Обзор Divinity: Original Sin 2. Трудно быть богом
Что ж, мы наконец прошли сюжетную кампанию. Как и обещали в первых впечатлениях, выкатываем полноценную рецензию на Divinity: Original Sin 2. Даже сейчас, после финальных титров, нам сложно поверить, что всё это было не сном.
Планы Larian на сиквел своего неожиданного хита, Divinity: Original Sin , были без малого утопичными. Новые расы и возможности, озвучка, проработанный мир, несколько игровых режимов — и всё это должно было как минимум не уступать по качеству первой части. А как максимум — превосходить её.
Армия фанатов доверилась Larian и полностью профинансировала игру на Kickstarter всего за двенадцать часов при изначальной цели в полмиллиона долларов. За месяц же пользователи собрали больше двух миллионов, разблокировав все дополнительные цели кампании. Но уж слишком масштабным казался проект. Мы до последнего сомневались: ну не может всё быть настолько хорошо, не бывает такого. Что-то должно пойти не так.
С большим удовольствием признаём, что ошибались. Original Sin 2 оказалась больше и лучше предшественницы, и придраться здесь практически не к чему.
Трейлер про особенности геймплея
Горизонт событий
Первая Original Sin до сих пор подкупает невероятной свободой действий. Она была чем-то бóльшим, нежели просто тактика в духе классических ролёвок. И в бою, и в разговоре всегда было несколько способов выйти из положения. В ход шли и банальное убеждение, и стихийные эффекты, и неочевидные хитрости. Например, можно было построить вокруг босса «домик» из взрывоопасных бочек и подорвать гада до того, как он решит, с каким соусом нас сожрать.
А на следующем ходу, когда мы попытались отвести персонажей спереди в тылы, они поскользнулись на льду. Вдвоём.
Любители настольных ролевых игр тоже нашли здесь нечто знакомое: то забытое чувство, когда вы с игрой действуете по одним и тем же правилам. Разрешено всё, что не запрещено, и никто не мешает нарушать местные запреты, если подвернулась возможность. Далеко не всегда это просто, но в этом и состояла прелесть Original Sin — она приглашала изучать принципы, по которым работает.
Судя по всему, Larian оценили, насколько аудитории понравилась «настольная» свобода. Поэтому Original Sin 2 не просто напоминает НРИ — она полностью спроектирована как настолка. Нет, бросать виртуальные кубики и каждые пару минут что-то выискивать в списке заклинаний не придётся. Речь о философии разработки и принципах, на которых строятся настольные ролёвки.
У истоков фэнтези
Хорошая кампания в той же D&D начинается с грамотного сюжета. По иронии судьбы, именно сюжет стал самой слабой частью предыдущей игры. Он обеспечивал предлог для приключений, но был напрочь неинтересным. Иногда в нём появлялись яркие персонажи, вроде мага Арху, но они не делали этот апофеоз фэнтезийных штампов лучше.
К чему молитвы, когда с богами можно переговорить с глазу на глаз?
Вторая часть тоже черпала вдохновение во множестве источников, от Мартина и Толкина до всё тех же Джордана и Пратчетта. Но вот литературные тексты уже не похожи на коммерческий продукт. Теперь их будто бы писала не команда сценаристов, а один игровой мастер. И не чтобы продать игру, с опорой на статистику и фокус-группы, а чтобы было интересно — и ему, и игрокам.
Ни в коем случае не проходите мимо картин в Ривеллоне. Вы удивитесь, как много можно найти забавных портретов.
Мир Ривеллона почти ничем не ограничен. Нас ждут мириады ситуаций: непростых, забавных, мрачных и просто необычных. Тон повествования тоже постоянно меняется. В один момент мы (без шуток) пытаемся помочь черепахе завоевать сердце юркого крыса, а сразу после этого размышляем о геноциде, падении морали, нигилизме и судьбе. При этом оба события прописаны одинаково хорошо. Larian настолько умело играют с тоном рассказа, что переходы и смены настроения не вызывают никакого отторжения.
Вроде бы просто спустился в подвал, а уже сражаешься с чьими-то ожившими грехами, да ещё и разноцветными.
А ещё D:OS 2 элегантно обходит один из самых надоевших штампов фэнтези — деление мира на чёрное и белое. Поначалу всё предельно ясно: есть очевидные «злодеи» и «герои», мы и они. Но чем глубже мы погружаемся в паутину интриг, тем яснее видим, что правых в этой истории нет вообще. Только виноватые.
В сюжете замешано множество персонажей, фракций и исторических событий. Но их количество не утомляет, а только разжигает любопытство. Имена и места запоминаются, повороты сюжета вправду способны удивить. А из крупиц информации складывается чёткий след, и мы идём по нему добровольно. Не потому, что нет выбора, и не от назойливой экспозиции, а потому что история правда интригует.
Никогда не угадаете, что произошло, когда мы открыли саркофаг в крипте, заставленной глиняными воинами. Ничего. Сюжетный поворот!
Сценаристы серьёзно проработали предысторию — и не для галочки, а чтобы всё тайное стало явным. Чтобы игрок живо заинтересовался сюжетной подоплёкой. Снимаем шляпу — в нашем случае им удалось. Но в силу объёмистости сценария крохотные просчёты иногда встречаются. Игра изредка забывает наш пол или расу, не знает, что у нас уже есть та или иная информация… Эти мелочи разработчики потихоньку исправляют патчами.
Мы совсем не ожидали, что сюжет D: OS 2 будет так хорош. К тому же все персонажи обрели голоса. Озвучка очевидно бюджетная, но по-хорошему удивляет: актёры звучат очень живо — вероятно, потому что им позволили по-своему интерпретировать своих персонажей. Отдельное спасибо за появление Рассказчика — его присутствие усиливает атмосферу настольных посиделок. А голосом и интонациями он ничуть не уступает тому же Логану Каннингему, который играет эту роль в проектах Supergiant Games.
Спасибо за совет, случайная лягушка. Всем бы быть такими ответственными лесными гражданами.
Наши напарники тоже преобразились, и в лучшую сторону. С каждым из них есть о чём поговорить, а их личные истории напрямую связаны с основным сюжетом. Теперь они не просто довесок к главному герою, рыцарю в сияющих доспехах. Они стали независимыми личностями. Побочные задания братьев по оружию не только раскрывают их характеры, но и перекликаются с судьбой Ривеллона — и порой довольно неожиданным образом.
Что посеешь, то и пожнёшь
Самая противоречивая черта настольных ролёвок в том, что они требуют от игрока гигантских инвестиций. Время, внимание, силы, деньги. Всеми этими дорогими любому взрослому человеку вещами мы жертвуем во имя увлекательного времяпрепровождения.
То, что корабль говорит с нами, буквально поворачивая голову, моментально вызывает улыбку.
Смешно, но при непомерных размерах и тоннах контента Divinity: Original Sin 2 уважает время игрока. Она понимает, что силы, вложенные в прохождение, должны окупаться и приносить дивиденды в виде удовольствия. Она возводит в статус кредо простую истину: «Никто не хочет тратить драгоценное время на скучную ерунду».
Прежде всего, в игре нет проходного контента. Квестов, которые добавили «чтоб было». Любая, даже самая незначительная ситуация так или иначе наградит за внимание к себе. Ценным лутом, деньгами, информацией, забавным диалогом или запоминающейся сценой. Всё, что угодно, только чтобы не вызывать у вас ощущения зря потраченных сил.
Ещё два трюка игра использует, чтобы снизить время простоя, когда непонятно, куда двигаться дальше. Во-первых, занятные возможности и задания разбросаны чуть ли не повсюду — за приключениями далеко ходить не придётся. Во-вторых, враги в D:OS 2 по-прежнему не возрождаются. Значит, и опыт нафармить не получится.
Прежде всего выдерни священную чеку, затем сосчитай до трех — ни больше, ни меньше.
Игрокам придётся искать проблем на свою голову, если они хотят стать сильнее. Это немного жестоко, но почти все квесты того стоят.
Пути геройства неисповедимы
Главным успехом первой Original Sin был интерактивный мир, и он никуда не делся. Свобода действий только выросла, и D: OS 2 старается учитывать все возможные варианты событий. Всё, у чего есть полоска здоровья, может умереть.Всё. И игра об этом помнит.
Добыть нужную информацию мы можем множеством способов. Говорить с людьми. Расспрашивать животных, если у нас есть соответствующий навык (и разговоры с ними радуют даже больше, чем в первой части). Рыться в сундуках. Читать записки. Говорить с призраками… в том числе призраками животных.
Персонажи разных рас могут по-разному решать одни и те же проблемы. Физиология здесь тоже реализована не просто так: уникальные расовые свойства играют роль и в бою, и в социальных взаимодействиях. Скажем, ящеры могут раскапывать тайники без лопат, а эльфы пожирают чужие останки и таким образом получают важную (и не очень) информацию из памяти умерших.
Головоломки тоже радуют разнообразием: зачастую ради решения приходится присматриваться даже к деталям интерьера.
Разговоры с призраками редко поднимают настроение. Зато можно во всех подробностях узнать, как несчастный погиб и мучился. На случай, если захотите приуныть.
Larian создали мир, в котором даже пирамидки из ящиков строить не скучно. Правда, иногда разработчики заходят слишком далеко: некоторые паззлы или ключевые действия для квестов могут быть умопомрачительно неочевидными. Особенно в последней трети игры.
А из-за детализации мира немного страдает темп повествования. Здесь очень много мелочей, которые не хочется пропускать, а сюжет, напротив, частенько торопит события во имя эффектной развязки. И если переход из форта Радость в Дрифтвуд проходит безболезненно, то отбытие на Безымянный остров, а затем и в Аркс кажутся уже не такими безукоризненными. Возможно, Larian попытались применить к игрокам шоковую «терапию». Но конкретно нас этот ход не зацепил.
Ещё один нюанс: во многих ситуациях D:OS 2 полагается на метагейминг. В настолках это значит, что игрок решает проблему с помощью собственных знаний, полученных вне игры, а не мыслей или знаний его персонажа. При должном старании добрую треть квестов D:OS 2 можно «сломать», просто обойдя задуманный разработчиками путь с помощью какого-нибудь трюка. Чаще всего — телепортации или маскировки. В такой вседозволенности, безусловно, есть свой шарм, и Larian сами призывают эксплуатировать подобные лазейки. Но нам кажется, что не каждому ролевику понравится такой подход.
В инвентаре сам чёрт ногу сломит, даже с настроенной сортировкой. С другой стороны, какая ж это ролёвка без рытья в шмотках, склянках и оружии?
Постоянного отыгрыша не получается. Мы то погружаемся в роль, то отходим от неё в припадке зубодробительного манчкинизма.
Кстати, в бою вам пригодится не грамотный отыгрыш персонажа, а именно знание боевой системы. Без этого никакой Божественности не достичь.
Кидайте инициативу!
Пошаговая тактика из первой части в D:OS 2 почти не изменилась. Схватки по-прежнему сложны, требуют хорошей подготовки и грамотных решений. Ролевой движок работает по тем же принципам, но стал чуть более опрятным.
Это зрелище прекрасно и без слов. А вот на слух… Скажем так, троллю-пианисту ещё есть куда расти.
Прокачка характеристик и навыков теперь приносит заметные и понятные бонусы, а не абстрактные очки в генераторе случайных чисел. Прокачиваем силу — больнее бьём тяжелым оружием. Ловкость — лучше стреляем и орудуем кинжалами. Школы навыков тоже получили бонусы, так что теперь их нужно развивать не только для того, чтобы научиться определённым заклинаниям. Гидрософистика повышает эффективность лечения, военное дело — весь физический урон, а некромантия даёт «врожденный» вампиризм.
Про новые школы мы уже рассказывали в «первых впечатлениях». Некромантия, как следует из названия, привлекает мертвецкими прелестями вроде бессмертия и кровавых дождей. Призыв позволяет создавать, прокачивать и контролировать полезных в бою существ, а полиморф — физически перестраивать себя, товарищей и врагов ради преимущества в бою. Превратить врага в курицу может оказаться куда приятнее, чем можно себе представить.
Меню навыков устроено очень удобно. Потеряться в таком не выйдет.
К тому же стихийных и статусных эффектов в сиквеле стало в несколько раз больше. Как и умений, которые их вызывают, — попробуйте на досуге объединить две пустые книги навыков из разных школ. Как будто этого мало, почти всё вокруг можно благословить или проклясть, что кардинально меняет базовые свойства обработанной поверхности.
Скажем, прóклятое масло получает замечательное свойство взрываться без всякой на то причины. «Проклятая кровь» звучит брутально, выглядит отвратительно, а эффект оказывает вообще мерзкий. Только не увлекайтесь: движок с надрывом выдерживает большое количество воздействий. Держите себя в руках, если не хотите «уронить» FPS до 20—22 кадров.
Мы почему-то решили, что швыряться огненными шарами на нефтяном промысле — это отличная идея. Не повторяйте наших ошибок. Из-за лагов бой растянулся на полтора часа.
Но не стоит предвкушать фейерверки из спецэффектов и по дюжине статусов на одном враге. В боевой системе появилось новшество, о котором можно сказать много хорошего и ещё больше плохого.
Пробы и ошибки
Отныне у всех персонажей есть физическая и магическая броня. Механика была в серии и прежде, но в Original Sin 2 броня — это фактически дополнительная полоска здоровья. Каждый предмет одежды так или иначе влияет на неё. Она уменьшается, когда персонаж получает урон соответствующего типа, вне зависимости от специфики. И пока броня не истощится, этот тип урона не будет наносить вред здоровью противника.
Добро пожаловать в Аркс. Надеемся, вам будет уютно.
Звучит не так уж и плохо, но есть одно «но»: броня полностью защищает от статусных эффектов. Забудьте про перманентное оглушение и цепочки контролирующих заклинаний. Пока на враге магическая броня, все ваши выкрутасы пропадут втуне.
С одной стороны, это добавляет новую переменную в тактику боёв. Тут не просто важно иметь все нужные способности — ещё важнее использовать их в подходящий момент. Беречь козыри до последнего или начинать битву с самых мощных приёмов и ждать, пока они не восстановятся? Оценивать шансы придётся под совсем иным углом. С другой стороны, броня вредит той самой вариативности схваток, которую мы так ценили раньше. Весь ваш контроль толпы, игра со стихиями и находчивость пойдут насмарку, если на враге есть броня. Статусы вроде как должны вносить разнообразие в процесс… Но про них забываешь, когда большая часть боя уходит на то, чтобы сбить с противника защиту.
Вот что происходит, когда магическая броня истощается.
Из-за этой же механики страдает и разнообразие билдов. Вы по-прежнему можете строить красивые гибриды магических и физических умений, но отныне это попросту невыгодно. Ведь если маг и боец будут драться с одним врагом, то защищаться он будет двумя разными полосками здоровья. Раньше маги были машинами смерти, но теперь заклинания долго перезаряжаются, а до эффектов дело доходит только к концу боя. На первый план выходят воины и разбойники — их клинки бьют больнее молний.
Баланс уровней сложности тоже немного лихорадит. Как и раньше, если прийти куда-то на уровень раньше, чем надо, босс раскатает нас катком. На уровень позже — битва станет до скучного лёгкой. В сюжетной кампании есть несколько потенциальных развилок, но к каждой «привязан» свой уровень. Разумеется, вы можете наведаться куда и когда хотите. Но враги точно так же могут показать вам, как сильно вы ошиблись в этом решении.
Иные твари Пустоты сожрут нас и не подавятся. Когда интуиция подсказывает, что дело худо, к ней лучше прислушиваться.
Словом, с достойным испытанием в Original Sin 2 есть проблемы. Безусловно, значения брони и урона — вещь непостоянная, их легко поправить модами или патчами. Но в релизной версии уровни сложности так и не приходят к золотой середине. Выше «Классики» соваться попросту страшно, а игра рассчитана минимум на три-четыре прохождения.
С другой стороны, никто и не говорил, что стать Божественным — это просто.
И ещё немного
В D: OS 2 есть режим гейм-мастера, позволяющий конструировать собственные приключения в том самом формате настольных ролевых игр. Мы подробно рассказывали про него ещё в мае, и с тех пор существенных изменений он не претерпел.
Как мы и предполагали, это отличная возможность для любителей настолок провести несколько часов за приключением, даже если у них нет возможности собраться вместе. Наши редакторы успели сыграть в этот режим после выхода игры, в прямом эфире на нашем канале на Twitch, и остались очень довольны. Другой вопрос, что многие любители НРИ предпочтут старомодные «физические» посиделки подобным современным решениям.
Режим гейм-мастера удобно располагает все необходимые инструменты. Но в функционале всё равно придется немножко разобраться.
Есть и режим «Арена», позволяющий быстро разрешить разногласия между игроками в бою (в конце того же стрима мы успели поиграть и в него). Здесь условия изначально равные, так что всё зависит от вашей хитрости и подхода к бою. Вряд ли из этого вырастет новая киберспортивная дисциплина, но никаких претензий к этой части игры мы тоже предъявить не можем.
Ах да, ещё в сюжетной кампании, как и в первой части, имеются дополнительные механики вроде зельеварения и крафта. Но они не играют важной роли, по крайней мере — на уровне сложности «Классика». За почти сто часов прохождения мы почти не попадали в ситуации, когда они были бы нужны.
Ещё больше скриншотов из Divinity: Original Sin 2
Ещё больше видео, стримов и трейлеров по Divinity: Original Sin 2
Divinity: Original Sin 2 не идеальна. Идеала, увы, не существует. Larian на своих восковых крыльях попытались долететь до солнца, и, будем откровенны, это одна из самых впечатляющих попыток за последние лет десять.
Это смешная, вдумчивая, прозаичная, бесконечно глубокая и интересная игра. Original Sin 2 можно проходить неделями и всё равно не желать, чтобы она кончалась. Воздавать игре почести и награждать эпитетами можно часами, но мы опишем её только одной фразой.
Превзошедшая ожидания.
Великолепно 9,5 Оценка Игромании Одна из лучших ролевых игр десятилетия, а то и всех времён и народов. Приключение, которое не надоедает, не сдувается и не теряет запала до самых титров. Обилие возможностей и хардкорность вгонят новичков в ступор, но стоит втянуться, и Ривеллон станет вашим вторым домом на десятки, а то и сотни часов.
- эпический, многогранный сюжет
- небывалое разнообразие ситуаций
- гибкость и интерактивность мира
- вдумчивая и вариативная боёвка
- настольный дух приключения.
- россыпь мелких багов
- система брони
- проблемы с балансом.
Во что: игра предоставлена издателем.
На чем: PC
Сколько: 93 часа.
«Это тебе за котика!»
Перерезать весь гарнизон форта Радость за убийство невинной чёрной кошки.