Всё, что мы знаем о PlayStation 5
Недавно мы писали о том, что первые девкиты PlayStation 5 уже попали в руки некоторых разработчиков. Этой информацией поделились сразу несколько инсайдеров, и очевидно, что работа над консолью и новыми проектами для неё идёт полным ходом. Однако мы до сих пор почти ничего о ней не знаем… Или знаем? Конечно, сама Sony не делится никакой информацией, но тем не менее в интернете уже полно более или менее достоверных слухов (а то и реальных доказательств) о том, что нас ждёт в следующем поколении. В этом тексте я собрал всё, что мы знаем о консоли, известной как PlayStation 5.
PS5 правда находится в активной разработке?
Да. Даже если не верить информации от инсайдеров выше, заявлений самих представителей Sony достаточно, чтобы сделать такой вывод. В частности, больше полугода назад руководитель игрового подразделения Sony Джон Кодера прямо заявил, что PS4 вступает в финальную фазу своего жизненного цикла. Через несколько часов он дал интервью Wall Street Journal (статья под пейволлом, так что вот ссылка на пересказ материала от Forbes), в котором прокомментировал это заявление следующим образом:
Джон Кодера, руководитель Sony Interactive Entertainment Inc. : Мы используем ближайшие три года, чтобы подготовить наш следующий шаг.
Значит, финальная стадия уже наступила, но до «смерти» PS4 ещё далеко. Из этих заявлений можно сделать сразу два вывода. Во-первых, в мае 2018 года один из руководителей Sony намекнул, что компания планирует выпустить следующую консоль примерно к середине 2021 года (с тех пор прогнозы изменились, но об этом ниже). Во-вторых, скорее всего, Sony уже минимум пару лет разрабатывает PS5. Ведь работа над той же PS4 началась ещё в 2008 году, за пять лет до её выхода, — а тут «дедлайн» составил всего три года.
Официально название «PlayStation 5» нигде не звучало, и во время анонса консоль может получить другое имя. Но, как известно, «роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть нет». Как ни пиши — а всё равно, по сути, это PS5, а не какая-нибудь там «PS Next»
В треде на ResetEra , на который мы ссылались в новости про девкиты, всё тот же азиатский аналитик Даниэль Ахмад написал, что Sony уже переориентировала большую часть собственных студий на разработку игр для PS5. При этом он добавил, что у компании есть утверждённый план игр на первую половину 2019-го, а вот с концом года пока не всё ясно. В частности, у Sony имеется «пара неанонсированных проектов исключительно для PS4 по существующим вселенным», но издатель всерьёз раздумывает сместить фокус разработки и выпустить их либо на обоих поколениях, либо только на некстгене. Что это за проекты и по каким вселенным, остаётся только гадать.
Следующее подтверждение пришло от самого общительного парня на планете — вице-президента Bethesda Пита Хайнса. В начале сентября он давал интервью The Telegraph и вот так ответил на вопрос журналиста о том, чего он ждёт от следующего поколения консолей:
Пит Хайнс, вице-президент Bethesda Softworks: Мне интересно, как это будет выглядеть и в чём будут отличия. Меня уже посвятили в некоторые детали, хотя я, очевидно, не могу об этом говорить , но даже при этом я пока не представляю, что из этого получится. Особенно мне интересно, насколько велика будет разница между поколениями.
Мне кажется, что сдвиг от Xbox и PS2 к Xbox 360 и PS3 был очень заметным. Мы перешли со старых форматов на HD, и это было потрясающе. Просто день и ночь. А потом случились Xbox One и PS4, а вау-эффекта не было. Конечно, те, кто всерьёз увлекается графикой, сразу заметили разницу. Но у среднестатистического покупателя реакция была примерно такая: «Ладно, это тоже выглядит неплохо». И я не знаю, насколько сильно всё изменится на этот раз. Лично для меня остальное не важно, ведь я не художник, не программист и не дизайнер. Но важно, что думают разработчики: чего они хотят, какие мощности и возможности им нужны.
То есть к работе над играми для PS5 привлекли не только внутренние студии Sony. Сторонние разработчики вроде Bethesda уже несколько месяцев тоже получают информацию о том, к чему готовиться.
Наконец, в октябре 2018 глава всего и вся в Sony Кэнъитиро Ёсида обронил такую фразу в интервью Financial Times (материал также под пейволлом, так что вот, например, цитата от Kotaku):
Кэнъитиро Ёсида, президент Sony Corporation: «В данный момент всё, что я могу сказать, — нам необходимо «железо» следующего поколения».
В общем, где-то там в тайных японских цехах концепт PlayStation 5 уже вовсю обретает форму.
Какие у PS5 будут характеристики?
Наверняка пока не известно. И всё же есть достаточно данных, по которым можно относительно уверенно представить, какой будет новая консоль.
Это, кстати, вполне соотносится с прогнозами аналитиков: ещё несколько лет назад появились исследования, согласно которым к концу 2019 года в каждом втором американском доме будет стоять 4K-телевизор
Для начала надо признать, что Sony в лепёшку расшибётся, но превзойдёт показатели Xbox One X. Причём так, чтобы даже у следующей версии консоли от Microsoft не было шансов — уж слишком громко «майки» кричали на каждом углу про «самую мощную консоль в мире». Значит, в PS5 точно будет мощнейший процессор и почти наверняка — возможность играть в любую игру в настоящем 4K.
Основные вычислительные мощности Sony снова возьмёт у AMD. Она уже работала с «красными» над PS4 и продолжает сотрудничать до сих пор. А учитывая то, как показывают себя новые Ryzen, это ещё более вероятно. К тому же AMD вот-вот переведёт свои топовые продукты на техпроцесс 7 нм: до середины года мы ждём как минимум мощнейший Zen 2 и новые видеокарты Radeon VII с GPU, тоже собранными по 7-нанометровому техпроцессу. Конечно, как минимум первые версии Ryzen заточены скорее под ПК и серверы — но вряд ли что-то помешает AMD модифицировать свой топовый процессор под консольные задачи. А в 2020 году уже и Zen 3 обещают…
Кроме того, возможно (но уже не обязательно), японцы попробуют полностью переехать на стандарт 60 кадров в секунду вместо 30 — хотя бы для внутренних студий. Также среди обязательных функций PS5 почти наверняка будет обратная совместимость с играми для PS4: слишком успешным оказался пример Xbox Game Pass, чтобы игнорировать такой источник прибыли. Вряд ли японцы дважды наступят на одни и те же грабли.
Статистика Xbox Game Pass за 2018 год. Неплохо для «отстающего» платформодержателя!
Если мощность PS5 и впрямь будет приличной, вполне вероятно, что Sony выпустит новую версию шлема виртуальной реальности, который сможет на равных конкурировать с вариантами для ПК. Не то чтобы у PS VR были проблемы с продажами, но апгрейд этому устройству не помешает.
Наконец, у новой консоли наверняка будут дисковод и жёсткий диск. Конечно, у Sony есть собственная стриминговая платформа PS Now, но вряд ли компания решится сделать на неё ставку, особенно учитывая, что сервис только сейчас добирается до Европы. С другой стороны, японцы абсолютно точно занимаются разработками в этой области. Как минимум потому, что то же самое делает Microsoft, которая вообще планирует выпустить в 2020 году две версии Xbox, одна из которых будет заточена только под стриминг игр: ни дисковода, ни жёсткого диска, ни наценки за лишнее железо.
Если идея Xbox Scarlet Cloud от Microsoft окажется успешной, то где-то к середине следующего поколения Sony наверняка выпустит такое же устройство, а не какую-нибудь PS5 Pro (хотя что уж там, возможно, она выпустит и то и другое). Более того, я уверен, что обе компании уже давно с радостью отказались бы от дисководов и игр на физических носителях, если б технологии позволяли. Во-первых, так консоли будут только дешевле, а значит — доступнее. Во-вторых, всю игровую индустрию бесит (и не может не бесить) привычка игроков перепродавать диски друг другу, что лишает разработчиков и издателей солидной доли выручки.
Пока что всё упирается в несовершенство инфраструктуры и интернет-технологий. Возможно, где-нибудь к 2022 году, когда на полную заработают сети 5G, мы услышим совсем другие новости на эту тему. Ну а пока будут вам и жёсткие диски, и игры на физических носителях.
Сколько будет стоить PS5?
Как минимум — не дороже основного Xbox Scarlett, то есть те же 400–500 долларов. Sony уже один раз обожглись, назначив цену за PlayStation 3 на сто долларов выше, чем у Xbox 360, — в результате компания продала почти вдвое меньше PS3, чем PS2 (хотя там проблемы были не только в цене).
Более того, я предполагаю, что PS5 будет даже дешевле старшего Xbox долларов этак на 50–100. Ведь, в отличие от Microsoft, у Sony не будет альтернативного бюджетного устройства, чтобы дотянуться до всех потенциальных покупателей. И здесь два выхода: либо занижать цену на консоль и отбивать её продажами игр, либо… просто терять аудиторию.
Это Шон Лейден, глава американского отделения Sony Interactive Entertainment. И он что-то замышляет…
Когда ждать официального анонса?
Точно неизвестно, но, опять же, предположения есть. В плане анонса Sony оказалась в роли догоняющего, ведь Фил Спенсер заявил о разработке новых Xbox прямо во время конференции Microsoft на Е3 2018. Конференция Sony прошла на следующий день, но компания сосредоточилась исключительно на играх и не делала никаких поспешных заявлений.
Весь мир ждал чего-нибудь эдакого на PlayStation Experience 2018, однако японцы не стали проводить конференцию, сославшись на то, что им нечего показывать. И правда, на Е3 рассказали всё, что можно, про четыре самых ожидаемых проекта текущего поколения. Один из них — Marvel’s Spider-Man — уже вышел, а собирать игроков и прессу только ради обещанных на 2019 год Days Gone и Dreams не было смысла. Тем более что «Жизнь после» ещё весной отдали на растерзание журналу Game Informer , и информации про игру было уже много.
Но пропустить PSX — одно, а впервые в истории проигнорировать E3 — это уже ни в какие ворота. И всё же Sony твёрдо заявила: в Лос-Анджелесе компании в этом году не будет. При этом в компании подчеркнули, что никаких собственных мероприятий в тот же период они не планируют. То есть они просто… не приедут на крупнейшую игровую выставку на планете.
С другой стороны, компания пообещала всё-таки улучить момент и рассказать миру о том, что японцы задумали на вторую половину 2019 года. Более того, буквально пару дней назад многие зарубежные издания и сайты получили приглашения на такое мероприятие, которое якобы было намечено на 20 февраля. Увы, приглашения оказались фейком: вряд ли представители Sony отправляли бы их с аккаунта Gmail, верно?
«Любые новости, которые вы сегодня увидите про PlayStation Meeting, — очень, очень фейковые»
Так когда же ждать новостей от японцев? Есть два очевидных варианта. На один намекает всё тот же Даниэль Ахмад во всё том же посте на ResetEra: по его словам, первые «перешёптывания» начнутся на GDC, которая пройдёт в Сан-Франциско с 18 по 22 марта. Однако я думаю, что в марте мы получим лишь новую порцию слухов разной степени достоверности. На мой взгляд, куда реальнее другая конференция: gamescom 2019, которая пройдет с 20 по 24 августа. Это идеальное время для анонса линейки осенних релизов — а у трёх крупных эксклюзивов Sony до сих пор нет даты выхода: речь о Death Stranding , The Last of Us: Part II и Ghost of Tsushima. Вряд ли Sony захочет упускать прибыль от осеннего сезона и шанс в очередной раз завоевать кучу игровых премий — и здесь подойдёт любая из этих игр.
Другой вопрос, ждать ли на gamescom новостей про саму PS5? Я бы сказал, что нет. Но здесь всё зависит от того, когда Sony на самом деле планируют выпускать консоль в продажу.
Известна ли дата выхода PS5?
Официально — нет. Единственный комментарий от самой Sony на эту тему — это интервью Джона Кодеры, приведённое в начале этого материала. По его словам, консоль выйдет в середине 2021 года. Но в это верится с трудом, и на то есть сразу несколько причин.
Помните этот момент?
Во-первых, вряд ли Sony допустила бы разрыв в производстве игр для текущего поколения — а сейчас у них, напомню, осталось всего четыре невышедших ААА-проекта. Days Gone уже запланирована на апрель, осенью наверняка будет ещё что-то из вышеперечисленной троицы. Получается, к концу 2020 года свежие игры для PS4 просто закончатся , а новых не анонсируют — не зря же Sony пропускает две важные конференции подряд. Это ну очень сомнительно. Вспомните, когда вышла PS4, Sony ещё пару лет выпускала игры и на неё, и на PS3. Неужели японцы решили вот так вот резко обрубить всё производство игр для PS4? Вряд ли.
Во-вторых, в марте 2019 года в PS+ перестанут выходить бесплатные проекты для PS3. Это не кажется просто прекращением поддержки старой консоли — скорее, Sony освобождает место в сервисе для новой.
В-третьих, вся эта история с интервью Джона Кодеры, по предположениям известного (но, правда, не очень надёжного) аналитика Майкла Пактера — не что иное, как искусно сплетённый заговор, один из крупнейших в истории индустрии.
Следите за руками: Sony заявляет, что ещё года три потратит на разработку PS5. Microsoft, радостно потирая руки, анонсирует свежие консоли всего через пару недель после этого интервью. Их выход намечен на 2020 год, и, таким образом, американцы планируют целый год почивать на лаврах единственного некстген-издателя на планете. Что же на самом деле делает Sony? Она молчит как партизан (видимо, чтобы случайно не сорваться на злорадное хихиканье на какой-нибудь конференции), полтора года доделывает консоль, переформатирует ту же Death Stranding под кросс-ген и… выпускает PlayStation 5 в конце 2019 года, за полгода до новых Xbox, в рождественский сезон. Чем, разумеется, срывает планы Microsoft на корню, под завязку набивает банковские счета деньгами покупателей и, в принципе, почти уничтожает конкурента, который к этому времени вбухает кучу денег в «верный» источник прибыли.
Красивая схема? Ещё как. Но всё-таки очень сомнительная, особенно если Sony действительно хочет дождаться стабильных 7-нанометровых игрушек от AMD.
Более того, они вряд ли будут слишком активно прерывать победоносное шествие PS4 по планете: её продажи почти втрое выше, чем у Xbox One, а в начале 2019 года она даже побила результат Xbox 360. На 7 января в мире продано аж 91,6 миллиона консолей, и это шестой результат в истории игровой индустрии. Так что, скорее всего, в этом году PS5 не выйдет. А вот к концу следующего, на уже обкатанном железе, с кроссген-версиями Death Stranding и Ghost of Tsushima на старте продаж, — вот это, как мне кажется, звучит куда более здраво.
Текущий финансовый год вообще стал самым успешным в истории игрового подразделения Sony — и это несмотря на упавшие продажи PS4!
Так же считает и Джейсон Шрайер, редактор новостей Kotaku. Он поговорил со многими разработчиками, так или иначе связанными с Sony, и пришёл к выводу, что раньше 2020 года ждать консоль не стоит. И, в отличие от Майкла Пактера, прогнозы Шрайера имеют свойство частенько сбываться.
Скорее всего, про 2021 год Sony и впрямь немного слукавила, и на самом деле релиз запланирован примерно на то же время, что и новые Xbox. Разумеется, эта дата может в любой момент измениться: как минимум, если вдруг изменятся планы той же Microsoft, Sony наверняка на это отреагирует. Но пока что середина-конец 2020 года кажется самой вероятной датой выхода консоли.
Вот и всё, что известно о PlayStation 5 на настоящий момент. Ждём, когда же Sony изволит нарушить молчание и расскажет если не о следующем поколении, то хотя бы о том, какой из трёх оставшихся потенциальных хитов ждёт нас грядущей осенью. Мне кажется, это будет The Last of Us: Part II.
А вы как думаете?
Патент: PS5 теоретически сможет воспроизводить игры для PS4, PS3, PS2 и PS1