Total War: Arena. Почти MOBA
Вот уже много лет жанр RTS находится в глубоком упадке. Прошли времена культовых Warcraft и Age of Empires , крупные проекты выходят не чаще двух раз в год, а главный представитель стратегий в реальном времени — StarСraft 2 — уже много лет обходится без серьёзных конкурентов.
Причин тому несколько. Классические RTS со сбором ресурсов и постройкой базы — игры достаточно сложные. Они, как правило, требуют от игрока грамотного распределения ресурсов, многозадачности, тактической подкованности на поле боя и вдобавок кучи свободного времени. Результат принятых решений зачастую видно не сразу, а многим поклонникам Age of Empires знакома ситуация, когда одна игровая партия растягивалась на несколько часов.
К тому же сам жанр долгое время почти никак не эволюционировал. Игроки участвовали в точных реконструкциях исторических сражений, погружались в фантастические вселенные любимых фильмов и книг и ввязывались в грандиозные баталии галактического масштаба. Число юнитов на поле боя исчислялось тысячами и ограничивалось лишь мощностью железа. Росли масштаб и количество действий в минуту, но общая механика RTS подчинялась отточенным алгоритмам и не менялась.
Age of Empires в своё время поражала воображение
Неудивительно, что однажды стратегии в реальном времени пошли по пути упрощения, а разработчики стали добавлять в них элементы других жанров. Стоит вспомнить хотя бы tower defense и удачно выстрелившую Plants vs Zombies , которая позже выросла в собственную серию.
Ещё один пример такого смешения — MOBA-игры: этот совместивший RTS и RPG жанр родился из любительских модификаций к играм Blizzard. Карта Aeon of Strife для StarСraft задала знакомый многим формат поля боя с тремя «линиями», а пользовательская карта Defense of the Ancients (DotA) к Warcraft III: The Frozen Throne закрепила успех, дополнив механику повышением уровня героев и покупкой экипировки. Именно первая DotA собрала вокруг себя серьёзное сообщество поклонников и заложила фундамент для большинства MOBA.
Красавец Pudge пришел в DotA из другой игры Blizzard — Diablo
Что нам стоит MOBA строить
Долгое время многопользовательские арены существовали только в виде дополнений к другим стратегиям. Но в 2009 году компания Gas Powered Games (ныне Wargaming Seattle ) выпустила первую самостоятельную представительницу жанра — Demigod. Именно в ней игрок впервые выбирал одного из десяти героев и помогал более слабым союзным отрядам под управлением ИИ (тем самым крипам) захватывать точки и разрушать базу противника. Полученный за уничтожение противников опыт повышал уровень и открывал новые способности героя, а золото за убийство вражеских полубогов шло на покупку снаряжения.
Крипы, три линии атаки, башни и замок по центру. Знакомо, не правда ли?
Игроку, занятому единственным персонажем, гораздо проще следить за развитием боевых действий и планировать свои шаги наперёд, не отвлекаясь на экономику и постройку сооружений. А поскольку сражения тут гораздо быстрее и динамичнее, чем в привычных стратегиях, жанр MOBA идеален для коротких сессионных игр.
Вскоре новое направление разрослось до такой степени, что лишь редкие студии могли позволить себе выпускать консервативные однопользовательские стратегии в реальном времени. Сейчас старый жанр отлично показывает себя на мобильных устройствах, а ветераны вроде Relic и The Creative Assembly время от времени радуют поклонников крупными релизами, но славные времена, когда жанр RTS доминировал на рынке, давно кончились.
В Company of Heroes отряды сами старались занять более безопасное укрытие, будь то земляная насыпь, кирпичная стена или воронка от взрыва в чистом поле
Быстрее, меньше, интереснее
Фирменной чертой серии Total War всегда было смешение тактических боёв в реальном времени и пошагового управления страной: очень разные по механике элементы напрямую зависели друг от друга и были неразлучны на протяжении многих лет. Хотя всегда находились игроки, которым экономическая часть нравилась больше стратегической, и наоборот. Как раз для последних и предназначена Total War: Arena.
Хотите продуманные, сбалансированные бои с засадами в кукурузных полях, туманом войны и перепадами высот, но без дипломатии, сбора налогов и административной работы по управлению провинциями? Не вопрос — упростим «глобальный» геймплей до формирования отрядов и прокачки лидеров.
Не хотите тратить много времени на затянутые бои и гонять уставшую пехоту по огромным полям сражения? Пожалуйста. Карты в Arena довольно компактны, хоть и изобилуют препятствиями вроде густых лесных массивов и многочисленных сооружений, за которыми от снарядов противника можно спрятать целый отряд.
Темп игры сильно ускорился: больше не получится отвлечься на чай, пока войско наступает на вражеские шеренги. Даже «тяжёлые» пешие отряды передвигаются на удивление бодро, постоянно норовя спрятаться в складках местности, обойти с фланга и неожиданно сунуть копьё поглубже в строй зазевавшегося противника. Партии в «Арене» длятся не дольше пятнадцати минут; если за это время вражеские отряды не истреблены, а базы не захвачены, то победа засчитывается команде, в распоряжении которой осталось больше всего войск.
Age of Empires
Несмотря на все геймплейные упрощения и ограничение в три отряда на человека, масштаб «взрослых» игр серии особо не пострадал. В нашем распоряжении, помимо стандартных юнитов вроде пехотинцев, конницы и стрелков, могут оказаться и тяжелые осадные орудия, и даже боевые псы. А число лежащих раненых солдат на поле битвы может достигать трёх тысяч — солидная цифра для условно-бесплатной сессионки.
Внутриигровые покупки, без которых не обходится ни один ftp-проект, есть и в TWA. Но здесь аналог реальной валюты не увеличивает шансы на победу: за золото можно купить скины на доспехи и щиты для отряда или особые премиальные войска, которые на поверку оказались слабее бесплатных того же уровня из-за отсутствия прокачки (скорее всего, в ОБТ это исправят).
Company of Heroes
Хотя можно немного схитрить: купить за золото ненужную боевую единицу, конвертировать солдат в свободный опыт и мгновенно повысить своему полководцу уровень, а то и не раз. Но даже в этом случае успех вам не гарантирован: чем выше ваш уровень, тем чаще встречаются более опытные соперники, за чьими плечами не купленное золото, а заработанный кровью и потом навык. А опыт, что называется, не пропьёшь. К тому же за получение определённых достижений игра сама понемногу подкидывает золото.
Age of Empires
Одна голова хорошо, а десять?..
Ещё одна важная черта жанра MOBA — общение с другими игроками. В Total War: Arena оно важно как никогда: сражаться приходится не один на один и даже не в привычном режиме «пять на пять», а в двух командах по десять человек. У каждого участника только по три отряда войск, а контроля над единой союзной армией нет вообще ни у кого.
При равных условиях исход боя зависит от слаженных действий всех десяти членов команды. Потеря даже одного бойца может привести к трагедии: войска отключившегося участника топчутся на месте, пока любой из оставшихся союзников не отдаст им приказ, — а это лишняя головная боль для команды.
И если в той же Dota 2 умелый игрок может в одиночку тянуть всю команду к победе, то в Total War: Arena этот трюк не пройдет: один в поле не воин. Численный перевес объединённых отрядов противника сведёт на нет все ваши сольные попытки воспользоваться тактическим преимуществом, а про грамотное использование способностей полководца и новенькую экипировку солдат можно даже не вспоминать — без поддержки товарищей всё это не поможет выиграть. При этом голосовая связь в игре не предусмотрена: общаться с соратниками можно только через текстовый чат и подробные отметки на тактической карте.
По-настоящему оценить продуманную механику TWA можно только в слаженной команде. Для этого игра позволяет объединяться с друзьями в группы до четырёх человек (а это уже почти половина войска!) и участвовать в общих схватках, балансируя минусы союзников составом своих отрядов.
Войска можно кастомизировать, примеряя им новые шлемы, доспехи и щиты
Новая Total War не похожа на предшественниц, но проще от этого не становится. Наоборот, накладывая ограничения на количество подконтрольных отрядов, Arena заставляет принимать новые правила командного боя.