04 октября 2017
Обновлено 17.05.2023

Лучшие игры за 20 лет. Год 1997: Fallout, GTA, Quake 2

Лучшие игры за 20 лет. Год 1997: Fallout, GTA, Quake 2 - изображение обложка

Этой осенью Игромании исполнилось 20 лет. По этому случаю мы решили выбрать самые значимые, самые увлекательные и самые крутые проекты, которые вышли за эти два десятилетия. Была проделана колоссальная работа, в голосовании принимала участие вся редакция, а споры были такими жаркими, что едва не доходили до драки. Но в конце концов мы сделали это. Перед вами топ лучших из лучших. Если вы не нашли среди перечисленных игр свою любимую, это означает только одно — в жесточайшей, но честной борьбе она уступила соперникам и не набрала достаточного количества голосов. Не обессудьте.

Fallout

Лучшие игры за 20 лет. Год 1997: Fallout, GTA, Quake 2 - фото 1
Лучшие игры за 20 лет. Год 1997: Fallout, GTA, Quake 2 - фото 2

Постапокалипсис похож на вино — с годами становится только лучше, хотя когда-нибудь неизбежно превратится в уксус. Так было и с культовым Fallout — нет, в уксус он еще не превратился, конечно, — просто на старте не имел и десятой доли того культового статуса, который обрёл с годами. Пустоши с их чёрным юмором, почти первобытными законами и без малого безграничным потенциалом для отыгрыша роли с каждым годом затягивают всё больше. Сейчас графика оригинальной дилогии Fallout кажется невзрачной, но не стоит забывать, что у любителей ролевых игр в наличии только карандаш да листочек с характеристиками персонажа, — и никто не жалуется. А удовольствия от погружения в мир они получают заметно больше, чем от любого современного AAA-проекта в 4K. Вот и Fallout стал прекрасным миром на границе отточенных механик и воображения — жестоким, самобытным и невероятно притягательным. Мы любим его и по сей день. «Спустя столько лет? — Всегда!»

Grand Theft Auto

Лучшие игры за 20 лет. Год 1997: Fallout, GTA, Quake 2 - фото 3
Лучшие игры за 20 лет. Год 1997: Fallout, GTA, Quake 2 - фото 4

Во всех подробностях почитать о том, как создавалась эта игра, можно в книжке Дэвида Кушнера «В угоне. Подлинная история Grand Theft Auto» (мы, кстати, не так давно выкладывали несколько глав из неё на сайт). Если кратко — проект рождался в муках, но оно того стоило. Самая первая часть истории про великого автоугонщика уже вовсю пёрла против системы, выводя на первый план мысль, что здесь вы играете за преступника и пользуетесь абсолютной вседозволенностью. Угоняйте машины, убивайте случайных прохожих, выполняйте задания криминальных боссов, будьте маньяком в своё удовольствие — эти посылы изо всех сил выпячивались в рекламной кампании. Вплоть до того, что разработчики сами стучались сенаторам и требовали запретить собственную игру, чтобы поднять вокруг неё шум. И это сработало! Пусть первая GTA имела вид сверху и крупные пиксели, что не позволяло что-то разглядеть, но воображение дорисовывало всё, что надо. Ну и да, свобода. Берите миссию в любом звонящем телефоне, плюйте на сюжет и взрывайте машины да грабьте людей, ваша задача в каждом городе — набрать определённое количество долларов, и никого не волнует, как именно вы это сделаете. Этого нам, кстати, сильно не хватает в последних частях GTA, но постановка, истории и детализированная трёхмерная графика компенсируют урезанную свободу. Тем более что во всём остальном она сохранилась — угоняйте, убивайте, творите беспредел, фундамент всего этого был заложен ещё в 97-м.

Dungeon Keeper

Лучшие игры за 20 лет. Год 1997: Fallout, GTA, Quake 2 - фото 5
Лучшие игры за 20 лет. Год 1997: Fallout, GTA, Quake 2 - фото 6

Эта игра перевернула жанр стратегий с ног на голову сразу по двум осям. Во-первых, тут мы играли за зло. Наша роль — бесплотный дух, следящий за порядком в подземном царстве демонов, тёмных рыцарей и прочих вампиров. Они живут себе, не тужат, но вот беда — с поверхности то и дело спускаются экспедиции «светлых» героев, которые то резню устроят, то натуральный грабёж с расхищением подземных сокровищ. И кому, как не нам, встать на защиту мирной тёмной жизни?

А во-вторых, войска тут были игроку не подконтрольны. Их можно в подземелье приманить, обеспечив нужные условия — спальное место, питание, специальную «профессиональную» комнату, — а в остальном они предоставлены сами себе. Можно разве что брать их в виртуальную руку и перекидывать с места на место, а там они сами решат, рваться ли в бой, или тактически отступить, или ну тебя, хранитель, ко всем ангелам, я есть пошёл, потом вздремну, а вот после этого уж обращайся. Впрочем, в такие моменты подчинённого можно и стукнуть.

Age of Empires

Лучшие игры за 20 лет. Год 1997: Fallout, GTA, Quake 2 - фото 7
Лучшие игры за 20 лет. Год 1997: Fallout, GTA, Quake 2 - фото 8

Название Age of Empires оказалось не только говорящим, но и пророческим для всего жанра RTS. Игра действительно была эпохальной. Для тех лет у проекта было всё, что нужно игроку: отличная анимация и графика, а также целых двенадцать наций, поиграть за которые можно было в рамках четырёх кампаний. Например, можно было сыграть финикийцами и сделать их доминирующей силой в Древней Греции. А можно было просто любоваться тем, как сильно Вавилон отличается от Эллады.

Carmageddon

Лучшие игры за 20 лет. Год 1997: Fallout, GTA, Quake 2 - фото 9
Лучшие игры за 20 лет. Год 1997: Fallout, GTA, Quake 2 - фото 10

Самая беспринципная и кровавая аркадная гонка всех времён и народов. Когда за баранкой сидит Макс Дэмэдж или Дай Анна, лучше держаться в стороне от проезжей части. Мужчины, женщины, старики, дети и скот — без разницы, кто угодит под колёса. За всех дают очки и бонусное время. А в придачу ко всему этому фестивалю трэш-насилия идут огромные, полные деталей трассы, куча интерактивных бонусов, заставляющих Mario Kart краснеть, и большая реиграбельность. Кто сказал, что бездумное насилие может помешать глубокому геймплею?

Quake 2

Лучшие игры за 20 лет. Год 1997: Fallout, GTA, Quake 2 - фото 11
Лучшие игры за 20 лет. Год 1997: Fallout, GTA, Quake 2 - фото 12

Именно с этой игры когда-то началась эпоха киберспорта. Нет, был, конечно, в Quake 2 синглплеер — и довольно неплохой, даже местами нелинейный, с сюжетом и кучей секреток. Но главную популярность игре обеспечил именно сетевой режим, где игрок сражался с куда более опасными соперниками, чем компьютерные болванчики, — с такими же людьми, как он. Да, мультиплеер был ещё в Doom и первом Quake , но именно здесь баланс и соревновательность вышли на тот уровень, что позволил устраивать полноценные турниры по игре с по-настоящему ценными призами.

Именно Quake 2 закрепил за шутерами управление с мышью (в Doom, хотите верьте, хотите нет, удобнее играть только с клавиатуры) и надолго задал стандарты по дизайну уровней. На него равнялись, с ним соревновались, в него и по сию пору поигрывают: как друг против друга, так и просто на прохождение — с поиском всех секретов, с использованием одного только пистолета, вслепую, вдвоём… да как угодно вообще. И ведь что характерно — не надоедает! Попробуйте сами, сейчас такого уже не делают.

Final Fantasy 7

Лучшие игры за 20 лет. Год 1997: Fallout, GTA, Quake 2 - фото 13
Лучшие игры за 20 лет. Год 1997: Fallout, GTA, Quake 2 - фото 14

Чтобы понять всю значимость седьмой части Final Fantasy, достаточно вспомнить, с какими трудностями сталкивались фанаты жанра jRPG во второй половине 90-х. От них требовалось не только воображение, но еще и запас адского терпения. Final Fantasy 7 на этом фоне смотрелась как мессия. Игра, обязанная сделать jRPG популярным на Западе жанром. И ей это удалось на все 100%. Превосходная графика (наконец-то пусть и не совсем честное, но 3D!), отличные диалоги, увлекательные сражения и просто божественные CG-ролики. Хвалить «семёрку» можно бесконечно. Классика, как ни верти.

The Curse of Monkey Island

Лучшие игры за 20 лет. Год 1997: Fallout, GTA, Quake 2 - фото 15
Лучшие игры за 20 лет. Год 1997: Fallout, GTA, Quake 2 - фото 16

Если первые две части «Обезьяньего острова» были вполне классическими квестами, то третий местами неотличим от полнометражного мультфильма. Весь громоздкий интерфейс с инвентарём и списком доступных активностей исчез, действие развернулось на весь экран, а между эпизодами, где нужно было решать головоломки, появилась куча прекрасно срежиссированных катсцен. Если знать, куда бежать и что делать, «Проклятие Острова Обезьян» превращается в четырёхчасовое приключение — причём с очень и очень специфическим юмором на грани фола. А иногда и немножечко за этой гранью.

Worms 2

Лучшие игры за 20 лет. Год 1997: Fallout, GTA, Quake 2 - фото 17
Лучшие игры за 20 лет. Год 1997: Fallout, GTA, Quake 2 - фото 18

Первые «Червячки» очень сильно отличались по дизайну от всех последующих. Персонажи там были суровые и зубастые, носили повязки а-ля Рэмбо и вовсю излучали мужицкий милитаризм. А потом появились Worms 2, и стиль резко изменился, чего многие поклонники оригинала серии так и не простили. Черви стали миленькими и розовенькими, их оружие из реалистичного превратилось в мультяшное — но при этом никуда не делась их фирменная кровожадность и бессердечие. Черви продолжили взрывать друг друга, обстреливать из пистолетов и дробовиков, скидывать в воду и жечь напалмом. В арсенале водились не только ракеты и гранаты, но и, например, прыгучие взрывоопасные овцы. И старушки на последнем издыхании, которые самоликвидируются ровно через пять секунд вместе с солидным куском карты. И знаменитая кластерная банана-бомба. Фантазия разработчиков казалась безграничной, разнообразие геймплея впечатляло, а оконный интерфейс с кучей опций позволял настраивать оружие до мельчайших деталей — вплоть до пятидесяти выстрелов из дробовика или даже направления разлёта осколков для каждого отдельного вида гранат. Потом появилась «надстройка» к Worms 2, с подзаголовком Armageddon, и окончательно сделала серию культовой: настроек там стало сильно меньше, зато появился красивый графический интерфейс, а главное — разрешение 1024х768, что позволило видеть куда больший кусок карты и, как следствие, рассчитывать выстрелы с гораздо большей точностью.

Достойны упоминания

Need for Speed II

Лучшие игры за 20 лет. Год 1997: Fallout, GTA, Quake 2 - фото 19

Второй NFS принёс в серию всё то, за что её любят и по сей день. По разнообразным и красивейшим трассам в разных уголках Америки и Европы хотелось носиться часами, всецело отдаваясь скорости.

Ultima Online

Лучшие игры за 20 лет. Год 1997: Fallout, GTA, Quake 2 - фото 20

Вопреки распространённому мнению, UO не была первой в мире MMORPG. Но на звание первой популярной вполне может претендовать. Вид там был сверху-сбоку, после гибели персонаж терял все предметы (храните свой скарб в банке!), чтобы прокачать умение до максимума в 100 очков, требовалось повторять одно и то же действие неделями… Словом, по нынешним меркам геймдизайнерские решения там ужасающие. Но всё-таки она из первых… да и сам её создатель, Ричард Гэрриот, играл в UO на правах одного из персонажей.

Продолжение следует… Авторы:Евгений Пекло, Александр Пушкарь, Александр Милашенко, Сергей Жигальцев, Денис Павлушкин

Лучшие игры за 20 лет. Год 1998-й: Half-Life, Fallout 2, Grim Fandango

Лучшие игры с 1997 года. Игромании — 20 лет!

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь