Почему умирают герои What Remains of Edith Finch. Проклятие и спойлеры
В What Remains of Edith Finch все умирают — сама игра посвящена именно смертям персонажей. Герои связывают это с неким фамильным проклятием: даже основатель американской ветви семейства Финчей перебрался в Вашингтон именно в отчаянной попытке спастись от злого рока, погубившего жену и сына. Но по ходу прохождения замечаешь, что гибели героев сопутствовала не столько мистика, сколько поэзия иносказаний. Так, может, и нет никакого проклятия? Но что тогда свело в могилу почти всех представителей семейства Финчей? Давайте попробуем разобраться. И да, вся эта статья — один сплошной спойлер. Мы вас предупредили!
Старожилы
Прежде чем приступить к анализу произошедшего, стоит, пожалуй рассказать о кончине каждого из Финчей. И даже на этом этапе мы сталкиваемся с некоторыми сложностями: игра порой уж слишком метафорично описывает причины смерти. Про судьбы некоторых героев можно говорить с большой уверенностью, а для других приходится строить целые теории. Но ведь это самое увлекательное, верно? Итак, пойдём по порядку.
Один (1880 — 1937)
Бородатый норвежский богач всерьёз боялся проклятия, павшего на его семью. И отчего-то решил, что избавиться от него поможет переезд в другую страну. Правда, он очень прикипел душой к фамильному дому, так что переехать на другой континент решил вместе со своим особняком. Безумная затея почти удалась: из-за небольшого шторма дом затонул буквально в сотне метров от американского берега — прямо вместе со своим боязливым хозяином. Другие члены семейства, плывшие на обычных судах, а не в кое-как водружённом на баржу доме, судя по всему, не пострадали.
Эди (1917 — 2010)
Единственный известный нам член семьи, благополучно доживший до глубокой старости и умерший именно от неё. Судя по всему, она тоже верила в проклятие — по крайней мере, говорила внучке, что переездом от него не спастись. Если верить дате рождения, Эди успела пожить ещё в старом, затонувшем, доме, хотя в своей «Истории Финчей» почему-то написала, что впервые увидела его на суше только в 1999 году, во время аномального отлива.
Молли (1937 — 1947)
Идеальная девочка-ангелочек образца сороковых годов. Увлекалась живой природой, причём с неожиданной основательностью: кроме хомячка, рыбок и муравьиной фермы в её комнате можно увидеть засушенного скорпиона и даже череп — видимо, олений. Причина смерти в игре напрямую не указана, однако перед кончиной у ребёнка были галлюцинации (в которых она, среди прочего, кушала ягодку падуба и зубную пасту) и сильное чувство голода.
Видения, надо сказать, достаточно жестокого содержания: девочка видела себя охотящейся кошкой, совой, акулой и даже морским чудовищем. Убийство и пожирание жертв показаны со смаком и деталями, нехарактерными для воображения обычного десятилетнего ребёнка, пускай и увлекающегося биологией. Симптомов известно слишком мало, чтобы уверенно говорить о том, что именно оборвало жизнь юной Молли, но можно предполагать, что это был диабет (на это намекает пустая вазочка для хэллоуинских конфет) или запущенный случай какого-нибудь паразитоза. В пользу второй версии говорит и тот факт, что она регулярно жевала овощи своего хомячка, а последний монстр из её видения выглядел как гигантский червь.
Такие вот памятные алтари Эди устроила почти для каждого погибшего члена семьи
Барбара (1944 — 1960)
Тоже воплощённая американская мечта, но уже из пятидесятых. В детстве сыграла в хитовом фильме и обрела почти неподъёмную для ребёнка популярность (с которой, похоже, успешно справилась), а погибла в хэллоуинскую ночь в 16 лет — насильственной смертью.
Игра нам выдаёт сразу две версии произошедшего: то ли она повздорила со своим бойфрендом и дело дошло до драки, то ли в дом вломились какие-то грабители. Потасовка точно имела место: на это указывают наспех отремонтированные перила на втором этаже. Смерть Барбары заметно повлияла на её брата Сэма, дедушку главной героини. Кстати, в том, что авторы комикса, рассказывающего историю гибели Барбары, знали столько подробностей (включая секрет ключа от подвала!), нет ничего удивительного: Эди любила общаться с журналистами и даже как-то рассказала им про Уолтера, которого в газете окрестили человеком-кротом.
Келвин (1950 — 1961)
Бесстрашный ребёнок, стремившийся в небо. Келвин увлекался фантастикой и любил играть в астронавтов, а погиб в результате несчастного случая, когда делал «солнышко» на качелях возле дома. Они, к слову, до сих пор стоят на берегу в том же виде, что и в день трагедии. В смерти мальчика, пожалуй, стоит винить очевидно небезопасный выбор места для постройки качелей. Впрочем, почти всё в доме Финчей нарушает правила технической безопасности — но об этом позже.
Ванная, в которой погиб Грегори, позже была радикально переделана
Сэм (1950 — 1983)
Брат-близнец Келвина — только играть он любил не в космос и ракеты, а в солдатиков. Настоящий американский патриот: при первой же возможности сбежал из дома, напоминавшего ему о погибших брате и сестре, в армию. Солдатом он был превосходным, впрочем как и охотником. Увлекался фотографией. Скорее всего, верил в проклятие, но предпочитал двигаться навстречу своей гибели с гордо поднятой головой. Погиб на охоте: ради эффектного кадра пренебрёг элементарными мерами безопасности — и был сброшен с высоты агонизирующим оленем на глазах у своей дочери Доун.
Уолтер (1952 — 2005)
Ещё один член семьи Финчей, который однозначно верил в существование проклятья: от него он прятался под землёй. Тридцать лет Уолтер просидел в бункере под домом, вслушиваясь в грохот якобы проходивших мимо дома поездов. И вот наконец 31 марта 2005 года он решился сломать стену и выйти наружу. Пролом в стене выходил на железнодорожные пути, и игра намекает, что бедолагу сбил поезд. Однако у нас есть причины сомневаться в этом.
Во время путешествия Эдит мы видим, что эти самые железнодорожные пути разрушены и частично осыпались вместе с берегом в океан. На самом деле довольно странно предполагать, что кто-то будет строить железную дорогу на небольшом острове и прокладывать её в такой близи от воды. Эти рельсы больше похожи на часть какого-то амбициозного развлекательного проекта Свена, мужа Эди. Возможно даже, что эту дорогу сделали специально для Уолтера: он с детства увлекался этой темой, а в его бункере есть даже парочка игрушечных паровозов. Ещё один стоит на памятном кресте, отмечающем то место, где было обнаружено его тело.
Выберешь ли ты реальность, если выдуманный мир будет гораздо прекраснее?
Следующая странность — никто, кроме него, грохота и тряски в доме не замечал. А ведь чем выше этаж, тем заметнее должно трясти — те, кто жили у трамвайных путей выше третьего этажа прекрасно это знают! В общем, шум и огни поезда, скорее всего, просто плод воспалённого воображения Уолтера. Так от чего же он тогда умер?
Представьте себе, что вы мужчина за пятьдесят, который больше половины своей жизни просидел в крохотном бункере за чтением книжек и поеданием консервов. А потом вдруг схватил тяжёлую кувалду и долго бил весьма основательную кирпичную кладку. Таких упражнений нетренированное тело может не выдержать — смерть от инфаркта или инсульта более чем вероятна.
Это древо, кстати, отображает не всех членов семьи
Да будет свет!
Во время прохождения некоторое недоумение может вызвать тот факт, что, хотя дом вроде бы обесточен, в целом ряде его комнат есть свет. Дело тут, судя по всему, в генераторе, который питал бункер Уолтера. Уж не знаем, на чём он там работал (ибо мы отчётливо слышим, как он гудит, когда Эдит возвращается в дом, — а это, получается, семь лет без дозаправки и ухода!), но, возможно, именно его шум и вибрации могли казаться Уолтеру грохотом проходящего мимо поезда.
Комикс, рассказывающий о гибели Барбары. Пестрит такими подробностями о доме, которых не знала прожившая в нём много лет Эдит
Новое поколение
Грегори (1976 — 1977 )
Очаровательный малыш случайно захлебнулся в ванне: мать отошла поговорить по телефону, а в это время открылся кран. Эта смерть имела большие последствия для брака Кей и Сэма.
Гас (1969 — 1982)
Гас воплощает восьмидесятые с их ощетинившимся протестом, борьбой с общепринятыми нормами и устоями — и с родителями, конечно, тоже. Впрочем, повод для недовольства у Гаса был достаточно веский: его отец, Сэм, собирался жениться во второй раз. Подростковый бунт закончился печально. Гас запускал воздушного змея прямо во время свадебной церемонии отца, демонстративно её игнорируя, — и не бросил любимого занятия, даже когда начался ураган. В итоге его то ли убило молнией, то ли швырнуло в море, то ли просто зашибло насмерть чем-то тяжёлым — так или иначе, жизнь ещё одного Финча оборвал несчастный случай.
Сэм с сыновьями. Могилы Кей нет
Доун (1968 — 2016)
Мать главной героини, потеряв мужа, двоих братьев и двоих детей, не то чтобы стала верить в проклятие — она скорее считала, что сами рассказы о нём сводят людей в могилу. И поэтому всеми силами стремилась покинуть родной дом. Собственно, она сбегала из него дважды: в первый раз уехала работать в Калькутту, где познакомилась с будущим мужем. Однако уже в 2002 году Доун была вынуждена вернуться в имение Финчей после его смерти. А когда в 2010 году погиб её старший сын Льюис, она сбежала повторно, прихватив единственную дочь. Впрочем, это не уберегло Доун: 10 октября 2016 года она скончалась. Судя по всему, от рака.
Льюис (1988 — 2010)
Настоящий ребёнок 90-х, Льюис любил видеоигры и развлечения. Позже он пристрастился к наркотикам, лечился (вполне успешно), но побеждённая зависимость трансформировалась в ментальное расстройство. С каждым днём Льюиса всё меньше интересовал реальный мир — и в конце концов он погиб на консервном заводе, где работал после курса реабилитации. Сложно сказать, был это несчастный случай или суицид ради окончательного воссоединения с миром фантазий, — да это и не важно. В любом случае, сгубила парня именно психическая болезнь.
Видно, что перила сломаны — скорее всего, упавшим телом. Эта часть страшной истории Барбары подтверждается
Милтон (1992 — 2003)
Странный ребёнок с неплохими художественными способностями, насчёт которого мы даже до конца не уверены, что он погиб. Однажды одиннадцатилетний мальчик просто исчез. Судя по всему, Милтон сбежал из дома — и оставил родным на память небольшой «мультфильм» о том, как уходит через нарисованную дверь. Дверь, к слову, в его комнате-замке действительно есть: на большом холсте, в полный рост. Кажется, прабабушка Эди не верила, что мальчик умер: на портрете и под дверным глазком есть только дата рождения. Эдит же считает, что её брат погиб, — и указывает в своих записях год его смерти. Это достаточно вероятно: вряд ли одиннадцатилетний мальчик мог успешно скрываться многие годы.
Милтон был странным: дети любят яркие краски, но этот одиннадцатилетний ребёнок увлекался чёрно-белой графикой. Большая часть работ из его комнаты — концепт-арты к другой игре студии Giant Sparrow — « Лебединый эскиз ». То ли это такая огромная пасхалка, то ли Монро из «эскиза» и Милтон как-то связаны. Не исключено даже, что Милтон — это загадочный Король, по стране которого путешествует Монро.
Эдит (1999 — 2017)
Главная героиня, от чьего имени ведётся повествование (кстати, назвали её так в честь прабабушки Эди), тоже умирает. Смерть наступила то ли во время родов, то ли через некоторое время после — тут у нас нет никакой информации. Вероятно, врачи предупредили её, что роды будут тяжёлыми, — поэтому она и вернулась в пустой дом. Решила записать его историю, чтобы та не умерла окончательно вместе с ней, если оправдаются прогнозы докторов.
Свен, погубленный драконом. Дракон, кстати, до сих пор плавает в пруду возле дома
«Дополнительные» Финчи
Кроме урождённых Финчей, в истории упоминаются ещё и супруги некоторых из них. Их истории тоже важны для разговора о фамильном проклятии. Ингеборга, жена Одина, погибла ещё до отъезда из Норвегии — и, собственно, сподвигла мужа к переезду своей кончиной. Свен, гениальный строитель и муж её дочери Эди, умер под рухнувшей водяной горкой в форме дракона, которую строил для детей в 1964 году.
Памятник одной из бесчисленных трагедий
С первой женой Сэма, Кей, полной ясности нет. Мы знаем, что она покинула дом Финчей через какое-то время после смерти Грегори, между 1977 и 1982 годами. Однако непохоже, что она умерла: на фамильном кладбище нет её могилы. Вероятнее всего, она просто развелась с Сэмом, не выдержав потери ребёнка. Правда, возникает вопрос, почему Гас и Доун остались с отцом: обычно при разводе дети остаются с матерью. Хотя, конечно, на счету у Кей был несчастный случай с Грегори — вполне вероятно, что суд не счел уместным доверить детей ей. Да и Сэм всё-таки винил в смерти сына скорее жену, чем какое-то там проклятие.
Впрочем, Кей не сразу покинула дом: сначала она боролась за свой брак и нормальную жизнь — и заодно сделала отвратительный ремонт в розовых тонах в той самой ванной, где утонул её сын. В пользу версии о том, что она уехала, а не умерла, говорит и небольшая коробка с её вещами в комнате Сэма — не привычный нам по игре семейный алтарь, а скорее несколько забытых в спешке предметов, собранных в коробку. И, конечно, авиабилет. О её дальнейшей судьбе нам ничего не известно — можно лишь отметить, что Сэм хранил обручальное кольцо.
Пример творчества Милтона. По совместительству — один из ключевых артов «Лебединого эскиза»
Что касается его второй жены, то, похоже, брак не состоялся: торжество было сорвано трагической гибелью Гаса. Во всяком случае, на фамильном древе второй жены Сэма нет, да и в комнате никаких признаков новоиспечённой миссис Финч не видно.
Муж Доун, индиец Санджай, умер в 2002-м и похоронен рядом с сыном Льюисом на семейном кладбище Финчей. О причинах его смерти мы ничего не знаем.
Похоже, Доун таки озаботилась в конце концов вопросами безопасности
Так в чём дело?
Если посмотреть на ситуацию со смертями в семье Финчей, то картина вырисовывается тревожная. Действительно похоже, что их преследует злой рок: постоянные несчастные случаи, тяжёлые болезни да психические расстройства. Четверо детей погибли из-за недосмотра, да и в целом у Финчей, кажется, проблемы с чувством самосохранения. Весь их дом — одно сплошное нарушение правил техники безопасности. Хаотичная надстройка, открытые пространства на большой высоте, пролегающие по полу деревянного дома провода, небезопасные лестницы… В детскую комнату Доун нужно забираться по скалолазной стенке! Даже само расположение дома потенциально опасно: с одной стороны скала, активно разрушаемая морем, с другой — болото. Неудивительно, что люди здесь регулярно гибнут.
Шкафчик Льюиса на консервном заводе мало чем отличался от его комнаты
Но почему Финчи так беспечны? Скорее всего, это у них врождённое. У Одина, кажется, были проблемы с головой: он вроде и боялся проклятья, но всё равно ввязался в жуткую авантюру с перевозкой дома. Следующее поколение в лице Эди, наоборот, оказалось достаточно спокойным и уравновешенным: ей удалось спокойно умереть от старости.
В третьем колене мы можем уверенно выделить уже троих людей с ментальными отклонениями: Молли (галлюцинации, нездоровая тяга к биологии), Келвин (заметно ослабленный инстинкт самосохранения) и Уолтер (комментарии относительно адекватности человека, тридцать лет просидевшего в бункере под землёй, излишни). Сэм также не слишком дорожит своей жизнью, что оборачивается трагедией, и только психическое здоровье звёздной Барбары не вызывает вопросов — свою внезапную популярность она перенесла много лучше, чем большинство других звёздных детей.
И вот как проверить, выдумка ли комиксистов эти бандиты, или действительно в них всё дело?
В четвёртом поколении у нас Доун, которая прожила довольно-таки долгую, по меркам данной семьи, жизнь, и два её брата, погибших, в общем-то, по недосмотру взрослых. В пятом колене — снова психически больной Льюис, странноватый Милтон и не слишком заботящаяся о своей безопасности Эдит. Впрочем, «проклятый» дом в детстве её пугал — хотя с возрастом это, очевидно, прошло: во время игры этот наскальный колумбарий не кажется ей страшным.
Что получается? Мы видим, что в семье Финчей есть ментальное расстройство, которое передаётся через поколение — от бабушек-дедушек внукам. И это, кстати, достаточно типично: проблемы с психикой часто передаются именно так, да и проявляются не у всех родственников сразу.
Даже в бункере Уолтер не расстался с игрушечной железной дорогой
И если выбирать между мистическим проклятием и вполне обычным генетически обусловленным ментальным расстройством — что в нашей реальности, что в мире игры, — мы бы поставили именно на второе. Не до конца здоровые люди создают нездоровую среду: строят и расширяют дом, не заботясь о том, насколько безопасно в нём жить. Строение действительно потрясающее, но будем честны: если бы вы захотели в нём жить со своими детьми, то оставили бы только первые два этажа, а остальное снесли от греха подальше. В текущем виде этот дом столь же прекрасен, сколь и опасен для тех, кто в нём проживает. И делает его таким именно то лёгкое безумие, которым страдают нечётные поколения Финчей.
В чётных поколениях болезнь передаётся дальше, но, в общем-то, не проявляется. А вот нечётным достаётся по полной программе — и если добавить к наследственности какой-нибудь дополнительный фактор вроде наркотиков или нездоровой атмосферы, то болезнь развивается в полную силу. А ведь опасный дом и постоянные разговоры о проклятии — это как раз нездоровая атмосфера. Вот вам логичные причины обилия достаточно ранних (или хотя бы достаточно нелепых) смертей.
Дверь, через которую ушёл Милтон. Как видим, никакие тайные ходы за ней скрываться не могут
Но, может быть, проклятие существует? Всё-таки погибали не только сами Финчи, но и те, кто отваживался вступать с ними в брак. И тут у нас два аргумента против. Во-первых, Кей, которая, похоже, вовремя развелась и избежала преждевременной гибели. Хотя, конечно, можно возразить, что именно развод избавил её от родового проклятия.
Тогда у нас второй контраргумент — Эди. Она не просто была Финчем из Финчей, она ещё и семьдесят три года прожила в «проклятом» доме — и ничего! Будь проклятие реальным по замыслу создателей игры, оно бы точно не пощадило Эди.
Почтовый ящик в виде миниатюрной копии дома. Красота!
И если мы правы, то у сына Эдит всё должно сложиться хорошо — он-то ведь из чётного поколения, а значит, ему ничего грозить не должно.
Ну вот, парой загадок стало меньше. Впрочем, далеко не все тайны раскрыты: мы до сих пор не имеем не малейшего понятия, что случилось с Милтоном Финчем и как он связан с «Лебединым эскизом». Но, быть может, следующая игра студии даст нам какие-нибудь зацепки?
Здесь хорошо видно, что дом построил Арен Финч (Aren Finch). Но не верьте: это просто такое написание имени Sven