаемые караульными, номера на грузовиках, разбитые повозки и тракторы на обочинах, да и сами обочины с оврагами — все это не повторяется, и в это очень интересно играть, но не переигрывать. И если для обучения подобный ход вещей обычен, то в кампании хочется большего разнообразия. Не сразу, но хочется.
Все потому, что сами кампании по-настоящему занимательны и просто трещат от обилия событий. Например, германская начинается с захвата Польши, затем переходит к покорению Франции, а затем перебирается в СССР, где и заканчивается. Все предстоящие сражения отображаются на карте сразу же, и первое время это нагоняет тоску, потому что в игре тридцать миссий, и опытный игрок их может пройти максимум за несколько дней, а минимум — за день.
Сюжетных развилок не предусмотрено, поэтому, если планируете играть долго, вам сразу же стоит обратить внимание на режим «Сражения» или уходить в онлайновые баталии с реальными противниками. Возможно, к релизу ситуация изменится и сюжетных битв будет больше или же появится вариативность развития событий. Но наши разведчики полны скепсиса. Уж очень законченной выглядит игра.
Без доктрины нет войны.
Атмосферности и аутентичности добавляют аудиодневники безымянного бойца между миссиями. Вместе с ним мы узнаем особенности Жукова, Гудериана или Монтгомери. Командующие упомянуты не случайно — у каждой из сторон по три лидера, каждый со своей военной доктриной. Например, у советской стороны Рокоссовский отвечает за доктрину пехоты, Жуков — за танки, а Чуйков — за артиллерию и снабжение. Возможно, к релизу доктрин и командующих будет больше, и мы увидим других исторических личностей.
Театр военных действий во всей красе.
Доктрины придуманы не просто так. С их помощью можно усиливать войска особыми умениями. Увы, чуть ли не половина умений кажется надуманной и наивной. Сложно себе представить, что в стратегии, претендующей на реализм, танкисты не могут окапывать танки в обороне без специального навыка, а пехотинцы — носить по две гранаты. Тем не менее подобные условности присутствуют, как и совсем уж фантастические в виде «+30 к броне» при максимальном развитии танков.
Развиваются доктрины с помощью звезд, выдающихся после выполнения миссий. Звезд выделено двадцать восемь штук на все, что позволяет развить одну ветку в рамках доктрины. Поэтому создать армию, способную и на танках ездить, и носить с собой по два боекомплекта, не получится. Надо выбрать что-то одно.
Советское лето
Польская броня под натиском блицкрига!
Доктрины продуманы, тактические планы сверстаны, и даже небольшой видеоролик с указанием целей миссии показывается командирам. Самое время приступить к выполнению задания. И тут вновь все просто, все, как и семнадцать лет назад: в подчинении ограниченное количество войск, в тылу — заскриптованные подкрепления, как у нас, так и у противника.
Чем выше уровень сложности, тем меньше их у нас и больше у врага, поэтому крутись как хочешь. На то, что крутиться можно и нужно, намекает первый же подбитый танк или уничтоженный орудийный расчет, ведь их можно захватить. Особенно это заметно во Франции, когда под натиском немецкой армии французы и англичане оставляют уйму техники, которую можно с легкостью занять, получив при этом ачивку «Мародер».
Подбитый танк можно забрать с собой.
Да, ачивку в стратегии. Чем их больше, тем выше вероятность того, что вы закончите миссию с тремя звездами. При наличии определенных навыков это несложно, ведь играть в Sudden Strike 4 не только интересно, но и комфортно.
Возможно, сыграло свою роль то, что релиз запланирован не только на PC, Mac, Linux, но и на PS4, однако признаем: интерфейс игры чрезвычайно удобен и прост для освоения. Иконки крупные, не промахнешься, рода войск изначально подвешены на цифровые кнопки, карта весьма подробна, а микроменеджмента нет в принципе. Не считать же таковым слежение за грузовиками снабжения, которые уехали не туда, куда нужно.
Вся эта простота видна уже в бете, и у нас нет сомнений в том, что релизная версия будет не хуже.
Впрочем, даже в идеальном плане боевых действий можно найти изъяны.
Немецкая весна
В каждом танкисте таится пахарь.
В SS4 пока что очень мало контента: в каждой кампании всего по восемь миссий. Конечно же, оборона Москвы занимает не так много времени, как штурм Берлина, а форсирование реки Маас — совсем не то же самое, что Сталинградская битва, но этого все равно недостаточно. Игра проходится быстро, не бросает серьезного вызова, делает все по скриптам и совершенно не экспериментирует в бою.
Словно бы оправдываясь за малое количество миссий, Sudden Strike 4 дарит совершенно необычайный и красочный опыт. Каждое задание — это кусочек истории, со своими подробностями. Вот во Франции мирно стоит заправка, а рядом с ней — брошенные «ситроены». Поиграл несколько часов, и вот уже под гусеницами танков натурально трещит лед Ладожского озера, а зенитчики прицеливаются в «штуки». И тут напрочь забываешь, что таких эпизодов — по пальцам пересчитать. Пока сложно сказать, будут ли новые исторические миссии в игре, но то, что есть, хорошо только для бета-версии. Для релиза, как говорится, маловато будет.
Ночные миссии прекрасны и интересны.
Не все в порядке и с локализацией. Советские бойцы говорят такое и такими голосами, что вспоминается «Армагеддон» Майкла Бэя и космическая станция «МИР» с космонавтом в ушанке. Вряд ли озвучку успеют перезаписать, но, если бы это случилось, ощущения от игры сильно изменились бы к лучшему.
Есть вопросы и к стабильности игры на некоторых платформах. Например, под macOS игра не запустилась вовсе, хотя в числе систем она заявлена и даже загружается через Steam.
Снабжение решает всё.
Sudden Strike 4 можно было бы выпустить уже сейчас. Игра стабильно работает на ПК, не падает, радует визуальными эффектами, удобным интерфейсом и увлекательными миссиями. Но именно в миссиях скрыта главная проблема проекта — он короткий. Те этапы, что есть, буквально «пролетаются», и игра остается пылиться в аккаунте Steam. И это в лучшем случае — если вы будете играть в мультиплеере. В худшем же перезапуск Sudden Strike будет просто предан забвению.
А он этого не заслуживает.