Фильм «Черновик». Когда название себя оправдало
По отечественным киноэкранам шествует «Черновик» — экранизация одноимённого романа Сергея Лукьяненко. Последний фильм по произведениям мэтра российской фантастики — «Азирис Нуна» — вышел в 2006 году, так что новых экранизаций Лукьяненко поклонники ждали целых двенадцать лет.
Увы, «Черновик» Сергея Мокрицкого едва ли угодит что фанатам книги, что рядовому зрителю. От режиссёра неплохой военной драмы «Битва за Севастополь» можно было ожидать как минимум добротного зрелища, но перенос на экран фантастического боевика оказался ему не по зубам. По многим причинам, из которых едва ли не основная — небрежное обращение с исходным материалом.
Жанр: фантастика Режиссёр: Сергей Мокрицкий Сценаристы: Денис Курышев, Сергей Артимович, Максим Бударин В ролях: Никита Волков, Евгений Ткачук, Ольга Боровская, Юлия Пересильд Премьера в России: 25 мая 2018 года Возрастной рейтинг: 12+
Глава 1. [Придумать название!]
Главный герой фильма — молодой москвич Кирилл (Никита Волков), талантливый игровой дизайнер. Коллеги поют ему дифирамбы, себя Кирилл именует гением и от скромности не помирает. Правда, увлечённость работой плохо сказывается на его личной жизни: в первые же минуты фильма Кирилла бросает любимая девушка (Ольга Боровская), потому что он забыл, когда у неё день рождения.
Беда не приходит одна. Однажды Кирилл возвращается с работы и обнаруживает, что в его квартире живёт незнакомка (колоритная Северия Янушаускайте). Живёт, по её словам, уже очень давно. Все документы на собственность чудесным образом переписываются, и теперь у Кирилла нет дома. Странички в его паспорте очищаются ото всех данных. Вскоре все, кого он знал, попросту забывают о нём. Соседи. Друзья. Родители. Даже его собака.
Попытка добиться объяснений от стервозной барышни, прописавшейся в его квартире, заканчивается очень плохо. Когда терять Кириллу становится уже нечего, он получает по телефону указания: явиться в водонапорную башню неподалёку от Кремля. Там-то и выясняется, что башня — проход между мирами, а наш герой избран выполнять на ней почётную функцию таможенника. Бонусами к новой должности идёт сверхъестественная ловкость, ускоренная регенерация и прочие возможности порядочного супергероя. Из минусов — так называемый «поводок»: от башни нельзя отойти дальше, чем на пятнадцать километров. А ещё придётся плясать под дудку таинственных кукловодов, обрёкших его на такую судьбу.
Впрочем, до поры до времени Кирилла вполне устраивает новая работа, интересная и непыльная. У него даже остаётся время, чтобы наладить отношения с бывшей девушкой. Однако потом кукловоды решают, что девушка отвлекает Кирилла от его прямых обязанностей, а тот снова терять любимую категорически не согласен…
К сожалению, на экране сюжет фильма излагается куда сумбурнее, чем в кратком пересказе. С одной стороны, темп у ленты бодрый, скучать зрителю некогда. С другой — повествование напоминает лоскутное одеяло, до того оно фрагментировано. Некоторые сцены стыкуются весьма топорно, как будто при монтаже часть отснятого материала вырезали не глядя. Даже тем, кто читал книгу, порой будет нелегко понять, что происходит. Что уж говорить о людях, которые ничего не знают о Функционалах, Аркане и прочих фишках мира, созданного Лукьяненко…
Скорее всего, проблема в том, что Мокрицкий уже пообещал через год выпустить на ТВ одноимённый сериал. Вот и снимали изначально с расчётом на то, чтобы история раскрывалась на протяжении четырёх часов, а никак не двух. Уместить в такой короткий хронометраж пять сотен страниц межмировых интриг — задачка не для слабонервных.
Факт остаётся фактом: в текущем виде «Черновик» напоминает скорее небрежный конспект оригинала, нежели самостоятельное произведение. Это при том, что большую часть фильма герою объясняют правила игры и любезно рассказывают про его новые способности. Даже там, где сообразительный «книжный» Кирилл до всего доходил своим умом.
Глава 2. Замкнутое пространство (?) [подумать ещё]
Смещение акцентов и отступления от книги не пошли фильму на пользу. Живые авторские диалоги с лёгким налётом философии переписаны и упрощены. Всё свелось к изложению местной мифологии. Любовная линия, которая в оригинале проходит по касательной, в фильме зачем-то вылезает чуть ли не на первый план — оттого ближе к финалу мы получаем мутный сюжетный поворот в духе мультяшного Диснея и поцелуев истинной любви. Сказочный мир наркотической утопии, куда кукловоды ссылают неугодных, превратили в страну-ГУЛАГ, где бродит победивший призрак коммунизма. Механические пауки и злобные кибернетические матрёшки — «клюквинка» на торте абсурда.
Проблема не в том, что создатели посмели покуситься на святое. Крупные литературные формы невозможно перенести на экран без изменений, книги и сценарии пишутся по разным законам. Но эти изменения должны латать сюжетные дыры, порождённые киноадаптацией. В «Черновике» же они влекут за собой дополнительные вопросы — а их и без того оставалось предостаточно.
«Графическая» сторона тоже оставляет желать лучшего. Редкий экшен не слишком впечатляет. Slo-mo делу не помогает. Из благодатной темы множественных миров и альтернативных вселенных фильм выжимает до обидного мало: другие варианты Земли показывают мельком, словно стыдливо. Минимум пейзажей, общих и дальних планов. Максимум скучных замкнутых пространств.
Экскурсии Кирилла в иномирье могли стать не менее красочными, чем странствия Доктора Стрэнджа по мультивселенной или путешествия его британского коллеги в синей будке. А что в итоге? Матрёшки, одинокий дирижабль да плохо нарисованные виды Кремля с вариациями.
Музыкальное сопровождение добавляет фильму несуразности. Песни Агутина звучат так чужеродно, что хочется залезть в закадровый плейлист и найти там что-то более уместное. Оригинальный саундтрек Кирилла Рихтера совершенно не запоминается, но и раздражения не вызывает. И на том спасибо.
Глава 3 (последняя) [остроумно обыграть!]
«Черновик» есть за что похвалить. Кастинг удачный. Камео Хакамады, Хрусталёва и самого Лукьяненко остроумны. Основные персонажи вышли узнаваемыми и фактурными (если забыть о хозяйке гостиницы). Лукьяненко прописывал скорее яркие типажи, чем сложные многогранные характеры, и это пошло сценарию на пользу.
Жаль только, играют актёры посредственно. Единственный, кого можно выделить, — Котя, друг Кирилла, в исполнении Евгения Ткачука. Его перевоплощение вышло вполне убедительным. Остальные фальшивят тут и там, хотя достоверно сыграть таких героев при всём старании было бы сложно: из-за халтурного монтажа персонажи забывают не только Кирилла, но и значение слова «мотивация». В одной сцене Кирилл с другом на ножах — в следующую встречу они уже мирно беседуют. В одной сцене его девушка счастлива с новым ухажёром — спустя пару минут она снова влюблена в бывшего. Какие переходы и логические связки, какая цельность образа, вы о чём?
Сам Кирилл вроде и последователен в большей степени, нежели остальные, и достаточно симпатичен, чтобы ему сопереживать. Да только до Нео (эту параллель Лукьяненко проводит прямым текстом) ему всё равно далеко. Герою со всех сторон твердят, какой он талантливый и особенный. В чём заключаются эти его «особенные таланты», мы так и не поймём. По крайней мере, без костыля в виде книги, на которую фильм с течением времени опирается всё меньше.
«Знаешь, когда на героя напали матрёшки, это было похоже на боевик», — задумчиво сказал какой-то мальчишка своему приятелю после сеанса. Самый большой комплимент, какой можно сделать «Черновику», — то, что в некоторых моментах он и правда похож на боевик. Или добротную фантастику, которой мог бы стать. В остальном вышла скорее любовная история, да и та не выдерживает критики.
Фильм не так плох, чтобы вызвать желание стереть воспоминания о просмотре. Но качественной работой его не назовёшь. Может, обещанный сериал исправит положение. Пока перед нами действительно черновик — и это не тот случай, когда фильму стоило так усердно оправдывать своё название.
Остаётся надеяться, что при таком подходе вторую книгу серии, «Чистовик», тоже экранизируют под стать названию.