Мнение о фильме «Валериан и город тысячи планет». Спятивший элемент
Ярослав Гафнер, один из главных киноманов Игромании
С младых ногтей осознал, что видеоигры как книги, музыка или кинематограф — могут быть настоящим искусством.
С франко-бельгийскими комиксами большинство из вас, вероятно, знакомы по экранизациям — таким как « Приключения Тинтина: Тайна Единорога » Стивена Спилберга и Питера Джексона, « Блуберри » Яна Кунена, цикл мультфильмов (и не только) « Астерикс и Обеликс » и « Мишель Вальян: Жажда скорости ». В создании последней ленты участвовал сам Люк Бессон — именитый французский постановщик, снявший свои самые удачные картины в 1980-е и 1990-е годы.
Ни с комиксами, ни тем более с кинематографом Бессон расставаться не намерен — его « Валериан и город тысячи планет » стал самым дорогим европейским фильмом в истории (бюджет порядка $210 млн). Удалось ли ленте поставить еще какой-нибудь рекорд или хотя бы произвести хорошее впечатление?
Рассказываю!
Жанр: космическая фантастика, приключенческий боевик Режиссер и сценарист: Люк Бессон В ролях: Дэйн Дехаан, Кара Делевинь, Клайв Оуэн, Итан Хоук, Рианна, Сэм Спруэлл и другие Премьера в РФ: 10 августа Рейтинг: 12+
Косматый космос
«Валериан и город тысячи планет» еще на этапе разработки сравнивали с « Пятым элементом » (1997), ярким космическим приключением Брюса Уиллиса и Миллы Йовович. Невнятные трейлеры, почти ничего не говорившие о сюжете и вселенной, вводили зрителей в заблуждение — что это за монстр такой, чего ждать? Оттого предположения о сходстве с «Пятым элементом» только укреплялись. И неспроста.
Новый фильм основан на долгоиграющем комиксе « Валериан и Лорелин » (1967—2010) художника Жан-Клода Мезьера и сценариста Пьера Кристена. Он был переведен на десятки языков, в том числе на английский, и завоевал определенную известность за пределами Франции. А в 2007—2008 годы французские и японские аниматоры нарисовали сорок эпизодов мультсериала Time Jam: Valerian & Laureline — впрочем, судя по малому числу оценок на IMDB, массовая аудитория его проигнорировала.
Обложка одного из томиков «Валериана и Лорелин». Как видите, Лорелин — рыжеволосая дама, совсем как Лилу из «Пятого элемента».
Так что съемки полнометражной адаптации с голливудским бюджетом изначально были самоубийственным риском. Бессону помог нездоровый прокатный успех « Люси » (2014): инвесторы верят только цифрам, поэтому и профинансировали сомнительную затею.
Итак, на дворе XXVIII столетие. За восемь веков МКС обросла россыпью модулей разных наций и рас из глубин космоса и в конце концов превратилась в необъятный улей. Со временем искусственную версию Корусанта, известную как станция «Альфа», пустили в свободное плавание — «город тысячи планет», разумеется, продолжал расширяться, становясь этакой выставкой достижений сотен цивилизаций и зоопарком существ, как в « Людях в черном », а также негласной вселенской столицей.
Строгая военная форма призвана подчеркнуть возраст персонажей.
Наши главные герои — агенты Валериан и Лорелин. Их исполнили Дэйн Дехаан (« Новый Человек-паук: Высокое напряжение ») и Кара Делевинь (« Отряд самоубийц »). В оригинале отчаянные служители закона сигали через время и пространство, в адаптации же всё куда проще: нужно решить проблему с «раковой опухолью» (тут замешаны террористы-заговорщики!) в сердцевине «Альфы».
Одной из причин провала «Валериана» в заокеанском прокате считается отсутствие звезд первого эшелона. Да, у Бессона сыграл Клайв Оуэн (« Король Артур », « Город грехов »), но за последние годы он незаметно постарел и сошел с голливудской передовой.
Майор Валериан и сержант Лорелин должны производить впечатление закаленных космических волков с послужным списком длиной с Млечный Путь. Дехаан пытается претендовать на лавры Хана Соло, Звездного Лорда и Малькольма Рейнольдса и изображать ловеласа. Выходит невзрачно: хотя американцу за тридцать, он по-прежнему не избавился от физиономии и телосложения подростка.
Выбор Делевинь на главную женскую роль кажется более осмысленным, только она скорее гримасничает, чем играет. С другой стороны, обоим удалось передать основные черты характера Валериана и Лорелин — верность букве закона и склонность к импровизации и бунтарству, соответственно.
В первой половине картины даже цветовая гамма намекает на родство с «Пятым элементом».
Большое недоумение вызывает и романтическая линия спецагентов. Во-первых, она поверхностная, во-вторых — разговоры о любви переполнены консервативными штампами. Стоп, кино правда снимали французы?
Единственное, чем поражает «Валериан и город тысячи планет», так это быстрой сменой декораций (заслуга специалистов Weta Digital и Industrial Light & Magic). Как я уже сказал, «Альфа» — недокументированный заповедник тьмы-тьмущей культур, где уживаются динозавры, люди, людоеды, роботы… В одной из сцен Валериан решает срезать путь к цели, круша перегородки между биомами, и оказывается, грубо говоря, одной ногой в органике, а другой — в механике.
В фильме мелькнуло несколько «приглашенных звезд». В кадре — Ален Шаба, удачливый комедийный режиссер (« Астерикс и Обеликс: Миссия “Клеопатра”» ). Компанию ему составили, к примеру, Рутгер Хауэр и певица Рианна.
Ну а больше всего мне понравился отрезок фильма, где бравые агенты причалили к пустынной планете, чтобы выкрасть некоего ценного зверька у контрабандистов. Пришлось зайти на знаменитый здешний рынок — секрет его в том, что он существует на грани пустого места, огороженного забором, и виртуальной реальности — яркого восточного базара. Увидеть красоты можно, напялив особый шлем, а чтобы протащить ствол, который сработает «по ту сторону», надо пропустить его сквозь «оцифровочное» устройство.
Эпизод в целом, кстати, напомнил трейлер Beyond Good & Evil 2 с недавней E3.
Нет, это не Beyond Good & Evil 2, а по-прежнему «Валериан».
Но если отбросить редкие удачные находки и богатые фоны, фильм кажется изрядно затянутым и предсказуемым. Он менее авантюрный, чем «Пятый элемент», и, похоже, во всем, кроме спецэффектов, уступает картине двадцатилетней давности. Слабая попытка переплюнуть старый хит и сделать французских « Стражей Галактики ».
Как мне кажется, Люк Бессон вернулся в космос, но далеко не так бесшабашно, как в «Напролом» (2012). «Валериан и город тысячи планет» продолжает печальную тенденцию, рожденную лентами «Малавита» (2013) и «Люси» (2014): чем дальше, тем меньше идей. Бессон, остановись!