Серии Grand Theft Auto — 20 лет. Путь от первой GTA до GTA 5
Не важно, какого вы возраста, цвета кожи, вероисповедания, профессии или пола, не важно даже, любите вы игры или нет: о GTA , пожалуй, слышали все. Для одних три этих буквы — символ беззаботного детства, дурацких модов и паролей на бумажках. Для других — та самая «дьявольская игра», что превращала детей в «кровожадных убийц». А для третьих — настоящее произведение искусства и источник вдохновения.
Игровому феномену исполнилось двадцать лет, и мы решили вспомнить, что же значит для нас эта серия.
Истоки
На старте ничто не предвещало игре великое будущее. Первые две части, вышедшие в 1997 и 1999 годах, были простенькими аркадами, где «пиксельные» человечки делали криминальную карьеру. Вид сверху и примитивный геймплей: знай себе катайся на машинках, дави или расстреливай всех подряд да выполняй задания.
Трудно поверить, что некогда великая GTA выглядела так.
Но уже тогда прослеживались главные черты серии: циничный юмор, вседозволенность и, конечно же, ощущение, будто в игре есть нечто большее. Будто там, за поворотом, обязательно найдётся какой-нибудь сюрприз. А ещё — совершенно безумные и сумасшедшие по постановке миссии. Уничтожить ресторан просто за то, что там перестали делать любимое блюда босса? Гм… а что вас смущает-то?
Максим Козырь:
GTA — В одной из миссий я проехал на мотоцикле по крышам зданий. Это было настолько круто для игр того времени, что по сей день выжимает ностальгическую слезу.
GTA 2 — В одном из заданий русской мафии нужно было угнать набитый автобус, отвезти на завод и пустить всех пассажиров на популярные хот-доги. Пожалуй, одна из лучших и безумно циничных миссий во всей серии GTA.
Евгений Пекло:
GTA 2 — Вторая часть зацепила меня ещё в момент выхода, одно ужасно раздражало — озвучка на английском. Резало мои нежные детские уши непонятное «Вишингар» при подборе очередной пушки. Однако вскоре выяснилось, что в игре куча файлов с готовыми звуками — хватай и работай. Я выпросил у родителей микрофон и достал прогу для обработки звука, но в итоге стало только хуже. Представьте себе: бравый бандит подбирает пушку по душе- (и уше-) раздирающий вопль двенадцатилетнего школьника: «Пистолет-пулимёт Узиииии!» А теперь представьте, что вы несколько мгновений назад зачистили целую улицу и быстро подбираете один автомат за другим…
Юрий Блинов:
GTA 2 — Ни одна игра не могла затянуть так, как эта. Мы с другом даже пытались организовать «мультиплеер», одновременно играя каждый у себя дома и подробно описывая друг другу происходящее по телефону. Были ж времена!
Революция
Эволюцию серии можно проследить по обложкам.
Нельзя сказать, что продажи или оценки первых двух частей и аддонов (про Лондон) кого-то удивили, но их хватило, чтобы через несколько лет мир увидел по-настоящему великую игру. Настоящий успех пришёл в 2001 году с релизом GTA3: полное 3D, вид из-за спины, красивый (и большой!) город с огромным количеством возможностей (тут и войны с полицией, и попытки заработать, сдавая угнанные машины на металлолом). И, конечно, много хорошей музыки на радио, шуток диджеев и забавных постановочных роликов.
Отдельное удовольствие — наблюдать, как из игры в игру кочуют одни и те же автомобили. И как эти модели меняются со временем.
Кто-то устраивал настоящий апокалипсис: расстреливал прохожих, уходил от погонь, уничтожал приехавшую на вызов технику из самого разного оружия и особенно с помощью танка. Кто-то собирал разбросанные по всему миру «пакеты»: за них разработчики щедро награждали, оставляя на точках сохранения оружие. Некоторым нравилось просто изучать город, напоминающий Нью-Йорк, и слушать сатирические зарисовки по радио. А ещё здесь был сюжет. Да, совсем простой, но с интересными персонажами и самыми разными задачами, от угонов до покушений.
В третью часть можно поиграть на новых консолях и даже телефонах. Правда, управление наверняка заставит вас страдать.
Вспоминая старые части, нельзя не рассказать и про заметные «аркадные корни»: машины, что загорались уже после нескольких столкновений, мигом тонущего героя, миссии, на которые приходилось долго ехать после каждого провала. Даже оружие и деньги там «летали» в разноцветных ореолах (зато какое удовольствие доставлял даже звук «подбирания»!). Ну и, конечно, возрождение около больниц или полицейских участков.
Единственное, чего Grand Theft Auto 3 не хватало, — своего запоминающегося стиля, но вскоре серия обзавелась и им…
Максим Козырь:
GTA 3 — Больше всего мне запомнился стартовый ролик: всё было сделано на невероятно крутом уровне, а со взрывом моста в конце сцены приходило осознание, что сейчас ты получишь нечто революционное. Так оно и оказалось.
Станислав Платицын:
GTA 3 — Тот факт, что ты выходишь из дома , видишь перед собой огромный город и можешь идти куда угодно, вызывал неописуемый восторг…
… и заставлял заниматься всякой ерундой. Особенно увлекательными были забавы вроде «засунь как можно больше машин в гараж», «собери как можно больше копов перед домом и взорви их базукой», «возьми спорткар, набери пять звёзд и уезжай от полиции, сколько сможешь» и «перестреляй как можно больше людей на улицах».
Юрий Блинов:
GTA 3 — Поначалу мы с братом не могли поверить, что это настоящая GTA в 3D, но после аккуратного толчка мышки герой повернулся! Дальше было бесчисленное количество часов изучения города, поиска спрятанных пакетов (по легендам, собрав 100, можно было попасть в секретный 4-й город, который был виден через прицел снайперки у одной из скал), попытка улететь на бескрылом «Додо» с поднимающегося моста… А потом в один прекрасный день откуда-то взялся помятый листочек, начинающийся с «GUNSGUNSGUNS», и всё понеслось по новой!
Максим Козырь:
GTA Liberty City Stories — GTA на карманной консоли?! Да это запоминающейся момент не просто серии, а всей жизни!
Лицо со шрамом
GTA: Vice City, на первый взгляд, не делала ничего сверхъестественного. Сухие строчки пресс-релизов и тексты на коробках упоминали новый город, лодки, вертолёты и много заданий. Но было в игре нечто куда большее: совершенно незабываемый стиль.
В Вайс-Сити было невероятно уютно. Игра на удивление точно обыгрывала свою эпоху: солнечный город, отсылающий к Майами восьмидесятых, легендарная музыка (включая исполнителей вроде Майкла Джексона), яркие здания, авто, одежда, наркотики и рок-н-ролл.
В Vice City впервые появились мотоциклы. Хотя ездить на них порой было проблематично.
Если открытый мир третьей части располагал в основном к преступлениям, то в Vice City уже можно было имитировать обычную жизнь. Гулять по огромному торговому центру, есть пиццу, ходить в клуб «Малибу», кататься по пляжу или плавать на яхте, подрабатывать таксистом и водителем скорой помощи, участвовать в гонках и даже скупать недвижимость, развивая собственный бизнес. А потом возвращаться в гостиничный номер или роскошный особняк и наслаждаться прекрасными видами.
Многие фанаты, оказавшись в реальном Майами, первым делом отправляются на «тот самый пляж».
Ещё веселее было «слетать с катушек» и устраивать беспредел — да не только грызться с полицией, но и веселиться по ходу самих заданий. Таких как ограбление банка с его организацией или проникновение в полицейский участок в одежде копа. Наверняка многие вспомнят миссию, где нужно было пьяным и с шатающейся камерой отвезти в больницу раненого товарища — тому по нелепой случайности оторвало руку.
В некоторых заданиях геймдизайнеры совершенно не жалели игроков. Одна ошибка? Ещё двадцать минут кати на миссию, а там, будь добр, начинай всё заново.
В этой игре трудно вычленить какой-то один особенный момент, потому что она вся из них состоит. Этому не мешают даже многочисленные недостатки: да, порой Vice City страшно раздражает. Она жутко бесила взрывающимися машинами, долгим путём к миссиям, местами запредельной сложностью и мигом тонущим героем. Но уже через пару минут игра снова пленяет солнцем и атмосферой, а по многочисленным персонажам, вроде напарника Лэнса Вэнса, трусливого адвоката Кена Розенберга, и, конечно, Томми Версетти (с голосом Рэя Лиотты!), многие скучают и по сей день.
Максим Козырь:
GTA Vice City — Можно вспомнить крайне бесящие миссии с вертолётиком, но это и так все знают и ненавидят. А вот действительно знаковой я считаю финальную сцену игры, которая чуть ли не дословно цитирует концовку легендарного фильма «Лицо со шрамом», что, кстати, подчеркивается ещё и декорациями. Правда, финал в игре был более радужный, чем у персонажа Аль Пачино.
Илья Овсянников:
GTA Vice City — До сих пор храню в памяти заветные слова: ASPIRINE, LEAVEMEALONE и PROFESSIONALTOOLS.
Дмитрий Рутков
GTA Vice City — По забавной случайности приобретённый мною CD с отпечатанной на цветном принтере обложкой содержал мод, который заменял стандартные машины современными. Я даже не подозревал об этом, пока друзья поголовно не стали просить поиграть в «ту самую версию с крутыми тачками».
Станислав Платицын:
GTA Vice City — Кто не помнит восторг при первой поездке на мотоцикле? А ведь сидя на нём, можно было стрелять вперёд! Road Rash в GTA — да и ещё раз да!
Эта игра затягивала до такой степени, что миллионы игроков (и я, естественно, тоже) всерьёз прочесывали всю карту, пытаясь собрать семьдесят спрятанных предметов. Зачем? А потому что за это герою в вечное пользование давали боевой вертолёт. А за сотню — чёртов танк!
Юрий Блинов:
GTA Vice City — До сих пор не понимаю, в чём проблема миссии с вертолётиком. Ничего сложного ведь.
Головокружение от свободы
В следующем выпуске студия Rockstar снова пошла на авантюры: яркий Вайс-Сити восьмидесятых разработчики променяли на целый штат. И хотя той самой «души» мир лишился, всё искупалось новым масштабом, поражающим воображение.
Смена стиля понравилась далеко не всем, но игру всё равно было за что любить.
В GTA: San Andreas можно было делать всё: от походов в тренажёрные залы и клубы до поедания разных бургеров на выбор (от них герой, кстати, толстел!). Даже мир, казалось, не проигрывал Вайс-Сити ни в чём, ведь помимо Лос-Сантоса (читай, Лос-Анджелеса) с его пляжем Санта-Моника и пародией на голливудские холмы в игре нашлось место и для туманного Сан-Фиерро (копия Сан-Франциско), и для пустынного, но яркого Лас-Вентураса (а это уже Лас-Вегас с возможностью выиграть миллион долларов в казино и ночной жизнью!).
В отрыве от заданий там было интересно просто жить, словно в какой-нибудь The Sims. Причём некоторые так и делали: покупали домик в глуши, подрабатывали водителем скорой помощи, а по выходным либо забирались на самую высокую гору, либо ездили в Лос-Сантос на соревнования по триатлону.
Ещё San Andreas подарила миру немало мемов вроде «Потрачено» или «Полезай в тачку Сладенького».
Впрочем, отвлекаться от миссии не хотелось. Да, по традиции задания San Andreas порой жутко выводили из себя: после лётной школы или «операции», где нужно было перепрыгивать с одного самолёта на другой, даже эпизод с вертолётиком из Vice City казался не таким уж и сложным. Зато в остальное время брали за душу запоминающиеся персонажи вроде сумасшедшей грабительницы Каталины, слепого китайца Вузи или хиппи-наркоторговца и безумные миссии (взять хотя бы ограбление казино или штурм дамбы Гувера). Такое не забывается!
Так что разработчиков вновь ждал успех. Об этом можно уже и не упоминать, верно?
Максим Козырь:
GTA San Andreas — Больше всего почему-то запомнилось первое посещение спортивного зала. Одна мысль о том, что из главного героя можно сделать настоящего Шварценеггера, заставляла забыть о сюжете и начать исследовать всё подряд.
Илья Овсянников:
GTA San Andreas — Карл научился плавать! Наконец-то!
Станислав Платицын:
GTA San Andreas — Приключения Си-Джея должны войти в историю серии как самое масштабное, что когда-либо делала Rockstar. San Andreas воистину безразмерна. А ещё именно здесь впервые была столь детально представлена тема афроамериканского гетто.
Новое поколение
Несмотря на все свои достижения, San Andreas была в каком-то смысле устаревшей игрой. Выходила она почти под конец поколения консолей, а количество технических недостатков неприятно удивляло. Это сейчас Rockstar одна из лучших (если не лучшая) студия в индустрии по части внимания к деталям и полировке, тогда же её игры могли огорчить, например, пропадающими за поворотом автомобилями.
Четвёртая глава серии многое из этого исправляла. Да, некоторые поклонники франшизы её недолюбливают — по причине засилья однообразных миссий, меньших возможностей и местами не самой логичной истории. Но как основа для будущих успехов GTA4 стала огромным шагом вперед.
Особенно удались задания с покушениями: в одном из них нужно было подманить жертву к окну, позвонив на её домашний телефон.
Порой просто хотелось сидеть и восхищаться игрой: читать смешные новости или зависать на сайтах знакомств в здешнем интернете, наблюдать, как реалистично подкашиваются ноги у раненых противников благодаря технологии Euphoria… ну, или просто гонять на автомобилях, наслаждаясь тем, как покачивается на поворотах подвеска и как правдоподобно герой двигается внутри салона (а в случае аварии — живописно вылетает через лобовое стекло!).
Четвёртую часть хотелось любить уже за то, что машины больше не загорались на ровном месте, проваленные миссии можно было «перезапустить», а от полиции — удрать без всяких «перекрасок».
Хотя многим автомобильная физика GTA IV не понравилась, ездить там было интереснее, чем в некоторых симуляторах: очень уж «живо» играла подвеска. А как красиво мялись корпуса!
Некоторые задания приятно удивляли постановкой и изобретательностью. Ограбление банка с забегом по тоннелям метро — есть! Убийство известного адвоката, которое надо было провернуть, записавшись к нему на собеседование, — тоже. А покушение на гомосексуалиста, коего предстояло выманить, пригласив на свидание, в очередной раз подчёркивало смелость разработчиков.
В конце концов, для многих GTA IV стала открытием хотя бы потому, что в ней нашлось место славянскому колориту. Главный герой — побитый жизнью серб Нико Беллич, по радио Vladivostok FM крутили Цоя, группу «Звери» и «Ранеток», а атмосфера «эмигрантского» Нью-Йорка была передана просто блестяще.
Кузен-недотёпа Роман, вечно обкуренный, но преданный друг Джейкоб, придурковатый Брюси — в целом, сценарий шедевром не назовёшь, но герои запоминались.
Спустя какое-то время вышло два огромных DLC (они включены в сборник Episodes from Liberty City ): одно про байкеров, другое — про ночную жизнь. «Русского в большом городе» там уже не было, но нетривиальных заданий, музыки и новых мультиков по телеку хватило бы ещё на несколько полноценных игр. Редкая щедрость, которую могли себе позволить, наверное, только в Rockstar.
Максим Козырь:
GTA IV — В конце финального ролика появляется брат главного героя Роман, у которого в машине на всю катушку играет Глюкоза с композицией «Швайне», и это действительно круто, но не спрашивайте почему!
Дмитрий Рутков:
GTA IV — Скачал, помучился с Windows Live, играю… Спустя час или два появляется миссия: сводить девушку на свидание. Подбираю милую даму, и уже спустя пять минут мы гуляем по набережной. Она о чём-то рассказывает, а я глазею по сторонам. О, что у нас здесь?! Под одной из лавочек стоит коктейль Молотова! Не понятно, как он там оказался, но инстинкт ролевика со стажем говорит, что надо брать. Иду я, значит, с бутылкой в руках и понимаю, что мы смотримся как повстанцы из Red Faction, а не как парочка влюблённых. Нажимаю клавишу, предположительно ответственную за то, чтобы убрать бутылку в инвентарь… и Нико просто выпускает оружие революционера из рук.
Я объят пламенем. Девушка объята пламенем. Хочется заржать и набарагозить ещё. И тут мадемуазель, продолжая гореть, выдаёт: «Ох, какой ты грубый! Я была о тебе лучшего мнения». Кажется, я разом испытываю все чувства, доступные высшей обезьяне.
Евгений Пекло:
GTA IV — Самая-самая последняя миссия, я наконец попадаю на рампу своим мотоциклом и долетаю до вертолёта. Ура, теперь осталось только отмучить пробел, и одна из лучших игр в истории будет почти пройдена. Но как бы я ни долбил клавишу, Нико Белличу не удавалась вскарабкаться, и миссия неизбежно оказывалась проваленной.
Только спустя пару лет я отыскал причину на каком-то форуме. Дело было в моей беспроводной клавиатуре. Беспроводной и недорогой. Она физически не успевала обрабатывать нужную частоту нажатий, а суровая GTA считала, что я плохо стараюсь. С тех пор — никаких беспроводных экспериментов. Даже интернет в компьютер доставляется по проводу!
Трое из ларца
Последней и высшей (на текущий момент) точкой в серии стала GTA5. В ней идеально почти всё: если раньше GTA обожали вопреки всяким недостаткам, то теперь препятствий для безграничной любви не осталось.
После релиза разработчики не остановились: версии для консолей нового поколения обзавелись освежённой графикой, большим количеством контента и даже видом от первого лица, а сетевая составляющая регулярно обновляется и по сей день.
GTA 5 — это огромнейший набор самых ярких ситуаций и случайных встреч в городе. Это, впервые в серии, цельный, не провисающий сюжет о кризисе среднего возраста, об ограблениях и психопатах. Это гигантское количество самых разных возможностей, от игры в теннис до охоты. И, конечно же, поразительное внимание к деталям: например, физике шлёпанцев на ногах героев или возможности поджечь бензиновую дорожку выхлопом суперкара.
Благодаря сразу троим главным героям Rockstar удалось избежать падений динамики, от которых страдали многие части серии. К тому же это позволило добавить в игру «отбитого» Тревора.
Пятая часть не провисала ни на секунду: стоило истории сбавить ход, как игра тут же «переключала» нас на другого героя. Преступник «в отставке» Майкл постоянно решает проблемы своей семьи, вытаскивает из передряг детей и в перерывах организовывает ограбления, темнокожий Франклин пытается вырваться из трущоб, регулярно влипая в неприятности, а безумец Тревор время от времени устраивает геноцид целых семей, сбивает самолёты и пытает людей. Почти все миссии чем-то удивляют: чего стоит только побег голышом из морга, куда один из героев проникал, притворившись мёртвым.
Отдельное удовольствие здесь слушать сверчков или наслаждаться видами. Залив Занкудо на закате или ночные огни Лос-Сантоса, например, выглядят просто потрясающе.
Даже во время прогулки по городу происходили тысячи разных историй: взять хотя бы спасение случайного мужика на стройке. Да и дома у героя постоянно что-то случалось: ссорились дети, несла откровенную чушь жена, а ворвавшись в комнату дочери, можно было застать её за не самыми пристойными занятиями.
Игре уже четыре года, но такими вот мелочами она умудряется удивлять до сих пор…
Евгений Пекло:
GTA V — Едет как-то Тревор с военной базы на танке — вокруг тишина, покой, полицейские не напрягаются. Проезжает он мимо церкви, а там как раз невеста со свадьбы убегает. Ну, Тревор же у нас джентльмен, как не помочь даме в беде? Подгоняю танк поближе, жду пассажирку. Она, согласно скрипту, бежит и причитает, жалуется на суровую женскую долю. Добегает мадемуазель до танка, видит беззубого наркомана в засаленной майке-алкоголичке, и тут до неё доходит, что, пожалуй, с нелюбимым мужем как-то привычнее и безопаснее, чем с этим… существом. Дамочка бежит обратно, вереща что-то нечленораздельное, а Тревор медленно едет за ней — ну а вдруг передумает и сядет!
Не передумала. Эх, женщины!
Станислав Платицын:
GTA V — Мне больше всего запомнилось, как Тревор вёз свою возлюбленную Патрицию (ей под шестьдесят, и она супруга опаснейшего гангстера, если что) обратно к мужу и… плакал. Даже не плакал — рыдал взахлёб. Потому что любил и не мог смириться с расставанием. Честное слово, я, простите, ржал в голос. Хотя сцена вообще-то даже немного грустная.
Максим Козырь:
GTA: Online — Помнится, в одной из обучающих миссий требовалось ограбить магазинчик, наставив пистолет прямо в лицо продавца. Сама ситуация вполне рядовая, но что было действительно необычно, так это словить на выходе снаряд из РПГ. Так ко мне пришло понимание, что помимо тебя в этом мире есть куча других отморозков с оружием и желанием сеять хаос…
Мы рассказали, за что любим серию. Теперь ваша очередь делиться своими особенными моментами в комментариях, ведь каждая GTA — это отдельная, чуть ли не личная история. А ведь есть ещё и портативные части, и GTA Online— о них тоже можно написать, наверное, с десяток страниц.
Ну а Rockstar со своей великой серией наверняка ещё не раз даст повод для таких историй. С нетерпением ждём следующего юбилея!