Vampyr. Бездушная сволочь
Дело происходит в Лондоне во время эпидемии «испанки». После многозначительной и пафосной заставки наш главный герой, Джонатан Рид, просыпается в канаве среди трупов и мгновенно понимает: что-то не так. Он испытывает страшную жажду и накидывается на первое же попавшееся живое существо, которое оказывается… его сестрой. Выпив из родственницы всю кровь, Джонатан задаётся двумя ключевыми для сюжета вопросами: что со мной не так, и кто в этом виноват? Теперь нашему, с позволения сказать, «герою» обязательно нужно найти того, кто сделал его зверем, и отомстить за сестру!
Свежо? Нет. Но именно это ближайшие часы будет занимать мысли главного героя, а значит, и ваши.
Юноша бледный со взором горящим
Удивительные приключения человека с непереносимостью солнечного света, религиозных символов и нормальной еды начались! Теперь вампиру нужно набираться опыта, выполнять задания, лечить и пить кровь горожан, уничтожать монстров и религиозных фанатиков, а также бесконечно разговаривать и раскрывать секреты NPC. Но всё в свой черёд: сначала нужно рассказать о Лондоне.
Хотите быстро узнать о том, что происходит в городе? Почитайте плакаты на стенах!
Британская столица в игре поделена на четыре района влияния: Порт, Пембрукская больница, Уайтчепел и Вест-Энд. В каждом есть свой «столп» — человек, на котором всё держится, а также кучка людей, которые так или иначе вертятся вокруг главной персоны. Каждый NPC в игре — это отдельный персонаж со своей историей, мыслями и заданием. Но не ждите особого размаха. В Лондоне всё-таки эпидемия, а главный герой может выходить только ночью, так что на улицах можно встретить по полтора десятка человек в каждом районе.
Вокруг мрак и безнадёга, но тут и там лежат бесхозные денежки!
Главную фишку Vampyr раскрывают еще в самом начале — сообщением «Сложность игры зависит от количества убийств». И это правда. Любого персонажа можно выпить. Вместе со своей кровью и жизнью NPC отдадут вам очки опыта, которые понадобятся для прокачки особых умений Рида. И чем сильнее кровь в горожанине, тем сложнее его загипнотизировать, чтобы потом «объять» — именно так называют присасывание к жертве.
Вот Клей Кокс, отпетый негодяй, его легко загипнотизировать, но и опыта с него почти не получишь
Сначала, когда вы знакомитесь с новым человеком, количество опыта в нем меньше максимальной величины. Порой это связано с тем, что уровень крови может упасть из-за болезни. Если горожанин простужен или переутомлен, лучше сначала вылечить его, а потом уже всадить клыки в шею — и это логично.
Но чаще всего для максимальной пользы нужно собрать информацию о несчастном и постараться разузнать как можно больше. Говорите со всеми подряд, ищите скомканные страницы дневников и писем в мусорках, шпионьте и раскрывайте тайны лондонцев. Чем больше информации вы накопите, тем больше сможете выпить. Ну и конечно, тем сложнее будет решиться на убийство. По задумке авторов.
Схема идеальная!
…Если бы не одно но: большинство персонажей плоские. Я не знаю, как у студии-создательницы Life is Strange это получилось, но почти никому в игре не сопереживаешь. Вокруг эпидемия, смерти, кровососы и чудища, а тебе всё равно. Даже секреты, которые ты вычитываешь в обрывках газет или узнаешь, осторожно заглянув в окно, далеко не готические. Кто-то оказывается гомосексуалистом, кто-то пытался покончить с собой, кто-то втайне лечит иммигрантов — почти ничего зловещего или интригующего. А все задания, которые вам дают, сводятся к «принеси» или «найди». За все часы, что я смогла поиграть, встретилось не больше трех сцен, которые тронули хоть какие-то струны в моей душе.
Не ленитесь!
Крайне полезно посвятить какое-то время исследованию окружающего мира. Обыскивайте трупы: мертвецы с удовольствием отдадут вам необходимые для крафта и улучшения оружия материалы. Все перспективные ящики и мусорные баки будут переливаться, так что их сложно пропустить. Но вот полезные бумаги и книги — другое дело, их легко можно не заметить. А ведь большая часть мифологии мира раскрывается именно в них. Так что, исследуя новую локацию, будьте внимательны.
Ещё, конечно, есть торговцы, но они просят кучу денег
Ну а чтобы получить еще больше сведений о том, что и кто вас окружает, воспользуйтесь вампирским чутьем. В этом режиме мир становится черно-белым, а следы крови и живые бьющиеся сердца — красными. Так очень просто выслеживать раненых, заранее высматривать врагов и раскрывать людские секреты. Кроме того, если вы видите, что чье-то сердце стучит слишком часто и вот-вот выпрыгнет из груди, вы понимаете, что человек что-то скрывает. Просто проследуйте за ним, и вам откроется его тайна. Скорее всего, довольно унылая, но всё-таки!
Страх и ненависть в Лондоне
Наивно было бы предполагать, что Джонатан — единственное странное существо в Лондоне. Помимо обычных людей, на улицах вы встретите скалей (уродливых и почти безумных низших вампиров), чудовищ сродни оборотням и, конечно, охотников на кровососов. И все они захотят вас убить! Стоит только подойти ближе, и любая из этих тварей накинется на вас в попытках растерзать. Придётся отбиваться.
Благо после обращения доктор Рид выучил парочку хитрых приёмов. Начнем с того, что у вас есть три шкалы: здоровье, выносливость и кровь. С первой все понятно — она расходуется, если персонаж получает урон. Вторая тратится на бег и атаку оружием и потихоньку восстанавливается со временем. А третья нужна для применения особых вампирских приёмов и пополняется, если оглушить врага, а потом куснуть его в шею. Ну или пробегающую мимо крысу выпить.
Когда метросексуальный доктор вонзает клыки в крысу, он удивляется своему поведению. Даже на сотый раз…
Вместе с бессмертием Джонатан получил навыки владения всем возможным оружием: дубинки, клинки, косы, деревянные колы, револьверы — выбирайте, что душе угодно. А если мало, то можно прокачать магию крови: взрывающиеся под ногами противников лужи, молниеносные удары по всем вокруг, устрашающие когти и многое другое. Улучшить навыки позволяют в безопасных убежищах, раскиданных по всему городу. Там же вы найдете верстак для крафта.
Улучшайте оружие, иначе выживать станет сложно
Но не спешите радостно потирать руки в предвкушении: боёвка в Vampyr — это отдельная боль. Она переусложнена без видимых причин. Например, у вас есть особое умение «Теневой туман». С его помощью вы можете поместить взрывающееся облако под ногами у своих противников или, в пылу битвы, у себя, чтобы зацепило всех нападающих. И я привыкла начинать драку именно с этого приёма. Подбираюсь к противникам, навожусь на одного так, чтобы высветились его «карточка» с информацией, а затем кидаю лужу под ноги… себе. Потому что я не выделила врага с помощью кнопки Ctrl! Да, я навелась на него, да, его профиль отразился на экране, но фактически я не взяла его в прицел, потому что для этого нужно ещё одно действие , и в итоге атака ушла в пустоту.
Кроме того, если в драке вы возьмёте одного из соперников в прицел, а нападать на вас будут двое, трое, четверо упырей, то главный герой будет крутиться между ними. И добить кого-нибудь очень сложно!
Еще немного о странностях: доктор Рид не умеет прыгать. В некоторые места можно телепортироваться. Но не во все и не всегда!
А ещё у персонажа постоянно, особенно на начальных уровнях, заканчивается выносливость, поэтому приходится убирать оружие ближнего боя и бить чем-нибудь другим. Как, у вас нет ничего подходящего? Ну, тогда остаётся только уворачиваться. Правда, толкового увёртывания в игре нет. Вы просто нервно елозите по экрану в робкой надежде дотянуть до того момента, когда шкала восстановится и вы сможете атаковать.
Здравствуйте, доктор!
Но драки и сражения — это не всё. Я не случайно чуть выше назвала Джонатана доктором. Он хирург, и, как выяснится, очень известный. Даже разработал свою методику переливания крови, которая спасла жизнь многим. Так что нам придётся совершать обходы.
Каждая жёлтая звездочка — это болезнь. И чем их больше, тем тяжелее заболевание
Каждую ночь главный герой просыпается, и ему показывают, кто, чем и где заболел, а также какой уровень благополучия теперь у того или иного района. Каждую игровую ночь приходится создавать лекарства и обходить весь город , чтобы вылечить каждого страждущего. Лондон — это не две улицы, поэтому на лечение каждый раз уходит куча времени. А учитывая, что на лекарства нужны еще и ресурсы, которые тоже надо найти…
Горожане — не только источник крови, они ваша головная боль. Постоянно норовят чем-нибудь заболеть или ещё как-нибудь покалечиться. А если в районе будет слишком много тяжелобольных, то уровень благополучия опустится, и начнётся настоящий хаос: на улицах появятся монстры, люди станут пропадать. И тут важно понимать, что вместе с обитателями Лондона исчезнут и их задания. Если вы вдруг решите быть хорошим кровопийцей, который не трогает невинных и только бегает туда-сюда по их поручениям, то квесты вам очень пригодятся, ведь это один из немногих бескровных способов получить приличную порцию опыта.
Если вы значительно продвинетесь по сюжету или навлечёте на кого-нибудь беду своими действиями, это тут же отобразится на карте
Впрочем, возможно, что вы и не захотите этих квестов. Наш персонаж — единственный хоть на что-то способный человек (ха!) в радиусе многих километров, поэтому приходится помогать всем подряд. У хозяина местного бара кончился алкоголь? Доктор Рид спешит на помощь! Какой-то мужик потерялся в канализации? Джонатан, ваш выход! Парень посеял мамино ожерелье? Бессмертное порождение ночи тут же начинает нарезать круги по району в поисках цацки!
И почти каждый ваш выбор и чих будет приводить к противной надписи на экране — оказывается вы ухудшили ситуацию в этой местности! Я даже не знаю, с чем это сравнить… Просто представьте, что каждый раз в интерактивном кино вам писали бы не «Он это запомнит» или «Ваше решение повлечет за собой последствия», а «Что бы вы ни решили — вам ЖОПА!».
И тут ещё много огрехов. На дворе 2018 год, а игра на ультранастройках выглядит так, что страшно не от сеттинга, а от взгляда на здешних NPC. Ну и лицевая анимация… скажем так, оставляет желать лучшего. Брови персонажей здесь почти не двигаются, поэтому о своих страшных проблемах жители города рассказывают с отсутствующим видом. Это сильно портит впечатление.
Это человек или картофелина?
«Ручного» сохранения в игре нет — это сознательный шаг, заставляющий вас задумываться перед каждым кровопитием. Есть только автосейвы, и вы никогда не будете знать, как далеко вас откинет после гибели. Например, вот идёте вы выполнять задание в канализации, разрываете на части весь миллион противников, доходите до босса и гибнете от его рук. Сохранение в таком случае может воскресить вас прямо перед финальным монстром или… в самом начале канализации. А если вы умрёте в драке на городских улицах, то переместитесь вообще чёрт знает куда.
Одно хорошо — при загрузке автосохранения коробки и сундуки, которые вы открыли, не нужно повторно активировать, оживут только враги. Эх, лучше бы наоборот было!
Вот лежит мужик поперёк кровати, и ему нормально, а мне больно!
Еще больше скриншотов из Vampyr
Я могла бы говорить про Vampyr ещё долго: о том, как игра хочет, чтобы вы шли по намеченному разработчиками пути и не сворачивали, как вас наказывают за тягу к исследованию мира, как странно изгибается сюжетная тропка. Но на самом деле это всё становится неважным, когда вы наконец в полной мере осознаете, что перед вами четыре скопления NPC, выдающих простенькие задания, а между ними — серые улицы, на которых всегда в одном и том же месте появляются одни и те же противники.
И так всю игру. Концептуально не меняется ничего, только враги крепнут. Убивай, чтобы звереть, и иди вперед, подгоняемый сомнительной мотивацией.
Плохая ли это игра? Нет, хуже. Она никакая.