Fe. Действительно «фе»
До начала прохождения Fe я был твёрдо уверен, что напишу этот текст легко и непринуждённо. Откуда взяться сложностям, когда есть такая плодородная почва для рассуждений? Ведь это инди с броским визуальным дизайном и не самой тривиальной идеей. И, если ничего не знать о Fe, с первого взгляда её можно запросто принять за очередного независимого выходца с Kickstarter.
Но на самом деле игру издала Electronic Arts в рамках программы по искуплению грехов EA Originals — инициативы по продвижению независимых разработчиков. Уже любопытно, правда?
По крайней мере, так я думал, когда садился играть. Но сейчас, когда пришла пора выплеснуть впечатления в текст, я готов назвать Fe одним из самых скучных и бессмысленных игровых опытов в жизни. И то, что под толстым слоем претенциозности скрываются по-настоящему интересные идеи, делает ситуацию ещё болезненнее.
Релизный трейлер игры
Концерт для лисы с оркестром №2
Как это нынче принято среди инди-проектов с амбициями, в трейлерах Fe подают как нечто серьёзное и таинственное. Увы, в действительности игра куда проще.
Первые шаги по дремучему лесу внушают страх, но уже через час вы почувствуете себя как дома
Fe — это примитивный платформер с открытым миром: игроку в роли не то лисёнка, не то бельчонка по имени Фи надо рыскать по лесу, собирать светящиеся кристаллы и добывать фрагменты игровой мифологии. На фоне, как водится, маячит некая катастрофа, грозящая уничтожить всю сказочную флору и фауну, а наша задача — защищать лес от вторжения таинственных чёрных роботов и постоянно развивать для этого новые способности. В общем, довольно стандартная сюжетная завязка из категории «битва добра со злом».
И… да, это вся игра. Не вывихните челюсть от зевоты.
Приветливый оленёнок станет вашим первым товарищем. Не бойтесь, он не кусается
К счастью, без занятных мелочей не обошлось: главная фишка игры — это возможность «петь» в унисон с уже упомянутыми флорой и фауной. Лес Fe населён самыми разными созданиями, и все они играют роль своеобразных проводников в чужой и непривычный для Фи мир. Главный герой, несмотря на острые зубки и ловкие лапы, беззащитен и слаб. Чтобы преодолеть все препятствия, ему придётся подружиться с четвероногими аборигенами, не раз попросить их помощи и в конце концов самому стать частью лесного сообщества.
Если спеть с оленем, тот с ветерком прокатит лисёнка на спине. Если спеть с совой, она перенесёт Фи в прежде недоступное место. Если спеть с маленькими барсучатами… ничего не произойдёт. Но они такие милые, что сложно пройти мимо, не перекинувшись с ними парочкой нот.
Правда, чаще приходится петь с цветами. Каждый из них позволяет Фи миновать преграды по-своему; к примеру, жёлтый «олений» цветок даёт возможность парить на воздушной струе
Жутковатые бутоны с нежным женским голосом не скрывают любопытства, если подойти к ним поближе
В моменты, когда пение, саундтрек и графика сливаются воедино, атмосфера Fe убаюкивает, как тёплый летний ветерок. В эту экосистему хочется влиться, понять её. Созерцать. Появляется желание, как в «Белоснежке», кружить по лесу, напевать и наслаждаться гармонией. Глаз выхватывает всё больше деталей, в поведении зверей видится всё больше забавных нюансов… Любопытство подстёгивает прямо-таки высматривать и вынюхивать потенциальных друзей, чтобы найти всех «соседей» по лесу и непременно спеть с каждым.
Придется постараться, чтобы спеть с этим колоссом. Жаль, что в игре больше нет настолько же эпичных моментов
Этим я и занимался. Носился во всю прыть в поисках тайн, необычных знакомств и новых шансов спеть дуэтом. Но не нашёл ничего из вышеперечисленного — потому что Fe обещает куда больше, чем может предложить на самом деле.
Кот наплакал
Fe нельзя ни осыпать почестями, ни ругать на чём свет стоит — она просто до боли посредственна. Разработчики как будто придумали одну эстетику, а толковую игру к ней добавлять не стали.
Отсутствие фантазии у студии Zoink буквально бросается в глаза. В одной из первых локаций Фи нужно помочь птице-маме: найти и вернуть в гнездо невылупившихся птенцов. В награду за доброту монструозная наседка научит лисёнка языку птиц.
Вопрос: сколько раз за шестичасовую игру повторяется задача «верни детёнышей родителю»? Ответ: больше, чем вы думаете.
Фи может карабкаться по любым деревьям и прыгать по их верхушкам, а позднее — ещё и планировать в воздухе, как белка-летяга. К сожалению, игра не делает с этой механикой ничего примечательного
Всё, что Fe пытается сделать, реализовано буднично и безвкусно. Для проекта, который продаёт себя как «трёхмерная головоломка-платформер», игре фатально недостаёт и головоломок, и платформинга. В ней нет вариативности, нет вызова игроку. За исключением буквально пары сегментов, вы будете заниматься одним и тем же: идти из точки А в точку Б, которая всегда услужливо отмечена на карте (не дай бог игрок заблудится, начнёт реально исследовать лес и поймёт, что у него нет никакой свободы).
Fe не просто ведёт вас за ручку — вы прикованы к ней кандалами. Линейность и отсутствие альтернативы мог бы скомпенсировать хороший нарратив, но не ждите ничего подобного: в Fe ещё и совершенно никакая режиссура и постановка.
Если меня сейчас спросят, чем конкретно я занимался в игре, то я даже не смогу ответить: не запомнил почти ничего специфического. Всё прохождение слилось в унылое сине-фиолетовое полотно из беготни туда-сюда по однообразным локациям, скучного платформинга и заданий «подай-принеси».
Поглядывать на карту придётся часто. Самостоятельно ориентироваться на местности нереально — только маркер цели подсказывает, что вообще нужно делать, чтобы продвинуться дальше
Механика пения поначалу интригует, поскольку кажется, что это взаимодействие со зверями будет разнообразным. Я был твёрдо уверен, что разные ситуации потребуют дружбы с разными созданиями, что будет элемент косвенного контроля: подманить товарища к преграде, «объяснить» проблему, и всё в этом духе, — но нет.
На самом деле для общения с очередным видом Фи нужен только его язык. Как только (в строго прописанные в сценарии моменты) хитрый лис обучается говорить на языке конкретного вида, всем его представителям можно смело показывать средний палец и никогда о них не вспоминать. Они попросту больше не нужны.
Биомы в Fe отличаются только цветовой гаммой — не ждите от игры природных красот. Когда к однообразию красок добавляется неуместный блюр, Fe начинает выглядеть как мазня, от которой нешуточно болят глаза. Серьёзно, посмотрите на этот скриншот с минуту и поймете, о чём я
Иллюзия живой экосистемы рассыпается в считанные минуты, а вместе с ней и та самая «магия» Fe. Игра откровенно кривит душой и противоречит себе на каждом шагу. Животные заявляются как ключевая часть игрового опыта, а на деле они просто раздатчики «бонусов». Использовал и забыл.
Разные биологические виды никак не взаимодействуют: в гигантском лесу, где есть место и пустынному каньону, и замшелым болотам, растут только ели. Во всём большом и, по словам разработчиков, «бесконечно любопытном» мире нет вообще ничего интересного. Бессмысленные коллекционные предметы — вот и вся мотивация заниматься исследованием.
Обелиски с пиктограммами — один из немногих источников информации об истории мира. Удачи вам в расшифровке!
Хороший сценарий с лёгкостью перевесил бы все эти минусы, но Fe не предпринимает никаких усилий, чтобы заставить игрока сопереживать. Разработчики рассчитывают, что аудитория моментально проникнется ситуацией просто потому, что добрым милым зверушкам угрожает опасность, — и всё.
Даже на банальный вопрос «Зачем мы всё это делаем?» нет другого ответа, кроме как «Потому что игра именно об этом». И так до самых титров. Игрок, словно ещё одно животное, проходит игру чисто инстинктивно, а не потому что видит в своих поступках какой-то смысл. Вот это эффект погружения!
Пока Фи прячется в кустах, навострив уши, чтобы больше походить на траву, барсучата маскируются иначе — по старинке
Специальной кнопки для обнимашек в Fe не предусмотрено, но ничто не мешает тискать мелких зверушек, хватая их в цепкие лапы
Крещендо?
После финальных сцен я не ощутил ничего, кроме пустоты. Ни радости, ни горечи — только недоумение. На что я потратил шесть часов своей жизни?
Повторное прохождение делу не помогло. Может, я очерствел? Не читал Fe между строк? Упустил какую-то ключевую для истории деталь, сюжетный поворот, который всё изменил бы? Эти вопросы волнуют меня потому, что Fe с неприкрытой наглостью пытается эксплуатировать эмоции. Кажется, что это прописано где-то в сценарии: вот тут игрок испытывает шок, вот тут благоговение, далее — радость открытия, страх, любопытство, умиротворение и так далее.
Сеттинг и механики вроде как должны помогать сценарию: дикий магический лес с загадочной историей — это непаханое поле для всевозможных ситуаций. Здесь есть с чем работать, есть потенциал!
Иногда процесс пения выглядит, скажем так, странно. Это вы ещё звук не слышите!
Только позднее я понял, что именно пошло не так: несмотря на все свои творческие амбиции, Fe ни разу не кажется искренней. В неё попросту не веришь. Fe даже не похожа на игру, которую разработчики любили и хотели показать миру, выразить что-то через цифровой медиум. Она скорей напоминает собирательный образ «глубокой» игры безо всякой индивидуальной ценности и новизны.
Флэшбеки от лица одного из чёрных роботов пытаются казаться зловещими. Но получается так себе
Создаётся впечатление, что на очередной планёрке разработчики из Zoink твёрдо решили создать не просто игру, а Искусство™. Дескать, вот все игры как игры, а Fe у нас не такая. Это должна быть не просто игра, а эмоциональный и чувственный опыт! Высказывание, нацеленное прямо в окаменевшее сердце безразличной аудитории!
После этого студия быстренько вбила в поисковик слова «видеоигры» и «искусство», нанесла найденную информацию на перфокарту и скормила допотопному роботу. А тот вместо прекрасной басни изрыгнул из себя месиво из штампов и избитых приёмов.
Но разработчики всё равно остались довольны. К чему сомнения? Все признаки Искусства™ на месте — значит, всё в порядке. Какая разница, что «не такая, как все» игра катастрофически предсказуема и бросает все свои идеи на полпути, не добиваясь успеха ни на одном из фронтов?
Как говорится, «и так сойдет».
Сносно
5,0
Оценка Игромании
Вердикт
Легендарный писатель Умберто Эко в своей книге «Роль читателя» отметил следующее: « Тексты — это ленивые механизмы, которые всегда просят других взять на себя часть их работы». Fe — это настолько ленивый «текст», что он просит других взять на себя всю его работу. Извините, Zoink. Не в этот раз.