Мнение о Patapon Remastered. Гипнобарабаны на большом экране
Евгений Ассесеров, автор Игромании и поклонник китайских единоборств, японских видеоигр и английской прозы
С младых ногтей осознал, что видеоигры как книги, музыка или кинематограф — могут быть настоящим искусством. Уважает Nintendo: любит все, что они делают. Считает, что смекалка, творческий подход и упорство — залог успеха как в жизни, так и в виртуальных развлечениях.
Первая игра серии Patapon вышла на PSP в 2008 году (в Японии — в 2007-м). Ритмическая стратегия от SIE Japan Studio и Pyramid моментально стала хитом и впоследствии получила два продолжения. Спустя почти десять лет на PS4 появилась remastered-версия первой части, в которой, по сути, почти ничего не изменилось.
Улучшилось разве что разрешение: играть теперь можно в HD или в 4K, в зависимости от того, телевизор у вас или монитор. При этом плавности анимации обновленному проекту слегка не хватает, но играть в него на большом экране так же комфортно, как и на портативной PSP.
Незатейливая ритмическая механика и обворожительный арт-дизайн прошли проверку временем «на ура». Объясняем, почему Patapon до сих пор актуальна и способна доставлять удовольствие на стационарной консоли.
Детская психоделия
Как бы ни хотелось комментаторам это оспорить, Patapon как продукт можно смело отнести к области визуального искусства. Проект делала та же студия, что и хитовую LocoRoco. Эти игры по жанру совершенно разные, но атмосфера сюрреалистического праздника у них очень похожая.
Выдающийся творец-художник обоих миров, французский графический дизайнер под псевдонимом Ролито, создал чудной и непривычный сеттинг. Он населил новый мир глазастыми патапонами, антагонистическим народцем зиготонами и необычными чудищами-боссами с клешнями, лапами и острыми зубами. Все локации художник выдержал в неяркой, но оригинальной цветовой гамме с обилием черного. Благодаря правильному подбору оттенков Patapon воспринимается как мультяшный театр теней.
На «домашней» локации маленькие патапоны частенько пляшут и поют.
Зомбирование, которое мы заслужили
Patapon — это органичная помесь стратегии, симулятора бога и ритмической игры. Но именно вокруг отбивания ритмических рисунков выстраиваются все остальные элементы. Игрок здесь — божество, которое с помощью барабанных проигрышей направляет патапонов к процветанию, успехам на охоте и в других непростых миссиях. Кроме всего прочего, у патапонов есть некая высшая цель: дойти до края земли и найти нечто под названием «Это». Что такое «Это», игроку не объясняется, но патапоны очень хотят его заполучить.
Барабанный функционал, как и все элементы игры, раскрывается постепенно.
Для достижения целей в квестах и мини-играх в распоряжении игрока есть четыре барабана, комбинации которых отвечают за конкретное действие войска. Каждый вид барабана повешен на одну из четырех кнопок геймпада: квадрат, треугольник, кружок и крестик. Отрядный знаменосец автоматически задает ритм, а игрок с помощью барабанного инструментария должен в такт прожимать нужные ритмы-команды.
Если игрок попадает в такт с ювелирной точностью (сильные доли мигают тонкой полосой по краям экрана), получается комбо. Если набрать больше девяти комбо подряд, войско впадет в раж: ваши подопечные станут сильнее и активнее.
Огромные (в сравнении с юнитами) чудища — не редкость в Patapon.
Что же в итоге? Магия геймплея заключается не в менеджменте оружия, добыче ресурсов или победах над монстрами, а в том, что человек у экрана тоже впадает в раж, в гипнотический транс, не отпускающий и в реальной жизни. Буквально каждый второй пользователь после пары часов игры начинает без конца повторять про себя «пата-патапон», прилипчивую песню патапонов.
До сих пор не ясно, в чем заключается загадочное волшебство игры. Некоторые официальные исследования влияния ритмов на сознание человека так и не дали точного ответа. Но если у вас есть родственники, верящие в «зомбирование компьютерными играми», при них Patapon, пожалуй, лучше не запускать.
Проверка временем
Patapon, конечно, проект не масштабный, но зато выверенный до каждой мелочи. Сейчас такие игры принято называть штучными. Здесь все на своем месте: гипнотическая музыка в стиле tribal, уютный и при этом сюрреалистичный дизайн, простая, но проработанная механика. Все это слаженно работает и надолго завлекает в чудной шаманский мир.
В игре придется немало охотиться, чтобы добыть побольше ресурсов.
Правда, анимации в переиздании не хватает плавности: не слишком требовательный к железу проект выдает картинку максимум в 30 кадров в секунду. К тому же тут нет никакого бонусного контента. А тем временем в магазине PlayStation за игру просят чуть больше тысячи рублей. Для слегка отполированной и до сих пор увлекающей старенькой игры это нормальная цена…
Но не такая уж маленькая: примерно столько же в PS Store стоят, например, Journey, Don’t Starve, Pyre и полный сезон Life is Strange: Before the Storm, выходящей в конце августа.
Маленькие патапоны, несмотря на размер и внешний вид, обладают истинно воинским духом.
Хорошо, что издатели остановили свое внимание на первой части: во второй и третьей игре цикла от игрока требовалось более тонкое чувство ритма. «Первенец» в этом плане не так хардкорен. И если первая Patapon разойдется на PS4 достойным тиражом, то, скорее всего, мы еще застанем ремастеры и сиквела, и триквела.
Добытое оружие можно распределять среди бойцов отряда для повышения их эффективности.
Другие скриншоты из Patapon Remastered
Девять лет назад Patapon притягивала людей к экранам PSP на десятки часов. Ремастер вполне способен вернуть былых поклонников и заодно привлечь новых. Магия «пата-патапон» работает и сейчас. Быть может, игра, подобно культовым Space Invaders или Tetris, будет увлекать и через двадцать, и через тридцать лет. Кто знает?