Far Cry 5. Почему именно Монтана?
Компании Ubisoft стоит отдать должное: чуть ли не каждый их проект воссоздаёт яркие исторические места, национальные культуры или даже целые эпохи. Причём с такой дотошностью и прилежанием, что изучать эти миры ничуть не менее интересно, чем, собственно, играть.
Локации Assassin’s Creed , Ghost Recon: Wildlands с её Боливией и картелем, Гималаи из Far Cry 4 или заснеженный Нью-Йорк из The Division — все они запоминались тысячами мелочей, и за одно прохождение даже десятую долю их можно не заметить. Far Cry 5 не исключение: она отправляет нас на новую экскурсию — в этот раз по штату Монтана. Разработчики не просто нарисовали картинки по мотивам: они сами отправились на место действия игры, сделали тысячи фотографий, отсканировали знаковые объекты и заодно напитались атмосферой американской глубинки.
Воссозданию штата разработчики посвятили немало времени.
Купить игру| Центр запуска Far Cry 5
Штат сокровищ
Природа Монтаны — настоящий вызов для художника
В реальном мире Монтана — воплощение чуть ли не всех стереотипов про США. Здесь и сельская местность с ковбоями, и разъезжающие туда-сюда пикапы, и монструозные грузовые фуры, и маленькие тихие города, и музыка кантри, повсюду гремящая из приёмников. Потрясающей красоты природа и животный мир здесь тоже в наличии: зелёные поля, огромные горы, глубокие водоёмы и хвойные леса, где можно встретить и лося, и медведя. Неудивительно, что выбор разработчиков пал именно на это место: в Монтане есть всё, что нужно для приключения, а характерные для серии герои-психопаты отлично вписываются в стереотипы о местных жителях.
Именно из-за фермерства за жителями штата закрепился не самый приятный для них ярлык: якобы в Монтане живут лишь недалёкие реднеки
С одной стороны, все они сильные-волевые-суровые, с другой — есть в них какая-то занятная чудаковатость, харизма, если хотите. Да и фирменный стиль в одежде узнаётся мгновенно: многие монтанцы носят бейсболки или шляпы от солнца, жилетки и неизменные рубашки в клеточку. В общем, если искать место, чтобы устроить фарс и вдоволь поиронизировать над культурой Штатов, то «захолустная» Монтана — пожалуй, лучший выбор.
История у штата тоже богатая — и со своим национальным колоритом. До прибытия колонизаторов из Старого Света территорию Монтаны считали своим домом многочисленные племена индейцев, а «новых» американцев эти земли почти не интересовали. Разве что изредка наведывались миссионеры, а в 1804–1806 годах — знаменитая экспедиция Льюиса и Кларка, благодаря которой новоиспечённое государство узнало много нового о своих территориях.
Обстановка в барах и домах, одежда персонажей и здешний колорит воссозданы блестяще. Да, несколько гипертрофированно, но зато ни с одной другой страной здешние «Штаты» не перепутаешь
Но всё изменилось, когда в XIX веке в Монтане обнаружились огромные залежи золота. Туда тут же хлынули охотники за сокровищами, разбойники, шахтёры и переселенцы, а чуть позже начали строиться железные дороги и военные форты, что неизбежно привело к конфликту и кровопролитным сражениям с коренным населением. Так что вскоре местные индейцы были истреблены или согнаны в резервации. Хотя и не без сопротивления: печально известная «последняя битва Кастера» состоялась именно на территории будущего штата Монтана.
Несмотря на мнимую «отсталость» индейцев, 26 июня 1876 года они доказали, что за родные земли готовы на многое: легендарная битва при Литтл-Бигхорн закончилась для США тотальным поражением. В ней было уничтожено пять рот американской армии во главе с прославленным Джорджем Кастером
Еще одна визитная карточка штата — сельское хозяйство. На почти не тронутых цивилизацией землях отлично прижились пшеница, сахарная свекла, картофель и бобовые. Крупного рогатого скота в Монтане и вовсе чуть ли не в три раза больше, чем людей: ещё в XIX веке американцы начали перегонять сюда коров прямиком из Техаса.
К нашему времени животноводство стало неотъемлемой частью культуры штата. Есть даже несколько видов спорта, посвящённых домашнему скоту: от знаменитого родео до состязаний по связыванию козлов на скорость. Хотя спорт в этих местах — вообще понятие специфическое: чего стоят только соревнования дровосеков, где вместо ножей метают топоры!
Однако это вовсе не означает, что в Монтане живут лишь горняки, ковбои да фермеры. В крупнейшем городе штата, Бозмене, есть и компании, занимающиеся IT и биотехнологиями, и даже одна из фабрик гитар Gibson. К тому же в штате всё сильнее развивается туризм.
Горнодобывающая промышленность постепенно приходит в упадок, а сельское хозяйство сильно зависит от капризов природы (засухи и пылевые бури не раз отнимали у фермеров урожай), зато толпы туристов ежегодно пополняют бюджет штата. В Монтану едут полюбоваться восхитительными пейзажами, посетить несколько парков (Йеллоустонский и Глейшер) и, конечно, порыбачить.
Страна большого неба
В последних частях Far Cry охота была важной составляющей. Эта знаковая черта серии сохранена и здесь
Монтана — не только «штат сокровищ». У неё есть ещё одно, даже более романтичное, название: «страна большого неба». Причиной этому стали, как можно догадаться, голубые (а ночью полные звёзд) небеса, не затянутые дымом заводов и не закрытые высотными домами.
Все города в штате относительно невелики. Зато в чём недостатка нет, так это в лесах, озёрах и, конечно, в горах, самая величественная из которых достигает высоты почти в четыре километра над уровнем моря, — не зря штат получил своё имя от испанского слова montaña , что переводится как «гора». В сочетании с реками, хвойными лесами и дикой живностью всё это по-настоящему впечатляет. Особенно если учесть, что немалую часть Монтаны занимают не только Скалистые горы, но и Великие равнины, где пасутся редчайшие американские бизоны.
Но концентрировались разработчики не только на пейзажах: не забыли и про охоту с рыбалкой, которые составляют немалую часть культуры Монтаны. В штате водятся олени, волки, медведи, утки, индюки, росомахи, скунсы — всех не перечислишь. И в игре они тоже будут, чтобы в лучших традициях серии портить кровь главному герою (помните орлов и медоедов из четвёртой части?) или служить «материалом» для очередного кошелька.
Рыбалке разработчики посвятили, возможно, даже чересчур много внимания: мало того, что реализована она впечатляюще (спиннинг правдоподобно гнётся и требует определенной сноровки), геймдизайнеры заморочились и с тонкостями вроде разнообразия типов блёсен, приманок и так далее. Насколько это будет уместно, сказать трудно, но кто-то наверняка посвятит этой небольшой «игре в игре» немало времени.
Подробнее про рыбалку мы уже рассказывали
Ходячий стереотип
Союзники и движение сопротивления — важная составляющая игры. Так что общаться с американцами и вникать в их культуру мы будем часто
Ещё одна деталь, которую удалось передать разработчикам, — узнаваемый (пусть и несколько шаржевый) образ местного жителя. Сюжет последних частей Far Cry неизменно вертелся вокруг странных, но колоритных личностей, и в этом плане Монтана — опять-таки настоящая находка.
Нет, жители реального штата, само собой, вовсе не сиволапые деревенщины — на самом деле это современный и достаточно прогрессивный народ. Даже в какой-нибудь хибаре посреди леса вполне могут обнаружиться высокоскоростной интернет и прочие блага цивилизации. Но всё это не отменяет того, что Монтана вбирает в себя популярные стереотипы об Америке — как приятные, так и не очень.
В игре главные «фишки» Монтаны своё отражение тоже, само собой, найдут
Многие здешние жители и вправду фермеры, редкие городишки тихи и пустынны, по улицам разъезжают маслкары и пикапы, в кузове у которых в половине случаев сидит собака — верный друг и помощник по хозяйству. Хватает здесь и тракторов, и крупных грузовиков, легальное оружие вправду есть чуть ли не в каждой семье, а местные жители — люди в основном прямые, крепкие и малость суровые: непокорённая окружающая природа обязывает всё время быть начеку.
Если машины, то только пикапы или рычащие рыдваны. А вместо гранат — динамитные шашки: свой американский дух игра демонстрирует с гордостью!
Что, правда, не мешает им оставаться добрыми и даже доверчивыми. Например, машины здесь порой просто не закрывают: людей мало, все друг друга знают, а семья и сообщество ценятся как нигде, так что красть вокруг толком и некому. А ещё в Монтане очень заметна культура коренного населения: в штате есть несколько крупных резерваций, а сами индейцы регулярно устраивают красочные фестивали и празднования.
В Far Cry 5 общению с жителями округа Хоуп уделено немало внимания: во-первых, именно от них, а не карабкаясь по вышкам, теперь мы получаем всю информацию для карты. А ещё здесь снова появился старый добрый Хёрк, знакомый по предыдущим частям. Надо полагать, в Монтане «глупый, но воинственный» американец будет чувствовать себя как дома.
Впрочем, ясно, что без перегибов таки не обошлось. Ведь Far Cry, как правило, всегда больше о пушках, выживании и психах, поэтому что герои, что злодеи здесь — товарищи чрезмерно харизматичные и нередко гиперболизированные. Из-за этого даже случился небольшой скандал: некоторые жители США так возмутились центральной темой игры (религиозной сектой, по-своему интерпретирующей американские ценности), что требовали изменить место действия пятой части.
Но так ведь даже интереснее, верно? Тем более что и в настоящих США проблемы религии, расизма и ношения оружия сейчас актуальны как никогда. Сценаристы Far Cry явно не боятся говорить на скользкие темы — будет интересно посмотреть, какое же развитие они получат в грядущей игре, которая выйдет уже совсем скоро: 27 марта.