01 октября 2018Особое мнение
Обновлено 17.05.2023

Сутки в «Assassin’s Creed Одиссея»

Сутки в «Assassin’s Creed Одиссея» - изображение обложка

Я вернулся на остров и осознал, что же натворил. Болезнь целую локацию превратила не то в хоспис, не то в склеп. То тут, то там на улицах жгли трупы. А всё потому, что я всего лишь повёлся на уговоры пары персонажей много часов назад.

«Твою мать, — подумал я. — Я и правда в ролевой игре».

Щас как дам больно!

Я нежно люблю серию Assassin’s Creed , но «Assassin’s Creed Истоки» мне совершенно не понравилась. Она уже не была «привычной» игрой серии, но и до полноценной RPG ещё не дотягивала. И, кажется, в Ubisoft тоже так подумали. «Assassin’s Creed Одиссея» исправляет ошибки предшественницы и предлагает опыт, способный затмить всё, что было раньше. Более того, это отличная ролевая игра — правда, с одной очень важной оговоркой.

Сутки в «Assassin’s Creed Одиссея» - фото 1

Спартанцы проиграли при Фермопилах не из-за предательства, а потому что ты, дорогой читатель, там только туториал проходил. Ты виноват!

«Истоки» стали революцией в серии Assassin’s Creed. У каждого предмета, персонажа, квеста и локации появились уровни. Переработали боевую систему, сделав из неё полноценную рукопашную боёвку, навевающую мысли о Bloodborne без контроля выносливости. Сменился протагонист в настоящем времени. Фактически «Истоки» можно считать перезапуском серии. Но, как и во многих проектах студии, сиквел куда ближе подбирается к совершенству. Так было и с первыми Assassin’s Creed.

Например, боевая система теперь работает как часы. Разработчики докрутили отзывчивость управления, и теперь драки — одна из самых приятных и по-хорошему сложных составляющих игры. Рядовые противники ещё могут наскучить, но разнообразных мини-боссов тут вагон, и кое-кого из них вы возненавидите. Но при этом здесь, в отличие от «Истоков», если вы умерли — вы точно знаете, что виноваты только вы сами. Полезли на слишком сильного противника. Не заметили удар. Шагнули не туда. Не вовремя сделали выпад. В любом случае, на этот раз игра точно вас предупреждала.

Орла теперь зовут Икар, а не Сену, но суть та же — это ваш пернатый поисковый дрон

Не сказал бы, что к каждому противнику нужно искать отдельный подход, но разнообразие всё-таки чувствуется. Например, один будет отвечать неблокируемой атакой на каждый ваш выпад, и вся битва с ним превращается в череду ювелирно рассчитанных уворотов. Другой стреляет огненными стрелами, у третьего отравленные клинки (а ещё змеи вокруг кусачие, ненавижу змей!).

Сутки в «Assassin’s Creed Одиссея» - фото 2

Экспериментируйте на здоровье, очки способностей можно перераспределить в любой момент. По личному опыту, лучшие спецприёмы — спартанский пинок, исцеление и шикарный удар, который выбивает у противника щит

Все «комиксовые» виды оружия, которыми щеголял Байек (портя всю атмосферу), слились в один сюжетно обоснованный обломок копья царя Леонида. Разумеется, это очередная игрушка Предтеч. Но, в отличие от «яблок Эдема», которые подчиняли умы окружающих, копьё позволяет нарушать законы физики: лечиться, телепортироваться, пинать врагов с силой Джерарда Батлера в «300 спартанцах». В общем, всё, что нужно такой машине для убийств, как Кассандра.

Пора включать мозг

Но главное изменение, которое наконец-то трансформирует игру в полноценную ролёвку, — постоянная необходимость принимать решения. Даже главных героев два на выбор, хотя основной сюжет у них одинаковый. «Каноничной» Ubisoft объявили именно историю Кассандры, так что я её и выбрал.

Ну и, в конце концов, она красотка.

Сутки в «Assassin’s Creed Одиссея» - фото 3

Кроме сложности, вы определяете то, в каком режиме проходить игру: «Герой» или «Исследователь». Первого за ручку проведут по квестам, прямо указывая на цель текущего задания (то есть всё как раньше). А вот второму нужно самому искать каждую квестовую локацию и персонажа, ориентируясь по подсказкам в духе «ищи этого парня на севере такого-то острова в пещере под большой сосной».

Игра прямо говорит, что рассчитана именно на этот вариант, и да, так вы вправду можете погрузиться в мир. Не бродить от маркера к маркеру, а жить в нём. А если вдобавок отключить к чёрту интерфейс, то по-настоящему оказываешься в Древней Греции с её горами, храмами и неожиданно цивилизованными жителями. А если надоест играть в Шерлока с орлом вместо лупы, то переключиться между режимами можно в любой момент.

В системе диалогов используется опыт лучших представителей жанра: тут можно вспомнить и «Ведьмака», и «Скайрим», и другие хорошие проекты. Вы сможете врать, нападать, соблазнять, угрожать и так далее, и не всегда результат вашего выбора предсказуем. Соврёшь кому-нибудь — а тебя раскусят. Начнёшь клеиться — а персонаж, оказывается, женат. А уж беседы с Сократом — это отдельная разминка для ума…

Сутки в «Assassin’s Creed Одиссея» - фото 4

Вот вам картинка на случай важных переговоров

А главное — в очень многих случаях ваш выбор вправду будет что-то значить. Вот этого аспекта не хватало «Истокам», и он работает на сто процентов. Именно благодаря ему все эти уровни доспехов и врагов уже не кажутся такими чужеродными. Трансформация завершена. Это ролевая игра.

В начале текста я привёл пример подобных последствий — это был один из самых первых квестов всей игры. А на другом острове маленькая девочка попросила меня достать подарки для её друзей. Вернувшись с дарами, я обнаружил, что её друзья — это три глиняные глыбы, которые она сделала, потому что не умеет общаться со сверстниками, а семьи у неё не осталось. Тут тоже есть выбор. Вы можете разбить ей сердце или оставить её в мечтах. Скажете правду — и позже встретите девочку в компании настоящих детей. Поощрите фантазии ребёнка — она так и останется играть с глиняными глыбами и сойдёт с ума от одиночества.

Некоторые из таких квестов заставляли меня всерьёз задуматься. За исход других я волновался куда больше, чем готов был сам себе признаться. Я сопереживал персонажам и принимал решения не как игрок, а как участник событий, и, на мой взгляд, это один из главных признаков по-настоящему хорошей ролевой игры.

Сутки в «Assassin’s Creed Одиссея» - фото 5

Проблема в том, что в основной сюжетной линии эта система не работает. В ней любые решения иллюзорны и почти не влияют на исход даже катсцен, не говоря уж о долгосрочных перспективах. Более того, построение некоторых фраз явно показывает, что сценаристы прописали одну цельную линию, а потом прикрутили к ней «варианты», которые всё равно приведут к тому же результату. Например, вы можете сколько угодно пытаться угодить вашему таинственному первому заказчику, но он всё равно двумя фразами так взбесит Кассандру, что она попробует его убить, ведь без этого сюжет просто не продвинется.

Не знаю, зачем в этих условиях вообще было насыщать главный квест таким количеством пауз и выборов. Ну сделали бы обыкновенные ролики, как в прошлых частях, сохраняя лишь те немногочисленные развилки, которые и впрямь что-то значат. Тем более что основной квест — самая слабая часть игры с точки зрения сценария. Если в побочных событиях я мог верить и сопереживать героям, то центральная линия представляет собой набор странных и наивных решений, верить в которые у меня не получалось при всём желании.

Сутки в «Assassin’s Creed Одиссея» - фото 6

Первая же точка синхронизации в игре — статуя обнажённого Зевса-громовержца. А значит, первое же публичное фото, которое вы здесь встретите… Правильно: Кассандра, висящая на божественных гениталиях. Я обожаю интернет…

Какого чёрта?!

И это, на самом деле, очень большая проблема. Лично я люблю ролевые игры не столько за геймплей, сколько за возможность пережить отменные истории. Да, почти во всех играх серии сценарий не тянул на Пулитцеровскую премию, но им это и не требовалось: у экшенов всё-таки на первом месте геймплей и атмосфера, а не сценарий (опять же на мой взгляд). Ничто не мешало пользователю получить новую порцию развлечений на фоне очередной истории про заговоры. Пришёл, увидел, съел попкорн.

«Истоки» изменили подход к главному сюжету: требовалось качаться до нужного уровня, чтобы взяться за новый квест и не разбить геймпад от искусственно завышенной сложности. «Одиссея» закрепляет этот опыт и, к сожалению, делает его ещё менее приятным, ведь теперь это ролевая игра, поэтому сюжет и его подача становятся куда более важными пунктами повестки.

Я не всегда поддерживаю повальную моду на фоторежим в современных играх, но в «Одиссее» провожу в нём неприлично много времени. Последняя фотография — лучшая за день, по мнению сообщества

Первые десять уровней ничто не предвещало беды. Я потихоньку шел по истории Кассандры, она вызывала лёгкую ироническую улыбку, но не более. В конце концов, что я, Дэна Брауна не читал, что ли? Иногда я отвлекался на побочные задания, которые, повторюсь, получились отличными. Некоторые серьёзны, в других я от души посмеялся, в третьих — ломал голову над возможными последствиями и переживал за результат. Всё как положено. А главное, как и в лучших представителях жанра, я брал сторонние задания только потому, что хотел их взять: моего текущего уровня хватало (или почти хватало) для продвижения по главной линии, но мне было интересно.

Однако после очередного сюжетного задания я буквально за пять минут возненавидел игру настолько, что не хотел её заканчивать.

Ещё в июне, когда я брал интервью у разработчиков, они говорили, что при создании сценария вдохновлялись двумя древними текстами. Первый, очевидно, — гомеровская «Одиссея». А вот второй они отказались называть — дескать, спойлеры.

И пусть я прошел тут всего ничего, но, чёрт возьми, я прекрасно вижу, что это за «древний» текст. Это сценарий оригинальной трилогии «Звёздных войн». «Одиссея» — история одной семьи в истории одной страны. И это неплохая тема, но от клише, вплоть до самых заезженных, просто сводит зубы. Тут даже есть «Люк, я твой отец», причем конкретно этот ход — больше одного раза! И я совершенно уверен, что дальше по сюжету встречу и предателей среди друзей, и давно умерших, но почему-то живых родственников, и прочие «классические», давно не работающие ходы.

Сутки в «Assassin’s Creed Одиссея» - фото 7

Отец, ребёнок, скала… подождите, я что, в серии Tekken?

А когда очередной наивный, но популярный в массовой культуре сюжетный поворот бьёт игрока под дых, одна из двух основных линий вашей саги попросту обрывается. И, чтобы продолжить этот насквозь коридорный клишированный фарс, я должен гриндить. Днями. Нет, простите: представим, что у меня есть жизнь помимо игр. Тогда дни превращаются в недели. Гриндить неделями, чтобы… что? Увидеть очередной шестой эпизод? Спасибо, но мне вполне нравился оригинал.

Но главное — все цели для этого гринда прописаны в журнале заданий. Причём некоторые названия настолько говорящие, что при подготовке обзора журналистов просили контролировать информацию о выбранном квесте на скриншотах, чтобы случайно не заспойлерить сюжет. Дорогая Ubisoft, у меня к тебе встречное предложение. Как насчёт сделать так, чтобы игра не спойлерила мне сама себя?!

Ещё про сценаристов. Прозвище одного из главных злодеев игры — Деймос. Я был почти уверен, что парного ему персонажа будут звать Фобос. Но оказалось, что это имя уже занято… вашим конём

Механически и визуально «Assassin’s Creed Одиссея» прекрасна. Разработчики не первый десяток лет совершенствуются в создании песочниц, и здесь они воплотили лучшие идеи серии. И даже как ролевая игра она работает. Но… как «Скайрим». В том плане, что основной сюжет здесь — самая непривлекательная часть. Только в «Одиссее» почти нет многоступенчатых побочных заданий, гильдий и прочих отвлечений, способных затмить продвижение по главной ветке. Хотя вру, есть! Но работают они несколько иначе.

Взрослая и самостоятельная

Кроме основного повествования в «Одиссее» есть так называемый «региональный контент». Это истории, что происходят на островах, — своеобразные DLC на несколько часов, уже встроенные в игру. Прибываете на остров, решаете глобальные проблемы местного населения (например, свергаете диктатора), попутно влюбляете в себя пару персонажей, закатываете вечеринку — и уплываете дальше. Больше вам на этом острове делать нечего, разве что коллекционные предметы собирать. Тем не менее подобные задания — отличная замена бессмысленным «подай-принеси».

Всё-таки Кассандра (или Алексиос) — профессиональная наёмница. Личный квест это святое, но кушать хочется трижды в день. Поэтому она выполняет множество заказов, в том числе и подобные просьбы о помощи из далёких земель.

С атмосферой Древней Греции тут полный порядок. В наличии знаменитые памятники, легендарные животные, разные ландшафты, орнаменты в жилых помещениях, философы, драматурги… и монстры

Кроме того, вокруг бушует Пелопоннесская война, Афины и Спарта борются за влияние, так что вы можете взять контракт на захват конкретной области. Нужно ослабить защиту местного правителя, убить его, а затем подраться в общей свалке (150 на 150) до победы по очкам. Прелесть системы в том, что она работает сама по себе. Иногда вас просто приглашают присоединиться к финальной битве, причем приглашают обе стороны — выбирайте по награде и личным симпатиям. Не ответите на приглашение, справятся и так. А если будете долго помогать одной из сторон, вторая перестанет давать вам контракты. Наёмников в этом мире и без вас хватает.

На самом деле наёмников столько, что существует целый рейтинг, в котором Кассандра потихоньку набирает влияние (шагая по головам, разумеется). Контролировать её карьерный рост можно в особом разделе меню, чем-то напоминающем систему Nemesis из Middle-Earth: Shadow of Mordor. Другие наёмники без дела тоже не сидят. Их можно частенько встретить в разных местах: в основном они идут по чьим-то поручениям. Но, конечно же, самый частый заказ в Древней Греции — грохнуть саму Кассандру.

Сутки в «Assassin’s Creed Одиссея» - фото 8

Понятия не имею, что этот парень забыл на моей низкоуровневой локации. Может, конфету у ребёнка отнимал… Так или иначе, именно этот головорез 50-го уровня первый в рейтинге наёмников. И да, это его медведь

В большинстве прошлых частей солдатам из одного форта было плевать, что вы вырезали соседний. Здесь же за вашу голову регулярно назначают награду. Стоит вам убить или украсть что-то при свидетелях — и какой-нибудь добрый гражданин тут же повесит заказ. Приятно, что его берёт один конкретный наёмник (вот если продолжите бесчинствовать, тогда больше), причём примерно вашего уровня. Остальные при встрече будут, самое большее, вздыхать. Дескать, не было б так лень, я б тобой лично занялся, подруга, но не сегодня.

И всё бы ничего, но наёмники — самые элитные враги из всех, не считая разве что легендарных монстров типа Медузы Горгоны. Даже если они слабее вас, будет непросто. Если вы примерно равны, бой вполне может растянуться на несколько минут. А если разница больше уровня — лучше не суйтесь. Ваше оружие почти не причинит противнику вреда, а он вас укокошит с одного-двух ударов.

Сутки в «Assassin’s Creed Одиссея» - фото 9

Если бы в Древней Греции судили за оскорбление чувств верующих, охотники за головами бегали бы за Кассандрой круглосуточно. И не только за ней — тут очень многие неожиданно радикально относятся к жителям Олимпа

В итоге я впервые в серии поймал себя на том, что и впрямь не хочу идти напролом. Не потому что люблю стелс или боюсь получить по шее от местных солдат — наоборот! Новая боёвка мне весьма по душе, и я с удовольствием лезу в драку с относительно равными себе противниками. Но сражаться с прибежавшими на крики двумя наёмниками — это роскошь, на которую у меня не так много времени и сил (а ещё это почти гарантированная смерть). Можно, конечно, откупаться от них, но с образом жизни Кассандры никакого кошелька не хватит. Остаётся либо драться, либо бежать — желательно на соседний остров.

А значит, нужен корабль.

Все на борт!

У Кассандры есть личный корабль «Адрестия», и система прокачки в этой части геймплея куда глубже, чем в «Assassin’s Creed IV: Черный флаг». Именно этот раздел меню заставит вас как угорелого носиться по карте и искать коллекционные предметы. Б о льшая часть необходимых ресурсов буквально валяется под ногами посреди дороги, чего не скажешь о чертежах на древних табличках. То есть они тоже валяются, но только во всяких разрушенных храмах. А их надо сперва найти, ориентируясь на «вопросики» на карте… ну или потратить реальные деньги и купить нужные сведения в магазине Ubisoft.

Сутки в «Assassin’s Creed Одиссея» - фото 10

Композитор серии Джеспер Кид просто переаранжировал уже культовую Venice Rooftops из Assassin’s Creed II для меню паузы «Одиссеи»

Кораблю, естественно, нужна команда, и её мы тоже нанимаем сами. Но тут всё проще. Найдите подходящего персонажа, возьмите что-нибудь тяжёлое и аккуратно ударьте потенциального работника по голове — не насмерть, но чтоб вырубило знатно. Как проснётся — души в вас чаять не будет и с радостью запишется в юнги. Даже промывка мозгов не потребуется, или что там с потенциальными кандидатами делали в MGS V.

Корабли теперь не исчезают с поверхности воды, а красиво тонут. Пустячок, а приятно

Такой метод признания в любви пользовался небывалым успехом у троллей в книгах Терри Пратчетта. Откуда о нём узнала Кассандра — боюсь представить, но в мире Анимуса он работает безотказно. А поскольку ни один хороший воин с одного удара не уснёт, неоценимую помощь здесь окажет тот самый спартанский пинок. Он никогда не убивает противников, только вырубает.

Я очень надеюсь, что дальнейшее прохождение меня не разочарует. За двадцать пять часов я увидел лишь небольшой кусочек игры и боюсь, что проходить её буду ещё долго, — в конце концов, у нас Игромир на носу. Оценку я буду ставить после финала, но главный вывод не побоюсь сделать уже сейчас: «Assassin’s Creed Одиссея» — это отличная ролевая игра. Несмотря на жуткий основной сюжет и проблемы с подачей. Несмотря на необходимый гринд, сглаженный «региональным контентом». Несмотря на знаменитые баги. Возможно, это вообще лучший Assassin’s Creed — в том новом понимании, к которому нам всем теперь стоит привыкнуть.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь