Руководство и прохождение по "Black & White"
События игры разворачиваются в земле Эден. Там живут племена, очень похожие на наши, но ими управляют языческие боги. Вы являетесь одним из богов. Ваша задача — взять под свой контроль весь Эден. Еще в игре есть 16 разных существ, каждое из которых может стать вашим питомцем и помогать вам в управлении народами.
Божественная магическая энергия накапливается благодаря восхвалениям ваших жителей. Она нужна вам для кастования заклинаний. Чем больше в вас верит население, тем сильнее вы становитесь: у вас быстрее накапливается мана и становится больше сфера влияния. Поднять свою популярность можно двумя методами: либо помогать жителям, чтобы они возлюбили вас всей душой, либо обращаться с ними жестоко, чтобы они вас боялись. В обоих случаях вы будете приобретать очки веры ( belief points ). Таким образом, вы можете быть добрым или злым богом, ваш alignment определяется тем, как вы будете поступать с населением. Цвет вашего курсора-руки будет изменяться в соответствии с вашим alignment’ом.
Все, что вы можете делать, ограничено сферой вашего влияния (обозначается кругом красного цвета на карте, в центре которого всегда находится ваш храм). Чем вы сильнее, тем больше радиус круга. Когда ваша рука находится вне границ круга, у вас постоянно уменьшается мана, и заклинания поэтому делать очень сложно. Зато ваш питомец может ходить по всей карте.
Один день для вас длится в игре 170 секунд с соответствующей сменой пейзажа и погоды. В то же время для жителей время идет еще быстрее: один день за 11 секунд. Срок рождения ребенка составляет 9 месяцев, то есть около 50 минут в реальном времени. У японцев дети рождаются чуть быстрее — за 8,5 месяцев.
Цель каждого уровня — пройти на следующий уровень, при этом можно уничтожить противника и выполнить квесты (по желанию).
Настройки и управление
Интерфейса, по крайней мере такого, к какому мы привыкли, в игре почти нет. Даже такие операции, как сохранение/загрузка, просмотр квестов, характеристик существа и т.п. делаются не в меню и панелях, а в трехмерных комнатах, где вам нужно будет щелкать на картины, вделанные в стены, большие свитки и даже колонны. Все управление описывается на первом уровне игры. О нем вам расскажут ваши советники (добрый и злой), а также много полезной информации вы прочитаете на табличках с вопросительными знаками, которые находятся возле многих построек и в ключевых местах карты.
Управление обзором
Привыкать к движениям камеры вам придется долго.
Левая клавиша “перетаскивает” камеру обзора. Представьте, что вы сидите на тележке и пытаетесь передвинуть себя, отталкиваясь от земли рукой.
Чтобы отдалить/приблизить обзор, зажмите одновременно правую и левую клавиши и двигайте курсор вверх и вниз. Если хотите рассмотреть какое-нибудь место с максимального приближения, щелкните левой клавишей два раза.
При перемещении курсора к самому краю экрана появятся стрелки, показывающие, что вместо передвижения камеры ее можно поворачивать.
Очень хорошо играть в Black&White; мышью с тремя кнопками, потому что удобнее регулировать повороты камеры с помощью зажатой третьей клавиши, а удаленность обзора — колесиком мыши. При пользовании двумя клавишами (подробнее о том, как это делать, вам расскажут советники на первом острове) вы очень часто будете путать команды из-за неудобства управления: двигать карту вместо того, чтобы поворачивать ее, и т.п.
Чтобы быстро найти нужное место на карте, можно ставить опознавательные метки на местности. Установка метки делается сочетанием клавиш Ctrl+1 , Ctrl+2 и т.д. Метка устанавливается в центре экрана на соответствующем месте на земле. Чтобы удалить метку, нажмите Ctrl+Shift+номер метки. Чтобы переключать обзор с одной метки на другую, жмите Ctrl+Tab.
Чтобы оказаться сразу перед складом, нажмите просто Tab. Если нажать Tab еще раз, то вы окажетесь у следующего склада в другой вашей деревне. Клавиша Backspace перемещает вас на то место, где вы только что были.
С первого взгляда система меток может показаться сложной и запутанной, но применять ее на самом деле очень удобно — например, для сбора и выращивания леса и строительства, для переноса жителей в нужное место и т.д.
Чтобы быстрее двигать курсор, лучше отдалить обзор повыше, а потом приблизить его в другом месте карты. Если нужно несколько раз перемещать камеру в одни и те же места, то лучше поставить метки.
Можно включить информацию о каждом жителе (клавиша S ) или имена жителей (клавиша N ). По этой подсказке легко найти жителей, в данный момент ничего не делающих, и послать их на работы.
Главное меню
Вызывается клавишей Esc. В нем есть несколько кнопок: начать новую игру; начать skirmish; присоединиться к многопользовательской игре; опции. Щелкнув на закладке Statistics , вы перейдете в раздел статистики игры с несколькими закладками.
Player Stats — общая информация по вашей божественной активности: количество верующих в вас, сфера влияния, развитие существа и др.
Creature Stats — информация о существе: здоровье с точностью до сотых долей процента, усталость, голод, количество пройденных и выигранных боев, возраст, изменение alignment’а и др.
Town Stats — информация о вашем населении: количество мужчин и женщин, количество построек разных типов, распределение населения по специализации, рождаемость, смертность и другие демографические показатели.
Miracle Stats — подробная информация о всех кастуемых вами и противником заклинаниях. Можно точно узнать, например, сколько раз вы кастовали fireball (!).
Tech Stats — техническая информация о программе — количество показанных кадров, время игры, сколько раз вы отдавали команды, сколько времени смотрели на небо, и прочие ненужные детали.
Опции
Быстро зайти в режим опций можно с помощью клавиши F8 или щелчком на кнопке Options в главном меню.
Здесь вы можете поменять степень детализации игры (требует перезагрузки игры), включить/выключить автоматическое сохранение.
В меню есть три закладки.
Players — здесь можно выбрать одного из игроков в списке, изменить символ игрока (от пятиконечной звезды до улыбающейся рожицы), изменить имя существа. Также можно создать нового игрока, удалить одного из списка, изменить татуировку существа, начать новую игру.
Advanced — в трех окошках можно установить количество подсказок и игрового текста. Ниже можно переключить мышь на режим левши, включить/выключить помощь по питомцу в игре, изменить направление игрового текста.
Controls — изменение раскладки клавиш. Дважды щелкните левой клавишей мыши на нужную строку, затем нажмите клавишу, которую хотите привязать к действию (она отобразится во всплывшем меню), затем щелкните на ОК.
Храм
Зайти в храм можно с помощью клавиши F4 или щелкнув на входе в храм, предварительно перелетев к нему по двойному нажатию клавиши Space. В центре храма на полу расположена карта острова, на которой вы можете включать и выключать отдельные элементы специальными кнопками по краям карты (храмы, деревни, существа, границы влияния богов, магическая активность богов, квесты). Из центрального помещения можно попасть в другие, щелкнув на соответствующей двери. Перемещаться внутри храма нужно так же, как и по островам. Двойной щелчок на карте в центре храма переносит вас сразу в выбранное место на острове.
Заметьте, что убранство храма изменяется в соответствии с вашим alignment 'ом. Чем вы злее, тем темнее храм, чем добрее — тем светлее. Отличается и внешний вид храма.
Save Room
Быстро войти в режим сохранения/загрузки можно с помощью клавиши F7. Щелкните по пустой картине на стене, чтоб сохранить игру, или выберите картину со скриншотом, чтобы загрузить соответствующую игру, сохраненную раньше. Если вы поставите в меню режим автосохранения, то кроме сохраненных вами игр будет несколько автосохраненных, которые обычно располагаются в вернем ряду картин.
Для быстрого сохранения нажмите Ctrl+S , для быстрой загрузки Ctrl+L.
Каждый раз, когда вы выходите из игры, игра сохраняется автоматически.
Challenge Room
Быстро вызывается клавишей F6. Сюда вы можете зайти для того, чтобы посмотреть статистику квестов. Для этого щелкните на картине с соответствующим скриншотом.
Creature Cave
Быстро вызывается клавишей F5. Здесь вы найдете всю информацию о вашем существе: каким заклинаниям и действиям оно научилось, его отношение к вам, его силу, здоровье и другие характеристики. Если щелкнуть на самом существе (оно будет сидеть или лежать возле костра на полу пещеры), то вы сможете сделать ему татуировку. Две статуэтки на колоннах с орденами показывают умение вашего существа атаковать и обороняться во время боя с другими существами. Колонны с символами заклинаний показывают, каким заклинаниям обучено ваше существо.
Library
Быстро вызывается клавишей F9. В этой комнате записывается вся информация, которую вы получаете из сообщений ваших советников, с табличек в деревнях и других источников. Сюда хорошо наведываться, если вы играете в первый раз.
God’s Playground
Здесь вы сможете пройти режим обучения. Вызывается клавишей F2.
Назначение клавиш
Левая клавиша мыши — перемещение обзора по принципу “перетаскивания” камеры, точные удары во время поединка. При одновременном нажатии с правой клавишей — удаление/приближение обзора. Двойной щелчок левой клавишей — приближение обзора к указанному месту на карте.
Правая клавиша мыши — почти все действия в игре (возле курсора появляется контекстная подсказка, в которой указывается, какое именно действие будет совершено при нажатии клавиши).
Средняя клавиша мыши — поворот камеры вверх-вниз и вправо-влево.
Колесико мыши — удаление/приближение обзора.
M — магия (вместо обычного жеста-спирали).
R — повторение заклинания.
Space — обзор по умолчанию.
Space (нажать два раза подряд) — оказаться перед своим храмом.
L — взять/убрать поводок существа.
N — имена жителей.
S — характеристики жителей (чем в данный момент занят, здоровье.
C — оказаться перед вашим существом.
Tab — перемещение обзора между складами ваших деревень.
Z — поворот обзора.
Alt+1 — замедление игры.
Alt+2 — ускорение игры.
B/V — смена поводков (Обучения, Агрессивности, Помощи).
Ctrl+1, Ctrl+2, … Ctrl+7 — создание меток на карте для быстрого перемещения обзора (обозначаются цифрами от 1 до 7).
Ctrl+Tab — перемещение к следующей метке.
Ctrl+Shift+1, Ctrl+Shift+2,…Ctrl+Shift+7 — удаление метки с соответствующим номером.
Backspace — перемещение обзора на то место, где вы только что были.
P — пауза.
F1 — помощь.
F2 — God’s playground.
F3 — обзор всего острова.
F4 — зайти в храм.
F5 — зайти в Creature Cave.
F6 — зайти в Challenge Room.
F7 — сохранить/загрузить игру.
F8 — режим опций.
F9 — Library.
T — сказать одну из фраз в списке — применять можно в многопользовательской игре для создания дополнительного эффекта.
Здания
Возведение разного рода зданий в игре осуществляется через мастерскую. Сначала нужно наполнить мастерскую лесом (для этого просто бросьте на нее несколько деревьев), потом совместить друг с другом нужное количество блоков, которые будут появляться на заднем дворике мастерской; когда наберете нужное количество блоков в одном комбинированном — опустите его на нужное место, выбрав положение и поворот будущего здания. На дворике мастерской одновременно может лежать до трех блоков. Когда вы совмещаете два из них, то на освободившемся месте появится очередной блок. Два комбинированных блока можно совместить друг с другом. Если здание, для которого вы создали комбинированный блок, слишком продвинутое для острова, на котором вы в данный момент играете, и строить его нельзя, то при использовании блока вы построите самое продвинутое из возможных зданий, а лишние блоки останутся у вас в руке. Их вы сможете использовать для постройки зданий попроще.
1 блок — маленький дом. Вмещает 2-4 человека в зависимости от племени. Строить не рекомендуется, потому что для такой малой вместимости не оправдывает занимаемого места.
2 блока — большой дом. Вмещает 3-6 человек в зависимости от племени. Хорош для обеспечения людиков жильем. Дети, живущие в домах, не учитываются. Обычно на трех взрослых в доме может поместиться еще двое детей.
3 блока — подсобные строения: детский садик (ускоряет рождаемость), кладбище (людики не плачут, если кто-то умер), мастерская (из нее вы отдаете приказы о постройке новых зданий), склад (запасаются пища и древесина).
4 блока — пашня. На пашне работают ваши фермеры и приносят племени пищу.
5 блоков — центр для новой деревни.
6 блоков — футбольное поле, Miracle dispenser.
7 блоков — чудо. Чудеса повышают эффективность вашей экономики. Например, Норвежское чудо ( Norse Wonder ) повышает количество рыбы, дерева и пшеницы, которое приносят ваши жители, а также количество воды при орошении полей заклинанием Shower.
Как только вы отдаете приказ о постройке здания, незанятые строители в деревне бегут на место и начинают постройку. Чтобы они не бегали каждый раз за бревнами на склад, вы можете взять нужное количество древесины со склада и высыпать ее прямо на строящееся здание — тогда рядом с ним вырастет горка из бревен, и скорость постройки повысится.
Если вы не хотите заниматься планировкой каждого дома (это надоедает и утомляет), сделайте несколько специалистов craftsmen 'ами, и тогда жители будут строить здания автоматически.
Старайтесь класть возле зданий камни и сажать деревья. В случае вражеских атак огнем и молниями эти объекты возьмут на себя большую часть урона.
Тотем — большая постройка со статуей — служит для того, чтобы менять процент жителей, молящихся на площадке. Чем больше жителей молится, тем больше маны у вас в распоряжении, но при этом замедляется развитие. Молящимся нужно периодически бросать еду прямо на площадку, где они танцуют, иначе они будут умирать от голода.
Заклинания
Заклинания в игре кастуются с помощью “жестов” — движений курсора мыши, очерчивающих определенные фигуры. Чтобы кастовать заклинания, нужно сначала провести спираль по часовой стрелке, а потом сделать нужный жест. В нижней части экрана показано, какой жест соответствует каждому заклинанию.
Ниже следует описание основных заклинаний, которые даются вам при игре за различные племена.
Food — из руки высыпаете небольшое количество еды. Применять лучше в крайних случаях, когда вы не хотите допустить голода, а также для прокорма существа. Лучше всего научить существо этому заклинанию и приучить его есть только наколдованную им самим пищу — вам не придется заботиться о его питании. Людей манной небесной лучше не баловать, потому что тогда они привыкнут и будут тупо сидеть перед тотемом, голодать и ждать ваших подачек. Усиливается Норвежским чудом.
Wood — из руки высыпаете древесину. Сильно поднимает веру в вас (в среднем на 40 очков), но приучает жителей к лени. Оптимальный вариант — высыпать небольшими порциями в каждой деревне, поддерживая таким образом веру. Для поддержания запасов дерева лучше не использовать — вместо этого пересаживайте деревья и занимайтесь лесным хозяйством. Усиливается Норвежским и Кельтским чудом.
Shower — над выбранным место появляется облачко и поливает землю, пока вы держите нажатой правую клавишу мыши. Радиус действия небольшой, но велика интенсивность полива. Применять полезно для орошения полей и одиночных деревьев. Усиливается Норвежским чудом.
Forest — в руке появляется семя, посадив которое, вы мгновенно выращиваете лес из десятка деревьев. Эти деревья не размножаются и исчезнут, как только ваши молящиеся в храме по каким-либо причинам перестанут молиться. Заклинание хорошо применять в случае, если естественного леса рядом с вашей деревней не осталось. Посадив магический лес, лучше сразу его весь вырубить. Усиливается Кельтским чудом.
Storm — после того, как вы кастуете это заклинание, нужно обозначить зону действия, очертив над выбранным участком круг или эллипс. Над этим местом собираются тучи и начинается мелкий дождик на разреженном участке. Применять хорошо для полива больших лесных массивов, а также для захвата вражеских деревень (если вы злой бог). При удачном сочетании заклинания с Fireball вы будете получать до 150 и больше очков веры.
Lightning — от места, куда указывает ваша рука, стреляют молнии, поражая стоящие близко постройки, людей и животных. Жестокое заклинание, поэтому применять его должен только злой бог. Обычно за один раз удается убить до десятка жителей и зажечь одну-две постройки. Усиливается Индийским чудом.
Fireball — развлечение для пироманьяка. После того, как вы кастуете заклинание, в руке появляется огненный шар. Бросать его нужно так же, как и другие предметы; при соприкосновении с домами, людьми или деревьями он зажигает их. При атаке вражеских деревень лучше всего кидать fireball низко и далеко (длинный плавный бросок), чтобы он катился по земле и прожег насквозь всю деревню. К сожалению, сам шарик горит совсем недолго, поэтому крепкие объекты поджечь им без поддержки нелегко. Чтобы сжечь что-нибудь “огнеупорное”, нужно обсадить объект деревьями, а потом поджечь их — получится подобие топки, где не устоит ни одно здание. Fireball хорошо использовать для разогрева камней. Раскаленный камень, если его бросить во вражескую деревню, устроит в ней, кроме обычных разрушений, еще и пожар. Усиливается Ацтекским чудом.
Physical Shield — совершенно бесполезное заклинание. Обеспечивает защиту от немагических атак на очень короткое время. Чтобы сделать более-менее сильную защиту для деревни, нужно, чтобы 100% вашего населения молились в храме, а это — вещь небезопасная. Усиливается Тибетским чудом.
Spiritual Shield — похоже на Physical Shield, но обеспечивает защиту от магии. Тоже бесполезно. Тоже усиливается Тибетским чудом.
Heal — излечивающее заклинание, которое сильно поднимает ваш авторитет и является атрибутом доброго бога. Им неплохо конвертировать вражеские деревни, а также подлечивать существо во время поединка. Японское чудо усиливает это заклинание.
Teleport — очень полезное улучшение для вашей деревни. Поставьте один из них перед храмом, а другой — в деревне. Тогда жители смогут очень быстро добираться до нужных мест и не будут гибнуть в дороге от голода или диких животных. Египетское чудо уменьшает количество энергии, необходимой для поддержания телепортов.
Winged Creatures — очень подходит для конвертации деревень, поэтому полезно научить ему ваше существо. Египетское чудо усиливает его эффект.
Pack of Wolves — похоже на заклинание Winged Creatures, но может убить много жителей. Усиливается Греческим и Тибетским чудесами.
Megablast — самое сильное атакующее заклинание, которое может снести всю деревню. Усиливается Ацтекским чудом.
Заклинания могут усиливаться. Усиленные заклинания окружаются одним или двумя пульсирующими красными кольцами на вашем тотеме и храме. Первое усиление называется “increase”, второе — “extreme”. Не у всех заклинаний есть уровень “extreme” (например, у Heal есть только уровень “increase”).
Для заклинаний типа Fireball и Lightning усиление происходит автоматически при кастовании заклинания.
Ваше существо также может научиться кастовать усиленные заклинания. В это случае в Creature Cave будет написано, что оно научилось такому-то заклинанию “with a gesture”. Это значит, что перед кастованием данного заклинания существо сделает усиливающий жест.
Броски
Камни, разбросанные по земле, деревья, людей, животных и другие объекты можно поднимать и бросать. Чтобы бросить камень, зажмите правую клавишу, махните курсором в нужном направлении и в последний момент отпустите правую клавишу. Броски могут быть разных видов: от короткого и резкого (камень полетит вверх) до плавного и длинного (камень полетит почти горизонтально). Вам придется долго тренироваться, прежде чем вы научитесь кидать предметы нужным образом. Траекторию полета определяют две вещи:
— скорость , с которой вы двигаете курсор перед броском, — чем резче вы двигаете, тем выше полетит камень;
— длина “разгона” , то есть на какое расстояние вы пронесете предмет в руке, прежде чем отпустите его, — чем длиннее “разгон”, тем дальше летит предмет.
Самый эффективный из бросков при атаке вражеской деревни — плавный и длинный. Камень прокатится через всю деревню и снесет все дома на своем пути.
В мирных целях броски можно применять для повышения своего авторитета.
Если быстро щелкнуть по камню правой клавишей мыши, не удерживая, то вы расколете камень на две половинки.
Игровая механика
Лес
1. Полив деревьев
Ключ к выигрышу в Black&White; — это выращивание леса. Сажайте маленькие деревца на достаточном расстоянии от деревни. Деревья будут расти и размножаться быстрее, если вы их поливаете заклинанием Shower (хорошо, если вы научите ваше существо этому заклинанию, чтобы оно выполняло его автоматически). Когда вы построите чудо (нужно 7 блоков в мастерской), эффективность полива увеличится в 2 раза.
Большие леса удобнее поливать заклинанием Storm , оно покрывает большую площадь, но льет не так долго.
Запомните, что вода стекает с возвышенных участков. Например, если вы будете поливать дерево, стоящее на холме, то вся вода окажется на полянке неподалеку. Отсюда вывод — сажайте деревья в низменностях.
[[BREAK]]
ВТОРАЯ СТРАНИЦА
2. Типы деревьев
В игре есть 6-7 типов деревьев и кустов, различающихся по скорости роста, плотности и количеству древесины.
Хвойные деревья: растут быстрее всех при средней плотности. Их хорошо сажать, если дерево вам нужно срочно. Ели растут чуть медленнее сосен, но и дерева дают чуть больше — до 700 единиц древесины за полностью выросшее дерево.
Деревья средней полосы: растут со средней скоростью, очень плотно, древесины из них получается больше всего — до 1000 единиц с одного дерева. Их них быстрее всех растут березы (несколько стволов со светлой корой), медленнее всего — клены (с темно-коричневыми листьями).
Тропические деревья: растут со средней скоростью, древесины дают мало, потому что тонкие. Заполняют поверхность плотной порослью. Поливать их не так эффективно, как елочки и березы, да и древесины с каждого деревца вы получите не более 200 единиц.
Кусты: полив мало влияет на скорость роста, а древесины дается меньше всего. Не тратьте на них время.
3. Выращивание леса
Из группы деревьев можно вырастить целый лес при надлежащем руководстве. Поливайте деревья, стоящие с краю, и рядом с ними станут появляться молодые побеги. Можно также пересаживать деревья из центра к краю — центр заполнится очень скоро. Чтобы все это делать эффективно и последовательно, осмотрите карту перед самым началом уровня. Посмотрите, где находятся большие лесные участки, и сразу посадите отдельные деревца в тех местах, где вам может понадобиться лес в будущем. Если на острове часто идут дожди, то через полчаса игры вокруг саженцев образуются рощицы.
Рубить лучше всего только полностью выросшие деревья, а маленькие не трогать, чтобы они подросли. Определить, до конца ли выросло дерево, можно очень просто: его трудно вырвать из земли. Вам нужно немного двинуть курсором вверх, и только тогда оно поддается. Маленькие деревья вынимаются легче.
Деревья и поля можно удобрять веществом, которое оставляет ваш питомец (то, которое с неприятным запахом).
4. Сбор древесины
Не носите каждое дерево рукой на склад или в мастерскую, вместо этого сделайте несколько дровосеков. Если вы дадите жителям столько леса, сколько нужно, то их вера в вас упадет! Определить это можно по реакции на высыпаемую из вашей руки древесину. Если они говорят “WOW! WOOD!”, то все в порядке. Если же в награду за свои труды вы слышите “хм-м… wood”, то знайте, что вы перестарались и потеряли доверие жителей (вы услышите, что ваше население стало disillusioned).
5. Автоматизация процесса
Если вы приучите ваше существо, то оно будет само поливать деревья, причем разные леса по-разному (посмотрите в Creature Cave строчку forests known ). Кроме того, оно будет вырывать деревья и кидать их на склад или недостроенные здания.
Для убыстрения переноса деревьев вручную (когда ваше существо еще не приучено к этому) можно использовать метки: одну установить перед лесом, из которого вы носите деревья, другую — перед складом.
6. Пожары
Если лес загорелся, то можно потушить его заклинанием Shower , но проще будет выкинуть подальше горящие деревья. Запомните, что огонь распространяется быстро и легко. Если кинуть горящее дерево в склад, то загорится весь склад. Если кинуть горящее дерево в мастерскую, будет гореть вся мастерская. Огонь с деревьев легко перекидывается на здания, горки еды и т.д.
7. Miracle Forest
Когда вы произносите заклинание Forest , у вас в руках появляется семя, из которого может вырасти сразу с десяток деревьев. Эти деревья не восстанавливаются и не дают молодых побегов. Если ваши жители перестанут танцевать и восхвалять вас, то лес исчезнет.
Сами деревья дают столько же древесины, как и обычные.
Магический лес можно пересаживать. Для этого возьмите семя, вращающееся над лесом, и перенесите на другое место. Его также можно положить на miracle dispenser, и тогда у вас будет запас древесины на всякий случай.
Артефакты
Обычные камни можно превращать в артефакты. Если вы положите какой-нибудь камень в середине деревни, то через некоторое время люди начнут ему молиться и танцевать вокруг него (камень начнет светиться красноватым оттенком, а потом над ним появится ваш знак). Превращение в артефакт происходит за несколько ночей, причем чем больше жителей в деревне, тем быстрее. Артефакты существенно повышают веру в вас среди населения.
Если поместить артефакт во вражескую деревню, то ее конвертация будет идти быстрее. Если перенести артефакт в дружественную деревню, то вы получите дополнительные очки веры. Так можно неплохо поддерживать свое положение — сделать в каждой деревне по нескольку артефактов, а потом переносить их между деревнями.
Разбивание артефакта на два камня лишает его магической силы.
Чем больше камень, тем больше его магическая сила.
Управление населением
Вне зависимости от вашего alignment’а необходимо, чтобы ваши деревни развивались, то есть чтобы в них увеличивалось число жителей и построек. К сожалению, жители тупы и к тому же ленивы, поэтому всегда норовят усесться на землю и ждать приказаний. Как только вы это заметили, берите женщин и превращайте их в breeder’ов, а мужчин — посылайте на общественные работы, превращая их в специалистов (рыбалка, фермерство, рубка леса, миссионерство, торговля, строительство, производство блоков в мастерской). Не делайте мужчин breeder’ами, потому что для рождения ребенка достаточно, чтобы только женщина была беременна, а мужчина в эти 9 месяцев может заниматься другими делами.
Специалисты в отличие от простых жителей светятся желтой сферой. Чтобы сделать жителя специалистом, нужно поднести его к объекту действия (например, рыбака — к морю, дровосека — к дереву, breeder’а — к жителю противоположного пола, миссионера — к дому во вражеской деревне, торговца — к складу во вражеской деревне). Если вы хотите специалиста превратить в обычного жителя, то возьмите его и “встряхните” — желтая сфера исчезнет.
Если у вас в одной деревне не хватает домов из-за перенаселения, а в другой дома пустуют, возьмите лишних жителей и переселите их (над пустым домом появится значок домика со стрелкой). Посмотреть, какие дома свободны, а какие заняты, можно, если щелкнуть правой клавишей на любой постройке.
Самая большая ошибка, которую допускают новички в игре, — это увлечение мелочами, от которых игра превращается в мучение. В игре действует раз и навсегда заведенное правило: чем больше вы делаете для людей, тем ленивее они становятся. В самом начале уровня добейтесь того, чтобы нуждаемость в лесе была сбалансирована с потребностями в строительстве, а потребность в пище — с рождаемостью. Это можно определить по флагам, которые поднимаются над складами в деревнях. После чего превратите специалистов в обычное население — и деревня начнет развиваться автоматически.
Не давайте жителям еду или древесину — создайте поле или лес и отправьте людей на работу.
Излечивать лень приходится драконовскими мерами: просто заставьте людиков поголодать немного, чтобы количество их сократилось, и оставшиеся в живых одумались. С помешательством “offspring” (догадайтесь сами, о чем речь) бороться нужно еще более жестоко: заберите все продовольствие в складе и отдайте молящимся в храме, а потом принесите в жертву всех лишних жителей, желательно детей. От них вы получите больше всего маны.
Деревня должна постоянно расти, должны строиться новые дома, и этот процесс можно автоматизировать. Просто сделайте несколько специалистов-craftsmen’ов, и дома будут возводиться самими жителями.
Помните, что все ваши действия эффективно воздействуют на веру в вас только при первом использовании. Повторные использования лучше проводить через некоторое время. Если долго подряд совершать одну и ту же операцию и ей пытаться повысить свой авторитет, то вы будете даром тратить магическую энергию.
Молящиеся жители постоянно устают и голодают, поэтому нужно либо периодически подлечивать и кормить их, либо опускать тотем и давать время отдохнуть и подкормиться дома. Степень голода и усталости показываются флагами: человек, показывающий себе на рот рукой (голод) и “z-Z-Z” (усталость).
Захват деревень
Захватывать нейтральные и вражеские деревни можно тремя способами, выбор между которыми зависит от вашей “доброты”. Заклинания можно как кастовать самому, так и поручить это существу.
Alignment Good
Посылайте миссионеров.
Сажайте деревья в незахваченной деревне.
Дарите жителям древесину, еду, коров и овец, поливайте посевы.
Пускайте заклинание с летающими голубями.
Alignment Neutral
Застраивайте всю территорию домами, полями и другими постройками, чтобы вражеская деревня оказалась внутри границы вашего влияния.
Следите за тем, чтобы ваши жители были довольны.
Отражайте атаки вражеских существ.
Alignment Evil
Кидайтесь валунами, файерболами, бейте молниями и устраивайте штормы.
Суперприем — нагреть валун с помощью файерболов, а потом швырнуть его в центр деревни.
Зажгите несколько деревьев, а потом кидайте их в деревню — вы сможете сэкономить на файерболах.
Разрушайте здания и убивайте жителей.
Забирайте детей и жгите их на жертвеннике.
Вырастите лес посреди деревни заклинанием Forest и зажгите его.
Ешьте и швыряйте жителей своим существом, если оно у вас злое.
Уничтожьте всех жителей в деревне, чтобы она стала мертвым городом, а потом пустите туда одного миссионера — деревня станет вашей, хотя придется долго населять ее, перенося туда жителей из других деревень.
Проще всего при захвате деревни применять тактику зла, но при этом количество жителей будет сильно сокращаться. Это нехорошо, потому что тогда от захваченной деревни вам будет мало проку. Увлекшись атакующими заклинаниями, вы можете просто истребить всех жителей деревни, и тогда после ее захвата вам придется долго и нудно заселять ее жителями из других деревень.
Оптимальный вариант — обучить существо нескольким нейтральным и “добрым” заклинаниям, а потом послать его в деревню. Вы сможете заняться другими делами, и через некоторое время деревня перейдет в ваши руки.
Существо
Существа в игре
Бурый медведь — остров 5. Чтобы получить это существо, нужно расчистить лес от медвежьих экскрементов. Высокая сила, средняя скорость и интеллект.
Волк — остров 4. Нужно провести девушку через лес с волками и огром. Высокая сила, интеллект и скорость.
Зебра — остров 2. Нужно решить загадку с грибами (взять волка, экскременты вашего существа, горящее дерево и скастовать Physical Shield ). Низкая сила, высокая скорость и интеллект.
Корова — выбор в самом начале игры. Средний интеллект, небольшая сила и медленная реакция.
Лев — остров 5. Нужно помочь волку Стейнли съесть овцу в лабиринте. Высокая сила, интеллект средний, скорость высокая.
Обезьяна — выбор в самом начале игры. Высокий интеллект, средняя реакция, низкая сила.
Овца — остров 1. Вернуть всех потерянных овец фермеру. Низкая сила, средняя скорость, высокий интеллект.
Белый медведь — остров 5. Нужно помочь морякам на острове 1, а потом встретиться с ними на острове 5. Низкий интеллект, высокая сила и скорость.
Тигр — выбор в самом начале игры. Высокая сила и скорость, но интеллект самый низкий из всех существ.
Черепаха — остров 4. Дается за решение головоломки с рыбой. Высокий интеллект, средняя сила и скорость.
Шимпанзе — остров 3. Принести сына ведьме. Низкая сила, высокая скорость, очень высокий интеллект.
Как видно выше, существа различаются не только внешним видом, но и силой, скоростью, реакцией, интеллектом. Кроме того, разные у животных и вкусовые предпочтения. Например, для того чтобы приучить обезьяну не есть людей, нужно наказать ее до 100% 5-10 раз, чтобы приучить этому же тигра, понадобится 15 наказаний. Все особенности существ соответствуют отличительным чертам реальных животных, поэтому до них легко догадаться.
Общие правила
Существо работает в игре как ваш помощник. Оно призвано выполнять за вас всю неинтересную работу, если вы его приучите к этому, а кроме того, делать нужные вам вещи за границами сферы вашего влияния и драться с вражескими существами.
Ваш питомец должен понять, что вы от него хотите, а для этого вам придется его воспитывать, как ребенка. Когда он делает то, что вам нужно, — поощряйте его, когда не то, что нужно, — наказывайте. Существу необходимо уделять достаточно времени, если хотите добиться ощутимых результатов.
Чтобы посмотреть на существо спереди ( interact ), щелкните правой клавишей мыши на нем и удерживайте ее нажатой. В этом состоянии вы можете посмотреть здоровье, степень голода и усталости питомца, а также погладить или наказать его за дело. “Погладить” означает медленно водить рукой по телу зверя с зажатой правой клавишей мыши. Если же быстро мотать рукой из стороны в сторону, то вы отшлепаете животное. Степень наказания или ласки отражается на специальном индикаторе. Если вы уже начали наказание или ласку, то можно в любой момент передумать и все отменить обратными действиями. Например, если вы наказали существо на 40%, то, начав ласку, вы уменьшите наказание до 30%, потом до 20 и так далее, и даже сможете потом довести ласку до 100%.
Узнать, что в данный момент хочет питомец, можно, наведя на него курсор.
Существо может научиться всему, что делаете вы в игре и что делает ваше население, потому что оно по умолчанию старается изо всех сил угодить вам. Для обучения надо подвести зверя близко к тому месту, где происходит действие. Например, питомец научится танцевать, если увидит танцующих людей. Чтобы существо училось заклинаниям, недостаточно просто активировать питомца (в вашей руке появится поводок). Дождитесь, пока он подойдет поближе, потому что он должен видеть чудо именно с близкого расстояния.
Обычно в процессе обучения над головой питомца появляются проценты, показывающие, насколько он научился определенному действию или заклинанию.
Питомец не всегда будет действовать разумно. Если вы заметили какую-нибудь шалость (съел местного жителя, устроил в деревне погром), а вы при этом добрый, то немедленно накажите его, иначе он не поймет, что это неправильно. Если же вам нужно, чтобы зверь творил зло, то наоборот, ласкайте. Приучается к определенному стилю поведения питомец уже через несколько раз. Его можно приучить есть людей, если брать их существом и заставлять его есть их, даже когда есть ему не хочется. Для этого ласкайте его, чем дольше, тем лучше, и он съест жертву.
Можно приучить его есть людей из вражеской деревни и помогать дружественным жителям. Он будет поливать поля и деревья, собирать лес и кастовать полезные заклинания.
Искусственный интеллект существа не ограничен в своем развитии. Вы можете приучить его ко всему, на что у вас хватит воображения и воспитательных способностей.
Когда питомец голоден, то он может съесть корову, свинью, овцу, зерно, рыбу или человека. Когда он хочет пить, то подведите его к воде и щелкайте на ней — он догадается, что как раз это и нужно пить.
Воспитание существа
Искусственный интеллект существа работает на основе многих характеристик. Чтобы принять решение, ваш питомец примет во внимание следующие вещи: насколько привычно для него действие, насколько рано была привита привычка, насколько он вас слушается, насколько жители уважают его, сколько вы уделяете ему внимания, какой поводок надет, и последнее — наркотическое действие грибов.
Искусственный интеллект существа основан на его убеждениях. Прежде чем совершить какое-либо действие, существо оценивает его с точки зрения своих убеждений и принимает решение. Когда вы наказываете или поощряете существо, вы изменяете его убеждения. Поводок влияет не на убеждения, а только на поведение в данный момент, — это тоже следует иметь в виду.
Хорошо, если существо будет любознательным. Для развития этого качества поощряйте его любопытство и случаи, когда он на вас обращает внимание и прямо на вас смотрит. Любознательный питомец учится быстрее, а когда вы на него смотрите, он будет делать все так, как вы ему говорите.
Существо можно приучить делать или не делать то, что ему велят жители. Для этого наденьте на него поводок Обучения (коричневый) и наведите курсор на существо. Если появится надпись “Your creature wants to be friendly”, погладьте его или накажите в соответствии с вашей целью.
Если питомец хочет поиграть с чем-нибудь, он сперва укажет вам на объект, например, на мячик или жителя деревни, а внизу появится надпись “Your creature wants to be playful”. Следует тут же погладить его или наказать, чтобы стало ясно, с чем играть можно, с чем — нет. Например, хорошо, если существо играет с разноцветным мячиком, но плохо, если разбрасывает в разные стороны жителей дружественной деревни.
Количество наказаний должно соответствовать вознаграждениям. Если вы хотите приучить существо ходить в туалет в определенных местах, наказывайте его, когда он делает это не там, где надо, но и не забывайте поощрять, если он сделал это в нужном месте. Если только наказывать его, то он подумает, что ходить в туалет вообще плохо, и разовьет у себя хронический запор.
Наказывать и поощрять надо вовремя. Если зверь съел местного жителя, немедленно наказывайте. Ведь если просто дать ему другую еду (зерно) и погладить его, чтобы тот съел, то существо поймет это так: надо быть жадным и есть как жителей, так и зерно.
Степени наказания и ласки сделаны в игре неспроста. Если всегда наказывать существо на 100%, то оно станет жестоким и злым, а это опасно (правда, оно при этом будет лучше драться с другими существами). Иногда бывает неплохо немножко погладить существо, чтобы у него поднялось настроение.
Обязательно запретите существу бояться. Для этого нужно наказывать его несколько раз подряд, когда он поносит руку ко рту и боязливо оглядывается по сторонам. Бить нужно до того, пока он не заплачет. Таким жестоким способом вы отучите его от страха уже через 5-10 раз в зависимости от типа существа.
Помните, что ваше существо воспринимает всех жителей по-разному. Оно отличает мужчин от женщин и от детей, своих жителей от чужих. Это значит, что оно одновременно может хорошо относиться к женщинам, нейтрально к мужчинам и плохо к детям. Следите за этим и вовремя реагируйте на действия существа.
Можно приучить существо приносить предметы в определенное место. Для этого наденьте на него поводок Обучения, дайте ему предмет и потом прикажите идти к дому. Он может заинтересоваться и указать на предмет пальцем, спрашивая вас, нужно ли приносить предметы. Погладьте его, и появится строка “Your creature wants to bring something home”. Если гладить его по-разному за разные принесенные предметы, то можно приучить его приносить только камни или еще что-нибудь.
Можно приучить его спать только ночью: наденьте поводок Обучения и погладьте после того, как он поспит ночью. Сходным способом приучите его лечить людей, кастовать заклинания, приносить зерно с полей в склад и много другое.
Существо может учиться от других существ. Для этого найдите дружественное существо и привяжите к нему поводок, чтобы они ходили все время вместе.
Существо может быть злым или добрым, всего шесть градаций: totally evil — nasty — black hearted — on the side of the good — decent and true — angelic.
Иногда случается так, что существо обучается не тем действиям, которых вы от него ждете. Например, если давать ему с руки нужную еду и после этого гладить, он может приучиться просто есть все, что вы ему даете с руки. Поэтому лучше подождать, пока он сам поднимет с земли нужную еду и погладить его, чтобы он съел ее. Ускорить процесс можно, если прикрепить поводок к самой еде — существо заинтересуется и скорее возьмет ее в руки. Другой случай — когда вы приучаете существо бросать валуны. Если вы будете каждый раз кидать их в воду, то в самый неподходящий момент он может не кидать валуны, а просто относить их к морю.
Следует соблюдать баланс между жадностью и естественными потребностями. Если существо собирается есть, когда оно не голодно, то это жадность. Если же про большом голоде оно не ест, то это излишний альтруизм. Будет неплохо, если вы приучите его есть мертвых жителей, а также только сотворенную им же самим еду. Тогда вы переведете его на самообеспечение. Если это вам сделать не удается, попробуйте приучить его есть не больше, чем он сделал доброго для деревни.
Следите за тем, чтобы все ваши наказания и поощрения были осмысленными. В противном случае существо может просто разозлиться на вас и перестанет обращать внимание на ваши команды. Это самое худшее, что может случиться.
Последний момент: не переусердствуйте в воспитании доброты в питомце. Он может стать отчаянным альтруистом и умирать от голода, постоянно восстанавливаясь в храме, только из-за того, что доброта не будет позволять ему самому съесть пищу. Если это все-таки произошло, то нужно будет долго и методично заставлять его есть и приучать таким образом утолять голод.
Управление существом в бою
Когда вы вступаете в бой с вражеским существом, то непосредственно управлять своим питомцем в поединке вы не можете. Щелкая на вражеском существе правой клавишей, вы приказываете своему существу атаковать его. Чтобы во время боя отойти вбок, нужно щелкнуть правой клавишей на выбранное место на земле.
Для нанесения точных ударов в выбранное место щелкайте левой клавишей мыши в нужные места на теле вражеского существа. Для создания комбинаций ударов и связок отметьте соответствующие места щелчками правой клавишей мыши — отметки будут показаны на теле вражеского существа светящимися разноцветными крестиками.
Если во время боя очертить в воздухе пятиконечную звезду, то существо нанесет двойной урон.
Сила питомца значительно повышается, если давать ему таскать и бросать валуны, а также если сильно наказывать. С каждым поединком существо становится сильнее.
Прочие советы и полезные мелочи
Ночью вы увидите летающие огоньки. Проследите, куда они летят, потому что утром они прячутся под камнями. Когда вы поднимете нужный камень, то получите какой-нибудь miracle.
Если дать жителям мячик, то они сделают себе футбольное поле и будут играть на нем в футбол.
Татуировки на теле существа: зайдите в комнату Creature Cave и щелкните правой клавишей мыши на маленькой фигурке вашего питомца у костра. На появившемся экране татуировок перетаскивайте иконки разных типов татуировок на разные части тела существа — лоб, плечи, руки и т.д.
Если попробовать зажечь большой камень, то он тут же остынет. Однако есть способ разогреть его до сверхвысоких температур. Нужно положить валун между деревьями и разбить на множество частей, когда камень станет нагреваться. Программа суммирует температуры каждого полученного камня, и в итоге получается камушек настолько горячий, что он будет светиться белым пламенем. Если взять его и пронести над деревней, то она загорится.
Чтобы сбросить кого-нибудь с огромной высоты, возьмите его в руку и крутите колесико мыши, пока не увидите на экране весь остров и даже больше, а потом отпустите руку.
Секреты
Бесконечная пища и древесина
Сделайте жест, необходимый для кастования пищи. Поднесите руку с рожком на деревенский склад и начините очень быстро, не останавливаясь, нажимать и отпускать правую клавишу мыши. Скорость должна быть такая же, как у обычного двойного щелчка в приложениях Windows. Амбар будет наполняться бесконечно долго, пока вы не перестанете щелкать. То же самое можно сделать с древесиной. Эту хитрость можно применять в начале уровня, чтобы набирать сотни тысяч единиц сырья.
Бесконечная длительность действия заклинания
Сделайте жест, чтобы в руке у вас появилось нужное заклинание (например, Lightning ). Вынесите курсор за пределы границы вашего влияния и успейте начать атаку, прежде чем на курсоре появится красный крестик. Продолжайте удерживать правую клавишу и двигайте курсором в зону вашего влияния и обратно. Есть шанс, что заклинание останется у вас в руке “насовсем” (то есть до того, как вы захотите сделать жест для другого заклинания). Если вы будете долго тренироваться, то научитесь этому приему.
Дорога между черным и белым
Единого пути развития в игре Black&White; нет. Вы можете развивать свои деревни, пока полностью не заполните остров домами, бесконечно воспитывать свое существо, но для перехода на следующий остров придется щелкать на свитках над открывающимися отверстиями на земле.
Важные квесты отмечены на карте золотыми свитками (без них вы не сможете перейти на следующий уровень, потому что по ним развивается сценарий). Второстепенные квесты отмечены серебряными свитками. Их можно выполнять по желанию, потому что вознаграждение за них почти всегда незначительное.
[[BREAK]]
ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА
Остров 1
Заставка в начале игры плавно переходит в первый уровень, где объясняются все премудрости управления в игре. Сначала надо будет найти свой храм на острове — для этого следуйте указаниям
Построив храм, осмотрите деревню, прочитайте все щитки со знаками вопроса, затем щелкните правой клавишей мыши на золотом свитке над воротами деревни. Жрица даст вам задание: принести три камня и поставить их на пьедестал перед воротами. Камень №1 находится на берегу по другую сторону от храма. Принеся его, прочитайте серебряный свиток над одним из домиков в деревне. Жительница попросит вас принести ее больного брата и за это пообещает отдать камень №2, который лежит у нее в доме. Можно принести ей брата (он лежит среди синих грибов совсем рядом с деревней), и тогда вы получите камень, а можно просто развалить домик валунами.
Камень №3 будет на одном из берегов острова. Отнесите его к скульптору в деревне — и тот придаст камню нужную форму.
Когда все три камня будут на пьедестале перед воротами, вы сможете выбрать одно из существ: корову, обезьяну или тигра (самый красивый из питомцев).
Теперь вы можете заниматься экономическим развитием, тренировать существо и выполнять второстепенные квесты на острове, за которые вы будете получать разные miracles. Не советую выполнять все квесты. Найти их не так легко, поскольку даже при максимальной детализации серебряные свитки видны только с небольшой высоты, и приходится долго и бесплодно шарить по карте неудобным курсором. А вознаграждение не оправдывает потраченных сил. Вот эти квесты.
1. Моряки хотят уплыть с острова и не могут достроить корабль. Принесите им из деревенского склада дерева, потом еды, потом две коровы, которых вы найдете на лужайке по направлению к деревне.
2. Потренироваться в бросании камней можно возле каменной конструкции с шатким верхом. За первое попадание по ней вы получите разноцветный надувной мячик для вашего существа, за все остальные — по шару с заклинанием Shower.
3. В бухте возле храма нужно спасти вашим существом пятерых моряков, вытащив их из воды. Время ограничено.
4. Одному жителю в маленьком уединенном домике на обрыве нужно показать способности вашего существа. На самом деле будет достаточно, если вы вырвете все деревья рядом с домом этого человека и вместо них посадите маленькие кустики. Ваше существо будет казаться больше на фоне кустов — и житель будет impressed.
5. Пастух в домике возле ворот деревни потерял овец и просит вас найти их. Местонахождение одной из овец следующее:
- возле дома скульптора;
- за большими воротами;
- среди свиней на ферме неподалеку от кладбища;
- на горе справа от ущелья, через которые вы в самом начале уровня пришли к своему народу (показывается в заставке);
- около ущелья, где вы нашли первый Gate Stone;
- около камня, который издает фальшивые звуки при щелчке (неподалеку от места, где ваши жители ловят рыбу);
- на горе рядом с хижиной отшельника;
- возле грибов, где вы нашли брата для женщины, давшей вам второй Gate Stone;
- рядом с нагромождением камней, где вы тренировались в бросках камней и получили цветной мячик.
6. На небольшой круглой площадке нужно достроить круг камней. Камни разбросаны по всему острову. Каждый камень звучит по-своему, и установить их нужно в такой последовательности, чтобы вместе они образовывали возрастающую гамму нот.
Поищите возле того места, где вы взяли камень для скульптора, большой камень коричневого цвета. Перенесите его в деревню, и он станет очень мощным артефактом.
После всего щелкните на серебряном свитке возле вашего храма — в заставке будет крупным планом показано существо (гигантский лев), которое захочет “повидаться” с вашим питомцем.
7. Огр Слег, с которым можно сразиться — или дать ему 5000 еды. Когда огр уснет, возьмите в сундуке Breach Ball , а также проверьте, появился ли возле вашего храма miracle dispenser с заклинанием Heal.
8. Разбойник ворует детей из детского садика. Вы можете просто съесть его существом (предотвратите будущие кражи) или проследить, как он придет к садику, и потом напасть на него существом — разбойник выдаст детей, а вы получите Health miracle dispenser или усиление заклинания Heal , если вы выполнили квест с огром.
9. В Creature Cave вы сможете выбрать существо из тех, которых вы загрузили из Интернета.
Выполните просьбу льва — и он расскажет вам о злом боге Немезисе, потом потренирует вас в рукопашном бою, ну и напоследок скажет то, чего говорить не следовало: для победы над Немезисом нужно три артефакта Creed. Немезис все видит с высоты и поразит льва молнией, а вам останется только зайти во вторую деревеньку на острове и побаловаться с местными жителями.
Через некоторое время ваша деревня будет атакована огнем — это разбушевался Немезис. Почти тут же в земле откроется большая дыра с выходом на второй остров. Вы можете тушить пожары заклинаниями Shower, но лучше как можно быстрее побросайте с десяток людиков обоего пола в дыру, а затем идите на второй остров, щелкнув по серебряному свитку над отверстием. Не забудьте бросить в отверстие весь свой запас древесины и пищи.
Остров 2
На этом острове вы будете воевать против одного бога (Летиса) в союзе с другим (Хазаром). Вначале союзник расскажет вам, как пользоваться магией и строить здания, а также как делать жителей специалистами (фермерами, строителями и т.д.). Следуйте указаниям, которые вы будете открывать в серебряных свитках. Затем вам придется долго и нудно развивать свою базу, строить дома и другие строения, по ходу обучая питомца. Постройте все здания из возможных, не забывая соблюдать баланс между ресурсами, чтобы у вас не было голода или нехватки древесины.
На острове находится девять деревень, из них одна ваша. К концу уровня в ваши руки должны перейти пять деревень противника (остальные три принадлежат вашему союзнику). Берите их по одной, используя те средства, которые вам больше нравятся: кидайте файерболы, стреляйте молниями, засылайте проповедников, разбрасывайте предметы. Что именно вы будете делать, не имеет значения, потому что противник не имеет атакующих заклинаний — только оборонительные.
В одной из деревень вы обнаружите священников, приносящих в жертву людей. Один из них предложит своего маленького сына сжечь на вашем алтаре. Вместо сына бросьте на алтарь любого другого жителя, и с неба в награду вам выпадет сундучок с лечением для вашего населения.
После взятия третьей деревни на вашего союзника нападет Немезис и откроет большую воронку посреди его главного поселка. У питомца вашего союзника, оказывается, был артефакт Creed , и Немезис заберет артефакт, уничтожив существо.
Продолжайте захват деревень. После пятой деревни ваше существо пропадет во второй воронке. У вас будет возможность сразу пройти на третий остров, пока воронка не закрылась, или же уничтожить храм противника и завершить уровень полной победой.
Возможен и другой порядок действий. Можно не захватывать ни одной деревни Летиса, а просто развивать собственный город, пока граница вашего влияния не достигнет его храма. Попробуйте окружить храм каменными глыбами, а потом поджарьте его огнем — получится что-то вроде топки. Сразу же после уничтожения храма будет заставка, где Немезис нападает на Хазара, а потом заставка, где пропадает ваше существо.
На карте вы найдете шесть квестов, которые будут появляться по ходу вашего наступления:
1. На берегу центрального озера монах попросит вас перенести здание небольшого храма с кольцами на крыше на несколько метров от берега. Для этого нужно решить головоломку с кольцами и осями. Кольцо большего размера нельзя класть на меньшее. Решение следующее:
Переложите малое кольцо на ось 2, считая от берега.
Среднее кольцо на ось 3.
Малое на ось 3.
Большое на 2.
Малое на 1.
Среднее на 2.
Малое на 2.
Сам домик на 3.
Малое на 3.
Среднее на 1.
Малое на 1.
Большое на 3.
Малое на 2.
Среднее на 3.
Малое на 3.
За решение головоломки храм превратится в целительный источник: в нем вы сможете лечить существо и жителей.
2. В первой деревне противника люди умирают от отравленного зеленоватого зерна на складе. Уберите оттуда все зерно и насыпьте чистого из другой деревни. Секрет: это зерно можно использовать и для других целей. Подсыпая зеленоватое зерно в склады вражеских деревень, вы сможете отравлять их за считанные минуты. Отравленное зерно можно взять с собой на следующие уровни, вплоть до борьбы с Немезисом.
3. Возле второй захваченной деревни выстроен ряд музыкальных камней, на которых можно сыграть божественную мелодию. Поищите человека, который знает ее.
4. Женщина пожалуется, что ее пятеро детей ушли купаться в море, но до сих пор не вернулись. Найдите причал на песчаном пляже — там и купаются дети. Перенесите их к матери или просто вытащите из воды, чтобы они прибежали домой сами. За выполнение квеста получите заклинание увеличения существа.
5. В последней деревне один фермер попросит вас наказать воров-мальчишек, которые уводят его коров с пастбища. Вам придется поджарить детей молнией или файерболом, чтобы они одумались, а потом принести фермеру спасенную корову. В награду вы получите усиление заклинания Lightning.
6. Когда у противника останется один только главный храм, то на горе недалеко от вашей второй по счету деревни появится идол. Надо уничтожить идол огнем, пока ваши жители не начнут ему молиться. Если ждать слишком долго, то это серьезно повредит вере в вас вашего населения. Чтобы сжечь идол, вырастите вокруг него лес заклинанием Forest , а потом зажгите деревья. Можете также убить поклоняющихся (для “дезинфекции”).
Под одним из валунов лежит шар с заклинанием Freeze Creature.
7. В центре скопления грибов вы найдете загадку:
Place in the ring…
Something that howls at night…
Something hot…
Something unique to your creature…
Then all must be protected.
Чтобы решить загадку, зажгите дерево и поместите его внутри кольца грибов, потом положите внутрь кольца экскременты вашего питомца, потом туда же принесите волка (он бегает вокруг озера с храмом на берегу) и в конце концов кастуйте заклинание Physical Shield на грибы. В награду вы сможете выбрать новое существо — Зебру.
8. Если вы захватите одну из деревень Хазара, то получите такой квест. Цирковой труппе нужны экзотические животные: лошади, горные львы, тигры, которых вы сможете найти на карте. Когда вы соберете нужное количество животных, получите miracle dispenser с заклинанием Pack of Wolves.
9. Нужно сыграть три мелодии на круге из “поющих камней”. Задание муторное: вы должны активировать подписи человечков клавишей S и найти актеров. Приблизьте обзор к каждому из них и послушайте, какие мелодии они насвистывают. Вот они (камни считать слева направо):
— 11889986655331
— 22225442212
— 23212345
10. В деревне около храма Летиса все жители вечно молоды (по 18 лет). Как только им становится 19, они приносят в жертву самого младшего из детей и опять становятся 18-летними. Если вы убьете старейшину в деревне, то жертвоприношения прекратятся.
Остров 3
Этот остров очень сложен для новичка. Цель уровня — освободить своего питомца и уничтожить Летиса. Чтобы освободить существо, вы должны конвертировать на свою сторону три нейтральных деревни. Вы и ваш противник начинаете развитие с противоположных концов острова, поэтому ваша задача — успеть захватить две первых деревни как можно быстрее.
Развитие вашего города осложняется гористым ландшафтом: почти все свои здания вам придется строить в узких извилистых проходах, а склад с мастерской находятся очень далеко от основных ресурсов леса. Кроме того, без вашего существа вам придется самому выполнять все мелкие надоедающие действия: переносить деревья, орошать поля, распределять древесину и отдавать приказы каждому жителю по мелочам. Единственной поддержкой будет постоянно обновляющийся шар с заклинанием Wood возле водопада. Около него лучше установить метку (Ctrl+1) и время от времени забирать восстановившееся заклинание.
Когда вы захватите вторую деревню, приготовьтесь к атаке стаи волков. Если вы не сумеете защитить деревню, то она перейдет в руки Летиса, и тогда вам придется много часов развиваться, прежде чем вы сможете ее отвоевать.
На острове есть всего 3 квеста.
1. Найдите йога, он стоит перед пагодой на вершине большого острова. Йог пойдет по горной тропе, и вы должны следовать за ним так, чтобы он вас не заметил. Лучше всего установить обзор вертикально сверху и постоянно следить за тем, чтобы йог находился у вас точно в центре экрана. После многих перезагрузок и долгого изматывания нервов йог приведет вас в секретное место, где он практикует древнее искусство. Он сможет предложить вам свою помощь в трех ситуациях: когда вашей первой деревне будет угрожать огонь, когда на вторую деревню нападут волки и когда вы захотите построить чудо за второй деревней.
2. На том же острове будет головоломка с 9 деревьями. Щелкая на одном из них, вы меняете тип выбранного дерева, а также деревьев, отстоящих от него на одну позицию по вертикали и горизонтали. Нужно сделать так, чтобы все деревья стали одинаковыми. Решение вы найдете довольно быстро, если просто будете пробовать разные комбинации. В награду вы получите заклинание Winged Creatures.
3. Каждый раз, “пролетая” курсором над речкой, вы будете слышать голос юродивого. Его нельзя убить или принести в жертву, но зато его можно бросить, и в это время скастовать заклинания в то место, куда он приземлится.
4. Когда вы освободите последнюю деревню и ваше существо, вы сможете получить новое существо — Шимпанзе (если ваше существо — Горилла) или омолодить ваше население (если у вас до этого было любое другое существо). Ведьма предложит вам несколько раз перевести назад часы. После этого у нее закружится голова. Принесите ей ребенка из вашей деревни, и тогда она превратит его в Шимпанзе.
__ Летис взмолится о пощаде и откроет проход на четвертый уровень. Вы можете идти туда сразу или добить одиноко стоящий храм (для этого вам придется долго развиваться и отражать атаки постоянно подлечивающегося вражеского волка). Перед тем как щелкать на серебряном свитке, бросьте в дыру как можно больше людей, пищи и древесины — все это пригодится вам на следующем уровне. Не пожалейте на это времени.
Остров 4
Этот уровень самый сложный в игре, к тому же на нем могут случаться проблемы с сохранением. Нужно захватить японскую деревушку, затем решить квесты с тотемом и рыбой, а существом конвертировать деревни.
1. После того как вы построите свой город, вам нужно будет отразить атаку файерболов.
Сделать это можно тремя способами:
— поймать рукой, предварительно замедлив время (Alt+1).
— выставить магический щит, если у вас много молящихся.
— не допустить атаки, решив головоломку с камнями, которая находится за холмом недалеко от вашего первого города. Добраться до нее непросто. Вам придется зайти своим существом в японскую деревушку и показать жителям свои умения или просто развить свой город до того, чтобы граница вашего влияния достигла нужного радиуса. Сама головоломка очень проста — нужно повторить 4 мелодии:
— 123 (считая слева направо)
— 12352
— 1235231
— 123523141
. Это будет первый решенный квест, за который наградой будет отмена атаки файерболов и Guardian Stone.
Остальные квесты следующие:
2. Вашему существу придется сразиться с вражеским существом Слегом, охраняющим Guardian Stone. Он весьма сильный противник, поэтому будет очень хорошо, если ваш питомец знает заклинания Fireball и Lightning и умеет подлечиваться в бою. Если вы не сможете победить Слега, то его банда начнет похищать жителей из вашей деревни. За победу над ним вы получите Guardian Stone.
3. Спасти или убить Кейко. Ее вы найдете в деревне ацтеков. Пошлите туда миссионеров или захватите деревню вашим существом. Затем проведите женщину в хижину на холме. В награду вы получите еще один Guardian Stone.
4. Лабиринт, из которого нужно вывести мальчика. Сделать это очень сложно, потому что в лабиринте на вас охотится волк, который ходит в два раза быстрее вас. Сам лабиринт может быть разным (меняется, если вы начнете игру заново).
5. Нужно одновременно поднять оба тотема в деревушке скелетов. Для этого подведите к ним ваше существо (оно должно знать, как пользоваться тотемом). Когда вы поднимете оба тотема в одно и то же время, вы узнаете, где находится артефакт Creed. Конвертировать деревню нельзя никаким образом, потому что там нет ни главного здания, ни склада, ни мастерской. Даже если вы построите в деревушке новое главное здание, игра будет воспринимать деревню как независимый город. Вам постоянно будет требоваться 400 единиц веры, но набрать их не удастся никак.
6. Найти артефакт Creed. Просто проведите ваше существо в то место, куда покажет заставка.
7. Нужно провести девушку из дальнего конца карты к ее брату в деревне ацтеков. По дороге ее придется защищать от волков, огня и огра. Если вы достаточно развились, то граница вашего влияния может позволить вам просто перенести женщину в руке. Иначе придется убивать или отбрасывать нападающих волков, тушить горящий лес (понадобится несколько заклинаний Shower), а потом провести девушку мимо огра. Чтобы он не напал на нее, отвлеките его, бросив ему овцу. В награду вы получите новое существо — Волка.
8. Пять тотемов. Решить головоломку легко с помощью обычного экспериментирования. В награду вы получите один заряд Mystic Shield.
9. На берегу вам нужно решить квест с рыбацкой сетью. Загоните всю рыбу в сеть, щелкая левой клавишей мыши на воду. В награду получите новое существо Turtle.
Остров 5
Здесь вам надо будет победить главного злого бога Немезиса. Начинается все с того, что ваше существо недоступно, да еще и на него наложено проклятье: alignment существа меняется на противоположный, силы поубавилось, да и сам питомец уменьшается прямо на глазах.
Если вы выполнили квест с моряками на острове 1, то вам в начале уровня дается еще один город, и играть окажется значительно проще. Неплохо будет, если перед тем как идти на 5 уровень, вы бросите в дыру побольше древесины — большого количества деревьев не ожидается. Вся стратегия этого уровня в том, чтобы медленно и нудно развиваться, покрывая местность домами, полями и таким образом расширяя сферу влияния.
Недалеко от вашей деревни под скалами будет обновляющийся Fireball extreme , который очень эффективен для конвертации деревень. Обращаться с заклинанием нужно осторожно: ведь если вы случайно кинете его в miracle dispenser, то потом не сможете откопать его из-под груды маленьких камней. Если вы какое-то время не используете заклинание, то лучше складывайте шары про запас.
Тибетская деревушка будет защищена магическим щитом, убрать который можно, если съесть своим существом людиков, молящихся Немезису возле трех магических камней, питающих щит энергией.
После взятия греческой деревни на нее обрушатся горящие метеоры. Ловить их рукой очень трудно, поэтому лучше всего просто тушить пожары от метеоров заклинанием Shower. После атаки вы получите почти бесконечное количество леса.
Для завершения уровня вам нужно конвертировать все деревни Немезиса. Это трудно, и главное здесь — не терять города, потому что отвоеванные Немезисом города будут “стоить” по 1000 очков веры, а некоторые даже по 6000 (!). Конвертации поможет постройка новых деревень (для новой деревни нужно соединить 5 блоков в мастерской), а также весь набор заклинаний.
Центр карты патрулирует существо Немезиса — большой Лев, который при виде вашего существа тут же прикрепит свой поводок к нему и будет ходить по пятам, кастуя fireball’ы. Его нужно победить для завершения игры. Существо будет несколько раз излечивать себя, поэтому драться с ним придется долго.
После победы над существом подведите свое существо к вулкану — и уровень будет пройден.
Квесты этого острова таковы:
1. На берегу вы найдете моряков, которым помогли на острове 1. Они дадут вам новое существо (Белого медведя) и еще один город.
2. Волк Стейнли хочет съесть овцу в лабиринте. Чтобы привести его к цели, нужно звонить в колокольчики по бокам лабиринта в следующем порядке:
Нижний
Правый
Верхний
Левый
Верхний
Левый
Нижний
Правый
За выполнение этого легкого задания вы получите целое новое существо — Льва.
3. В тибетской деревушке охотники за хвостом дракона попросят вас о помощи. Сначала подлечите их заклинанием Heal , а потом зажгите костер перед входом в пещеру с помощью заклинания Fireball. Затем слушайте, что говорят охотники. За прохождение квеста вы получите очень мощное обновляющееся заклинание с крылатым демоном. Оно очень долго перезаряжается, но зато может принести 100 и более очков веры, если кастовать его над гущей народа.
4. В японской деревушке на берегу люди умирают от странной болезни, которая вызвана экскрементами медведя, разбросанными по лесу. Вам нужно найти эту гадость и выбросить в воду. Для этого придется или прочесать весь лес курсором, или найти искомое по жужжанию мух. За выполнение получите новое существо — Бурого медведя.
5. В том же лесу, который вы чистили, вы сможете ночью получать информацию в маленькой хижине. Дровосек покажет вам, какие чудеса Немезиса отвечают за проклятья, наложенные на ваше существо.