Ghost of a Tale. Я верил в тебя, мышонок!
Если вы читали моё превью Ghost of a Tale в раннем доступе, то знаете, какие большие надежды я возлагала на эту игру. В ней всё было настолько хорошо, что даже не верилось: неужели подобное чудо способна выпустить крохотная студия SeithCG?
И вот свершилось…
Релизный трейлер Ghost of a Tale
Основы основ
Вы — мышонок-менестрель Тило, и вы в полном одиночестве просыпаетесь в тюрьме. Первое, с чем игра предложит взаимодействовать, — это красная роза; таких будет множество. Собирая их, вы открываете новые главы в книге, которая рассказывает о жизни Тило и судьбах его близких. Например, в этих летописях говорится о его супруге, которая сейчас, очевидно, не рядом — её надо найти. Именно романтические чувства побуждают мышонка выбраться из тюрьмы.
Чтобы спасти любимую, мыш готов стать кем угодно. Даже кровожадным и грубым капитаном пиратского корабля
В первую очередь Ghost of a Tale — это экшен-адвенчура и стелс. Во вторую — сказка с глубокой мифологией и чёткими правилами мира. Но сразу вам почти ничего не расскажут, придётся по крупицам восстанавливать события былых лет по диалогам и записям. Благо всё к этому располагает: по каждому предмету в инвентаре можно щёлкнуть и посмотреть его полное описание, а все специфические слова и названия в диалогах выделены жёлтым — это значит, что о них можно почитать во всплывающем примечании.
Игра действительно красивая. Просто посмотрите вокруг
Но спокойно исследовать мир вам, конечно, не дадут: крепость, где в начале игры сидит Тило, полнится злобными и не самыми умными крысами в латах. Они здесь и стражники, и тюремщики: следят за порядком, охраняют важные объекты и заключённых. А ещё очень не любят мышей (особенно, конечно, тех, что убегают из камер и учиняют беспредел). Попадётесь им на глаза — забьют насмерть алебардами. К счастью, выдающимся интеллектом они не обладают: достаточно просто скрыться из виду, залезть в любую подходящую по размеру бочку или тумбочку — и стражники мигом разойдутся по своим делам, будто никакой погони и не было.
Встав на стол, Тило становится даже выше крыс!
Как раз за такими прятками и проходит порядочная часть игры — это, конечно, могло бы быстро надоесть. Но создатели вовремя суют игроку под нос костюмчики…
Мы уже виделись раньше?
Возможность менять внешний вид персонажа есть почти везде, но далеко не всегда костюмы несут в себе практическую функцию. В большинстве случаев окружающим NPС всё равно, голый вы, в доспехах или в балетной пачке. Но не в Ghost of a Tale! Здесь от одежды зависит буквально всё: от ваших характеристик (скорости бега, скрытности и т.д.) до отношения окружающих. Да, это мышиный аналог Хитмена!
В игре шесть вариантов костюмов. Стандартный, наряд менестреля, состоит из шапочки с колокольчиком и простого верёвочного пояса. В нем вы просто мышь. Остальные комплекты нужно по кусочкам собирать на локациях. Обыскивать надо буквально каждый угол, потому что в любом сундуке и на любой пыльной полке может лежать элемент желаемого костюма. Новый сет — новые возможности!
Чтобы получить эти славные доспехи, придется постараться. Но оно того стоит!
Многие наряды Тило надо собрать в любом случае: от этого зависит продвижение по сюжету. Например, в латном доспехе туповатые крысы примут вас за своего. Конечно, они никогда не перестанут удивляться вашему росту, но все равно будут общаться как с равным: крысиный главнокомандующий начнёт отдавать приказы, а рядовые солдаты расскажут о последних происшествиях (большинство из них вы сами и учинили, только тс-с-с!). Ну а если вы в костюме известного на весь мир вора Долго, с вами охотно поболтают мышки-преступники…
Кстати, самое время поговорить о второстепенных персонажах!
Никто не хочет болтать с мышем, у которого тыква вместо головы… Увы!
Знакомьтесь!
Конечно, помимо вас и заскриптованных патрульных в игре есть ещё и вполне живые и разговорчивые герои. Тут вам и высокомерный учёный, и древний призрак, и парочка мышек-воришек, и лягушка-пират. Каждый из персонажей второго плана играет очень важную роль в истории и обладает уникальным характером, манерой речи и поведением.
Например, престарелый заключённый пират Керольд постоянно ругается на вас, забывает всё на свете и чудачит по полной. А своего рода «чумной доктор» Фауст, проживающий в канализации, использует в диалоге заумные слова и относится к вам с пренебрежительным снисхождением. При этом у каждого из них свои мотивы, о которых вам предстоит узнать по ходу сюжета.
Иногда милейшая игра становится пугающе таинственной
Советую читать все диалоги и примечания очень внимательно. В них часто попадаются забавные реплики и детали, а ещё заложена уйма информации про непонятный окружающий мир.
Остров невезения
Мир игры бесшовный, так что в вашем распоряжении окажется множество локаций: загадочные и опасные катакомбы, зловонные стоки, живописный берег, промозглая тюрьма и ещё куча мест. В любом из них можно всюду залезть, оббежать каждый уголок, исследовать все входы и выходы. Открываются локации постепенно (это обусловлено сюжетом), поэтому к каждой успеваешь привыкнуть и минут через тридцать-сорок после захода уже сносно ориентируешься в путаной сетке ходов. Карты, конечно, есть — но их тоже надо искать.
К тому же даже в знакомых локациях время от времени открываются новые короткие ходы и невидимые прежде туннели. И это очень здорово: по квестам вас частенько гоняют туда-сюда по карте, а тропки напрямик экономят немало времени.
+3 к усатости и +1000 к царственности
Интересный поворот
Тило нужно осилить множество разнообразных сюжетных и побочных заданий — от захватывающих до самых скучных. В основном его просят что-нибудь найти и принести (как вы уже поняли, внимательность в GoaT — самое важное качество игрока), но иногда приходится умело врать, красть, сочинять песни и стихи, раскрывать заговоры и даже сражаться! Хотя Тило всеми силами избегает применять грубую силу, да и оружия у него никакого толком нет, он всё-таки способен дать отпор.
Тут и там по локациям раскиданы пустые бутылки, палки, баночки со слизью и взрывающиеся шишки. Их-то мы и используем в критических ситуациях. Например, бутылкой можно оглушить крысу, забывшую надеть шлем. А если разбить банку со слизью, враг неминуемо поскользнётся. Киньте палку в стену — тогда она шумно треснет и отвлечет внимание от ваших передвижений. Ну а шишка при взрыве способна устроить пожар, обвал и множество других локальных катастроф.
Удар бутылкой по голове не убивает крысу, но на какое-то время выводит её из строя
Кроме того, по ходу игры можно изучать и улучшать навыки. Хотите сильнее бросать предметы? Хрупкая, но умелая мышка Фаталь научит. А может, хотите падать с высоты на все четыре лапы и не терять лишнего времени, потирая ушибленную попу? Тоже не проблема! К тому же за выполнение заданий Тило будет получать опыт и поднимать собственный уровень. А чем выше уровень, тем крепче здоровье, которое одновременно отражает выносливость: сможете выдержать больше ударов и дольше бежать без передышки.
Это кто? Чумной доктор? Сумасшедший ученый? Нет, все тот же Тило!
Доза мышиной отравы
Признаюсь, я фанатка Ghost of a Tale. Но как бы я её ни нахваливала, рано или поздно всё-таки придётся с замирающим сердцем рассказать о недостатках проекта. А их с релизом появилось немало…
Начнём с локализации: разработчики обещали добавить русский язык — и сдержали слово, но, увы, не до конца. В переведённых текстах встречаются ошибки, а в некоторых очень важных документах сбиты то ли шрифт, то ли кодировка: вместо букв лишь ряд квадратиков. В общем, локализация есть, а играть всё равно приходится на английском — там подобных артефактов нет.
Теперь о дырах в текстурах. Ghost of a Tale выглядит отлично, если не смотреть на неё вблизи. А вот стоит заползти под какой-нибудь неудачный выступ или взобраться на не предназначенный для этого камень, и игра мгновенно впадёт в истерику. Все дёргается, скачет, персонаж застревает, а иногда и вовсе проваливается вниз и умирает. Если давно не сохранялся — пиши пропало. Стены и потолки тоже не так стабильны, как хотелось бы: случайные их фрагменты то пропадают, то снова появляются на виду.
Типичный баг из сырой релизной версии: корабль уплыл, мыши остались
Но один из самых обидных и критических недочётов — квестовые баги. Я так и не смогла пройти сюжет до конца, потому что в одном из последних заданий Керольд просто отказался сообщать мне нужную информацию, пока я не заглушу назойливую музыку из соседней камеры. А музыки там… не оказалось. Ни звука! Так и гадала я, кто из нас с пиратом сошел с ума, пока не написала разработчикам. Они ответили, что ту самую музыку ещё не добавили, а квест дальше не двигается из-за бага.
Некоторые задания в Ghost of a Tale взять можно, а выполнить нельзя, потому что нужный контент попросту отсутствует, — об этом я тоже узнала из письма разработчиков. Но отдадим им должное: не поленились ответить на все 28 000 возмущённых писем от Ани из России.
Тило, конечно, не вор. Но какие времена — такие и методы…
Напоследок я оставила глючащее меню. Переназначить кнопки там вроде можно, но… нельзя. Курсор иногда пропадает: если случайно ткнёшь невидимой стрелкой куда-нибудь не туда, придётся десять минут смотреть титры без возможности что-либо сделать.
Ну и тому подобное: то на экран выпадает лог последних диалогов, закрывая почти всё, то подпункты в меню вываливаются и остаются в таком положении навсегда, лишая возможности увидеть другие позиции. В общем, игра сырая. И это очень мешает получать удовольствие.
Еще больше скриншотов из Ghost of a Tale
Ghost of a Tale прекрасна. Нет, правда, это очень хорошая история с красивым воплощением: в меру милая, в меру серьёзная и вдобавок очень трогательная. Но, к сожалению, она ещё не готова — с релизом разработчики явно поторопились. Поэтому мой вам совет: обязательно попробуйте это мышиное приключение, но, пожалуйста, не сейчас. Я искренне надеюсь, что спустя несколько патчей уже не придётся перемежать умиление от происходящего с чертыханиями и жалобами на баги. Если в ближайших обновлениях всё вышеперечисленное поправят, я смело дам этой игре 8,5/10. А пока просто лелею надежду — и жду.