События года
Пришло время пройтись по самым значимым событиям 2018 года и вспомнить всё то, что оставило свой след в мире видеоигр.
Игромания подводит итоги года: лучшие игры 2018-го!
Нашествие королевских битв
В 2017 году королевские битвы изрядно встряхнули игровую индустрию. PlayerUnknown’s Battlegrounds появилась будто из ниоткуда и тут же начала ставить рекорд за рекордом, о чём мы рассказывали в прошлых итогах. Но, как выяснилось, это была лишь первая волна. Вторая ударила в 2018-м и накрыла всех с головой.
Fortnite: Battle Royale , которую фанаты и даже создатели PUBG обвиняли в плагиате, уже в феврале обогнала свою вдохновительницу по месячной выручке. В марте в игре было сорок пять миллионов зарегистрированных пользователей, а через месяц Fortnite обскакала PlayerUnknown’s Battlegrounds и по деньгам, и по количеству аккаунтов. По данным аналитиков SuperData , к июлю проект заработал больше миллиарда долларов. В ноябре число пользователей достигло отметки в двести миллионов, а стоимость компании Epic Games , по оценке Bloomberg , на данный момент составляет около восьми с половиной миллиардов долларов.
Fortnite в 2018-м была везде и повсюду. Она стала самой популярной игрой на Twitch, обогнав даже League of Legends , получила семь наград, среди которых два «Золотых джойстика» и две статуэтки The Game Awards. В любви к ней признавались звёзды спорта и шоу-бизнеса — к примеру, режиссёры фильма «Мстители: Война бесконечности» братья Руссо. Кстати, именно по их рекомендации в игре появился Танос вместе со своей перчаткой. Доходит порой до абсурда: в Штатах особо заботливые родители нанимают своим чадам репетиторов по Fortnite, чтобы отпрыск мог похвастаться перед знакомыми высоким скиллом.
Влияние детища Epic Games на индустрию трудно переоценить. Крупные компании удостоверились, что за баттлроялями если не будущее, то ближайшая пара лет, и теперь наперегонки внедряют королевскую битву в свои игры. Режим Blackout уже вовсю работает в Red Dead Redemption 2 и Call of Duty: Black Ops 4 , а совсем скоро его аналоги появятся в Battlefield V.
Как всегда, на уходящий поезд успевают запрыгнуть не все. К примеру, Vostok Games , создатели мультиплеерного боевика Survarium , почти в никуда выпустили шутер Fear The Wolves. А провал королевской битвы Radical Heights окончательно добил студию Boss Key Productions , авторов несчастной LawBreakers. В связи с этим её основатель Клифф Блезински объявил, что покидает игровую индустрию.
Как долго продлится господство баттлроялей и до каких масштабов дойдёт, предсказать непросто. Но сейчас это главный тренд, и с ним нужно считаться.
Новые конкуренты Steam
А ещё невероятный успех Fortnite изрядно помог Epic Games в осуществлении давней задумки — запуске собственного магазина Epic Games Store. Он открылся совсем недавно, в начале декабря, но уже успел обзавестись рядом довольно примечательных эксклюзивов: Hades от студии Supergiant Games , Super Meat Boy Forever , Ashen от издательства Annapurna Interactive и грядущий ПК-порт знаменитой Journey. А в сентябре свой магазин запустил и Discord. Есть высокий шанс, что в ближайшем будущем всё больше независимых разработчиков будут предпочитать именно эти площадки.
Во-первых, со многими студиями Epic Games уже успела наладить отношения благодаря своему движку Unreal Engine , который она предоставляет на довольно выгодных условиях. Что касается Discord, то тут решающую роль играет огромная база пользователей — около двухсот миллионов аккаунтов.
Во-вторых, в качестве платы за публикацию Epic Games Store запрашивает двенадцать процентов от продаж, а Discord Store — всего десять. И это против стимовских тридцати!
Ну и в-третьих, сама Valve явно отдаёт предпочтение крупным компаниям, а не инди-разработчикам. Совсем недавно она значительно снизила пошлину для успешных проектов. Поблажка в пять процентов начинается с заработка в десять миллионов долларов, ещё пять процентов можно не платить после пятидесяти миллионов. Очевидно, что маленькие команды на такие результаты рассчитывать не могут. К тому же давняя проблема с перенаселением Steam всё никак не решится, так что разработчикам очень даже пригодятся новые площадки.
Значит ли это, что Steam в ближайшие годы растеряет своё влияние? Разумеется, нет. Но конкуренция среди игровых магазинов, ориентированных на ПК, точно возрастёт. А для индустрии конкуренция всегда полезна.
Sony против всех
И ещё немного про Fortnite: Battle Royale. В июне из-за неё разразился крупный скандал, который может иметь долгосрочные последствия. Когда игра вышла на Switch , все пользователи, перешедшие на портативку с версии для PS4 , с удивлением обнаружили, что им необходимо создавать новый аккаунт. Выяснилось, что Sony единственная из всех не пожелала вводить полную поддержку кроссплатформенного геймплея. Компания утверждала, что это невозможно технически, однако это заявление быстро опровергли специалисты.
Игроки начали давить на Sony Interactive Entertainment в соцсетях, а весть о скандале быстро разлетелась по СМИ, причём не только по профильным. Всё это продолжалось несколько месяцев, пока в конце сентября корпорация всё-таки не сдалась и не ввела кроссплей в Fortnite, пообещав ввести его и для прочих онлайновых игр, вроде Rocket League. Для компании, что славится любовью к эксклюзивности и обособленности, это большой и серьёзный шаг.
Лучший год PS4
Впрочем, в остальном для PlayStation это был крайне удачный год. Консоль получила самую мощную линейку эксклюзивов за всю историю текущего поколения. В апреле вышла God of War , которая получила 94 балла на Metacritic и за первые три дня разошлась тиражом в три миллиона и сто тысяч копий. Пять месяцев слэшер носил звание самого быстропродаваемого эксклюзива Sony, пока не состоялся релиз Marvel’s Spider-Man от студии Insomniac Games. Он за три дня взял планку в три миллиона и триста тысяч копий и тоже был весьма тепло встречен критиками.
И не стоит забывать про Detroit: Become Human от Quantic Dream. Пускай на то, чтобы добраться хотя бы до двух миллионов, ей понадобилось аж полгода, это всё равно успех.
Microsoft скупает студии
Microsoft похвастаться такими показателями пока не удаётся. Однако в ближайшие годы из-под её крыла может выйти немало успешных игр. На выставке E3 Фил Спенсер объявил, что компания по максимуму усиливает своё игровое подразделение и берёт шефство над целым рядом студий. В его составе Ninja Theory , известные по DmC: Devil May Cry , Enslaved: Odyssey to the West и прошлогодней Hellblade: Senua’s Sacrifice , создатели We Happy Few — Compulsion Games , авторы State of Decay — Undead Labs , Playground Games , ответственная за Forza Horizon , а также мастера олдскульных ролевых игр — InXile Entertainment и Obsidian Entertainment. Подборка очень даже внушительная, так что ждём свежих анонсов.
Показ Cyberpunk 2077
А ещё именно на конференции Microsoft CD Projekt RED показала первый за пять лет ролик Cyberpunk 2077 — одной из самых ожидаемых игр следующего года. Если, конечно, поляки успеют её доделать за 2019-й. А в конце августа разработчики даже представили почти час геймплея. Всего за два дня видео собрало на YouTube свыше шести миллионов просмотров, а на данный момент этот показатель превышает двенадцать миллионов.
На выставке gamescom 2018 стало известно, что как минимум основную сюжетную линию Cyberpunk 2077 уже можно пройти от начала до конца. Но впереди у поляков ещё много работы, и лучше бы им не торопиться. Как утверждают финансовые аналитики, от успеха проекта зависит судьба CD Projekt. Слишком много на него потрачено времени и средств. Если Cyberpunk 2077 не превзойдёт или хотя бы не повторит результаты третьего «Ведьмака» , для компании это станет серьёзным ударом. Так что держим за поляков кулаки и ждём новых подробностей об игре.
Закрытие Telltale Games
Самым печальным событием 2018 года стало неожиданное закрытие студии Telltale Games. Конечно, тревожные звоночки раздавались уже давно: ещё в прошлом году поступала информация о скверных условиях, сокращениях и регулярных задержках зарплат в компании. Однако мало кто ожидал, что в сентябре, прямо посреди финального сезона The Walking Dead , она просто прекратит своё существование. Безусловно, игры студии было за что критиковать: приевшийся визуальный стиль, однообразие геймплея, линейные сюжеты с иллюзией выбора. Но при этом у них появилась своя преданная аудитория, а такие проекты, как Tales From The Borderlands и The Wolf Among Us , были очень любимы критиками.
Однако в хорошие продажи это, как видно, не конвертировалось. В один день двести сотрудников Telltale потеряли работу. Оставшиеся двадцать пять в течение пары месяцев доделывали упрощённую версию Minecraft: Story Mode для стрим-сервиса Netflix , после чего студия окончательно прекратила своё существование.
Хотя в конечном итоге закончилось всё не так уж плохо. Сразу после вести о закрытии многие крупные компании — например, Sony Santa Monica и Ubisoft — объявили, что с радостью примут в свои ряды бывших сотрудников Telltale. А последние два эпизода The Walking Dead разработчики доделают уже под крылом Skybound Entertainment. Но нам всё равно чертовски обидно, что эпоха интерактивных сериалов от студии Telltale так бесславно оборвалась…
Анонс Diablo Immortal на BlizzCon
А ещё нам обидно за Blizzard , которая после недавнего BlizzCon стала объектом настоящей народной ненависти. На выставке компания анонсировала ремастер Warcraft III , а также множество апдейтов для своих проектов, но в центре всеобщего внимания оказалась другая игра — Diablo Immortal , мобильный спин-офф серии от китайской студии NetEase Games. И вроде бы ничего крамольного в трейлере не показали. Ну да, hackʼnʼslash для смартфонов, да, по известной лицензии и от стороннего разработчика. Эка невидаль.
Но вот время для анонса было выбрано, пожалуй, предельно неудачное. Проект представили в самом финале церемонии открытия, да к тому же выделили под него отдельный зал. Фанаты ждали Diablo IV , ремастер Diablo II или хотя бы дополнение для Diablo III , но точно не мобильную игру! Разочарование было настолько велико, что разработчиков освистали прямо в зале, а во время сессии вопросов и ответов у них поинтересовались, не розыгрыш ли это. На данный момент у кинематографического и геймплейного трейлеров Diablo Immortal в совокупности меньше пятидесяти тысяч лайков и больше миллиона дизлайков.
И это при том, что игровые журналисты, успевшие пощупать проект на BlizzCon, чуть ли не в один голос утверждают, что ощущается он как полноценная — ну, может, слегка упрощённая — версия Diablo. То есть он всяко лучше какой-нибудь мобильной поделки. Но аудиторию уже не переубедить. Что ж, будем ждать релиза и посмотрим, как игроки встретят его.
Meanwhile in Russia
А вот для нашей игровой и околоигровой индустрии 2018 год скорее всего запомнится зашкаливающим количеством, простите, дичи. Абсурдных и нелепых историй было предостаточно, одна восхитительнее другой.
В апреле «Роскомнадзор» попытался заблокировать мессенджер Telegram. Попытка эта была не только неудачной, но и разрушительной: из-за повальной блокировки IP-адресов пользователи на несколько дней потеряли доступ к серверам Gran Turismo Sport , PUBG, Fortnite, Guild Wars 2 , Vainglory , Splatoon 2 , Battlefield 1 , Total War: ARENA , For Honor , The Division , а также PlayStation Network. Работу почти всех игр и сервисов восстановили довольно оперативно (хотя отдельные пользователи жалуются на сбои до сих пор), однако многие законопослушные компании из-за перебивок понесли ущерб в размере двух миллиардов долларов. Стоит ли напоминать, что сам Telegram на территории России всё ещё исправно работает?
Затем в октябре, на следующий же день после трагедии в Керчи, депутат Госдумы Евгений Марченко, а также радиостанция «Вести ФМ» попытались свалить ответственность за случившееся на пагубное влияние видеоигр. В частности «эксперт по вопросам интернета» Филипп Гросс Днепров в прямом эфире на шоу Владимира Соловьёва рассказывал о некой «Доке 2» — ультражестокой игре, которой якобы увлекаются российские подростки, и в которой есть оружие, что позволяет «вытаскивать кишки целых десять минут». Несуществующий (само собой) проект тут же стал мемом, а сам Днепров превратился в объект насмешек в соцсетях.
Ну а в ноябре разразился довольно громкий скандал, фигурантом которого стал генеральный директор «Nintendo Россия» Яша Хаддажи. Четырнадцатого числа на YouTube-канале SaveNintendo появился ролик с фрагментами трансляции мероприятия Level UP Days, что проходило в Москве летом 2017. На видео Хаддажи прямо во время стрима кричит на сотрудника, грозится его уволить, а также оскорбляет на русском и английском. К ролику была приложена петиция с требованием снять руководителя «Nintendo Россия» с поста ввиду его непрофессионализма и регулярного унижения подчинённых. На данный момент её подписали больше семи тысяч человек. Историю тут же подхватили СМИ, как российские, так и зарубежные, причём не только игровые. Уже семнадцатого ноября главный офис Nintendo сообщил, что проведёт внутреннее расследование в отношении Яши Хаддажи. О его результатах пока неизвестно, но мы надеемся, что в конечном итоге атмосфера в российском отделении «большой N» станет не такой токсичной, как ходят слухи.
Провал Fallout 76
Впрочем, лидерство по количеству негатива в этом году однозначно удерживает Bethesda со своим первым громким провалом — Fallout 76. Вот уж кто разозлил почти всех геймеров мира!
На этапе анонса всё выглядело не так уж плохо: многопользовательский Fallout с механиками строительства из четвёртой части, полноценным PvP и множеством квестов, которые можно выполнять как с друзьями, так и в полном одиночестве. На E3 Тодд Говард рассказывал, что в разработке участвуют все сотрудники основных и сторонних студий Bethesda, что техническое исполнение будет на высоте, а старый движок заиграет новыми красками. В конце концов, Говард обещал, что будет весело. Но нет.
Выпуск Fallout 76 обернулся полной катастрофой. Игра тормозила и вылетала на всех системах, количество багов было невероятным даже по меркам Bethesda, а глаз резали мутные текстуры и кривое освещение. При этом сама по себе игра оказалась откровенно плохой. Для MMO в ней слишком мало функционала, почти нет групповых активностей и какого-либо стимула работать в команде. А в качестве полноценного Fallout её даже рассматривать не стоит — нет ни сюжета, ни увлекательных квестов, ни толковой ролевой системы.
А чтобы совсем загубить репутацию, Bethesda ещё и отказалась возвращать недовольным пользователям деньги за игру, жутко медленно реагировала на сообщения об ошибках и даже обманула покупателей дорогого коллекционного издания — вместо холщовых сумок военного образца им достались пластиковые пакеты. Всё это, разумеется, отразилось на продажах игры. По данным аналитиков NPD Group , они существенно отстают от показателей и Fallout 4 , и Fallout: New Vegas.
Увы, провал Fallout 76 мы не забудем ещё долго, как бы ни старались. Это однозначно одно из главных событий года. Надеемся только, что в конечном итоге на игровую индустрию вообще и компанию Bethesda в частности оно произведёт положительный эффект.
Вот и все события, всколыхнувшие игровую индустрию за последние двенадцать месяцев. А чем вам запомнился 2018 год?