22 ноября 2017
Обновлено 17.05.2023

Ретро-обзор. Operation Flashpoint: Cold War Crisis (2001)

Ретро-обзор. Operation Flashpoint: Cold War Crisis (2001) - изображение обложка
Ретро-обзор. Operation Flashpoint: Cold War Crisis (2001) - фото 1

Игромании уже 20! Мы рады вспомнить, как всё начиналось, и к юбилею впервые публикуем на сайте главные рецензии из самых первых номеров Игромании — в специальной рубрике «Ретро-обзор». Все статьи мы переносим из журнала в первозданном виде, без купюр и исправлений (разве что скриншоты в старых номерах уж больно скверного качества — их кое-где пришлось поменять).

Рецензия на Operation Flashpoint: Cold War Crisis была опубликована в №8 за 2001 год. Приятного чтения!

Команда Игромании

Похожесть:

Ретро-обзор. Operation Flashpoint: Cold War Crisis (2001) - фото 2
Ретро-обзор. Operation Flashpoint: Cold War Crisis (2001) - фото 3
Ретро-обзор. Operation Flashpoint: Cold War Crisis (2001) - фото 4

Delta Force

Фантасты наивно предполагали, что третья мировая (WW3) будет проходить с помощью бластеров, лазеров и тому подобного. Они были неправы. WW3 вообще не будет. Потому что она уже была. Она проводилась с помощью дипломатии и шпионажа. Да и называлась по-другому: Cold War.

Чьё-то выступление

War. War never changes.

Из заставки Fallout.

У меня дрожат руки. Когда я только договаривался с редактором о том, что буду писать про эту игру, я наивно полагал, что все пройдёт как обычно: за три-четыре дня прохожу игрушку, смотрю, что, где и как, после чего тихо-мирно расписываю, как в неё весело играть, какие там есть режимы… и ставлю оценки в меру своей вредности.

Я глубоко ошибался.

Потому что Operation Flashpoint намного серьёзней, чем Serious Sam, и куда реальнее, нежели Real War. В неё нельзя играть. В ней можно лишь воевать. Ибо Operation Flashpoint — не что иное, как совершенный симулятор обыкновенного (в данном случае натовского) солдата.

Точнее, симулятор солдата почти любых родов войск.

Ретро-обзор. Operation Flashpoint: Cold War Crisis (2001) - фото 5

Война must die, но это война

Сюжетная основа — альтернативная история, вследствие развития которой в 1985 году наступает та самая Перестройка (и вводится запрет на продажу алкоголя населению). У Горбачёва появляются политические противники, стремящиеся вернуть родной коммунистический строй. Среди них — российский генерал Иван Васильевич Губа (тиран с манией величия), который берет подчинённую ему Третью армию и захватывает несколько европейских островов (вымышленных): Кольгуев, Малден и Эверон. На его беду, на Малдене имелась база НАТО…

Ретро-обзор. Operation Flashpoint: Cold War Crisis (2001) - фото 6

Генерал Губа выдвигает ультиматум командованию сил НАТО.

Кампания идёт от имени четырёх персонажей: Дэвид Армстронг (пехотинец), Роберт Хаммер (танкист), Джеймс Гастовски (BlackOps — натовский спецназ), Сэм Николс (пилот вертолёта и самолёта). Каждый из них — абсолютно оригинальный персонаж, независимо от остальных вляпывающийся в разного рода проблемы (Армстронг связывается с повстанцами, Николс попадает в плен и так далее). Каждая миссия проходит с участием одного из них, и это обязательно та миссия, которая требует специфических навыков. Если вы видите в брифинге имя «Сэм Николс», это означает, что сегодня вы будете летать на вертолёте/самолёте, а в случае с Гастовски готовьтесь к диверсионным операциям.

Соответственно, и первый уровень за каждого — это обучение тому, как управляться с самим собой или с подведомственной техникой. Необычно и приятно. Та редкая игра, где туториал не напрягает.

Ретро-обзор. Operation Flashpoint: Cold War Crisis (2001) - фото 7

Перед началом внезапной атаки не помешает лишний раз проконтролировать ситуацию.

Царица полей

В Operation Flashpoint можно как бегать на своих двоих, так и управлять различными средствами передвижения. Это основная линия OF, поэтому на каждом отрезке остановимся поподробнее.

Играя за Дэвида Армстронга (примерно половина миссий), легко провести параллели, например, с Hidden & Dangerous. За спиной винтовка, на поясе гранаты, твои враги, как и ты, умирают с одного-двух выстрелов (особенно если в голову). Бежишь, слышишь выстрел, и… Новобранец: прицеливается и пытается достать врага очередями. Ветеран: автоматически падает на землю, ставит винтовку на одиночные выстрелы и сканирует окрестности. Типичные ошибки: когда стреляют, надо спрятать тело по максимуму, да и про экономию патронов забывать не стоит. «Калаш», несмотря на всю свою популярность, плохая замена M16 (характеристики некоторых моделей оружия, кстати, не совпадают с реальными). Так что дырявить воздух — смерти подобно.

Ретро-обзор. Operation Flashpoint: Cold War Crisis (2001) - фото 8

Повстанцы отбивают у Третьей Красной армии заложников с целью доставить их куда следует. Доставлять их следует к командиру повстанцев. Губа будет очень сердит.

Придётся привыкнуть к тому, что здесь не Doom. Здесь не надо играть, здесь требуется воевать.

Ретро-обзор. Operation Flashpoint: Cold War Crisis (2001) - фото 9

Кстати, любой пехотинец может водить боевую технику с минимальной сложностью управления (БТР, джип, грузовик и так далее).

Слава богу, что хоть думать на первых порах не надо. Куда скажут — туда и бежим. Добежали, услышали первые выстрелы, залегли, прицел, отсчет 1-2-3-4, выстрел в голову. Убедились, что враг убит, встали, пробежали до следующего укрытия, услышали выстрелы…

Это действительно не игра. Потому что это — война. А на войне как на войне. Разработчики ограничили игру одним-двумя автосохранениями (да и то не на каждую миссию) плюс дали одноразовый сейв для личного пользования.

Броня крепка, и танки наши быстры

Роберт Хаммер. Танкист: горячая голова, шлем разве что не дымится. Особенно чувствуется в первой миссии, где играете за него и где надо доехать до определённой точки. Вы наверняка собьёте хотя бы одно деревце. Таким образом, командир, говорящий по сценарию, мол, Хаммер, опять шалишь, будет прав.

Экипаж танка — водитель-механик, стрелок и командир, отдающий приказы обоим. Роберт Хаммер по умолчанию командир, так что пересесть на водительское сиденье вам не удастся. Командование танком элементарно и состоит из фраз типа «Езжай в точку А» или «Стреляй по Т-80, что справа».

Ретро-обзор. Operation Flashpoint: Cold War Crisis (2001) - фото 10

Задача командира экипажа танка — координировать действия водителя-механика и стрелка. Первому надо указывать, куда ехать (или тормозить), а второму необходимо отдавать приказы на стрельбу. В частности, сейчас я скомандовал остановиться и стрелять по Т72.

Немалое удовольствие доставит пальба из крупнокалиберной пушки патронами Sabot (противотанковые) или HEAT (противопехотные). Ба-бам-м-м-м! И от вражеского отряда остаётся один-два солдатика. Ба-бам-м-м-ба-бам-м-м! И от Т-72 остаётся горящий фарш, нашпигованный останками экипажа. По танку вдарила болванка, сами понимаете…

Естественная проблема — пехота. Которую достать не так легко, как технику. Нужно тщательно обследовать окрестности в поисках того ракетчика, что шарахает в ваш танк уже по третьему разу…

Первым делом, первым делом — вертолёты

Авиатехника представлена вертолётами и самолётами. На стороне Советского Союза обретаются боевой Ми-24 («Лань») и транспортник Ми-17, в то время как натовцы обладают АН-1 («Кобра»), UH-60 (Blackhawk) и — обратите внимание! — самолётом А-10 («Молния»). «Лань»-то, она и в Африке «Лань» — два типа ракет, 55-миллиметровая пушка и восемь пассажиров, а вот американские вертолёты узко специализированы для боевых действий и перевозок соответственно. С Blackhawk я познакомился давным-давно, ещё в LHX: Attack Chopper, а «Кобру» только сейчас увидал. Забавная штука.

Ретро-обзор. Operation Flashpoint: Cold War Crisis (2001) - фото 11

Впрочем, куда забавнее тот факт, что летать на «Лани» намного увлекательнее, но это вам удастся лишь при игре за Гастовски.

Управление вертолётом, несмотря на кажущуюся простоту, необычно. К нему надо привыкать. Делай раз: включай двигатель и автоскольжение (auto-hover). Делай два: жми кнопку, на которую забиндил Move Up. Делай три: отключай автоскольжение и лети куда душенька пожелает.

Как только прилетели — всё то же самое, но с точностью до наоборот. Метров за восемьсот до цели включаем автоскольжение (вертолёт выравнивается), как только скорость упадет до минимума, делай два: снижайся. Снизившись, делай три: выключай автоскольжение и двигатель. Кажется сложным, но к третьей миссии привыкнете — обещаю.

Ретро-обзор. Operation Flashpoint: Cold War Crisis (2001) - фото 12

А вот на А-10 летать сложно. Реактивные самолёты с самого рождения отличались неудобным прицеливанием из-за слишком высокой скорости. Хорошо, что с участием А-10 проходит всего одна миссия, да и та заканчивается вынужденным катапультированием над вражеской территорией с последующим захватом в плен.

«Гастовски. Джеймс Гастовски» (с) Игра

Второй по популярности солдат в Operation Flashpoint. Парень, совмещающий профессии шпиона, подрывника и водителя техники всех мастей. Может прятать тела (очень забавно выглядит — труп плавно уходит под землю), может закладывать бомбы (как с таймером, так и с дистанционным взрывателем), но больше всего любит засесть в танк или вертолёт и посходить с ума на тему аннигиляции всего, что ещё пытается шевелиться.

Учитывая специфику профессии, Джеймс если и водит технику, то чаще всего вражескую. Отличий почти никаких, если не считать того, что та же «Лань» технически лучше оснащена, а «Шилкой» можно вынести почти любой тип войск.

Почти все миссии (кроме двух последних) проходят ночью. Привыкайте к очкам ночного видения, без них далеко не уползёшь.

Ретро-обзор. Operation Flashpoint: Cold War Crisis (2001) - фото 13

Последний вечер в лагере повстанцев. Русские карательные отряды уже в пути.

Зато БТР, проезжающий в трёх метрах от лежащего Гастовски, не заметит его ни при каких условиях. Помню, ситуация была: первая миссия за Джеймса, ползу по вражеской базе. Прополз метров сто до ближайших кустов, решил спрятаться от греха подальше. Спрятался, развернулся и разинул рот: в двух метрах от меня шагал вражеский патруль, который потом дальше свернул. Я позже отследил его передвижение — оказывается, он шёл за мной не меньше пятидесяти метров. И меня в упор не хотел видеть.

«Мы доставим тебя к командиру Славе» (с) Игра

Перехожу к самой, пожалуй, главной черте Operation Flashpoint. Командное управление.

Через несколько миссий от начала вам предстоит пройти уровень, где вы будете управлять не только собой любимым, но и небольшим отрядом вооружённых соратников. Управление осуществляется с помощью команд, коих преогромнейшее количество. Таким образом, игра превращается в нечто среднее между Counter-Strike и BattleZone 2.

Ретро-обзор. Operation Flashpoint: Cold War Crisis (2001) - фото 14

Армстронг может управлять отрядом солдат, специализирующихся на выносе определённых целей. Например, AT Soldier стреляет самонаводящимися ракетами, идеально подходящими для уничтожения вражеской техники. Sniper великолепно разбирается с отдельными юнитами противника, находящимися слишком далеко от зоны поражения обычного оружия, в то время как Machinegunner легко находит общий язык с ордой незаметно подошедших солдат. Есть еще LAW Soldier — стреляет ракетами, одинаково хорошо воздействующими на пехоту и танки противника. И самый главный юнит — Medic, который умеет перевязывать даже тяжёлые раны в полевых условиях.

Приказывать можно почти что угодно. Залезть в некое средство передвижения на место водителя, техника или пассажира, прибежать в определённую точку, идти слева или справа, остаться на месте, занять определённую позицию или найти укрытие, атаковать — открыть огонь по конкретной цели или стрелять по желанию, выполнить некое действие — например, пойти подлечиться у медика, принять определённую формацию (это уже на всю команду).

Ретро-обзор. Operation Flashpoint: Cold War Crisis (2001) - фото 15

Русских десантников всегда можно опознать по характерной эмблеме на нашивке.

Искусство управления требует цепкой памяти и быстрой реакции. Допустим, на горизонте появился танк. Что нужно сделать? Быстро посмотреть на панель внизу, по иконке и цифре на ней определить, какой тип солдата нам нужен (LAW или AT Soldier), нажать соответствующую функциональную клавишу (то есть если солдат прописан цифрой 5, то нужно нажать F5), указать на танк и нажать левую кнопку мышки. Учтите, в боевой ситуации все эти действия должны быть выполнены в доли секунды, иначе ваш отряд разнесут в клочья.

Второй герой, управляющий несколькими юнитами, — Роберт Хаммер. Где-то после середины кампании под вашим руководством окажется несколько танков. Управлять ими гораздо проще — формации, способ передвижения, атака. На самом деле они вам, по большому счёту, не нужны ни для чего, кроме как для прикрытия. Например, пока вы атакуете парочку Т-80, можно приказать им разобраться с многочисленной пехотой, так и мечтающей порвать ваш танк на маленькие танчики.

Ретро-обзор. Operation Flashpoint: Cold War Crisis (2001) - фото 16

И наконец, третий «командир» — это Джеймс Гастовски. Юниты, находящиеся под его руководством, ничем не отличаются от него самого. Они классно работают, когда вы оставляете их, а потом уползаете вперед. Зачем? Предположим, Гастовски увидел врага. Но вы его на мониторе не увидели. Дальше два варианта: если вашу команду уже перестреляли, то вы так и будете ползти, пока солдат не откроет огонь. Если же хоть один член команды жив, то Гастовски обязан передать ему сведения: «Такой-то там-то». Эти сведения нужны не столько напарнику, сколько вам.

Вы называете это «красиво»?

Посмотрите на рейтинги и обратите внимание на параметр «Графика». Почему так мало на фоне всего остального? Да потому что она не дотягивает до общего уровня игры! Игры, настолько реально симулирующей будни натовского солдата, что такого рода красоты её слегка портят. С другой стороны, почитайте выкладки моего коллеги:

«Простая арифметика: допустим, в модели игрока полторы-две тысячи полигонов (примерно так и есть), умножь примерно на пятнадцать, добавь поверхность (три-шесть тысячи полигонов), плюс ещё техника (как минимум две тысячи полигонов). То, что игра умудряется идти на P-III 450 и Riva TNT, можно считать подвигом разработчиков». (Tnx, WBRR)

Мне нечего к этому добавить. Кроме того, что игра на Voodoo3 и на GeForce3 выглядит по-разному. Я играл на V3 — возможно, что-то и упустил.

Ретро-обзор. Operation Flashpoint: Cold War Crisis (2001) - фото 17

Вершина героизма — оторваться от взвода и незаметно зайти в тыл противнику.

А в остальном движок Real Virtuality — просто супер! Физика, позволяющая вертолёту при скольжении с холма перевернуться на большой винт и почти немедленно взорваться; модели игроков, отражающие повреждения не только внешне, но и «геймплейно» (очередь по ногам означает, что солдату отныне придётся ползти), — это действительно Реальная Виртуальность.

Ду ю спик рашн?

Ещё раз призываю вас посмотреть на рейтинги и слегка удивиться. Звук тоже заработал свою «десяточку». Дело в том, что он полностью соответствует всем событиям, к которым относится. Пулемётные очереди звучат как пулемётные очереди, вскрики раненых заставляют сердце сжиматься, а за пробежавшего стометровку солдата и сам, сидя на стуле, тяжело дышишь. В такт.

Ретро-обзор. Operation Flashpoint: Cold War Crisis (2001) - фото 18

Станковый пулемёт — лучшее средство обороны от превосходящих сил противника.

Музыку к OF писали культовые в определённых кругах австралийские альтернативщики Seventh, которые, помимо прочего, создают саундтреки к играм (CS Theme из Counter-Strike не слышали? Рекомендую). А вы думали, в Австралии только Silverchair играют тяжёлую электронику?

Кстати, ролик на движке перед миссией «Возвращение в Эдем» выглядит просто суперски. Буквально клип на композицию Decide.

Голосовая озвучка помогает вытягивать звук хотя бы тем, что это первая на моей памяти игра (кроме JA), в которой русские разговаривают по-русски. Хотя и с очень лёгким акцентом. Но — по-русски. Одна только фраза «Добрый вечер… Мы везём немного водки в офицерскую столовую, не хотите снять пробу?» звучит на пять с плюсом. Потому что идеальный голос и без лишнего актёрского пафоса.

Ретро-обзор. Operation Flashpoint: Cold War Crisis (2001) - фото 19

Чехия — это не только хорошее пиво…

…Это ещё и Bohemia Interactive Studio , которая почти пять лет делала игру, которую года два назад мало кто ждал. А сейчас она вышла и произвела настоящий фурор. В Великобритании через два дня после выхода Operation Flashpoint взлетела на первое место топа продаж.

Разве это не прекрасно?

И потом, Operation Flashpoint — единственный вариант службы в армии, при котором не надо уходить из дома на два года. Всегда бы так.

Геймплей: 10

Графика: 9,5

Звук и музыка: 10

Интерфейс и управление: 10

Новизна: 10

Ретро-обзор. Operation Flashpoint: Cold War Crisis (2001) - фото 20

Великолепно

10

Оценка Игромании

Дождались?

Революции. Нет, я не про сюжет OF, я про игровую индустрию.

Ретро-обзор. Counter-Strike, Diablo 2 и Quake 3 Arena

Ретро-обзор. «Дальнобойщики 2» (2001)

Лучшие игры с 1997 года. Игромании — 20 лет!

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь