Приключения PlayStation в России. Почему консоль от Sony стала легендой отечественного рынка
Компания Sony на днях выпустила мини-версию PlayStation — PlayStation Classic. По этому поводу я решил вспомнить, чем же стала для россиян 32-битная консоль от японцев.
Дизайн PlayStation Mini повторяет дизайн оригинальной PSX. Даже контроллеры — и те без аналоговых стиков. Штука, однако, в том, что в РФ эта версия приставки продавалась в те времена, когда 32-битная система Sony была дорогим удовольствием. Народная версия — PS One.
Так уж повелось, что в России консоли имеют свою историю, и подчас она идёт вразрез с общемировой практикой. Мы не видели оригинальную версию 8-битной NES. Мимо отечественных ларьков стремительно проскакала Sega Saturn , а 16-битную SNES могли себе позволить единицы — ноу-хау от Nintendo слишком дорого стоило, а ещё на приставке не было пиратства в нормальном понимании этого слова. То есть, конечно, где-нибудь в московском переходе и можно было отыскать картриджи-реплики, вот только их стоимость не сильно отличалась от стоимости легальной продукции.
Таким образом, смысла во всей этой истории было немного — что там дорого, что здесь. А время всё бежало вперед. Первые 3D-ускорители, CD-диски, хороший звук, трёхмерная картинка. Однако за мощный компьютер продавцы просили каких-то неадекватных денег, а играть в современные хиты страсть как хотелось. Вот тут-то на выручку и пришла PlayStation.
Рекламный ролик по случаю выпуска первой PlayStation. Sony уже в 90-е жгла напалмом, однако для российского геймера консоль и так была желанным подарком. Без этих ваших рекламных извращений…
Мощь, графика, звук
Формально 32-битка от Sony завоевала наш рынок спустя несколько лет после общемирового релиза, да и нельзя её было назвать первой CD-консолью в России. Ещё в середине 90-х на рынках и в магазинах можно было найти Panasonic 3DO (модель FZ-10), но, как и в случае с Super Nintendo, позволить себе её могли единицы. Высокая цена просто не дала ей стать массовым товаром. Про Sega Saturn, Atari Jaguar и позже Nintendo 64 знали по большей части москвичи — аудитория магазинов одной известной сети.
Таким образом, PlayStation заняла пустующую нишу CD-приставок и спустя непродолжительное время стала самым желанным подарком для мальчишек и девчонок по всей стране. Секрет такого ажиотажа прост: несмотря на довольно высокую (в сравнении с ценой Dendy или Mega Drive ) цену, позволить себе купить устройство от Sony могло всё же большее число семей, нежели персональный компьютер. К тому же во второй половине девяностых готовые сборки в пределах тысячи долларов, как правило, не включали в себя мощный трёхмерный ускоритель, CD-привод и хорошую звуковую карту. А без этого набора геймерского удовлетворения было не видать как собственных ушей.
В девяностые годы словосочетание 3DFX внушало священный трепет всем поклонникам компьютерных игр. Топовая железка по конской цене. PlayStation в этом смысле была дорогой, но всё же куда более доступной альтернативой
PlayStation могла похвастаться всеми компонентами, какие только могли понадобиться для счастья. Трёхмерная картинка? Пожалуйста! Крутой звук! Дешёвые игры на штамповках! Успевай только в магазин бегать. В 1998–1999 годах японская приставка окончательно перестала быть экзотикой и поселилась под телевизором в тысячах семей в России и странах СНГ. Да, дорого, но всё же подъемней железного ящика с монитором и клавиатурой. Плюс возможность слушать музыку на дисках и смотреть VideoCD-фильмы — шутки шутками, но лично я знаю как минимум нескольких человек, для которых этот фактор стал решающим в выборе устройства для игр.
В своих рекламных роликах Sony пыталась в числе прочего показать Nintendo, кто теперь главный на рынке. Бунтарский Crash Bandicoot на эту роль годился как нельзя лучше
Здесь стоит понять вот какую штуку. В странах Запада, как и в России, ускорители на базе чипов 3DFX стоили дорого. Но при желании приобрести их могли даже обычные офисные служащие. У нас же такие железяки оставались прерогативой «блатных» и «новых русских» — причём чем дальше в глубинку, тем недоступнее становилась мечта. PlayStation и на Западе была хорошей альтернативой персоналке, но там она была «дешёвой альтернативой», а у нас дорогой, но всё же доступной семьям, в которых зарплату получали деньгами, а не набором консервов или покрышками.
В первые годы в числе прочего легальные игры для PlayStation издавались в так называемых «лонгбоксах». Впрочем, в РФ такие версии достать было почти нереально. Наш контрафакт выходил в дешёвых джевел-кейсах
Мост к PC
Впрочем, не стоит думать, что обладатели PlayStation сильно страдали от отсутствия у них дома персонального компьютера. Дело в том, что во второй половине 90-х индустрия предприняла попытку объединить два мира — компьютерных и видеоигр. В результате многие отечественные геймеры познакомились с библиотекой PC посредством 32-битной консоли от японцев. Удивлены? Не стоит, право слово. Всё до противного просто: на PlayStation валом портировались 3D-шутеры, стратегии и квесты.
И если в начале десятилетия появление на Mega Drive какой-нибудь Zero Tolerance или Bloodshot считалось целым событием, то переделанной под геймпад Duke Nukem 3D в версии для PSX удивиться мог разве что ребёнок. Doom/ Final Doom , Hexen, Star Wars: Dark Forces, Alien Trilogy (кстати, пример того, когда на PS игра вышла вперед PC) — это далеко не полный список ранних шутеров для устройства Sony. Позже копилку боевиков от первого лица пополнил отличный порт Quake 2, терпимая адаптация Rainbow Six и её менее успешные продолжения.
В девяностые Blizzard всеми силами пыталась захватить новые рынки. Следствием стал выход Warcraft II: The Dark Saga на PlayStation и Saturn. Управление, разумеется, переработали под нужды консолей. Удобным его назвать было нельзя, однако для многих эта версия была единственной возможностью прикоснуться к миру RTS от легендарной компании. А ещё приставочные версии объединяли Tides of Darkness и Beyond the Dark Portal.
Классические квесты великолепно прижились на PlayStation. На скриншоте — первая часть Broken Sword. Это в девяностых она была новинкой, а сейчас — золотой фонд жанра
Конечно, будет лукавством утверждать, что во все порты играть было одинаково приятно. Та же Diablo гораздо лучше смотрелась в PC-формате, а гонять орков по полю в Warcraft II было всё же удобнее при помощи мыши. Однако нельзя отрицать и то, что для тысяч российских геймеров библиотека PlayStation стала мостом в мир многогранного PC-гейминга. А для некоторых PS-вариант первой Red Alert и по сей день остается единственным и неповторимым. Потому что воспоминание из детства.
В рамках рекламной кампании Sony активно напирала на то, что играм все возрасты покорны. Самое смешное, что к такому выводу пришли и в России. В PlayStation, как и в Dendy, играли люди всех возрастов. Кто-то запоем, но многие — по случаю. Вместе с детьми и даже внуками.
Плавный переход
По логике вещей в этом блоке стоит рассказать о сугубо консольных играх-эксклюзивах (их было много) и мультиплатформе (счёту не поддается). Однако штука тут вот в чём. Гораздо важнее, что PlayStation стала удобной консолью для геймеров. Она позволяла совершить мягкий переход в мир 3D-развлечений для обладателей Mega Drive, SNES и даже Dendy (NES/Famicom). Давайте попробуем разобраться вместе.
Что представлял собой поклонник 16- и -8-биток? Нет, не так! Чего он ждал от новой приставки под ёлкой? Продолжения полюбившихся ему игрушек, но на технически новом уровне, конечно же! И PlayStation могла всё это дать! А что было популярно на Mega Drive? Игры по мотивам диснеевских мультфильмов, трилогия Mortal Kombat, Road Rash, шутеры а-ля Contra: Hard Corps, гоночки по типу Top Gear , всевозможные платфомеры и прочее, прочее, прочее.
Помимо ремастера оригинальной Road Rash, на PlayStation вышли две самостоятельные игры из этой серии. На Jailbreak , правда, история популярной франшизы кончилась
В этом смысле PlayStation была настоящей находкой. «Дисней»? Без проблем — платформеры по «Геркулесу» и «Аладдину» вам в помощь. Боевые мотоциклы из RR? Аж три выпуска. Гоночки? Сколько угодно! Навскидку вспоминаются линейка Test Drive и Need for Speed. Поклонники Castlevania: Bloodlines получили теперь уже культовую Symphony of the Night. Любители файтингов — цикл Tekken.
Вот уж с чем, с чем, а с крутыми эксклюзивами у PlayStation проблем не было с самого рождения. Взять, к примеру, Apocalypse — боевик аж с Брюсом Уиллисом в главной роли.
Но и это ещё не всё. Наигравшись в привычное и понятное, геймеры начинали штурмовать совершенно новые для себя жанры. В интернете без проблем можно найти истории о том, как толпа школьников собиралась у одного телевизора и запоем боялась зомби в Resident Evil. При этом в процессе участвовали все. Просто пара человек по очереди перемещала персонажей в пространстве, а остальные решали головоломки. То же самое касалось и вышедшей на переломе эпох Silent Hill, несправедливо забытой дилогии Dino Crisis и даже проектов B-класса, вроде Alone in the Dark: The New Nightmare.
Забавно, но у многих сериал Dino Crisis пользовался едва ли не большей популярностью, нежели донорская Resident Evil. Динозавры, кровь, загадки и интригующий сюжет. Что ещё для счастья надо? Компания друзей разве что — чтобы загадки разгадывала
Наконец, PlayStation стала для многих порталом в мир японских ролевых игр. В этом плане консоли от Sony просто не было равных. Безусловно, на пиратских развалах для Mega Drive можно было отыскать какую-нибудь Shining Force или Phantasy Star 2, но давайте будем честны: мало кто в то время знал о существовании жанра и его разновидностях. К тому же 16-битные ролёвки требовали недюжинного воображения и смекалки, поскольку нередки были случаи, когда записанная на картридже игра была на японском языке.
У геймеров эпохи PlayStation такой проблемы не было. Хочешь в «попсовую» Final Fantasy VII играй, хочешь — в Xenogears. Развлечения на любой вкус и кошелек. Плюс эксклюзивы. Покупка устройства от Sony оправдывалась наличием в её арсенале хотя бы Metal Gear Solid. В конечном счёте для российских геймеров конца 90-х — начала нулевых PlayStation стала переходным этапом от 16-битных платформеров к большим проектам новой эры. Удобная консоль, одним словом.
MediEvil 2 — одна из немногих официально переведённых на русский язык игр в библиотеке PlayStation. По современным меркам озвучка, конечно, никуда не годится, но тогда она воспринималась не иначе как шедевр
Локализации атакуэ
Но не одним лишь богатством библиотеки могла похвастаться приставка от Sony. Народный статус и огромное количество контрафакта на прилавках привели к тому, что 32-битные хиты заговорили с геймерами на их родном — русском — языке. Конечно, многие из таких поделок оставляли желать сильно лучшего. Жертвами надмозгового перевода стали замечательные в сценарном и геймплейном отношении проекты, вроде уже упомянутой ранее Front Mission 3, Parasite Eve , Persona 2. Нередки были случаи, когда из-за колхозной локализации промтом (вмешательстве в файловую структуру релиза) такие желанные хиты зависали намертво в определённый момент. Или в магазины попадала японская бета-версия Resident Evil 2… В общем, бывало всякое.
На прилавках девяностых чего только было не найти. Например, бета-версию Resident Evil 2. Точнее, Biohazard 2 — игру увели у японцев. Нормальный релиз тоже случился. И перевод даже был. Вполне адекватный по меркам того времени
Однако кривозеркальные ухмылки местного рынка, в сущности, не имели никакого значения — важен был сам факт перевода. Геймеры, привыкшие, что 16-битные картриджи разговаривали с ними в лучшем случае по-английски, внезапно обнаружили, что сюжет громких хитов, вроде Syphon Filter 2 , можно пусть и с трудом, но понимать! Чего там! Пираты привлекали на озвучку живых людей! В результате оперативник Логан заговорил по-русски. Криво, косо, с акцентом миллениального программиста, но заговорил. Это сегодня мы привыкли, что большая часть релизов сопровождается субтитрами везде, даже в заставках. Во второй половине девяностых — начале нулевых ситуация была прямо противоположной. Зачастую ролики не комплектовались субтитрами вовсе. Апофеозом всего стал выход первых профессиональных локализаций от компании «Софтклаб». C-12 и MediEvil 2, может, и не были суперхитами, жемчужинами PlayStation, но по-русски звучали отменно — разумеется, со скидкой на эпоху, в которую они появились.
Наглядное сравнение пиратских озвучек. Проблема в том, что оригинал субтитрами не дублировался. Так что русские геймеры выбирали из худшего
Книги, подобные этим, продавались в начале нулевых буквально на каждом углу. Пользы от них было довольно много — во времена интернета по карточкам гайды не валялись на каждом углу, да и YouTube не было
Играют все
Однако главное, чего смогла добиться 32-битная приставка в России, — изменения взглядов на консоли в целом. По сути, на закате тысячелетия вокруг PlayStation образовалось крепкое сообщество, подпитываемое из самых разных источников. В магазинах продавались книги с прохождениями, на прилавках бывшей «Союзпечати» лежали красочные журналы (в том числе лицензированный Official PlayStation Magazine), в отделах канцелярии — брендированные тетради со Spyro на обложке. Всё это в сочетании с крепкой библиотекой хитов на любой вкус создавало вокруг хита Sony нужное настроение. Впервые со времен развала «Стиплера» в приставки играли все — от университетской профессуры до школьников.
А постепенное снижение цены и появление Slim-версии в лице PSone способствовали всё большему разрастанию фанбазы. Людей не пугало устаревшее железо и так себе графика в сравнении с Dreamcast или PC. Они просто шли в магазин и тратили три-четыре тысячи на серую коробочку с понятно каким логотипом. А потом — квесты, шутеры, интерактивное кино, русские неликвидные и нелегальные поделки из серии «Рандеву с незнакомкой» и даже эмуляторы старого игрового железа (8-битной Master System, к примеру) пополам с софтом для создания музыки.
PSone была не только меньше, но и дешевле оригинальной PlayStation. Во многом потому этот вариант консоли разошёлся в таких количествах по территории РФ и СНГ
Последнее — не ошибка. Известный факт: на заре карьеры Иван Алексеев (Noize MC) писал биты при помощи программы, запускаемой на консоли от Sony. Понятно, что она не имела и десятой доли возможностей профессиональных продуктов для PC, но на безрыбье и рак рыба.
Наконец, для многих PlayStation стала консолью, с которой связана б о льшая часть открытий. Я, к примеру, долгое время просто не мог поверить, что игры не надо проходить залпом — при помощи карты памяти можно сохранить весь свой прогресс. Или вот ещё какая история. Во времена 16-битных клонов Mega Drive стоимость картриджа варьировалась в зависимости от хитовости записанной на нём игры. Таким образом, выцепить дешёвый Ultimate Mortal Kombat 3 не было никакой возможности, а всякий шлак продавался за копейки. Во времена 32-битки Sony с этой порочной практикой было покончено раз и навсегда. Игры стали стоить в зависимости от количества дисков в боксе. Был выбор: купить три штамповки или же взять Final Fantasy VII в переводе какой-нибудь RGR Studio. И тут уже всё зависело от личных предпочтений покупателя, а не ушлости барыг в палатке на рынке.
PlayStation Classic включает в себя немало хороших игр. Проблема только в том, что у каждого геймера свой набор суперхитов. И вместить их все попросту невозможно в консоль, а онлайнового магазина для загрузки не предусмотрено
Так что для отечественных геймеров появление мини-версии PlayStation — куда более значимое событие, нежели релиз NES и SNES Mini. Приставка от Sony была и остаётся культурным феноменом, а уже потом железкой. Совсем другой вопрос, насколько миниатюрная PS сможет прижиться на нашем рынке с её ограниченным набором игр и невозможностью докупить контент через онлайновый сервис.