Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда. Очень индийское кино
Действие фильма стартует спустя полгода после событий первой ленты. Грин-де-Вальд (идиотское искажение особенно нелепо в фильме про Францию) сбегает во время экстрадиции из США. Он знает, что Криденс жив, а потому отправляется в Париж, чтобы найти паренька и сделать своим сторонником. Дамблдор с аналогичным заданием направляет Ньюта, а британское Министерство магии хочет просто избавиться от угрозы и делает ставку на профессионального убийцу. По следу Криденса идут ещё несколько персонажей, включая Тину. Ну а сам Криденс пытается разузнать, кто его мать и почему она отдала его в приют.
Перебор
Главная проблема фильма хорошо видна уже по его постеру — куча персонажей, у которых нет веских причин быть на экране, потому что сценарий не успевает с ними работать. Мне хотелось бы, чтоб фильм был сосредоточен на титульном персонаже, но увы — Геллерту Грин-де-Вальду уделено слишком мало экранного времени.
К концу ленты для зрителя так и остаётся непонятным, что на самом деле движет этим тёмным магом и до какой степени он злодей. В его словах есть определённый смысл, поскольку то общество, та система, тот уклад, с которыми он борется, далеки от идеала и с ними хочется бороться.
При этом сторонники ренегата с молчаливого одобрения шефа не гнушаются даже убийствами детей — «ради общего блага» и никак иначе. В отличие от Волдеморта, Грин-де-Вальд — скорее романтический антигерой, горящий идеей революционер, нежели хладнокровный диктатор, жаждущий подчинить себе весь мир. Джонни Депп добавил в своё портфолио ещё один превосходный образ, крадущий каждую сцену. Но этого персонажа в фильме не так много, как требуется для оправдания названия.
Вместо этого есть куча других героев и подсюжетов. Ньют чихать хотел на задание Дамблдора, его интересуют поиски Тины и попытки возродить их отношения. И, вероятно, без него этот фильм обошёлся бы совершенно спокойно. Добродушный пекарь Якоб и волшебница Квинни тоже столкнулись с серьезными испытаниями на любовном фронте — пожалуй, их линия самая интересная в фильме, потому что довольно плотно завязана на политику и идеалы Грин-де-Вальда. Брат Ньюта со своей невестой Литой, Криденс и Нагайна — вот тут тоже кто-то явно лишний, хотя их подсюжеты сопряжены с неплохими поворотами.
И, как по мне, сделать Криденса макгаффином этого фильма было серьёзной ошибкой — его место мог спокойно занять новый персонаж, и смотрелось бы это куда органичнее. А то получается как в скверной подростковой антиутопии: ты не только дивергент, ты ещё и Избранный! Да, кстати, вот тебе костюм Бэтмена. В итоге ключевой вопрос фильма не «что на уме у Грин-де-Вальда», а «кто родители Криденса». Так зачем у нас в названии второй по силе тёмный волшебник в истории, если всё вертится вокруг совсем другого героя?
Эта нестыковка вдвойне обидна, поскольку фильм потратил немало времени на выстраивание добротной шпионской атмосферы. У Дамблдора своя агентурная сеть, свои «кроты» по всему миру, а Министерство, как и в «поттериане», спит и видит найти повод для помещения чересчур активного директора Хогвартса в Азкабан. Французам британские агенты тоже не по душе, но они слабы даже у себя дома, а вот Грин-де-Вальд успешно раскидывает свою сеть и вербует сторонников десятками.
Но вместо шпионского триллера с кучей разведок, двойных агентов и скрытых мотивов получился гордиев узел любовных отношений и семейных дрязг, который разрубается самым примитивным образом из всех возможных: героев просто собирают в одном месте с помощью сценарной лени и заставляют минут двадцать выяснять, кто чей брат и кто кого любит. Честное слово, вот только сравнения родимых пятен да финального танца не хватило до полноценного индийского фильма. Яркие монстры и магический антураж только усиливают это впечатление.
Позитив
И если лента рассыпается и проваливается как отдельное произведение, то как часть Вселенной Волшебников она хороша. Перед нами мир на пороге революции, когда отношение к маглам как к дикарям (за браки с ними можно сесть в тюрьму!) вот-вот должно навсегда измениться. Мы понимаем, что связь Дамблдора и Грин-де-Вальда немного сложнее, чем «я слишком любил его в юности и теперь не готов с ним драться». Мы встречаемся с кучей персонажей, про которых уже кое-что слышали, и одна из таких встреч навсегда запомнится любому поттероману. В конце концов, канон получает совершенно нового персонажа, который точно сыграет какую-то очень важную роль… в будущих фильмах.
В ленте отличные эффекты и прекрасные боевые сцены, неплохое раскрытие уклада жизни парижских волшебников — у них есть свой Косой переулок, своё Министерство магии, и они почему-то наплевательски относятся к нарушениям Статута о секретности. Деталям создатели уделяют порой более пристальное внимание, чем глобальным вещам.
Рискну предположить, что у Роулинг просто не очень получается писать истории в режиме цейтнота: одно дело строчить книги в своём ритме, и совсем другое — штамповать сценарии в условиях нехватки времени. В фильме куча классных идей и моментов, и, если бы писательница фокусировалась именно на них, пожертвовав парой-тройкой побочных веток, вышло бы куда лучше. После сеанса сложно понять, про что был фильм и кто его главный герой, — но сильные идеи и сцены прочно оседают в голове.
Лента наверняка будет коммерчески успешной, но из-за сценарных проблем она не кажется большим событием. Многие сюжетные линии просто оборваны — их явно оставили для развития в продолжении. В итоге получилось что-то вроде сильно перегруженного «Империя наносит ответный удар» с избытком персонажей и сильным привкусом карри. Добро получило по шапке и ограничивается утешительным призом, зло расправляет плечи, влюблённые разлучены, а мы понимаем, что надо набраться терпения и ждать следующий фильм.
И он наверняка будет лучше.