Ностальгия года
О номинации
В «ностальгии» мы отдаём должное тем играм, которые так или иначе напомнили нам о душевных временах хрустящих дискет, тёплых лупоглазых мониторов и величавых пикселей размером с кирпич. Если вы тоже неравнодушны к проектам, что даже в эпоху гиперреалистичной графики не боятся возвращать нас к самым истокам игровой индустрии, — эта номинация для вас.
Игромания подводит итоги года: лучшие игры 2018-го!
Третье место — The Messenger
Для большинства детей девяностых точками входа в мир видеоигр стали пиратские клоны Nintendo Entertainment System и Sega Mega Drive , на которых все мы безжалостно рубились в двухмерные платформеры. И одна из лучших серий в этом королевском жанре — Ninja Gaiden. Вернуться в том самом виде ей самой уже не суждено, но именно она стала источником вдохновения для авторов The Messenger.
Проходная, на первый взгляд, аркада на поверку оказывается не только отличным сайдскроллером, но и просто уморительной фантастической комедией. По сюжету герой осваивает путешествия во времени и начинает перемещаться между двумя эпохами — причём прошлое здесь выглядит и звучит как восьмибитная игра, а будущее тянет на полновесные 16 бит. Одни и те же локации в разное время могут быть совершенно непохожи: непроходимый, усеянный шипами путь за пять сотен лет превращается в зелёную лужайку, и наоборот.
Постепенно игра превращается в натуральную метроидванию: странствуя по уровням, Посланник разучивает всё больше новых трюков. В его арсенале появляются и крюки для карабканья по стенам, и вингсьют, и крюк-кошка — куда там пенсионеру Рю Хаябусе!
Чем особенно хороша The Messenger, так это тем, что смогла стать игрой не для ниндзя, а про ниндзя: управление отзывчивое, а сложность не накручена искусственно. Ну а шикарный саундтрек достоин издания на отдельном CD.
Второе место — Pathfinder: Kingmaker
Когда-то CRPG, основанные на системе Dungeons & Dragons, можно было смело выделять в особый класс. Их было много, и они серьёзно (и нередко в лучшую сторону) отличались от прочих компьютерных ролёвок. Вспомнить хотя бы Baldur’s Gate или Planescape: Torment! Неудивительно, что разработчики до сих пор пытаются вернуть игроков в прошлое. Так появились, к примеру, Pillars of Eternity и Torment: Tides of Numenera. И такой же ностальгической до мозга костей RPG стала Pathfinder: Kingmaker от московской студии Owlcat Games.
В разработке участвовал сам Крис Авеллон, поэтому сюжет получился закрученным, а ролевые возможности — насыщенными: настольная Pathfinder — это глубокая модернизация D&D версии 3.5, и оцифровали её максимально бережно. Такой простор для отыгрыша роли хоть конченого негодяя, хоть приторного праведника сегодня не так-то просто найти, а одно только создание персонажа способно занять несколько часов. И пусть не все оценили внедрение в игру стратегического режима, для ценителей ролевой классики это был настоящий пир. Да, сыровата, да, с недоработками — но разве с великими RPG прошлого когда-то бывало иначе?
Достойны упоминания
Проектов, что вольно или невольно будят в игроке ностальгические чувства, в уходящем году вышло немало — и многим до места в тройке лучших не хватило всего пары баллов.
Two Point Hospital стала почти абсолютной копией по-своему уникальной экономической стратегии Theme Hospital. Как и в 1997-м, мы берём под своё управление захолустные больницы, которые надо привести к процветанию, и стараемся не умереть от смеха во время спасения пациентов от всё новых и новых идиотских болезней.
Атмосферный хоррор Paratopic , похожий на оживший ночной кошмар из эпохи PS1 , неплохо пощекотал нервишки поклонникам старины. Так могли бы выглядеть творения Дэвида Линча, занимайся он не кино, а видеоиграми. Вещь получилась сугубо на любителя, но как минимум эффектная. Хоть до конца и не ясно, чем она пугает больше — сюжетом или всё-таки графикой.
Глубокий след в сердцах любителей пошаговой тактики оставила Into The Breach. И не смотрите на неброскую обёртку этой по-шахматному аскетичной игры! Именно простые, на первый взгляд, правила (дополненные, на самом деле, уймой нюансов) делают её лёгкой для освоения, но чертовски сложной для идеального прохождения.
Sony предприняла ожидаемую попытку запрыгнуть на проходящий мимо поезд ретроконсолей со своей PlayStation Classic. Подборка из двух десятков игр получилась на любителя, а большинство технических решений — небезупречными. Однако энтузиасты почти мгновенно выучились запускать на системе сторонние программы, так что народная любовь и долгая жизнь PlayStation Classic гарантированы.
Переключаемые цветовые схемы в Return of the Obra Dinn симулируют старые мониторы: можно сделать вид, что играешь на Commodore 1084 или, например, Macintosh
Лукас Поуп, автор знаменитой Papers, Please , спустя пять лет наконец-то порадовал публику новым произведением. Return of the Obra Dinn — неторопливое камерное приключение, выполненное в жутковатом монохромном 3D. И одной возможности переключать графическое оформление между архаичными мониторами уже достаточно, чтобы обеспечить этой игре место в нашей подборке.
Первое место — Leisure Suit Larry: Wet Dreams Don’t Dry
Point-n-click adventure — самый, пожалуй, консервативный игровой жанр. Причём сколько бы раз критики ни констатировали смерть квестов, те всё равно возвращаются. Достаточно лишь немного подтянуть разрешение картинки да сделать интерфейс чуть дружелюбнее, и новые приключения старых героев обязательно найдут свою аудиторию. Вот и старый волокита Ларри Лаффер снова в деле! И для этого серии Leisure Suit Larry даже не пришлось заигрывать с экшеном или переезжать из привычного 2D в третье измерение. Единственная перемена — в сеттинге: очнувшись после очередного неудачного свидания, дамский угодник обнаруживает, что на дворе уже не родные восьмидесятые, а эпоха смартфонов, интернета и тотального диктата политкорректности.
Из безыдейного симулятора сорокалетнего девственника Leisure Suit Larry плавно переросла в социально-политическую сатиру, но на качестве и количестве юмора это никак не отразилось. Игра высмеивает всё, что нас окружает, — от видеоигр и аниме до сексизма и гомофобии. И при всём при этом остаётся отличным квестом!
Выйди Wet Dreams Don’t Dry лет двадцать назад, могла бы побороться и за звание игры года. Жаль, времена уже не те. Но уж «ностальгия года» — это точно про неё!
Само существование этой номинации доказывает: старую школу рановато списывать со счетов. Классические игры стали легендами не только потому, что были первыми, но и потому, что были действительно классными. А современным разработчикам ещё есть чему поучиться у мастеров прошлого.