Сам себе Тинто Брасс. Что такое SFM-порнография и как она появилась
В 2016 году известнейший порносайт опубликовал статистику популярности Overwatch среди посетителей портала. Ещё до выхода игры, в период открытой беты, тег «overwatch tracer» взлетел в топ поисковых запросов. Ввиду дискуссий о сексуализации прекрасной половины Overwatch новость стала горячим предметом для шуток — как в игровой прессе, так и за её пределами.
Но удивительнее всего было то, что люди не просто искали порно с Трейсер — они его находили. Причём не в качестве смехотворных порнопародий с косплеем, а в первозданном, цифровом, виде; фанаты брали модели из игры и анимировали доморощенные мультики для взрослых. Да и необязательно с Трейсер: в 2018 году на порно-ресурсах эротический контент с персонажами всевозможных игр льётся как из рога изобилия. А вместе с ним и внимание публики.
Возникновение SFM-порнографии, сделанной фанатами игр, не было ни спонтанным происшествием, ни сопутствующим уроном от релиза Overwatch. Интернет-сообщество приближалось к этой точке десятилетиями.
Сколь бы неприятно ни было Левину, факт остаётся фактом: Элизабет — одна из самых популярных анимационных «порнозвёзд». BioShock: Infinite вышла в марте 2013-го. Source Filmmaker — в июле 2012-го. Когда игра (как и её персонажи) снискала широкую славу, аниматоры уже давно набили руку в порнографии. Судьба?
G-Man в Зазеркалье
Так что же это такое — SFM-порно?
Это порно… но с цифровыми персонажами видеоигр в главных ролях. С вашей любимой Элизабет/Лиарой Т’Сони/похотливой аргонианской девой. Секс во множестве его разновидностей. Традиционный, оральный, анальный, групповой — назовите это, и оно стопроцентно найдется в терабайтах контента, который регулярно всплывает в сети. Чаще всего в виде коротких (менее трёх минут) зацикленных роликов в формате webm или гифок.
Назвать такой контент фетишистским можно, но не совсем правильно. Виртуальность — скорее пространство для реализации фетишей, ограниченное лишь техническими тонкостями. Видеоигровая порнография впервые привлекла внимание общественности в конце 2013 — начале 2014 года. Зарубежный сайт Kotaku.com , к примеру, перепечатал беседу Кена Левина (создатель BioShock ) на Reddit о порно с Элизабет. На вопрос о том, как Левин смотрит на подобное фанатское творчество, разработчик ответил без прикрас: « Как будто наткнулся на фотографию своей дочери. Я немножко умираю внутри каждый раз, когда это вижу ».
Но началось всё это гораздо раньше. На становление 3D-порно повлияло множество факторов, важнейший из которых — появление машиним — роликов на игровых движках. То, что началось в 1996 году с коротенького ролика на базе Quake , к середине нулевых успело обрести статус культурного феномена. Публика обнаружила, что можно снимать фильмы внутри игр.
Оказывается, это вполне реально. Никто не заставляет тебя создавать что-то исключительно по мотивам используемого проекта. Если хочется взять готовые ресурсы и трансформировать их в нечто оригинальное, то никто тебе не помешает. Даже напротив, такая практика поощрялась крупными издателями, потому что они видели в машиниме фактически бесплатный пиар. Культовая машинима Red vs. Blue , созданная на базе Halo , так и вовсе доступна на Netflix.
На скриншоте — первая машинима в истории, ролик под названием «Дневники кемпера». Мастерство драматурга радует: по сюжету отряд рейнджеров попал в засаду, устроенную… лично Джоном Ромеро!
Получив широкое распространение и признание, идея прочно закрепилась в игровой индустрии, превратившись в одну из её отличительных черт, — творчество и сотворчество стали неотделимы друг от друга. Популярность машинимы, стократно усиленная сайтом machinima.com , который открылся в 2000 году, фактически создала прецедент.
С тех пор фанатское творчество — в особенности анимационное — стало вопросом инструментов. Так как съёмки проводились внутри игры, порой без полного контроля над творческой средой — её движком, — аниматоры постоянно натыкались на те или иные ограничения.
Вскоре мир фанатского творчества перевернулся вновь. 24 декабря 2004 года молодой программист Гарри Ньюман выпустил первую версию своей физической песочницы Garry’s Mod (GMod), работавшей на движке Half-Life 2. Та связь творчества и сотворчества, о которой говорилось ранее, была modus operandi GMod. Игра не просто призывала игроков творить — без творчества её и не было бы вовсе. По данным SteamSpy, с момента полноценного релиза в Steam (в ноябре 2006 года) игру приобрело около пятнадцати миллионов человек. В мастерской больше миллиона (!) пользовательских модификаций, и это не включая материалы, выложенные на других форумах.
Поднять жестяную банку, выкинуть её в урну. Простенькое обучение. Кто же знал, что с этого начнётся творческий бум? Сначала дурачества с физикой в Half-Life 2, потом — с лицами и позами в GMod. Прежде такие гибкие инструменты были недосягаемой роскошью, а теперь они доступны всем желающим
До того, как GMod стал частью каталога Steam, Ньюман не хотел продавать своё творение: он был твёрдо уверен, что никто не захочет платить за такую ерунду. Ситуация оказалась прямо противоположной. Миллионы энтузиастов только и ждали программного окружения, которое развязало бы им руки. Игроки не просто завалили Ньюмана деньгами, они наполнили игру тонной пользовательского контента, включая режимы, карты и модели. И это впоследствии сыграет ключевую роль в появлении видеоигрового порно.
Спустя три года, в 2007-м, во время финального бета-теста Team Fortress 2 , дата-майнеры совершили самое настоящее открытие. В глубинах доступного тестерам клиента обнаружились незадокументированные функции. Целая утилита. Приложение для анимации на движке Source, никем прежде невиданное, — Source Filmmaker (далее SFM). Корпоративный софт, который Valve использовала для анимации короткометражек Meet the Team с персонажами Team Fortress 2 в главных ролях.
То, насколько удивительной оказалась находка, игроки поняли не сразу. Кто-то отмахивался, другие называли первопроходцев хакерами и причитали о «предательстве Valve». Третьи и бровью не вели — ведь был легальный, простой и работающий без танцев с бубном Garry’s Mod. Valve оперативно прикрыли слитый билд SFM, и аниматорам пришлось ждать ещё пять лет, прежде чем в 2012 году состоялся официальный релиз.
На самом деле ноу-хау Valve дебютировало ещё в 2005 году. Трейлер для Day of Defeat: Source , под названием Prelude To Victory , был анимирован на одной из первых версий SFM; тогда приложение могло только записывать геймплей с разных ракурсов и редактировать конечный ролик. Настолько же сырую версию откопали и в бете Team Fortress 2, но она была вполне функциональной
И буквально в течение пары недель после релиза нецензурный контент начал появляться с такой регулярностью, будто конвейер был давным-давно отлажен. Ведь отчасти так оно и было. Ирония в том, что почва для SFM-порно была подготовлена задолго до того, как Valve поняли, что, сами того не ведая, открыли ящик Пандоры.
Ganonmaster, создатель и администратор SFMlab
3D-порно существовало задолго до SFM. Да и вообще эротическое фанатское творчество культивировалось во множестве форм. Рисунки, гифки, фанфики — что угодно.
Люди уже тогда делали порно в GMod, но я не проникся этим. Меня не устраивало качество. Инструментарий был слишком ограниченным. В первое время будущие ветераны порносцены — fugtrup, lordaardvark, Huggybear и другие — создавали обнаженные модели персонажей и делали простые ролики стоп-моушен. Разработчикам из Facepunch , на чьём форуме публиковались ролики, ситуация, по понятным причинам, не нравилась.В какой-то момент костяк аниматоров эротики ушёл с форума и организовал собственный уголок — Digitalero (некогда крупнейший форум, посвященный 3D-порнографии), взяв с собой все свои наработки. Обнаженные модели, сцены, навыки — всё что нужно.
На этом фоне появление SFM стало событием из ряда вон выходящим. GMod был слишком кособоким для качественной анимации, прочий анимационный софт — слишком сложным, дорогим и громоздким. SFM, напротив, бесплатен и прост. Кто угодно может освоить его в сжатые сроки. Выход SFM ознаменовал собой демократизацию 3D-порнографии. Каждый мог установить его и стать всамделишным порнографом. Это революция. Такая же, как VHS-кассеты для видеозаписи или YouTube — для интернет-видео.
Ganonmaster, по его собственному признанию, никогда не блистал в анимации. А вот в конвертировании и архивации ресурсов — вполне. Потому он и создал SFMlab — чтобы у эротических аниматоров было безопасное хранилище ассетов. Позднее на SFMlab начали заливаться и «обычные» ресурсы, так что теперь это портал с двумя лицами. На одном простые модельки, а на втором… гм, всё остальное
Pestilence, SFM-аниматор
Если сравнивать софт для 3D-анимации с оружием, то SFM — это АК-47. Он не блестит, как подарок богов. Он потрёпан. Но он бесплатен, дружелюбен к пользователю и может куда больше, чем кажется, — если знать, как им пользоваться.
Source Filmmaker не такой мощный, как Maya или Blender (профессиональный софт для анимации), но куда более «человечный» и требует на порядок меньше ресурсов компьютера. На скриншоте нет ничего необычного, но он уже может послужить началом какой-нибудь сценки. А сделал его случайный человек с Discord-сервера SFMlab, просто потому что я попросил «что-нибудь» для текста
Ganonmaster, создатель и администратор SFMlab
Так как львиная доля анимационного сообщества увлекается массовой культурой, многие восприняли перспективу SFM-порно с энтузиазмом. Были слышны возгласы в духе «мне нравится X», «я хочу увидеть Y» — Ларе Крофт особенно досталось.
Мы ждали только отмашки. Правило 34 уже давным-давно устоялось. Модели для анимации уже были готовы. Релиз SFM только и сделал, что предельно упростил создание 3D-порно. Программа никогда бы не снискала такого успеха, не будь библиотека ресурсов GMod совместима с ней.
Если в интернете что-то есть, о нём будет порно. Никаких исключений. Мы можем, мы сделаем.
Помимо Лары Крофт, одними из первых подопытных в SFM-порно стали Зои ( Left4Dead ), Аликс Вэнс и женщины мира Mass Effect. Лиара Т’Сони и Фем-Шепард в особенности. Ничего удивительного: это популярные, сексуально привлекательные образы, с которыми у многих связаны эмоции, а порой и тёплые воспоминания о самих играх. Лучшие видеоигровые девушки неизбежно попадают в SFM-порно, спросите у Роковой вдовы или Ангела
Сказано — сделано. Вооружившись своим опытом и гигабайтами ресурсов, аниматоры принялись за дело. Так и появилось то, что можно назвать современной видеоигровой порнографией.
Пространство возможностей
Аниматоры на Tumblr сравнивают, кто сколько часов провёл в Source Filmmaker. Четыре тысячи часов — это почти что «профессиональный» стаж по меркам того же киберспорта
Так всё и появилось. А каково текущее положение дел?
Digitalero и Facepunch уже давно потеряли статус столпов сообщества. Нельзя сказать, что есть какой-то цельный, глобальный, союз аниматоров — по аналогии с фандомами, создающимися вокруг продуктов массовой культуры. Так как современные технологии позволяют общаться самыми разными способами, SFM-аниматоры обитают на многих популярных платформах. Tumblr , тематические разделы на Reddit , старомодные форумы, Discord -серверы… Есть даже группы в Steam — несмотря на строгое отношение Valve к контенту для взрослых! Каждое сообщество аниматоров — мини-коллектив в себе, со своими правилами, фольклором и персоналиями.
Если цифры статистики с порносайтов или, ещё хуже, поиск видео «Вконтакте» натолкнули вас на мысль, что такие ролики производятся целыми армиями зомбированных девственников, спешим вас разочаровать. Какой бы ни была популяция сообществ (на сабреддит r/SourcePornmaker, к примеру, подписано 17 700 человек), от силы треть всех пользователей действительно производит контент.
Поскольку попасть в чат или на форум чаще всего можно без приглашений или других требований, случайные зеваки частенько приходят в сообщество аниматоров и просто наблюдают со стороны. Либо употребляют контент по назначению, либо, что вероятнее, копируют его для распространения.
«Можно расслабиться чуть больше, чем я думал», — заявляет автор. Всего-то восемь писем, уведомляющих об удалении поста из блога! Похоже, что Tumblr, даже при всей своей либеральности, благоволит далеко не всякому контенту
Pestilence, SFM-аниматор
Наш Discord-сервер — это очаг, у которого найдется место каждому. Я считаю, что Ganonmaster и модераторы заслуживают похвалы за свои старания. Без них сообщество, сформировавшееся в SFMlab, никогда бы не расцвело до сегодняшних уровней. Они сумели объединить разрозненных творцов с самыми разными стилями, сексуальными предпочтениями и фетишами в одну семью. Для них SFMlab — это точка сбора. По-моему, этот факт сам по себе невероятно крут.
На скриншоте — одна из первых версий сайта machinima.com, который некогда был главным порталом для игровых кинематографистов. Тогда информация о машиниме и фанатской анимации была труднодоступной. Сейчас же, в эпоху цифровых коммуникаций, организовать людей и наладить обмен контентом — дело пары часов
Описывать участников этого сообщества как остервеневших извращенцев как минимум глупо. Хотя, признаем, обсуждение в чате некоторых технических моментов со стороны смотрится довольно… необычно. Один человек может пожаловаться, что не может найти нужную вагину или правильно её «прицепить». Другой — что, вместо соблазнительного взгляда, его актриса косоглазит (сопровождая вопрос координатами глаз, а не картинкой). Третий спрашивает, где можно найти тот или иной стон или, гм, кое-какой другой звук.
Я пойму, если это вызывает у вас смешок. «Звук для порно». В реальности рынок актёров озвучки, готовых подарить свои голоса персонажам порнографического контента, — это золотая жила. На том же Tumblr полно исключительно звукового порно, и никто не торопится закрывать блоги на эту тематику
Внимание к деталям
Ключевые отличия фанатского творчества от традиционной порнографии кроются в деталях. Одна из них — нет необходимости в живых актёрах, декорациях и технике. У SFM-порно совсем иной цикл производства. В нём нет организационных и физиологических моментов. Для создания простецкого ролика нужен один человек, умеющий работать с инструментом, и компьютер для рендера.
Эти обстоятельства выливаются во впечатляющую, а в теории и вовсе бесконечную творческую свободу. Ситуации, места, персонажи, позы — видению режиссёра подвластен каждый, даже самый маленький, аспект. Это освобождает аниматоров от необходимости повиноваться сложившимся в порноиндустрии стандартам. Простор для самовыражения, да ещё и в такой пикантной сфере, никогда прежде не был столь широк.
Тут даже шутку придумывать не нужно. Простой поиск по тегу «source filmmaker», результат — обычные постеры вперемешку с… фут-фетишем. Похожие запросы — rule 34. Хотел бы я посмеяться, но поиск во «Вконтакте» закончился аналогичным образом
Что неожиданно, далеко не каждый тут же кидается исследовать новые сексуальные горизонты. Многие участники сообщества предпочитают держаться рамок приличий и не отходить слишком далеко от действующей эротической парадигмы. «Переигрывать» любимые порноролики в SFM проще (примерно как обводить рисунок по контуру), чем делать что-то с нуля, да и осуждение сообщества никто не отменял. Вдобавок в таком узком кругу людей.
Словом, проще не рисковать.
Pestilence, SFM-аниматор
Одной из первых черт SFM-порно, которую я приметил вскоре после начала деятельности, было шокирующее отсутствие воображения. Б о льшая часть эротического SFM-контента до сих пор лишена искры, хоть какой-то самобытности. В твоём распоряжении есть софт с почти неограниченным творческим потенциалом, но ты всё равно из раза в раз воссоздаёшь надоевшие порнографические клише!
Я влился в тусовку в не самое лучшее время, поэтому был осторожен, но открыт для идей. Моей первой остановкой стал чат в Digitalero, и… Я был неприятно удивлён. Обитатели сайта показались мне самодовольными, снисходительными моралистами.
Это странно. Если персонажи, изображенные в ролике, не занимались сексом по обоюдному согласию в миссионерской позе, очевидно наслаждаясь обществом друг друга, такой ролик предавали анафеме. Народ оказался довольно консервативным. Скажем так, у них были весьма… статичные взгляды на то, что можно изображать в творчестве, а что нельзя.
Существует единственная в своём роде порностудия, занимающаяся исключительно созданием SFM-порно. Компания под названием StudioFOW была основана двумя аниматорами в 2014 году и меньше чем за пять лет из хобби успела дорасти до полноценного источника заработка. Предприятие укомплектовано штатом: от аниматоров и вебдизайнеров до 3D-дизайнеров, актёров озвучки и пиарщиков! Да и каталог у ребят… Скажем так, разнообразный
В действительности по-настоящему умелый (беспринципный?) порнограф ограничен только собственным упорством и фантазией. Если запастись терпением, можно и модели раздобыть, и анимацию настроить с точностью до миллиметра. А если уж совсем захочется, можно отыскать актёров для озвучки (как же без неё).
Но, несмотря на относительную свободу от оков реальности, никто не говорил, что эротическая анимация — плёвое дело.
Ganonmaster, создатель и администратор SFMlab
У начинающих артистов часто бывают сложности с самим процессом анимации. Они понятия не имеют, как это делать. Нет представлений о том, как ставить правильные планы и ракурсы или как сделать движения персонажей естественными. Потом они, конечно, осваиваются.
И тут новая проблема: оказывается, под рукой нет нужных моделей или декораций — не получится заснять всё так, как хочется. Ребята лезут в библиотеки Valve или берут доступные в сообществе ресурсы, но надолго этого не хватит. Рано или поздно им понадобится нечто специфичное. Нужно будет заняться сценбилдингом. Превращать чёрное ничто, пустое пространство, в декорации.
Качество оформления моделей разнится от источника к источнику. У не особо популярных персонажей могут быть только «нормальные» модели для GMod, без обнаженных версий. Придется либо рисовать модельку лично (и учиться работе с текстурами), либо изворачиваться: подставлять голову нужного персонажа на голое «тело» болванки, вручную совмещая двух актёров. Мы называем это «хэдхакинг».
Про аппаратные ограничения даже начинать не буду. Текстуры и модели в современных играх зачастую весят непомерно много, а SFM плохо переваривает перегрузки. Если не знать, как их обходить, разумеется: например, «расчленяя» одну модель на куски, а затем «сшивая» её уже на месте. А-ля монстр Франкенштейна. Вроде бы и одна модель, а на деле — куча мелких.
Продукцию StudioFOW на сайте Patreon.com поддерживает чуть больше четырех тысяч человек. По факту это один из самых популярных патреонов для « взрослых». В начале марта Patreon ужесточил контент-политику после петиции, требовавшей от администрации сайта удалить весь жестокий сексуальный контент. Это серьёзно усложнило жизнь эротических аниматоров от мала до велика
По причине трудоёмкости процесса и давления со стороны правообладателей наладить стабильный доход с анимации эротики сложно. Это крайне узкая ниша. Монетизация любительского контента на том же «известнейшем порносайте» аналогична механизмам YouTube. Чем больше просмотров, тем выше процент с рекламы и кросспромоушена. Монетизировать SFM-порно мешает опять же механизм а-ля YouTube — модели персонажей защищены авторским правом. Коммерческое распространение невозможно.
Забавный факт: в своё время некогда популярная MMORPG Second Life была самым свободным креативным пространством для анимации (и не только). В том числе эротической. Спа-отель для гомосексуалистов в древнеримском стиле — пример настолько клюквенный, что я до сих пор в него слабо верю. Но он есть
В общем, по-быстрому срубить денег не выйдет. Но многие энтузиасты об этом и не беспокоятся. Им интересен сам процесс работы. Самые увлечённые из аниматоров, конечно, открывают свои странички на Patreon, но людям должно очень сильно нравиться творчество конкретного человека.
Pestilence, SFM-аниматор
Я бы не стал сравнивать финансовую ценность SFM-контента с любительским порно. С кам-гёрлз (webcam-моделями.__ — Прим. редактора) и подавно. Они предоставляют совсем иные услуги: симуляцию здоровых отношений. Люди бросаются тоннами наличности в красивых девочек, потому что, в какой-то степени, борются за их внимание и одобрение. Это целое социальное действо, театр.
3D? Оно проще. Люди знают, за что именно платят. Порой без пожертвований трудиться над анимацией буквально невозможно: в сутках не хватит часов, чтобы работать на полную ставку и параллельно делать реально качественный контент. Я был в маркетинге, успел отслужить в армии и могу сказать, что там я никогда так не уставал, как сейчас.
3D попросту честнее. Мы не эксплуатируем, нарочно или случайно, чувства аудитории. Если человеку нравится контент — он жертвует копеечку. Иногда из чистого альтруизма. С миру по нитке… И всё уже не так плохо.
Учитывая, что SFM-порно — медиум цифровой, художники должны приложить немало усилий, чтобы аудитория «поверила» в происходящее. Без погони за искренностью и одушевлением нарисованных людей нет доверия. Такого контента пруд пруди. В лучшем случае он похож на CGI-катсцены эпохи PS1. В худшем — на конвульсии вырезанных из мыла статуй.
Качественная видеоигровая эротика создаётся невероятно увлечёнными людьми. В каком-то смысле создатели самих игр могут расценивать это как высшую степень признания. Настолько хороши стали разработчики в своём деле. Возможно, игрокам так по душе виртуальные миры и их обитатели, что они стремятся показать свою любовь весьма необычным (и трудоёмким) способом — изобразить их во время занятия сексом.
Не все, однако, разделяют либеральную точку зрения. На новость о статистике порносайтов к примеру, реакции были совсем иные.«Теперь я не могу не думать об этих цифрах, пока играю. 90% людей на сервере наверняка фапают прямо в процессе игры :(»
Pestilence, SFM-аниматор
SFM-эротика тем и выделяется, что сделана… аутентично, что ли. Одним пользователем для другого. И это ощущается, на чувственном уровне, совсем иначе. Потому что работа аниматора строится на его личных хобби и искренних пристрастиях.
Мне кажется, что традиционное порно можно сравнить с безвкусными товарами, которые заполняют стройные ряды в супермаркете. А SFM — это нечто сделанное ремесленником, собственным руками. Что-то небольшое, но созданное с целью. Художником. С любовью.
Я имею в виду… В потребительской культуре сейчас модно покупать товары ручной работы от малых предпринимателей — по крайней мере, когда люди могут себе это позволить. Не вижу никаких причин, по которым порно должно выбиваться из этой тенденции.
На чаше весов
На феномен видеоигровой порнографии можно смотреть по-разному. Классифицировать её важность, девиантность и ценность для естественного развития игровых медиа. Следующий эволюционный шаг после машинимы? Вполне себе. Революция в секторе независимой порнографии? Бесспорно, хоть наличие «ненастоящих» людей может намекать на обратное. Демократизация творчества? Крупнейшая веха со времён machinima.com!
Основатель Valve и Source Filmmaker внутри SFM. Есть в этом что-то прекрасное. Извините, я не стал проверять, есть ли порно с Гейбом Ньюэллом в главной роли
К сожалению, эти положительные и крайне любопытные качества не дают сообществу неприкосновенность. А моментов, достойных критики, хватает.
На первых порах никто не обращал большого внимания на появление эротической анимации. Хотя стоит признать, что реакции общественности были разными: от брезгливости до искреннего любопытства. Дескать, вот до чего интернетзависимые хикки дошли — отрезали себя не только от повседневного общения с живыми людьми, но даже от порно с ними.
Реакция понятная. Но сейчас, в 2018 году, разработчики не ограничиваются грустными высказываниями. Если им не нравится, как обходятся с их «дочерьми», в ход идут юриспруденция и судебные иски. Ведь сторонние ресурсы, используемые в SFM (как правило, модели) защищены авторским правом. Чтобы их задействовать, их нужно «выдрать» из игры и внедрить в другую среду, и далеко не каждая игровая студия согласится с тем, что порно можно считать законным трансформативным использованием контента.
Когда впервые поднялся шум вокруг «неприемлемого» использования моделей персонажей из Overwatch, Blizzard подключила адвокатов на полной мощности. Только четыре страницы мастерской Steam из шести доступных действительно содержат модели из Overwatch. Учитывая популярность игры, это мелочь. Никто не хочет лишний раз злить корпорацию
Pestilence
Не думаю, что их это беспокоит в моральном плане. Ни капли. Для больших корпораций это не более чем демонстрация силы. Превентивная мера. Наверняка найдутся единицы — более близкие к воинственному социальному правосудию, полагаю. Да, согласен. Быть может, какому-нибудь художнику или аниматору в Blizzard будет неприятно видеть своего «ребёнка» в порно. Потому что они изначально готовили персонажу совсем другую судьбу. Что-то мне подсказывает, что Лара Крофт задумывалась не как пожирательница членов, страдающая нимфоманией.
В то же время я думаю, что это, скажем так, естественная закономерность. Разработчикам стоит просто смириться. Нельзя контролировать фанатское творчество, сколько бы корпорации ни пытались. Креативные сообщества не работают по таким правилам. Типа… Когда фанаты делают то, что привлекает «правильное» внимание к игре, как серия Red vs. Blue, это ОК. Когда «неправильное», то этот контент надо сжечь на костре? Нет, извините. Физически не получится.
Веб-сериал Red vs. Blue насчитывает аж пятнадцать сезонов, а в озвучке успели принять участие такие известные люди, как косплей-модель Джессика Нигри и Элайджа Вуд. Забавная безделушка почти что единолично помогла компании Rooster Teeth превратиться в настоящее медиа
Настоящая опала SFM-аниматоров началась чуть позже релиза утилиты в 2012 году. Когда некоторые аниматоры смекнули, что совсем не обязательно делать легальный контент.
Ganonmaster
Поначалу люди анимировали относительно простые вещи. «Нормальные» вещи. Оральный секс, простые позиции, ситуации и персонажи. Только спустя пару месяцев некоторые персоны начали черпать вдохновение в более… мрачных источниках. Это вызвало негативную реакцию как внутри, так и вне сообщества. Некоторые аниматоры принялись создавать довольно жестокий контент. Ролики с изнасилованием, лоликон, зоофилия, гуро. Темы, которые вряд ли можно счесть социально приемлемыми.
«Чернуха» была запрещена и на Digitalero, и на SFMlab. Даже если что-то такое попадало на сайт, оно быстро удалялось — никто не хотел проблем на свою голову. Но суть даже не в этом. Стереть нежелательный контент просто, а вот предотвратить его появление — отнюдь нет. В условиях такой большой творческой свободы подобные вещи довольно сложно регулировать.
Например, на SFMlab есть модели лошадей и собак. Сами по себе они могут использоваться для любой анимации. Модели нейтральны. Дело не в них, а в аниматорах, которые злоупотребляют творческой свободой сообщества, чтобы создавать противоречивый контент.
Ganonmaster прав. Эротику можно сделать хоть из соплей и палок. Даже в GMod. Даже в низком разрешении.
Та самая свобода, которой и ценен SFM как инструмент, стала главной проблемой. Бесконечная, необъятная свобода творить всё что душе угодно. Включая и без пяти минут снафф-контент. Кто тебе запретит, даже в теории? Достаточно просто не соваться на порталы со строгой модерацией.
Сама возможность воссоздавать в цифровом виде неприемлемые вещи погубило репутацию SFM-эротики. Лёгкое непонимание стремительно перешло в неприязнь и отвращение.
Ganonmaster
Для большинства нормальных людей подобное дерьмо будет неописуемо отталкивающим, неприятным зрелищем. Мне такие вещи тоже не нравятся. Однако есть и те, кого это возбуждает. Но в SFM, в отличие от реальной порнографии, фетишизм не ограничен законами природы.
В каком-то смысле SFM-порно похоже на обычные эротические рисунки. Перед аниматором лежит «холст» с неограниченными творческими возможностями. И творец, и его аудитория открывают в себе фетиши, о существовании которых они не догадывались. Находят желания, никогда прежде не проявлявшиеся. Некоторых людей это завораживает.
Других — ужасает.
Иногда я даже рад, что Джек Томпсон давным-давно лишён адвокатской лицензии и забыт всеми, кроме историков. Шутки шутками, но превращать полную нюансов и аргументов дискуссию во всенародный цирк не хочется.
Доступ к бездонному колодцу самых странных фетишей закономерно не устраивает любого консерватора. Это выглядит неправильно, с какой стороны ни глянь. С точки зрения психиатрии — так и вовсе опасно. В 2013 году научный журнал Computers in Human Behavior провёл исследование, и его результаты показали, что чем раньше человек приобщается к порно, тем быстрее теряет к нему чувствительность и начинает искать новые источники возбуждения. От обычного порно к зоофилии и материалам с несовершеннолетними.
Учитывая, как просто нынче найти порно, ничто не может гарантировать, что подросток не наткнется на ролик с персонажем своей любимой игры. Даже по чистой случайности.
То, что SFM-аниматоры не зависят от корпоративного планирования, также означает то, что у творцов мало контроля над тем, как и куда попадёт их творчество. Сами аниматоры могут выкладывать контент «для своих», в чатах или по ссылкам, но, как мы уже говорили, в сообществах часто сидят случайные люди. Ничто не мешает им распространять ролики против желания их владельца.
Март подарил нам интереснейший кейс. С тех пор как рэпер Дрейк в середине марта засветился на Twitch-стриме по Fortnite: Battle Royale , популярность тега «fortnite» на порносайтах невероятно возросла. Это примечательно потому, что Fortnite запредельно популярен на YouTube и привлекает аудиторию младшей возрастной категории (благодаря отсутствию ценника и дружелюбному визуальному стилю). Не удивлюсь, если скоро прогремит скандал, аналогичный тому, что приключился с Overwatch
Эти проблемные вопросы объединяет одна черта — их неразрешимость. Интернет уже давно миновал точку, в которой реально было что-то удалить или подвергнуть цензуре. Даже в условиях ужесточённого контроля над сетевой активностью для того, чтобы полностью исключить все риски, понадобится не просто запретить порнографию или SFM. Придется отрезать все средства коммуникации. Запретить интернет.
А это, мягко говоря, утопично. Даже с Великим китайским файрволлом.
Анатолий Серпухов (имя и фамилия изменены) , психиатр
Для людей, неспособных жить здоровой половой жизнью, порнография выполняет терапевтическую функцию. Да и в принципе благодаря сексуальной революции взгляды на многие практики поменялись. Слово «порнография» даже звучит несколько дискредитировано, негативно. От социального стигмата мы до сих пор не избавились.
Эротическая продукция, даже игровая, нужна. Конечно нужна. Она может послужить «буфером» для разрядки людей, чьи сексуальные позывы способны навредить обществу. Влечение к несуществующему человеку — это уже проявление асоциальности, но такая продукция всё ещё может быть полезна в ряде случаев. Вполне вероятно, что этот контент можно использовать для коррекции сексуальных патологий, прививая пациентам отвращение к тем или иным сексуальным фантазиям.
Но это слишком острый скальпель. Такая анимация — это нездоровый способ самореализации, ещё сильнее отрывающий человека от реальности. А если человек уже повреждён? Почему участники сообщества решили, что их психика в полном порядке? Как они могут знать, что их аудитория тоже здорова? Неважно, что сами аниматоры не транслируют свои убеждения в массы, — никогда нельзя исключать вероятность того, что ролики попадутся на глаза внушаемым индивидуумам. Придумывать оправдания в этой ситуации бессмысленно.
Безусловно, в самой идее есть положительные моменты. Однако грань между нормой и патологией слишком тонка. Превращать абстрактные фантазии в реальные зрительные образы — очень опасное предприятие.
Darkcrow, основатель StudioFOW
Я думаю, что ответственные взрослые люди способны отделять фантазию от реальности. Медиум анимации по факту — самый безопасный способ исследовать эти самые фантазии. В съёмках не участвуют живые люди — все модели цифровые, и никто не подвергается эксплуатации. Чтобы быть достоверными, сцены должны быть выполнены предельно реалистично, и если люди испытывают дискомфорт от того, насколько реальным кажется происходящее, то это успех. Мы справились. Человек отреагировал на наше творчество. Я расстроился бы куда больше, если б зритель никак не отреагировал на увиденное. Значит, ролик не смог расшевелить что-то внутри человека.
Наконец, большая доля наших фанатов — это женщины, и они без ума от жёсткого контента. Мы счастливы, что наша деятельность даёт им шанс насладиться теми аспектами сексуальности, которые общество стремится подавить.
Всё, как обычно, сводится к стародавнему спору. Что важнее: этика или эстетика? Должны ли быть пределы у творческой свободы? С какой стати искусство должно подчиняться моральным стандартам?
Вопрос неразрешим. SFM-порно стоит перед упомянутой дилеммой, потому что по определению это тоже творчество. У обеих сторон этой древней дискуссии есть весомые аргументы, не позволяющие сделать однозначный вывод. Без «120 дней Содома» де Сада, к примеру, сексуальность в современной массовой культуре могла быть совсем иной. Это хорошо или плохо?
Правильный ответ: никто не знает. Все могут довольствоваться только мнениями — обоснованными и не очень. Уравновешиваются ли риски, которые навлекает игровая порнография, её достоинствами — неясно. Слишком рано об этом судить. Прошло всего-то шесть лет, и, глядя на то, сколько шума наделало использование персонажей из Overwatch, можно предположить, что нас ждёт ещё не один всплеск внимания к этому феномену.
В конце концов, Source Filmmaker — это просто инструмент, оказавшийся в нужное время в «нужных» руках. Кто знает, чем всё обернётся ещё через шесть лет.
Pestilence
Сцена SFM-порно — это доказательство того, что фанаты игр всегда будут лучшими творцами любого контента, связанного с ними, эротического или нет. Здесь сокрыто что-то настоящее, что-то неповторимое, особенное. И я вдохновляюсь страстью этих людей и своих товарищей по цеху. Каждый день своей жизни.