Лучшие игровые вестерны
Полвека тому назад мир до дыр засматривал «Джанго», «Лицом к лицу» и «долларовую трилогию». Какой ребёнок не воображал себя техасским ястребом? Но время матёрых ковбоев прошло, и Клинт Иствуд уступил место Человеку в Чёрном ( «Мир Дикого Запада» ) и Фрэнку Гриффину ( «Godless» ).
Вот и с играми точно так же. Сейчас мало кто помнит, как герой Blood протыкал зомби вилами, а дуэль с мексиканцем в Wild Gunman казалась самым сложным испытанием в жизни. А теперь же на устах у всех игроков, журналистов и блогеров Red Dead Redemption 2.
Но это не значит, что можно взять и забыть о самых первых ковбоях в игровой индустрии.
Старый Дикий Запад
Впервые нелёгкую жизнь обитателей фронтира (конечно, не считая аркадного шутера Sheriff 1979 года) показали в The Oregon Trail (1981). Когда Англия уступила американцам штат Орегон, многие фермеры отправились в новые земли, надеясь найти там лучшую жизнь. Но не все добрались до цели: как и в реальной истории, путь был полон опасностей и требовал принятия сложных решений — позднее это подглядела The Banner Saga и многие другие проекты. Игрок думал, как лучше распределить рацион, в каком месте переправиться через реку и на каких животных охотиться. Загнать буйволов и внаглую удрать от проблем тоже не получалось — от небрежной езды колёса ломались.
Детский обучающий проект очень быстро вырос до отличного симулятора американского переселенца, который в Штатах пользовался бешеной популярностью и получил немало наград. Самую последнюю — совсем недавно, в 2016 году: журнал Time поставил The Oregon Trail на 9-е место в списке пятидесяти лучших игр всех времён.
The Oregon Trail была образовательной игрой, и её часто запускали на уроках в американских школах
А у каждого обладателя Dendy наверняка был картридж с аркадным тиром Wild Gunman (1984), совместимым со световыми пистолетами. В игре было три режима: в дуэли игрок должен был спустить курок раньше противника, усложнённый режим добавлял ещё одного врага, а в аркадном нужно было расправиться с десятью бандитами — на каждого давали по полторы пули.
Таймер в Wild Gunman отсчитывал время до выстрела соперника
Действие вертикального скролл-шутера Gun. Smoke (1984) тоже разворачивалось на Диком Западе. Классика жанра сайдскроллеров — простая, но увлекательная. В бочках были запрятаны бонусы, заработанные очки можно было спустить на полезные примочки, а конь главного героя давал дополнительную жизнь, закрывая хозяина от вражеской пули.
Разработчики добавили в название точку, чтобы не нарушать авторские права сериала Gunsmoke
Sunset Riders (1991) — отличный пример Run’n’Gun-платформера на Диком Западе. Игра начинается с того, что четвёрка ковбоев в ярких костюмах открывает охоту на самых опасных преступников. Это как раз тот случай, когда «плохие» вышли куда ярче «хороших»: братья-пироманы, Тёмный Всадник, местный Скрудж, обезумевший от своего богатства, и парочка других не менее колоритных персонажей — самая великолепная омерзительная восьмёрка, которую видели игровые вестерны. Причём у каждого своя коротенькая история и свой коронный трюк. Разумеется, чем сложнее поймать негодяя, тем выше награда за его голову.
В 1990-м American Laser Games выпустила Mad Dog McCree , FMV-вестерн с пластиковыми пушками вместо геймпадов. Банда Бешеного Пса держит захолустный городишко в страхе. Дочь мэра похищена, где он сам — никто не знает, а шериф заперт в собственном участке. Городу нужен герой, который восстановит порядок.
Им становится безымянный охотник за головами, чью пушку мы и направляем. Всю игру (а это всего минут двадцать) он отстреливает бандитов, выскакивающих в кадр, почти как в аркадном режиме Wild Gunman. Но с одним отличием: всех героев играют реальные актёры, а сцены записаны на видео (отсюда и приставка FMV). Задача игрока — вовремя палить по бандитам из лазерного пистолета. Для геймеров 90-х игра была не чем иным, как реалистичным интерактивным кино, — чем не Heavy Rain?
Пару лет назад разработчики решили повторить успех и выпустили несколько переизданий. Вот только вышло наоборот: HD-разрешение обнажило низкое качество записи, а отдавать пятнадцать баксов за нелепых персонажей и полное отсутствие реиграбельности — не комильфо. Пусть лучше Бешеный Пёс запомнится таким, каким он предстал перед игроками в 90-х.
Годом позже Эл Лоув, создатель знаменитого соблазнителя Ларри Лаффера, подарил миру Freddy Pharkas: Frontier Pharmacist — уморительную историю фармацевта-самоучки Фредди Фаркаса. Раньше Фредди был ковбоем и любил пригубить виски да пострелять с двух рук. Ровно до тех пор, пока местный негодяй по кличке Малыш Кенни не отстрелил ему ухо: увечье заставило Фредди отойти от дел и выбрать более миролюбивое занятие. Вот так он и стал аптекарем. Но вскоре жители Корсголда стали покидать город, а их пустующие дома начал скупать некий таинственный коллекционер. Шериф браться за это тёмное дело не хочет, а потому Фредди решается на собственное расследование.
Чтобы узнать правду, он изучает окрестности, расспрашивает соседей и собирает всё, что плохо лежит. Между делом он отпускает шуточки (сам Эл Лоув считает игру самой смешной из всех, что он когда-либо создал) и готовит лекарства для своих пациентов — словом, досуг как в хорошем квесте. Неудивительно, что добряк Фредди вмиг завоевал сердца геймеров по всему миру. Да и сейчас игре уж точно не помешал бы ремастер!
Фредди стал аптекарем случайно. Когда Эл Лоув захотел сделать бывшего ковбоя фермером (англ. “farmer”), знание языка подвело его. Он выдал дизайнерам нечто вроде “farmer-ist”, что звучит похоже на “pharmacist”
Кстати, знаменитую балладу о Фредди исполняет сам Эл Лоув, его создатель
А вот квест 3 Skulls of the Toltecs о ковбое-неудачнике Фениморе Филлморе получился куда более вторичным. Однажды главный герой нашёл золотой череп, который оказался одним из трёх ключей к легендарному сокровищу тольтеков. Узнав об этом, искатель приключений тут же отправился в путь.
Дело происходило по законам классических квестов в духе Monkey Island — со сложными загадками, поворотами сюжета и колоритными персонажами. Только шутки были слабее, задачки, напротив, чуть сложнее, а сам герой — медлительнее. И хотя игра не стала шедевром, приключение про невезучего ковбоя понравилось поклонникам жанра, получив два сиквела и один ремастер.
Переиздание третьей игры о Фениморе Филлморе вышло спустя двадцать лет
В 2000-м вышла Desperados: Wanted Dead or Alive. Задумав поймать самого опасного бандита в Эль-Пасо, Джон Купер решает собрать отряд друзей. Вот только его соратники и сами балансируют на грани закона, а потому каждого из них сначала нужно отыскать и вызволить из очередной переделки. Впрочем, это того стоит: каждый из героев обладает уникальным набором навыков, которые точно не помешают в бою с кровожадным Эль-Диабло.
Игра во многом повторяла механики военной тактики Commandos. Разработчики стянули у испанцев архетипы персонажей, их главные трюки и даже зелёные конусы, обозначающие поле зрения врагов. И в той и в другой игре, пробуя разные сочетания талантов персонажей, мы угадывали единственный правильный способ прохождения уровня.
Спустя шесть лет вышел сиквел, однако он не повторил успех оригинала. А всё из-за перехода на трёхмерный движок. В середине нулевых он приносил немало хлопот: персонажи не слушались своих же скриптов, враги бездумно бежали прямо в засаду, а вид от третьего лица раздражал невероятно кособоким управлением. От рисованного очарования оригинала не осталось и следа.
Сменив название на Helldorado , третья часть попыталась исправить самые дикие ляпы. И правда, управление стало послушнее, интерфейс — понятнее, а у героев появились совместные способности, с помощью которых иной раз удавалось устроить целое представление. Вид от третьего лица всё же никуда не делся, но, к счастью, оставался опциональным.
Ну а совсем недавно Mimimi Studios анонсировали третью часть. Пока она очень походит на оригинал, но с очевидными заимствованиями из другого проекта разработчиков, тактической стратегии Shadow Tactics.
В Desperados все использованные предметы нужно подбирать, иначе снова ими не воспользоваться
Привязав динамит к стреле, Сэм и Ястребиный Глаз в два счёта мастерят ракету
В Desperados III в игру вернутся старые друзья Купера
Приключенческий шутер GUN (как и вышедшую годом раньше него Red Dead Revolver) можно смело назвать ранним прототипом Red Dead Redemption. Как и любой спагетти-вестерн, кровавая история Колтона Уайта пестрила яркими персонажами, ожесточёнными перестрелками и скачками на лошадях. Да и следить за историей не надоедало благодаря прекрасной озвучке в исполнении Томаса Джейна, Криса Кристоферсона и Рона Перлмана.
Получилось и правда здорово, но очень уж мало: только проникаешься ситуацией, а сюжет уже обрывает квест, навязывая новую историю. Побочки тоже были «одноразовыми», никаких ветвистых второстепенных сюжетов. Но эти минусы бросаются в глаза только сейчас, после выхода Red Dead Redemption и Call of Juarez , — для своего времени GUN была настоящим прорывом.
Странный Дикий Запад
Есть у вестернов любопытный поджанр: weird western (англ. «странный вестерн»). Он вплетает в традиционный сюжет какую-нибудь фантастическую фишку, а то и полностью переворачивает сеттинг с ног на голову.
Blood — как раз такой. Калеб был обычным рубахой-парнем, пока его возлюбленная не втянула беднягу в культ Чернобога. Вот только он вовсе не бог, а Сатана, который нередко убивает своих верных последователей. Калеба казнят за измену, но через двадцать лет он восстаёт из мёртвых и начинает мстить.
Делает он это изобретательно и крайне кроваво, время от времени экспериментируя на случайных прохожих. Blood могла похвастать огромным арсеналом оружия (от куклы-вуду до пушки Теслы), невероятно злыми, «кусачими» врагами и великолепной озвучкой. И это не говоря о бесконечных пасхалках, от ползущей руки из «Зловещих мертвецов» до околевшего Джеки из «Сияния» Кубрика.
Без сомнения, Monolith Productions создала настоящий шедевр. Невыносимо жаль, что франшизу забросили.
Blood по тем временам была настоящим симулятором маньяка, отчего игру запретили в нескольких странах
I… live… AGAIN!!!
Oddworld Stranger’s Wrath тоже возвела ковбойские декорации вокруг фантастической вселенной серии. Безымянный охотник за головами не похож ни на одно из известных существ. То ли из-за своей « непохожести » , то ли по другим причинам он хочет сделать таинственную пластическую операцию, на которую откладывает все свои деньги.
Работа у него простая: выследить преступника, поймать и доставить местному шерифу для свершения правосудия, живым или мёртвым. Арсенал у незнакомца скромный — один арбалет. Боеприпасы к нему нужно ещё и поймать — агрегат стреляет маленькими лесными существами с разнообразными способностями. Пауки, к примеру, могут опутать врага паутиной, белки отвлекают противника, а электрожуки, как и полагается, бьют током. Что самое удобное — «зарядов» по два, и их можно комбинировать, воздействуя на врага всё новыми эффектами.
Стрелять и вытворять акробатические кульбиты можно как от третьего, так и от первого лица. Один превращает игру в платформер с трюками в духе Крэша Бандикута, а другой даёт опыт полноценного шутера.
…Не считая несколько однообразной озвучки — голоса многих персонажей едва отличимы друг от друга, — игра вышла отличной и настолько полюбилась игрокам, что разработчики портировали проект на PS3 и Vita, а совсем недавно и на планшеты.
Чтобы восстановить здоровье, главный герой хлопает себя по груди и выбивает застрявшие пули
А вот Red Steel 2 объединила ковбоев с самураями. Первая часть серии вышла в 2006 году и была призвана продемонстрировать все фишки Wii. И всё же поразмахивать вимоутом, вообразив себя якудзой, особо было негде, да и само виртуальное фехтование выходило совсем уж случайным.
В сиквеле это исправили, заодно полностью изменив мир игры. Новая Red Steel была гремучей смесью вестерна и японских фильмов о ниндзя, слегка приправленной технологиями будущего. Самураи здесь носят ковбойские шляпы, а бамбук растёт вперемешку с кактусами. Как ни странно, в эту вселенную веришь — до того она вышла гармоничной.
Сюжет игры рассказывает о мести. Чудом избежав гибели, главный герой открывает погоню за своими мучителями, которые до этого расправились и с его боевыми товарищами. И как только он находит некий волшебный (и невероятно острый) меч, начинается резня. Схватки наконец-то стали походить на настоящие дуэли: теперь силу замаха нужно рассчитывать, а направление удара — корректировать, следя за движениями врага. И пусть ближе к финалу игра себя повторяет, история запомнила сиквел Red Steel как самый первый хардкорный экшен на Wii. Да ещё и в ковбойском сеттинге!
В Red Steel 2 можно разучивать полноценные комбо
Вампирский экшен Darkwatch: Curse of the West вырос на движке Halo. Джерико Кросс зарабатывает на жизнь тем, что грабит поезда. Но однажды ему попался сейф, открыв который он освободил душу Лазаря, сына Сатаны. Демон тут же призвал в Аризону целую толпу нежити, а заодно обратил своего спасителя в вампира. Исправить всё могут только стражи Тёмного Дозора, куда и вступает главный герой. Со всеми этими баньши, зомби, скелетами и демонами игра выглядит готично, но всё-таки это тот же вестерн, с револьверами и погонями на лошадях, — что ещё нужно настоящему ковбою!
Hard West — последняя заметная игра жанра weird western. Здесь в мир Дикого Запада добавили настоящей чертовщины. Поначалу это вполне привычный вестерн, с салунами и перестрелками. Но с каждым эпизодом — всего их восемь — игра открывает всё новые грани вселенной, полной каннибалов, сатанистов и злых духов. Удивительно, как при таком неплохом мистическом мире разработчики наполнили игру совсем уж тривиальными поворотами сюжета, который едва ли оставляет какие-то эмоции. Но ознакомиться с игрой стоит, хотя бы как с диковинкой.
Наследие
Серия Call of Juarez — один из самых популярных проектов о Диком Западе. Первая часть вышла в 2006 году и рассказывала историю двух персонажей: Билли, обвиняемого в убийстве собственного отца, и его дяди Рэя, священника с тёмным прошлым. Билли действует скрытно и с помощью хлыста может забраться на самые труднодоступные возвышенности. А вот Рэй не прочь «причастить» врагов сразу из двух револьверов, зачитав напоследок пару строк из Библии.
Из-за того, что стиль прохождения постоянно меняется, игра отлично передаёт чувство погони. Нет ни секунды на отдых. Правда, отсюда вытекают и минусы: зацикленность квестов на скриптах сильно влияет на реиграбельность. Однако сама история получилась настолько интересной, что игру, как и старый вестерн с Клинтом Иствудом, можно пересматривать раз за разом.
Приквел Bound in Blood рассказывает о прошлом преподобного Рэя. В игре снова два персонажа и два совершенно разных стиля прохождения. По динамике она тоже ничуть не уступала оригиналу: за пять минут тут случалось больше событий, чем во всей долларовой трилогии. А вот с точки зрения механик и сюжета была вторична.
В четвёртой (сделаем вид, что The Cartel никогда не было, хорошо?) части, Gunslinger , охотник за головами Сайлас Гривз повествует о своих былых приключениях. Но Гривз — ненадёжный рассказчик. Он сбивается и на ходу припоминает новые детали. Всё бы ничего, вот только каждая такая деталь меняет и усложняет прохождение, а то и может стоить игроку жизни. Игра сохранила динамику серии, а внешне стала походить на комикс, напоминая рассказы Роланда (главного героя «Тёмной Башни» Кинга) из Гилеада о его странствиях в феоде Меджис.
В первой игре главное сокровище — золото ацтеков
В Gunslinger герой встретит многих знаменитых стрелков вне закона. Самые именитые — Билли Кид, Пэт Гаррет и Джесси Джеймс
Ну и наконец, вдохновившись шутером конца 1990-х Outlaws , Rockstar выпустила… нет, не Red Dead Redemption. Первым ковбойским экспериментом студии был Red Dead Revolver. Дикий Запад. Конец XIX века. У мальчика по имени Рэд на глазах убивают родителей. Спустя годы он решает найти бандитов и отомстить. И хотя на первый взгляд это классический рассказ о мести, он получился настолько правдивым и насыщенным, что вместе с Рэдом переживаешь каждое мгновение.
А дальше… Мы знаем, что было дальше. Оригинальная Red Dead Redemption, эксперимент Rockstar. Действие игры происходит в 1910 году, на закате эпохи индейцев, ковбоев и салунных драк. Сюжет рассказывает о головорезе Джоне Марстоне, который уже давно отошёл от дел. Прознав о его прошлых связях с самыми отпетыми бандитами штата, власти берут его семью в заложники и заставляют бедолагу разобраться с бывшими коллегами.
За пару десятков лет история видеоигр собрала приличную коллекцию душевных вестернов. Даже при строгих ограничениях жанра и его штампованности проекты продолжают удивлять, а иной раз открывают совершенно новый мир. И не важно, что мода на киношные вестерны уже не так сильна, как прежде.