Сетевая арифметика
Одной из самых важных характеристик для сайта является количество посещений. Оно говорит о многом: об успехе ресурса и актуальности информации, располагаемой на сайте, о читабельности и правильном визуальном представлении. Но число посещений может дать лишь общую оценку сайту: популярен он или нет. Не всегда огромное количество посетителей говорит об успехе — оно может быть результатом грамотно проведенной рекламной кампании или же элементарного жульничества. Спрос рождает предложение Основным делом систем сбора интернет-статистики является корректный подсчет посетителей
Отчеты Rambler Top100 составляются в наиболее удобной форме - в виде графиков.
ресурса. О корректности подсчета мы поговорим позже, но сразу следует отметить, что очень многие счетчики весьма неточно определяют число посетителей. Среди новых функций, отличающих системы сбора, можно назвать определение времени посещения сайта и пути пользователя по сайту. Эти два показателя крайне важны для владельца сетевого ресурса, ведь именно они сообщат об ошибках, допущенных при проектировании и реализации сайта. Как можно использовать данные о времени пребывания пользователя на сайте? Если посетители забегают к вам буквально на несколько секунд, значит, вы можете быть твердо уверены в том, что пользователь набрал ваш URL или щелкнул на вашу ссылку случайно и ваши труды ему не интересны. Счетчиком заход посетителя засчитается, но, отсекая такие посещения, вы сможете определить реальное число полезных посещений: три минуты на сайте — довольно серьезные цифры для какого-нибудь мало-мальски популярного сетевого ресурса (особенно если ваш сайт специфической тематики). Системы статистики отслеживают перемещение посетителя внутри сайта. Большая часть интернет-аудитории не идет дальше первой странички. Вы можете поздравить себя, если ваши посетители уходят на две-три странички вглубь. Что может дать создателю сайта информация о пути пользователя? Если серфер побродил по первой страничке и не пошел дальше, значит, вы неправильно построили систему навигации по сайту, и посетитель так и не разобрался, где ему найти нужную информацию. Помимо ошибок в навигации, причиной “неглубокого” посещения может стать невнятное описание содержимого ресурса. В результате после нескольких неудачных попыток переварить написанное на сайте гость покинет вашу сетевую вотчину. Если сайт имеет несколько разделов, то определение маршрута посетителей дает шанс найти его малоинтересные “тропинки”, которые необходимо преобразовать либо вообще закрыть, чтобы не тратить лишних усилий для их поддержки или рекламы. Сравнивая наиболее популярные страницы с менее посещаемыми, веб-мастер сможет определить ошибки, допущенные при создании последних: неверные фразы, неудобное расположение необходимой ссылки или малый интерес к теме, раскрываемой в данной части сайта. Системы сбора статистики стимулируют разработчиков на создание более профессиональных и привлекательных произведений WWW. Любой сайт в Сети, претендующий на оригинальность, посещаемость, а главное, рекламное место, должен каким-нибудь способом доказать свои достижения. Помимо поиска недостатков в дизайне и логической структуре, системы статистики и счетчики служат доказательством выгодности финансовых вложений в отслеживаемый ими ресурс. Статистику посещений, динамику их изменений, пути по сайту, словом, все данные, сообщающие о состоянии интернет-ресурса, можно предоставить инвестору в качестве информации к размышлению. На старте — конкуренция Как выбрать счетчик или систему статистики для своего сайта? В первую Словарь статиста Индекс стабильности — соотношение количества новых посетителей к общему числу пользователей ресурса. Перезагрузка (reload) — просмотр страницы. Количество перезагрузок — это разница между количеством загрузок и хитов. Показ, просмотр — любой просмотр страницы пользователем, включая перезагрузку страницы. Посетитель (visitor) — пользователь, зашедший на ваш сайт. Один гость, использующий разные браузеры, может быть засчитан за несколько посетителей. Учитывается возможность работы пользователей через proxy-серверы (в т.ч. анонимные) и использование динамического IP-адреса. Размер аудитории сайта (site reach) — количество уникальных посетителей, побывавших на сайте в течение определенного временного отрезка. Если ресурс регулярно обновляется, то у него есть шанс обрести постоянных посетителей. Реферер (referrer) — URL-адрес, с которого посетитель пришел на ваш сайт. Он может быть пустым, в случае когда посетитель набрал в окне браузера ваш адрес, перешел к вам через закладки или как на домашнюю страницу. Сессия (session) — просмотр посетителем группы страниц сайта. Сессия считается завершенной, если от посетителя не было обращений в течение 15 мин. Хит (hit) — обращение пользователя к странице, исключая перезагрузки. Повторный хит засчитывается при вторичном обращении пользователя к странице через 60 секунд. Хост (host) — уникальный IP-адрес посетителя. Частота посещения страницы (site frequency) — усредненная величина, указывающая, как часто посетители возвращаются на сайт, что вполне характерно для ресурсов с регулярно обновляющимся содержанием. Ядро (ядро аудитории сайта) — число посетителей, регулярно (в среднем не реже раза в неделю) посещающих сайт.
очередь — внешний вид: если рисунок счетчика вписывается в общую концепцию, первый экзамен сдан. Многочисленные серверы, предоставляющие услуги по подсчету количества посещений, предлагают на выбор огромное количество изображений счетчиков, способных удовлетворить самого щепетильного дизайнера. Некоторые счетчики бывают даже анимированными или представленными в виде Java-апплета. Выглядят они, конечно, довольно привлекательно, но не стоит слишком сильно ими увлекаться. Помните, что практически всегда красота в Сети связана с большими объемами данных, которые придется загрузить посетителю. Нередко пользователь предпочтет покинуть сайт или перейти к просмотру других его страниц, нежели ждать, пока загрузятся красивые циферки счетчика. Для серьезных сайтов важен не только внешний вид счетчика, но и его функциональность: отслеживание пути посетителя по сайту, оценка времени пребывания пользователя на сайте, представление портрета аудитории сайта. Немаловажным критерием отбора счетчика является и мощность самой системы, предоставляющей сервисные услуги. Если на сборе статистики стоит один маломощный компьютер, то ни о каких успехах в анализе аудитории не приходится говорить. Система просто будет не успевать обработать посетителя и собрать желаемую информацию. Счетчик первый мой Поместить счетчик на своей страничке не составит большого труда. Практически все системы, предлагающие услуги по статистике, предоставят вам образец HTML-кода, который необходимо будет добавить в исходный текст своих документов. Для простых счетчиков нередко это будет просто ссылка на изображение, располагаемое на сервере, предоставившем услугу. Информации, передаваемой при загрузке изображения, недостаточно. В ход идут программы на JavaScript, собирающие и передающие некоторую общедоступную информацию о пользователе. Часть кода HTML-JavaScript оптимизируется для выполнения практически в любом браузере. Даже если “обозреватель Интернет” у посетителя не поддерживает JavaScript или такая поддержка отключена, система сбора статистики сумеет получить всю доступную информацию. Как же система сбора статистики узнает о путях пользователя? Дело в том, что для корректного получения информации необходимо размещать на своих сайтах два вида счетчиков. Первый тип предназначен для заглавной страницы, на нем выводится количество посещений и другая подобная информация (позиция в рейтинге, число посетителей за день и т. д.). Второй тип необходимо расположить на всех страницах, посещения на которых должны отслеживаться. Таким образом, даже если гость зайдет на сайт “с черного хода” (набрав адрес какой-нибудь странички, расположенной в глубине сайта, в адресной строке браузера), его посещение будет засчитано и внесено в статистику. Привлечение инвесторов Когда речь идет об интернете, не стоит забывать о том, что Сеть сегодня является открытым объектом для довольно крупных денежных инвестиций. В России процесс только набирает силу, а за рубежом вложения в электронный бизнес вполне сопоставимы с вложениями в некоторые отрасли промышленности. Как уже упоминалось выше, счетчики и особенно системы сбора статистики крайне необходимы потенциальному инвестору. Показания простых счетчиков, на которые нередко ссылаются недобросовестные владельцы сайтов, ненадежны. Системы же сбора статистики позволяют наиболее полно выяснить ситуацию, складывающуюся с конкретным сетевым ресурсом. Создатели систем статистики обращают особое внимание на данную сторону жизни интернет-сообщества. Этот сервис может быть использован не только как средство помощи веб-мастеру, но и как аргумент для человека, планирующего инвестирование в Сеть. Сайт, зарегистрированный в данной системе, имеет два входа для просмотра накопленных данных — один для веб-мастера, другой для заинтересованных людей. Последний вариант предоставляет всю информацию, которая доступна веб-мастеру, но, естественно, такой посетитель не сможет ничего изменить в настройках сайта. Претенденты Количество серверов, предоставляющих услуги сбора статистики, огромно. Но большинство из них — элементарные счетчики, не дающие никаких возможностей по сбору данных и анализу аудитории, не отслеживающие уникальность посетителя. Лишь небольшое количество сервисов собирают информацию об аудитории сайта — как правило, она ограничивается анализом операционной системы, браузера, региона проживания посетителя. Подобные малофункциональные системы сбора статистики редко используют JavaScript для определения дополнительной информации. Но даже в подобных системах количество предоставляемых для анализа показателей достигает 50. Что немало. _SpyLOG www.spylog.ru _ __
__ В конце 1999 г. на просторах Сети появился продукт совершенно нового поколения — система интернет-статистики SpyLOG. На данный момент система лидирует на рынке счетчиков для Рунета, что доказывает наличие кнопки SpyLOG практически на каждом сайте — от домашней странички до популярных коммерческих проектов. Регистрируясь в SpyLOG, ресурс попадает сразу в 50 рейтингов, с которых на него могут перейти пользователи. Система отслеживает самое большое количество страниц в Рунете и показывает в сутки более 30 миллионов кнопок. Ежедневно в Сети регистрируется более 350 новых сайтов, и на сегодняшний день в системе участвует порядка 240 000 ресурсов. По большинству параметров SpyLOG перекрывает даже известные западные системы статистики. Основное отличие этой системы сбора статистики заключается в колоссальном объеме собираемой информации — количество параметров, по которым можно проводить анализ, достигает 600. В них входит оценка системных характеристик пользователя (операционная система, браузер, язык), географических данных (регион, город, страна). С помощью анализатора вы сможете вычленить из общей массы посещений так называемое ядро — ваших постоянных пользователей, чтобы потом модифицировать свой ресурс, ориентируясь именно на них. Система позволяет определить такие параметры, как частота возврата и средняя посещаемость сайта. Помимо этого с помощью сервиса SpyLOG можно осуществить перекрестную ссылку, сравнив показатели своего сайта с показателями какого-либо другого (например, лидера по посещениям в какой-нибудь тематической категории). Можно проводить анализ посещений в продолжительных временных отрезках. Многие сервисы хранят информацию только какой-то ограниченный срок, например две-три недели. SpyLOG может предоставить вам данные за любой период, прошедший после регистрации вашего сайта в этой системе. Подобная функциональность открывает широкие возможности не только для сбора и анализа данных, но и для проведения определенных социологических исследований на основании информации о сетевом ресурсе и активности его посетителей. Еще одной особенностью SpyLOG можно назвать возможность ее применения в почтовых рассылках, в гостевых книгах и форумах. Благодаря тому, что многие рассылки теперь распространяются в виде HTML, в них можно включать не только рекламные баннеры, но и значки систем сбора статистики. Это открывает новые просторы для получения статистики. Но и здесь не обошлось без ложки дегтя — получение расширенной статистики осуществляется платно. Но SpyLOG предусмотрел бесплатный пакет “Кроха”, возможностей которого хватит с лихвой начинающему веб-мастеру. _Rambler Top100 http://top100.rambler.ru _ Самая “пожилая” система статистики в Рунете.
" Рамблер " был самым популярным до появления SpyLOG, который списал ветерана “на пенсию” из-за малой функциональности. Но до сих пор одним из самых популярных топов Рунета является Rambler Top100, а данная кнопка негласно считается обязательной для любого мало-мальски серьезного сайта. Формирование отчетов данной системы наиболее наглядно — существует возможность представления данных в виде графика. __
_Rax www.rax.ru _ Система имеет недавнюю историю, но кнопки Rax можно увидеть на огромном числе сайтов. Малая функциональность системы статистики — предоставляются всего три отчета. Также отсутствует доступ к расширенной статистике — вся информация получается с “кнопки”. Единственное преимущество — великолепный дизайн счетчиков, над которыми разработчики действительно потрудились. _Top.Mail.ru _ www.list.ru Правопреемник. Несмотря на
“великое прошлое” list.ru, использование Top.Mail.ru не приносит удовлетворения. Счетчик неточно регистрирует посещения, отчеты составлены в неудобной форме. Радует только высокая посещаемость топа. _HotLog.ru www.hotlog.ru _ В начале 2002 года в Рунете появился первый достойный конкурент SpyLOG — HotLog.ru. Он бесплатно предоставляет отчеты, доступные в SpyLOG за плату. Не буду повторяться, скажу лишь, что большинство платных сервисов SpyLOG, описанных выше, доступны в HotLog.ru бесплатно. Это, несомненно, привлечет к данной системе внимание читателей, не занимающихся разработкой коммерческих проектов. Cтранички грузятся очень быстро, отчеты скомпонованы в удобные блоки, и названия отчетов информативны. Доступны отчеты в определенных временных отрезках, что позволяет проводить исследования изменения посещаемости после изменений в содержании сайта. HotLog.ru — безоговорочный лидер непрофессиональных систем статистики. Он сочетает в себе простоту использования, высокую функциональность и, самое главное, бесплатность. По нашему мнению — оптимальный выбор для непрофессионалов.
В HotLog.ru доступны отчеты в определенных временных отрезках, что позволяет проводить исследования изменения посещаемости после изменений в содержании сайта.
Системы сбора статистики развивают Рунет и Сеть в целом. Благодаря им предприниматели, занимавшиеся ранее неэлектронными проектами, начинают видеть в Интернет потенциальный объект вложений капитала. С другой стороны, подобные сервисные службы позволяют веб-мастеру ресурса узнать предпочтения и потребности своих посетителей и улучшать свой сайт в соответствии с ними. Это также способствует общему повышению качества контента в Сети. Приоритеты мы расставили, но окончательный выбор счетчика остается за вами. Удачи вам в раскрутке собственной странички.