Обзор фильма «Дюнкерк». Война на пляжах
Кристофер Нолан прославился, снимая серьезные и в то же время развлекательные картины, — « Начало », « Интерстеллар » и « Темный рыцарь » не дадут соврать. И потому премьеру военного опуса « Дюнкерк » многие ожидали с долей опаски: дескать, какой же это «летний блокбастер», если тема — драматичные страницы второй мировой? А что до российского зрителя, то ему вообще должно быть все равно, с какой скоростью британская армия удирала от нацистов через Ла-Манш…
Но это только на первый взгляд.
Жанр: военная драма Режиссер и сценарист: Кристофер Нолан В ролях: Финн Уайтхед, Гарри Стайлз, Анайрин Барнард, Кеннет Брана, Марк Райлэнс, Киллиан Мерфи, Том Харди и другие Премьера в РФ: 20 июля Рейтинг: 16+
На дне котла
Не столь давно вышло сразу несколько достойных фильмов о второй мировой — взять хотя бы « По соображениями совести » Мэла Гибсона или « 28 панфиловцев ». «Дюнкерк» отличается от обеих лент колоссальным размахом и демонстрацией вовсе не триумфа «добрых сил», а катастрофы.
Когда Адольф Гитлер в 1939 году вторгся в Польшу, о поддержке восточноевропейской страны объявили Франция и Англия. Союзники вроде бы колоритные, если вспомнить степень их участия в первой мировой, но на деле пустышка. Немцы быстро справились и с двухмиллионной французской армией, и с четырехсоттысячной британской, причем друзья-враги со времен Столетней войны и Жанны д’Арк сопротивлялись настолько вяло, что позволили запереть себя в северном портовом городке Дюнкерк.
С его холодных пляжей просматривается Туманный Альбион, однако попасть туда не так-то просто: английское командование не торопится рисковать авиацией и флотом — вдруг Гитлер следом пойдет на Лондон? Потому решено перевезти 30—45 тысяч солдат, костяк сухопутных сил. Да и это, в общем, скорее чудо, чем цель.
У Нолана двойное гражданство (США и Великобритания), но американцев в «Дюнкерке» он принципиально не показывает.
События Дюнкеркской эвакуации, она же операция «Динамо», происходили с 26 мая по 4 июня 1940 года. Нолан не стал делать прямолинейный боевик с обильной демонстрацией жертв, а использовал интересный прием: показал неделю обороны на пляжах, день переправы и час авиационных разборок. Естественно, потребовались три группы героев, чьи биографии переплетаются — с наслоением временных отрезков, как у Квентина Тарантино или раннего Нолана же.
Итак, первая группа — рядовые солдаты, стремящиеся хитростями и уловками проникнуть на редкие корабли. Очереди у «паромов» длиннющие, и те, кто в арьергарде, уверены, что наверняка погибнут, если не проявят смекалку. Для троих рядовых (малоизвестные массовому зрителю артисты Финн Уайтхед, Анайрин Барнард и Гарри Стайлз) гавань становится проклятием — кажется, что все вылазки обречены на неудачу. Ощутив тяжелое дыхание фашистских бомбардировщиков, подлодок и танков, они почти теряют надежду вернуться домой. Происходящее обставлено в духе « Гравитации » Альфонсо Куарона — от неудачи к неудаче, с попутным сжиганием мостов.
Десятки тысяч солдат в очередях. Один причал. Дефицит кораблей.
Вторая история не менее интересна. Дело в том, что британское правительство, побоявшись рисковать дорогущими судами, сделало ставку на гражданский «флот» — яхты, катера, шхуны и прочие лодчонки. Правда, Уинстон Черчилль со товарищи и подумать не могли, что нация так рьяно отзовется на клич о помощи. Один из незаметных героев — пожилой мистер Доусон (Марк Райлэнс), отплывающий на деревянной яхте в направлении Дюнкерка. Весь расчет на то, что немцы не станут тратить боеприпасы на подобную мелочь.
Киллиан Мерфи часто играет у Нолана. «Дюнкерк» исключением не стал.
Наконец, третий срез фильма посвящен удалым британским летчикам. В небе «Спитфайры» дали рьяный отпор «Мессершмиттам», на последних каплях топлива «до упора» патрулируя береговую линию. Одного из пилотов исполнил Том Харди — в без двух слов немой подаче на манер « Табу » и « Безумного Макса ».
Том Харди снова большую часть фильма проведет в маске. И в кабине Як-52, подменившей «внутренности» Spitfire.
Да и в целом персонажи «Дюнкерка» отмалчиваются — даже их имена не всплывают. Отсутствия диалогов, впрочем, не замечаешь — благодаря напряженному саундтреку Ганса Циммера и правдоподобному звуковому оформлению, создающему ощущение панической невезухи.
«Дюнкерк» целиком снимался на натуре, с точечными спецэффектами.
При этом Нолан, как и постановщики «28 панфиловцев» Андрей Шальопа и Ким Дружинин, обходится без политиков, приторного прославления родного оружия и закадровых интриг. Образ немцев, как в советском военном кино, чисто собирательный — бойцов Третьего рейха не показывают. Танки — за зданиями города, подлодки — на глубине, только бомбардировщики снуют мухами. Между тем угроза от армии-невидимки вполне реальная, не зря же солдаты бегут из порта, как крысы.
Wargaming, разработчики World of Warships , рассказывают о наборе миссий «Операция “Динамо”», приуроченном к старту в прокате «Дюнкерка».
Сравнение не должно вызывать удивления у читателя — Нолан чужд бравурности. Испуганные рядовые и офицеры не заботятся о товарищах (за редким исключением), а настоящие герои умирают или попадают в плен — такую черту подводит режиссер. Правда, на Туманном Альбионе беглецов встречают уважительными газетными заголовками, пивом и распростертыми объятиями. Что поделать — политики объявили отступление «чудесным спасением». Дескать, если солдаты не в силах вернуться домой, «дом» лично вытащит их из пекла.
Высшим чинам все же нашлось место в кадре — заботливого командора воплотил Кеннет Брана, известный актер и режиссер (« Тор », « Золушка »).
Чем же интересна лента российской аудитории? Она по меньшей мере дает понять, что Дюнкеркская операция позволила британцам сохранить сухопутную армию и не пропустить Гитлера за Ла-Манш. Спустя годы этот маневр, которому немцы не придали должного значения, аукнулся им наступлением союзников с запада. Ну а дальше вы знаете.
Образцовый военный фильм. Обязательно найдите время, чтобы сходить в кино.