Мнение об Everybody’s Golf. Спорт под грузом «шапок»
Сергей Жигальцев, постоянный автор Игромании
В играх всеяден! С удовольствием «рубает» в азиатскую Gravity Rush 2 и выцеливает вражеские сердца в Sniper Elite 4, сражается за межгалактическую справедливость в Halo и с удовольствием же тратит годы жизни в мобильных играх.
В девяностые компания Sony всеми силами старалась закрепиться на рынке видеоигр. Для этого японцы активно сотрудничали со сторонними разработчиками, но главное — пополняли библиотеку PlayStation эксклюзивами разного масштаба и качества. Боевики, ролевые игры, гонки и, как бы между делом, спортивные симуляторы. Сегодня футбольную линейку This is Football едва ли кто-то вспомнит, хотя когда-то горячие головы пророчили ей судьбу убийцы FIFA и Pro Evolution Soccer.
Совсем другое дело — Everybody’s Golf. Её судьба сложилась иначе.
Формально анимешный симулятор гольфа имеет весьма опосредованное отношение к Sony. Первая часть Everybody’s Golf была создана компанией Camelot Software Planning (эти же товарищи позже собрали откровенно среднюю ролёвку Beyond the Beyond ), все остальные делала Clap Hanz. «На бумаге» эта студия до сих пор независима, но на деле всю свою девятнадцатилетнюю историю обслуживает интересы бренда PlayStation, работая над одной и той же игрой. Конечно, речь идёт об Everybody’s Golf.
Трейлер Everybody’s Golf с E3 2017
Поля, лужайки и немножко юмора
Ирония в том, что Clap Hanz и Sony очень сложно упрекнуть в отсутствии здравого смысла. С точки зрения коммерции Everybody’s Golf — идеальный сериал. Он нацелен на самую широкую аудиторию, позволяет встроить систему микроплатежей, но в то же время держит планку качества и не скатывается в донатные развлечения, заполонившие Google Play и App Store. Кроме того, линейка Everybody’s — это замечательный ответ всяким теннисам и олимпиадам с Марио и компанией.
Everybody’s Golf едва ли не с первой части была плодом любви маркетинга и технологий. Её механику мог освоить любой желающий, а приметный стиль гарантировал успешные продажи и то, что проект долго останется на слуху. Ведь что такое настоящие симуляторы гольфа? Вот та же серия PGA Tour от Electronic Arts — понять и полюбить такие игры смогут лишь настоящие фанаты клюшек, колышек и полей с лунками. Всем остальным будет дико скучно наблюдать за происходящим.
По духу magnum opus от Clap Hanz всегда больше напоминал какую-нибудь Virtua Tennis от SEGA. С одной стороны, аркада аркадой: зрелищно, интересно, затягивает. С другой — на освоение всех тонкостей нужно немало времени. Геймеры втягивались в игровой процесс, но довольно скоро понимали, что виртуальные соперники спуску не дадут и тренироваться надо. Именно потому Everybody’s Golf сумела дожить до наших дней, пройдя через все итерации PlayStation — от стационарных до портативных.
В рамках рубрики «Мнение» мне бы очень хотелось избежать покадрового сравнения седьмой части с её предшественницами. Однако рассказать о механике в целом необходимо, поскольку в нашей стране, в отличие от Японии или Великобритании, с Everybody’s Golf знакомы немногие. Причин тому множество, но главные из них — феноменально низкая популярность консолей в сравнении с PC и неприятие визуального стиля серии.
Новая версия гольфа от Sony и Clap Hanz разделена на два режима: одиночный и мультиплеерный. Сингловая часть предлагает принять участие в цепочке турниров и сразиться один на один с «грозными» (на самом деле нет) соперниками. Мультиплеерная — в общем-то почти то же самое, но с социальными функциями.
Едва взглянув на скриншоты геймплея, давние любители PS признают в Everybody’s Golf… PlayStation Home! Неудачная затея Sony угадывается во всём: в визуальном стиле локации-хаба, в редакторе персонажей, положении камеры… Сплошное дежавю. Азиатское происхождение визуального стиля, безусловно, можно уловить, но уже не так, как во времена PlayStation 3 или PS Vita. Всё это вызывает изначальное неприятие. Нет, Everybody’s Golf и раньше была штукой сильно не для всех, но не отдавала дешёвой попыткой построить теремок, где с одинаковым успехом могут поселиться и медведь, и лисица, и заяц.
Те, кто хоть раз запускал PlayStation Home, узнают этот стиль безошибочно. Проверено.
Всё меняется, когда дело доходит до самого гольфа. И вот здесь Clap Hanz в очередной раз умело доказывает свою компетентность: новая версия затягивает с первых ударов клюшкой по мячику. Это всё ещё бешеная, требовательная к таймингам аркада, где снаряд летит через половину громадного поля, по пути преодолевая парочку водоёмов и останавливаясь недалеко от лунки. Любой матч в седьмой Everybody’s — это в первую очередь зрелищное событие, которое, однако, требует концентрировать внимание на куче мелочей. Какую клюшку выбрать? Ту, что уже прокачана, или новую? Следовать подсказке и ударить с заданной силой или рискнуть всем? Солнце? Ветер? Размер лунки?
Многовато параметров для забавы на пару вечеров, не находите? Так и есть. Гольф от Sony и Clap Hanz обманчиво прост, но на определённом этапе заставляет буквально зарыться в механику. Типичная ситуация: идёт турнир, после нескольких успешных лунок вы ловите богги и скатываетесь в таблице лидеров со второй (или первой) строчки куда-нибудь на седьмую. И всё. Забраться наверх будет пусть и возможно, но очень непросто.
Понятно, что одиночный режим — это, по сути, подготовка к мультиплеерным баталиям, в которых снисхождения можно ждать только от друзей. Но в других спортивных аркадах цена ошибки (во всяком случае, на первых порах) намного ниже.
Скатиться вниз по этой таблице очень просто. Парочка богги — и привет.
И всё же…
Удивительное дело, но, несмотря на сложность, в Everybody’s Golf интересно проводить время. Игра будто создана для того, чтобы запускать её на полчаса перед сном. Факторов тут несколько. Во-первых, интересная система сюжетной кампании. Поклонники спорта уже, наверное, привыкли, что для продвижения по турнирной лестнице необходимо успешно завершать состязания. В «несерьёзном» гольфе для PlayStation 4 залог успеха — количество зрителей. Зарабатываются они не только за победы — можно закончить турнир на пятой позиции, но всё равно получить поклонника. Это не бьёт по мотивации, но заставляет раз за разом запускать игру.
Второй фактор — или, скорее, крючок — система прокачки. Дело в том, что качаются в Everybody’s Golf… клюшки. Правильно рассчитываете тайминг для удара по мячику? Получите процент XP. И всё в таком духе. Интересно? Безусловно! Вариативно? И ещё как.
И всё же есть одно «но», не позволяющее назвать Everybody’s Golf отличной игрой. Увы, речь идёт не о механике.
Мы платим, платим, платим
Вспомните, когда вы последний раз радовались системе микроплатежей в ААA-проектах? В Diablo 3 с её аукционом? Или в Team Fortress 2, где удачно приобретённая шапка давно стала важнее командного геймплея? В лучшем случае микротранзакции не портят механику, в худшем — превращают в сущий кошмар для тех, кто хочет получить максимум от честно купленного продукта. К Everybody’s Golf эта тирада имеет (к несчастью) самое прямое отношение.
Седьмая версия гольфа от Clap Hanz окончательно мигрировала в среду, где честно купленная или отвоёванная деталь туалета важнее, чем удачный пар или позорное богги. На момент работы над статьёй внутриигровой магазин ещё не работал, но уже было видно, где тут бобик зарыт.
Рассказываю реальную историю: перед первой же битвой один на один NPC пояснил мне, что в случае победы игрок получает все вещи оппонента. Вот только первым противником была… девушка. В этой ситуации важен даже не абсурдный юмор. Важно то, что сами разработчики акцентируют внимание на «шмоткодобывательном» аспекте геймплея. И происходит это не раз и даже не два.
Наглядная иллюстрация ставки на вещизм. Косплей, говорите?
А вот и сам магазинчик.
А теперь давайте поупражняемся в предвидении. К чему приведёт создание успешной социальной среды вокруг спортивной аркады про гольф? Рано или поздно сами чемпионаты отойдут на второй план, а на первом окажется охота за новыми кофточками, джинсами и головными уборами. Иными словами, социальный пласт попросту сожрёт недурную механику новой Everybody’s. И хорошо от этого будет только издателю.
Больше скриншотов из Everybody’s Golf
В своём текущем виде новая Everybody’s Golf — прекрасная игра. Она достаточно проста в освоении, но не прощает ошибок. В ней много того, за что мы когда-то любили несерьёзные «как бы симуляторы» от NBA Jam до Mario Tennis. Вопрос лишь в том, как скоро новая работа Clap Hanz превратится в место, где геймеров будут откровенно разводить на внутриигровые покупки.