Обзор сериала Will. Театр в театре
Каким должен быть идеальный сериал о Вильяме Шекспире? Камерным, как театр «Глобус», в котором тот работал. Диким, во многом даже жестоким, как и его пьесы. Комедией, которую трудно отличить от трагедии. И хотя Will не тянет на идеал, он очень хорошо передаёт дух эпохи религиозных преследований и карнавальную атмосферу.
Жанр: драма Создатель: Крейг Пирс В ролях: Лори Дэвидсон, Оливия Деджонг, Матиас Инвуд, Юэн Бремнер, Джейми Бауэр, Колм Мини Начало показа: 10 июля, TNT Продолжительность: 11 эпизодов по 50 минут (мы посмотрели восемь)
By William Shakespeare
Несмотря на огромный пласт культуры, выросший из пьес Вильяма Шекспира, о нём самом историкам известно не так много. За драматургов елизаветинской эпохи говорили их произведения, в то время как о людях сохранились разве что небольшие записи в бумагах о правах собственности и упоминания о встречах с местными чиновниками. Даже подлинность подписей часто вызывает сомнения, не говоря уже об авторстве того или иного сюжета.
Однако проблемы историков открывают большое пространство для художественных интерпретаций. Will как раз из таких. Это история жизни молодого Шекспира, какой её ещё, наверное, никто не показывал.
Разношёрстное общество Лондона на стыке XVI и XVII веков.
Но сначала немного об антураже в целом.
Англия времён Елизаветы представляла собой место, полное противоречий. По большей части правление королевы было эффективным: страна переживала расцвет, экономика росла. Для культуры, в том числе и драматургии, начался золотой век. Но при этом до предела обострились религиозные противостояния, что, конечно, вызывало брожение в умах. В этих условиях и рождались одни из величайших произведений в истории. Сюжет сериала закручивается посреди красочного безумия в котле позднесредневекового мегаполиса, неплохо передавая общее настроение англичан того времени.
Путь молодого Шекспира напоминает историю любого провинциала, приехавшего в столицу.
Уилл, которому надоело управлять семейным бизнесом пошива перчаток, решает отправиться в Лондон, где его наверняка ждали слава и богатство. Достаточно было лишь добраться до театра и начать писать. В глазах молодого человека, едва ли переросшего юношеский максимализм, столица Англии была всем тем, о чём он мечтал. Вечный карнавал, гигантские ярмарки, на которых, казалось, можно купить что угодно. Веселье и абсолютная свобода творчества.
Но у крупного города начала XVI века была и реальная, куда более жёсткая, сторона. Где-то в подворотне бандиты грабили очередного купца, а на площади под весёлое улюлюканье толпы рьяные протестанты наматывали кишки католика на металлический прут. Проблемы коснулись и Уилла: у него сразу же украли важное письмо к католическому подполью. Окружающий мир внезапно показал зубы.
Оливия, дочь главы местного театра, станет музой Шекспира.
Основное действие происходит в театре, куда юный Уилл поступает на работу. Труппа становится его семьёй, актеры — сёстрами и братьями. Сериал очень камерный, в нём совсем немного важных действующих персонажей. И самое главное: всё это выглядит как театр в театре. Во многом нарратив строится так: мы смотрим пьесу Шекспира, только уже о нём самом.
Сначала это вгоняет в легкий ступор. Кажется, что актёры переигрывают, — не в той особой нарочитой манере, а просто потому, что им не хватает таланта. Но чем дальше, тем больше убеждаешься, что это не так. В кричащей постановке истории Генриха IV или Тамерлана Великого всё на месте. И основатель главной сцены города Джеймс Баргейдж, всё отдавший театру, и страдающий от творческого истощения драматург Кристофер Марлоу в исполнении Джейми Бауэра (перед этим неплохо сыгравшего роль короля Артура в « Камелоте ») очень органично.
Кристофер Марлоу — реальный исторический деятель. Драматург, содомит и шпион короны. Очень интересная личность, в общем.
Их игра сглаживает даже откровенно посредственное техническое исполнение, в котором больше всего не хватает хорошего оператора. Камера часто берет идиотские ракурсы, и ей не помогает даже постпродакшн. Создаётся ощущение съёмки на мобильный телефон трясущимися руками.
Среди актёров проблемой стал лишь сам Уилл. Неопытный Лори Дэвидсон иногда теряется на фоне остальных и портит витающий вокруг дух дикой карнавальной культуры. Это особенно заметно, когда комедийное начало картины перерастает в тяжёлую драму с моральными дилеммами, жестокостью эпохи и самой натуральной чумой, о которой, правда, все умудряются шутить. Весь окружающий мир меняется — даже Ричард, легковерный и самовлюблённый актер театра. А вот сам Уилл делает это с трудом, неестественно рыдая в каморках театра.
Раньше некоторые пьесы были аналогами постановок в стиле панк-рок, с убийствами (ненастоящими) и демонстрацией гениталий (настоящих). В сериале передаётся это ощущение.
С трудом сериалу даётся и страсть. Будучи женатым, Шекспир влюбляется в дочку владельца театра, Оливию, но к проблеме треугольника герои отнеслись как подростки, впервые поцеловавшиеся в парке. Между тем этой линии уделяется огромное количество времени, превращая происходящее в «Ромео и Джульетту» для бедных. Любовь Ричарда к самому себе более естественна, чем то, что происходит между Уиллом и Оливией.
Но посмотреть сериал стоит вопреки всему, ради самого театра. Он именно такой, каким и должен быть. Постановки Шекспира могут шокировать — чего стоит его кровавый «Тит Андроник», где вырывали языки и к концу истории вырезали чуть ли не всех героев. Многие пьесы тех времён выглядели как извращённый балаган, и авторы решили на этом сыграть, гиперболизировав посетителей: покрасили их волосы в дикие цвета, нарядили в кожу и превратили в бесноватую толпу, жаждущую крови и пошлостей. Зрителей сделали такими же, как в средневековой реальности, разница лишь в одежде. Даже декорации скопированы с реальных прототипов, что обыграно в диалогах: например, пространство под сценой называли «адом».
Развлечений в то время было не так много, поэтому актёры были местными эпатажными звёздами.
Все эти мелочи, яркие детали отличающегося распущенностью нравов быта заставляют если не окончательно поверить картинке на экране, то, по крайней мере, с интересом окунуться в реалистичность средневекового театра.