Предварительный обзор Fortnite. Апокалипсис никогда не меняется
Бывает так, что рассуждать об игре объективно — задача не из легких. И дело не в предпочтениях конкретных авторов или СМИ. Дизайн некоторых проектов порой настолько специфичен, а разработчики так хорошо знают, что делают, что в это даже не хочется вмешиваться. Пускай, дескать, творение само найдет свою аудиторию, или наоборот.
В некоторые моменты нам остается только констатировать очевидное и предупредить читателей о подводных камнях. Fortnite от Epic Games тому пример. Мы уже рассказывали об игре в предварительном обзоре, и с того момента она мало изменилась.
Появилось, однако, очень большое «но».
Официальный трейлер Fortnite с Е3 2017.
Старые добрые мозги
Fortnite анонсировали в 2011 году, и за шесть лет разработки она стала чуть ли не мифическим долгостроем. Сказочным изобретением Epic Games, призванным перевернуть мультиплеерные кооперативы с ног на голову.
Знакомьтесь — Лучик (по центру) и ее ассистенты, ваши главные помощники и основной источник юмора в игре. Вы удивитесь, но порой они и правда смешно шутят.
Но даже этот предварительный обзор (уже второй!) мы писали после тридцати часов игры в платный «ранний доступ» — официально Fortnite выйдет только в следующем году. Что ни говори, студия распоряжается временем и кредитом доверия к себе довольно свободно. Это вдвойне иронично, если учесть, что многие идеи, на которых строится Fortnite, успели порядком надоесть широкой публике. Слова «крафтинг», «выживание» и «зомби» в одном предложении вызывают неприятные спазмы в животе почти у любого, кто следит за тенденциями в индустрии.
Разработчики точно задержались в прошлом. Стилизовать видео под «найденную запись» в 2017 году почти равнозначно ретроградству.
Но это только потому, что, несмотря на популярность концепций, их редко реализуют на достойном уровне. Fortnite же справляется с этим на удивление хорошо. Насколько? Скажем так: если вы думаете, что она вам понравится, скорее всего, так оно и будет.
Мертвецкая мозаика
Разработчики описывали свое творение как гибрид Minecraft и Left 4 Dead. На деле же это скорее союз Orcs Must Die и… Warframe. Только с гораздо большим бюджетом и любовью к своему делу.
После неизвестного катаклизма планету окутала зловещая фиолетовая дымка под названием Буря. И, как будто бы испорченного климата и недоброй атмосферы было мало, туман наводнил Землю бесчисленными ордами зомби. Или «мозгляками», согласно русской локализации. Последствия внезапного нашествия милых, но плотоядных тварей не заставили себя долго ждать: 97% населения вымерло.
Наш безымянный герой убегает от толпы мозгляков и как бы случайно натыкается на зомбинепроницаемое убежище, подозрительно удачно подготовленное как раз для подобных случаев. Кучка местных роботов-помощников быстро вводит незадачливого зеваку в курс дела и поручает ему управление оплотом борьбы с Бурей. Со всеми вытекающими обязанностями.
Fortnite нередко выдает очень красивые, но откровенно зловещие пейзажи. Мультяшная графика тому нисколько не помеха.
Все мозгляки носят «капюшоны» из человеческой кожи. С лицом. Ну разве не очаровашки?
В основе игры лежит старый добрый tower defense, но с небольшим отклонением: модульным строительством укреплений. Поверх этого слоя находится мета-геймплей — развитие базы, арсенала, собственной группы выживших и планомерное освобождение каждого из четырех игровых регионов от ига фиолетовой Бури. Эти механики отлично работают и дополняют друг друга, но есть и некоторые недочеты. Критичные они или нет — зависит от вашего восприятия.
Трудовые будни выживальщика
После запуска игры мы оказываемся на глобальной карте. Посмотрели квесты, проверили снаряжение, и вперед, к выбору миссии. Вам тут же запустят матчмейкинг. Лобби вмещает до четырех человек, играть в одиночку — очень плохая идея. В Fortnite есть сюжет и набор персонажей разной степени привлекательности, но подается нарратив ненавязчиво. При желании можно пропускать диалоги мимо ушей, но повествование все же есть, что не может не радовать.
Игра продыху не дает от потока заданий. Конец света — не повод просиживать штаны в укрытии.
Здесь минимум дюжина типов квестов, но в любом их них вы будете в первую очередь исследовать локации и собирать ресурсы. И сбор материалов для милых крепостей займет куда больше времени, чем строительство. Запчасти нужны вообще для всего. Форты, ловушки, патроны, оружие — на все тратится тот или иной ресурс, а зачастую два или пять-шесть сразу. И правда, какой же зомби-апокалипсис без рытья в помойках?! Это занятие часто набивает оскомину в «выживалках», но Epic Games очень постарались посильнее разнообразить рутину.
Да, машину можно разбить киркой. А если попадать по возникающим на ней мишеням, она развалится быстрее. Даже такую мелочь постарались сделать поинтереснее.
Начнем с локаций. Процедурная генерация в Fortnite — миниатюрное произведение искусства. В каждом биоме, особенно в городках, карты пестрят таким количеством деталей, которое и не снилось, например, State of Decay — игре, целиком посвященной собирательству.
Здесь можно зайти в каждую постройку и обшарить почти каждый ящик, сундук и унитаз (в них, кстати, часто можно найти бекон). Повсюду разработчики рассыпали множество деталей: детские рисунки, утварь, дизайн интерьеров, антураж… Видимо, именно этим студия и занималась шесть лет напролет. В таком случае снимаем шляпу — у них действительно получилось нечто особенное.
А в подвале дома, кстати, был бар. Проход в него спрятан за книжной полкой. Наверное, не таким уж угрюмым был прежний хозяин.
По сути, мы занимаемся все той же нудной и однообразной работой, но на нее интересно смотреть и даже впитывать местную атмосферу. Знакомую и одновременно уникальную. Детализация и визуальный стиль выводят ощущения от Fortnite на очень высокий уровень. А заодно служат доказательством того, что хорошая графика не обязана быть фотореалистичной. Достаточно отточенного до совершенства художественного стиля.
Смотрится вроде просто, но одновременно… атмосферно. Естественно, можно пройтись по всем этажам и комнатам.
Быстро! Хватай фламинго и прячься в чулане!
Увы, иллюзия вряд ли продержится долго. Вот если бы игровые «раунды» длились максимум десять минут… Ведь их структура проста: днем игроки впопыхах собирают все, что не прибито к полу (и даже тут бывают исключения), до захода солнца сколачивают из этого мусора крепость, а потом защищают ее.
Вот только в спешке нужды нет. Вообще. Времени на сборы отводится столько (в отдельных случаях до двадцати минут), что координированными усилиями можно разобрать по кирпичикам целый город и забить инвентарь под завязку. Это глупо, но необходимо — все, что мы собираем на миссиях, остается с нами. Содержимое карманов игрока переходит из раунда в раунд и на глобальную карту. Поэтому хочешь не хочешь, а затариваться ресурсами нужно в каждый «выезд» — больше все равно негде.
Тиха фортнайтовская ночь, но ресурсы сами себя не нафармят…
Словом, перед осадой мозгляков темп игры, мягко говоря, проседает. Epic Games прекрасно это понимали и успешно смягчили жестокую рутину.
Сегодня мы ужинаем в аду!
После того как вы набьете карманы стройматериалами, начистите пушки и возьмете патронташи в зубы, начинается главный аттракцион: кооперативное строительство и оборона фортов. И здесь опять же полно переменных, тонкостей и нюансов.
В отличие от большинства tower defense, в Fortnite нет заранее заданных уровней и предсказуемых троп. Нужно быть готовым ко всему — игра генерирует локации и центр обороны случайным образом. Команде выживших дают только примерное направление атаки, а как укреплять нужные рубежи — дело хозяйское.
О да. Футбольное поле — отличное место для обороны. Как у ангела за пазухой.
Со времен нашего предварительного обзора в этом плане ничего не поменялось. Само по себе строительство реализовано одновременно и глубоко, и очень доступно. Три типа ресурсов (дерево, камень и металл), с пяток доступных структур и возможность редактировать каждую из них на простенькой сетке 3х3. Ландшафт таков, что здесь одинаково просто возводить и бетонные «майнкрафтовские» коробки, и средневековые крепости.
Если хотите сложностей и красот, то при наличии ресурсов и фантазии можно отстраивать целые твердыни с ловушками, лабиринтами, украшениями и другими выдумками. Но игра не требует архитектурных чудес на ранних стадиях. Можно буквально обойтись «коробкой» вокруг цели, безо всяких ловушек.
Однако по мере прохождения сложность не то чтобы закручивается в кривую — скорее вытягивается в отвесную стену. Без оптимизации построек и грамотного разделения обязанностей дальше первого региона вы не уйдете. Постепенно растущий бестиарий мозгляков с кучей самых разных свойств избавит от глупых геройских привычек и заставит всерьез задуматься об обороне. Какие ловушки поставить, с каким стихийным уроном, пытаться ли согнать мозгляков в лабиринт или стараться истребить их еще до подхода к укреплениям… Забот у игроков выше крыши. Не говоря уж о том, что на многих локациях встречаются опциональные квесты, приносящие неплохие награды.
Леди и джентльмены, представляем вам форт «Идиот». Почти неприступная крепость.
Как будто этого мало, в обороне фортов можно (и нужно) участвовать лично. Здесь, конечно, свои нюансы. Во-первых, каждый из игроков управляет героем, которые делятся на архетипы: кто-то лучше строит, другие умело обращаются с огнестрелом, третьи орудуют мечами и т. п. Внутри архетипов они делятся еще и на классы, с различными бонусами и активными умениями.
Во-вторых, в Fortnite неприлично много оружия, от лазерных винтовок и миниганов до привычных инструментов выживания, вроде помповых дробовиков и бейсбольных бит. С системой лута а-ля Diablo характеристики и перки пушек непредсказуемо варьируются, поэтому подбирать и постепенно улучшать свой собственный стиль игры можно очень и очень долго.
И все это приятно взаимодействует между собой. Каждый из четверки выживших может найти занятие по душе: собирать синегель и искать станции, дающие бафф всей команде, строить фортификации, рубить и кромсать монстров в первых рядах, избивать гигантских лам (серьезно, это специализация одного из классов) и многое другое. Оружие здорово чувствуется, несмотря на мультяшность сеттинга. По локациям интересно бродить. Зомби смешно разлетаются на ошметки. Строительный органайзер на удивление гибкий и удобный, долго осваиваться в нем не придется.
Нужно не забывать об уходе за собственной базой — на нее тоже будут часто нападать. Иначе можно остаться с убожеством, которое сотворили мы. Зато с любовью.
В итоге сочетание визуального стиля и добротного юмора дает на выходе великолепное зрелище. Если б от нас потребовали пожаловаться хоть на что-нибудь, что касается непосредственно осад, мы отметили бы только то, что огромные красочные карты не используются на полную катушку. Движок даже локальные мясорубки выдерживает с периодическим надрывом. Поэтому у вас не получится превратить целый район города в поле битвы, с буквальными ордами мозгляков, как в Dead Rising.
Но о каких таких подводных камнях мы говорили вначале, если на деле у игры все более чем хорошо? О чем мы хотели предупредить вас?
Рады, что вы спросили.
За все приходится платить
Fortnite продается за деньги. На официальном сайте Epic Games (игра не поддерживает Steam) ее можно приобрести за 1199 рублей в самом «простом» издании. При этом в 2018 году ее будут распространять совершенно бесплатно. То есть вы платите за возможность поиграть раньше. Не за все предметы, доступные апгрейды и контент. Просто за шанс начать гринд раньше всех остальных.
И да, тут есть микротранзакции, если кому интересно.
Внизу вы можете заметить кнопку «пощекотать». Теперь сундуки с лутом можно веселить перед их неизбежной кончиной. Некстген!
Тише, лама-пиньята. Скоро все закончится. Не нужно слез.
Некоторые игры, несмотря на условно-бесплатную модель, совсем не ощущаются как «бесплатные». Удачная реализация такого подхода — одно из высших достижений любого разработчика. Dota 2 , к примеру, бесплатна, но на ее геймплее это почти не сказывается. Чтобы расти и развиваться в ней, вкладывать деньги не придется. Fortnite, напротив, чуть ли не кричит о том, что она — f2p. Она хочет (и будет) всеми силами тянуть резину, пытаясь отвлечь игрока от этого факта, но в полночь карета неминуемо превратится в тыкву.
Ранее мы вскользь упомянули, что героев можно прокачивать. На самом деле — не только их. Прокачивается вообще все: чертежи для каждой ловушки и оружия на пару с каждым выжившим в группе. У каждого предмета обязательно есть дубликат, более удачный «ролл» с цветовой кодировкой покруче. Сотни игровых навыков, из которых едва ли половина ощутимо меняет геймплей. Опыт для героев, чертежей и выживших — и это все разные валюты! Которые идут помимо очков навыков, научных очков и премиумных «баксов». Пресвятой Ромеро, тут даже сундуков (лам-пиньят с лутом; игра считает, что это смешно) четыре разных типа!
Как бы вы ни наслаждались игрой, в конце концов она сводится к этому — к мукам выбора.
Вся игра — бесконечная погоня за цифрами побольше и характеристиками повыше, и она награждает самых упорных… продолжением погони. Потому что она бесконечная. Выбил очень крутую пушку? Жаль, она сломается, а чертежа нет. Есть чертеж? Отлично! Можно погриндить еще часа три, чтобы подержать желанный агрегат в руках пару часов! А потом всё по новой!
Обилие областей прокачки, отвратительный интерфейс (единственная палка в колесе местной эстетики) и нежелание игры понятно себя подать превращают Fortnite в цифровое чистилище. На paywall и остановку прогресса натыкаешься не сразу, но когда это неизбежно происходит… Все тайное становится явным.
Достаточно систем, чтобы уделять им внимание, правда? Пусть так и остается. Лучше их не открывать, целее будете.
Самый красноречивый пример того, как игра тянет время и контент, — книга коллекций. Как и во множестве aRPG, ненужный лут в Fortnite можно разобрать и получить за это опыт для прокачки чертежей. Но, вместо этого, можно отправить «карточку» предмета в коллекцию.
Навсегда расставшись с нежеланной вещью, игрок получит определенные плюшки. В книге есть слоты под все предметы игры, и по мере заполнения она прокачивается, принося владельцу бонусы. Но нужно прокачивать и лут… который уже находится в книге. Чтобы еще больше прокачать книгу, чтобы получить еще больше бонусов. При этом напомним, что у лута есть разные степени редкости и в идеале нужно занести в книгу каждый предмет в игре.
И ради чего все это? Чтоб было. Качаться, чтобы качаться дальше.
Микротранзакции человеку — волк
Подход Fortnite к монетизации и прокачке — это камень преткновения. Вещь настолько на любителя, что слова подобрать сложно. Для получения удовольствия и настоящего вызова игра требует недюжинных инвестиций времени, а в некоторых случаях и денег.
При этом с самой игрой все в порядке. Она очаровательна, увлекательна и подает привычные механики в новом свете. Не каждая полноценная ААА-игра добивается такого качества и целостности. Строить, исследовать и воевать здесь действительно здорово, особенно в компании друзей и со включенным микрофоном. Но сама мысль о бесконечной прокачке и смертельно унылых диалоговых окнах может напрочь убить все настроение.
Разработчики осознают, что делают, и вряд ли игра изменится в этом плане. Если у вас острая аллергия на гринд, к Fortnite лучше не притрагиваться. Все остальные получат от игры тонны контента, сотни часов геймплея и множество увлекательных вечеров в собственных песочных замках.
Fortnite поставила себе цели и похвально с ними справляется. Контента и веселья в ней — как в роге изобилия. Epic Games приложили свой внушительный опыт к необычному для себя амплуа, и именно этот опыт ставит игру на голову выше соперниц по условно-бесплатному рынку. Абсурдно объемная прокачка и монетизация справедливо отпугнут часть игроков, но не помешают тем, кто решит посвятить игре достаточно времени. А тем, кто не хочет переплачивать, мы напомним, что на 2018 год запланирован ее релиз, но уже без входной платы.