Обзор Xbox One X. Наконец-то всамделишное 4K!
В отличие от Sony , Microsoft очень долго готовила к выпуску свою следующую консоль. Анонс Project Scorpio , самой мощной игровой приставки в мире, на E3 2016, первый официальный показ под другим именем на E3 2017 и, наконец, старт продаж в ноябре этого года. Мы уже успели познакомиться с Xbox One X поближе, и нам есть что рассказать.
Владимир Акиньшин и Лев Левин распаковывают новую редакционную консоль!
It’s a monster
Самой мощной консолью Xbox One X называют справедливо, но в мировых масштабах Microsoft — как, впрочем, и Sony — немного лукавит.
Начнём с процессора. В глобальном отношении всё по-прежнему. Это старая компьютерная архитектура Jaguar, которую AMD в 2013 году ориентировала на ультратонкие ноутбуки. Иными словами, процессор что в PS4, что в Xbox «ни о чём»: он изначально создавался с прицелом на низкое тепловыделение и, соответственно, сниженную производительность. Правда, делали его давно, замечательной архитектуры Zen тогда ещё в помине не было.
Отдадим должное: и в PS4 Pro, и в свежем One X «камень» серьёзно подтянули по частотам. В новой консоли он работает на частоте 2,3 вместо 1,75 ГГц. А как известно, большая часть игр даже после оптимизации очень чувствительна к частоте кристаллов. Из этого принципа, кстати, вытекает преимущество One X над PS4 Pro. Последняя отстаёт на 200 МГц, то есть почти на 10%.
Xbox One X по размерам ближе к Xbox One S, нежели к первой версии консоли от Microsoft.
Следующий важный момент — видеокарта. Напрямую ни Sony, ни Microsoft не говорят, какие именно чипы используются, но, чтобы провести аналогии, информации всё же достаточно. Если мы берём первые поколения консолей, то с GPU там всё печально. Мало того, печально было даже на момент выпуска этих консолей.
В первой PS4 использовался чип, очень похожий на AMD Radeon HD 7850. В 2013 году ему уже было два года, в линейке AMD он числился среднебюджетным, а в PS4 ему вдобавок порезали частоты. В общем, выглядело это грустно, но не так грустно, как Xbox One. В неё вообще поставили нечто среднее между Radeon HD 7770 и HD 7790. То есть опять старый чип из 2012 года, да ещё и сильно слабее…
Отсюда и огромная разница в графике между первыми поколениями консолей.
В PS4 Pro и One X ситуация улучшилась. Sony взяла на вооружение современную серию AMD Radeon 400 и использовала старший GPU от RX 480. По вычислительным блокам он примерно в два раза мощнее прежнего, да и по частотам тоже. Увы, использовать его на полную катушку в консоли не смогли. Если в компьютерах RX 480 в 4К давала вполне приличные 25—30 fps, то в PS4 Pro ей пришлось прикручивать виртуальное 4К весьма далёкого от оригинала качества.
В принципе, Microsoft могла не мудрить и использовать ту же самую RX 480, но разумнее задействовав ресурсы чипа. Однако при этом не получилось бы в цифрах обогнать конкурента. Поэтому у AMD заказали чип на 2560 вычислительных блоков вместо 2304 у PS4 Pro. Сразу скажем, по нашему опыту эти +10% «голых» ядер в играх должны давать около 3—5% дополнительной производительности и на деле особой разницы между PS4 Pro и One X не обеспечивают.
Настоящее 4K
Другое дело, что Microsoft не стала использовать костыли для 4K и сделала его таким, каким оно и должно быть. Как этого удалось добиться? Прямого ответа нет, но есть пара дополняющих друг друга предположений.
Первое — это энергопотребление и частоты.
В погоне за компактностью GPU приходится сильно «душить» по частотам, теряя огромные запасы производительности. Возможно, в One X с поддержанием нужных температур удалось справиться лучше, и чип на консоли увереннее держит базовые параметры. Предпосылки к этому есть — за год с момента выхода PS4 Pro производство чипов могли обкатать, получить меньшие токи утечки и настроить энергопотребление.
Конечно, то же самое произошло и для PS4 Pro, но вернуть в неё честные 4К уже нельзя: бюрократическая машина и бесчисленные договорённости с разработчиками не дадут сломать сложившуюся систему «виртуального 4K».
Второе наше предположение касается разницы в количестве графической памяти.
В PS4 Pro используют 8 ГБ GDDR5, которая справедливо делится между процессорными и графическими ядрами. По слухам, на игры из этих 8 ГБ остаётся около 4,5 ГБ. В теории и согласно нашим тестам, с таким объёмом 4K вполне жизнеспособно и спокойно работает на компьютерах с RX 480.
Другой вопрос, что частоты памяти в PS4 Pro отнюдь не компьютерные (6800 против 8000 МГц), скорость GPU тоже занижена, да и центральный процессор дышит на ладан. Есть подозрение, что реальное 4К добавить хотели, но получали при этом или лаги, или необходимость бесконечной и очень дорогой оптимизации со стороны разработчиков игр.
Xbox One X Project Scorpio Edition — эффектная обёртка для настоящих фанатов консолей от Microsoft.
В Xbox One X экспериментировать с объёмами не стали и бахнули в консоль сразу 12 ГБ GDDR5. Как и в PS4 Pro, по слухам, 3,5—4 ГБ этой памяти уходит на работу операционки, а 8 ГБ остается на игры. А это значит, что в One X стоит, по сути, необрезанная RX 480, которая в любых условиях должна выдавать 25—30 fps на 4К.
Что мы, собственно, и видим. Кстати, эти лишние 4 ГБ GDDR5, скорее всего, дают те самые сто долларов разницы между PS4 Pro и One X. 4 ГБ памяти на заводе стоят около 40—50 долларов.
Конечно, это всё лишь наши предположения, но они очень похожи на правду. Мало того, как One X, так и PS4 Pro в теории могли бы выдавать куда большую производительность, если б не дурацкая гонка за компактностью. Если из корпусов обеих консолей вынести блоки питания, охлаждать CPU и GPU стало бы проще, и они работали бы на более высоких и стабильных частотах.
Но, как мы знаем, за такие шаги игроки и пресса буквально съедают производителей живьём: первый Xbox One — яркое тому подтверждение.
В итоге у Microsoft вправду получилась самая мощная игровая консоль на рынке, позволяющая запускать все новинки в настоящем 4K и при 30 fps. К тому же Xbox One X оснащена оптическим приводом 4K Ultra HD Blu-ray, которого нет у PS4 Pro, и поддержкой технологии AMD FreeSync.
И всё же это ещё не новое поколение игровых приставок, но лишь дополнение и исправление ошибок старого.