The Elder Scrolls 5: Skyrim VR. Блеск и нищета виртуальной реальности
Дмитрий Рутков, автор Игромании
Блогер, журналист (иногда) и геймер. Психолог, специалист в области социальной психологии и психологии зависимостей. Носит бороду, верит в Будду и в то, что даже самый последний идиот способен рано или поздно поумнеть.
Сразу расставим точки над ё в волновавшем многих вопросе о способе перемещения героя в виртуальном пространстве. В показанной на Игромире демоверсии Skyrim VR ходьба Драконорождённого разочаровала нас гадкой и уже слегка устаревшей системой прицельных телепортов, что мешало погружению и было неудобно в бою…
Официальный трейлер с Е3 2017.
Долой телепорты!
Приготовьтесь! Сейчас вылетит птичка!
К счастью, в финальной версии реализована полноценная ходьба с помощью стиков геймпада или кнопок контроллеров Move. Возможность вернуться к телепортам есть в настройках, хотя мы с трудом представляем людей, у которых возникнет подобное желание. Всё детально настраивается в меню, так что каждый подберёт для себя максимально удобный или, лучше сказать, минимально неудобный вариант взаимодействия с окружающим миром.
«Последние мысли норда должны быть о доме».
С контроллерами Move погружение получается полнее: можно собственноручно обрушивать на врагов клинок, натягивать тетиву и поджаривать нечисть молниями в духе императора Палпатина. Правда, не обошлось без курьёзов: почти нулевой вес оружия позволяет обеими руками одновременно шинковать врагов тяжёлыми боевыми топорами так, будто это световые мечи, или стрелять из лука со скоростью пулемёта. Выглядит смешно и крайне далеко от суровой нордской (да и любой другой) реальности. За мага здесь играть куда атмосфернее и, если можно так выразиться, реалистичнее.
Близорукий Довакин
Пока до боли знакомая телега с пленниками везёт героя на казнь, мы с открытым ртом крутим головой: вековые ели такие высокие! А горы за ними ещё величественнее и больше, чем казалось раньше! Ух ты, драконище!
И так далее со множеством восклицательных знаков… В Skyrim VR вообще до неприличия часто хочется запрокинуть голову и вволю рассматривать исполинские деревья, башни и заснеженные вершины. Древний движок всё ещё способен удивлять пейзажами.
Жаль, что плоская картинка не передаёт очарования суровых северных гор.
Но опустив голову и сосредотачиваясь на происходящем вблизи, тут же обращаешь внимание на то, что Довакин так и не обзавёлся телом — только руки магическим образом парят в воздухе. Ну да ладно, это потребовало бы от Bethesda слишком большой дополнительной работы.
Хуже то, что окружающая обстановка имеет детализацию, допустимую разве что для PlayStation 2. Разрешение на обычной PS Slim настолько низкое, что лица и детали одежды плохо различимы уже с нескольких шагов. Подслеповатый Драконорождённый при сдаче квеста вынужден подходить к каждому персонажу чуть ли не вплотную, чтобы убедиться, что это нужный ему персонаж. Шрифт в меню заставляет ломать глаза, всматриваясь в кривые пиксельные буковки без намёка на сглаживание, а некоторые надписи на карте вообще нечитабельны.
К счастью, большинство игроков и так уже знает, что там написано.
Можете прочесть текст над маркером квеста? Да, он там есть.
Вот ваш тазик, тан!
Во время недавнего стрима кто-то из зрителей сказал: «Эта игра продала мне PlayStation VR». Секундочку, постойте! Прежде чем идти за шлемом, выслушайте наше предупреждение: пятая часть TES — одна из худших игр для первого знакомства с виртуальной реальностью.
Согласно результатам опроса на одном из западных форумов (в голосовании участвовало около полутысячи человек), тошноту при игре в Skyrim VR испытывали примерно шестьдесят процентов игроков! У некоторых недомогание сохранялось даже на следующий день и возвращалось просто при взгляде на обложку диска со знаком дракона. И это не шутка, это рефлексы.
Когда слишком долго пробыл в VR…
Противоречивые сигналы со стороны глаз и вестибулярного аппарата во внутреннем ухе [ автор обзора — профессиональный психолог, — прим. редакции] заставляют мозг предположить, что он испытывает галлюцинации. Самая распространённая причина галлюцинаций — отравление. А лучшее, что может предложить организм при отравлении, — тошнота.
Все антиукачивающие меры в «Скайриме» представляют собой костыли: затемнение периферийной области картинки, рваные движения, отсутствие и без того редких и коротких кат-сцен из оригинальной игры — всего этого недостаточно. Ситуацию усугубляет замыленная графика в чудовищно низком разрешении и фирменные для движка от Bethesda подёргивания камеры при движении. Головокружение и тошнота у мало игравших в VR-проекты могут возникнуть уже через несколько минут после начала сеанса, а более часа зараз выдерживают только опытные «виарщики». Сколько там у вас заняло прохождение сюжетной линии? Вот и считайте.
Постепенно мозг приспособится к творящейся перед глазами пиксельной вакханалии, и вы сможете дольше находиться в шлеме, но конкретный прогноз по времени адаптации дать сложно, тут всё индивидуально.
Прошу помедленнее…
Похоже, Skyrim VR угораздило войти в список самых укачивающих игр для PlayStation VR, куда я также поместил бы, например, хоррор Here They Lie и шутер RIGS. И если вас ещё не тошнит от количества переизданий приключений Довакина, то нынешнее их воплощение даёт реальную возможность ощутить тошноту прямо-таки физически.
Ещё больше скриншотов из The Elder Scrolls 5: Skyrim VR
Skyrim всегда был игрой, которую любят не за что-то, а вопреки. Кривая анимация, былинные баги, не исправленные даже спустя много лет после выхода оригинала, нездоровый пафос сюжетов и сомнительная литературная ценность текстов… Но, вопреки всему этому, TES 5 восхищает свободой, разнообразием мира, атмосферой, а теперь ещё и тем, что ко всем этим прелестям можно почти прикоснуться.
The Elder Scrolls 5: Skyrim VR — знаковый проект. В настоящий момент это самая большая и серьёзная игра для виртуальной реальности, бесхитростно обнажающая все достоинства и недостатки технологии в виде слабой графики и укачивания. Надеемся, что все извлечённые уроки пойдут на пользу как самой Bethesda, так и другим разработчикам, экспериментирующим с VR.
…и Древо снова будет цвести.