Вспоминаем сказочную трилогию Fable. Каких Героев знали в Альбионе?
Пока крупные разработчики вовсю корпят над созданием новых франшиз, старые потихоньку забываются или просто отходят на второй план, изредка подбадривая фанатов какими-нибудь играми «по мотивам». Некоторые таким образом привлекли немало внимания (привет, Hearthstone и « Гвинт»), другие дебютировали не так удачно (здравствуй и ты, The Elder Scrolls: Legends).
На славе серии, послужившей поводом для этой статьи, к слову, тоже решили подзаработать: 25 июля в ранний доступ вышла Fable Fortune — очередной гибрид популярных карточных игр в копилку Steam. Проверить качество новой ККИ можно уже сейчас, а наш обзор появится через несколько дней.
А пока мы решили в подробностях вспомнить самую сказочную серию от Lionhead Studios и Питера Молинье в частности. Доставайте ваши носовые платки, Курощупы!
Fable: The Lost Chapters
Главная музыкальная тема от Дэнни Эльфмана во вступительном ролике первой части — это своего рода трюк для отвода глаз. Из-за него можно было принять тогда новый ролевой экшен за типичный эпик «ни о чем». И правда, разве могла она сравниться с такими великими проектами, как Gothic 2 или The Elder Scrolls III: Morrowind, вышедшими чуть ранее? Конечно, нет.
Вот только Fable: The Lost Chapters и не старалась быть образцовым приключением начала 2000-х. Она повествовала совсем о другом…
Подарок сестре на день рождения? Добрые дела? Так начиналась история нашего героя.
Со стартовой локации игра предельно доступно объясняла правила своего мира. Совершаешь хорошие деяния — становишься добрым и получаешь нимб над головой; любишь плохие поступки — скоро вырастут рога. В этом заключалась вся прелесть Fable: в исполнении роли, которую избирал для себя игрок. Вокруг этой занятной особенности строились и задания, и вся история целиком.
На внешность главного героя влияла не только красота души, но и еще целый ворох факторов. Худощавый паренек мог почти мгновенно потолстеть, налегая на мясные и мучные блюда, а за постоянную прокачку конкретных навыков получал особенное, «классовое», телосложение. Воин становился мускулистым, лучник — высоким, у мага начинали светиться руки, а тело и лицо покрывались голубыми рисунками.
Начав играть за непримечательную «болванку», мы постепенно меняли ее по своему вкусу и создавали уникального во всех смыслах протагониста. Это здорово оживляло геймплей, а прохождение делало в меру нелинейным и реиграбельным.
А ведь были еще стрижки и татуировки, на которые по-разному реагировали NPC.
Хоть первая часть и не блистала в плане сюжета, следить за ходом событий все же было интересно. Вдобавок юмор во всем, что касалось жизни таких «привилегированных» членов общества, как Герои, окупал все заметные недостатки.
В самом начале мы были никем и звали нас никак (ну разве что Курощупом), поэтому приходилось мириться с постоянными насмешками со стороны простого люда. И покупка титула не слишком-то помогала. Славу нужно заслужить!
Вот и выходило, что единственным верным решением была борьба за геройскую карьеру. Не зря же мы Гильдию оканчивали. А значит, меч, магию или лук в зубы, и вперед! И, надо сказать, сражения проходили увлекательно: боевая система была сделана очень хорошо и не давала заскучать ни одному ценителю жанра.
Запомнилась Fable: The Lost Chapters не только благодаря продвинутой для того времени системе кастомизации персонажа. Игра замечательна едкой сатирой на Героев, отражающих все тайные мечты игрока.
В результате игра становилась этаким симулятором героического персонажа, где мы то и дело совершали подвиги, зарабатывали славу и перманентно стремились собрать как можно больше трофеев. Заводили дом, жену… Ну чем не Sims?
В перерывах между ухаживаниями за супругой можно было неплохо провести время в таверне: выпить пива с друзьями и сыграть в азартные игры. Купив же у торговца в лавке удочку, вы могли отправиться на рыбалку, чтобы вытянуть из воды пару серебряных ключей и открыть особые сундуки с сокровищами.
И всё это на фоне прекрасного Альбиона, полного неразгаданных тайн. Чего только стоили демоны-стражи!
И каждому такому нужен особенный Герой: кому самый злой, кому самый добрый. Все волшебные двери демонов-стражей открыть за одно прохождение никак не получалось.
Fable Anniversary
В 2014-м вышел ремастер Fable: The Lost Chapters — сначала на Xbox 360, а потом и на PC. В сущности, ничего нового в игру 2005 года он не привнес, кроме улучшенной графики и обновленного интерфейса. Другими словами, HD-переиздание справилось со своей задачей: обеспечило старую игру новой оберткой, сохранив, как водится, и топорную анимацию, и неудобное меню персонажа, и ограниченные локации.
А вот на что действительно приятно было посмотреть в ремастированной версии, так это на полностью переработанное окружение. Четкие текстуры в высоком разрешении и улучшенное освещение сделали Альбион воистину прекрасным! Видимо, таким его и задумывали авторы с самого начала.
Жаль только, что излишний реализм не пошел Fable Anniversary на пользу. Из сказки с мультяшными героями и постановочными декорациями она превратилась внешне в средненький ролевой экшен, пускай и с довольно симпатичной картинкой. Главное тут, как и в жизни, — не судить по обложке.
Что ни говори, а Fable: The Lost Chapters подкупала своей сказочной атмосферой. Игра за личность, что постоянно трансформируется под твоим влиянием, — само по себе развлечение не на один час. Но, когда интересный сеттинг сочетается с нескучными заданиями и классическим английским юмором, получается не просто хорошая, но единственная в своем роде игра.
И пусть деревья так и не стали расти в реальном времени — первая Fable привнесла в жанр ролевого экшена что-то свое, «фейбловское». За это и помним.
Fable II
Спустя три года вышло продолжение. Но если первая часть была выпущена как на консоли от Microsoft , так и на PC, то вторая по сей день остается эксклюзивом для владельцев Xbox 360 и Xbox One (по обратной совместимости).
Действие начиналось спустя пятьсот лет после событий оригинала. Средневековье сменилось эпохой Возрождения, луки — мушкетами, рубахи — камзолами, но Альбион всё так же нуждался в одном-единственном спасителе.
На этот раз можно выбрать пол главного героя.
Несмотря на резкую перемену в сеттинге, главный сюжет остался вполне тривиальным и дословно перенес концепцию Fable: The Lost Chapters. Fable II не могла похвастаться новыми идеями, но ей это было и не нужно. Она стала классическим сиквелом: улучшила все, что было хорошего в предыдущем проекте, и по возможности исправила его недочеты. А что насчет новых фишек? Без них никак! На этот счет разработчики подумали как следует… и добавили в игру пса.
Пушистый спутник отлично вписывался в местный колорит.
Пожалуй, за всю игру мы не встречали более преданного и живучего друга, чем этот. Замечательный «Догмит» быстро находил сокровища, помогал в сражениях и просто радовал вечно игривым настроением. Но только если наш Герой не переходил на сторону зла — в этом случае и собака становилась намного агрессивнее.
Ко всему прочему, ей можно было покупать ошейники, дать кличку и дрессировать… Что-что? «Sims: Питомцы» , говорите?
Последующее DLC ввело возможность изменить породу своей дворняжки на далматинца, бладхаунда или хаски.
Мир Альбиона заметно разросся, а крохотные локации первой части стали более открытыми и доступными для изучения. Герой научился плавать, заводить детей и подрабатывать на стороне у простых граждан. К слову, добывать звонкую монету чаще всего приходилось через нехитрые QTE. Правда, их нам хватало и в режиме рыбалки.
Еще во второй части появилась возможность не только обзавестись жильем, но и скупать недвижимость, чтобы потом получать прибыль как ее полноправный владелец. Интересным нововведением можно считать и кооперативный режим, который тем не менее пришелся не всем по душе. Оно и понятно: ведь получалось так, что второй игрок был как будто Робином для первого. А кто захочет быть Робином, когда можно быть Бэтменом, ну серьезно?
Но в итоге игра получилась замечательной. Фирменный юмор, разнообразная кастомизация персонажа и увлекательная боевая система — все это только приумножилось. И переход в эпоху Возрождения сделал Fable еще более красочной, чем прежде.
Fable III
Вскоре после сиквела Lionhead Studios анонсировала третью номерную часть, релиз которой состоялся в 2010 году. Fable III сперва появилась на Xbox 360, а через полгода перебралась и на PC, чему фанаты серии были несказанно рады.
В этот раз мир Альбиона не сильно переменился: события происходили спустя полсотни лет после событий предыдущей части. Так что изменения коснулись только цветовой гаммы: сдержанные пастельные тона вытеснили яркую палитру второй Fable. Кроме того, история новоизбранного Героя-принца (или принцессы), на этот раз прямого наследника бывшего протагониста, начиналась не с привычных детских переживаний, а уже со вполне себе взрослого периода жизни.
Жизнерадостное четвероногое существо благополучно перебралось в следующую часть, а новый харизматичный антагонист и вовсе был выше всяких похвал.
Весь сюжет строился вокруг революции, руководить которой поручалось нам. Оказывалось, что брат Героя и одновременно нынешний король — злобный тиран и никудышный правитель, и только законный наследник престола вправе свергнуть его.
Новая игра заметно выросла в плане постановки. В диалогах появился любимый всеми разработчиками выбор, а наши решения влекли за собой далеко идущие последствия. Которые, как всегда, отражались на карме главного героя.
Предыдущая часть поставила крест на денежном вознаграждении за выполнение заданий, лишив нас честного заработка и принудив к настоящей работе и усердному поиску сокровищ. Третья сохранила эту механику и добавила такие виды деятельности, как игра на лютне и раскатывание теста для фирменных пирогов Fable. В общем, рай для любителей окунуться в игровой мир с головой!
Ухаживания за другими персонажами стали глубже. Теперь можно было не просто звать NPC с собой, но и водить его за ручку, а также ходить с ним на свидания. Схема романтического прогресса многим знакома по Mass Effect: для перехода к следующему уровню отношений надо выполнить мелкое поручение персонажа.
Fable III бережно сохранила все идеи предыдущих частей. Да, она уже не казалось такой сказочной и стала в каком-то смысле более взрослой, но в ней нисколько не убавилось того самого «фейбловского» очарования. Фанатам серии этого оказалось вполне достаточно.
Конечно, трилогией дело не ограничилось. В свое время студия выпустила несколько игр по той же вселенной, но все они так или иначе паразитировали на трех главных частях. А про отмененную Fable Legends даже вспоминать не хочется… Слишком уж много боли она принесла фанатам. Как и тот факт, что Fable IV, похоже, не выйдет никогда. Может, оно и к лучшему? Смогла бы новая часть переплюнуть старые и выделиться из толпы? Делитесь мыслями в комментариях!