Far Cry. За что мы любим и ненавидим серию
C тех пор как серия Far Cry перешла под крыло Ubisoft , в ней вышло уже шесть игр. Седьмая появится сегодня вечером и будет посвящена теме постапокалипсиса. Только не мрачного и пустынного, а очень даже яркого и цветущего — ядерная зима давно позади, а семнадцать лет отсутствия людей пошли природе только на пользу. В New Dawn наша задача — заново отстроить цивилизацию, добывая ресурсы и отбиваясь от рейдеров.
Семь игр за одиннадцать лет — это немало, и в редакции мнения о них разделились. Так что в преддверии возврата в округ Хоуп мы решили вспомнить, за что любим и ненавидим серию Far Cry. Высказаться захотели сразу три автора со в чём-то различающимися, а в чём-то очень сходными точками зрения.
Сумасшествие против застоя
Владимир Вацурин
В Far Cry, особенно с третьей части, постоянно творится какое-то сумасшествие. Выжигание полей марихуаны под растаманский мотив ремикса «Make It Bun Dem», мифический мир Шангри-Ла, возможность поиграть за доисторического мамонта и… спокойно порыбачить в американской глуши после убийства очередного накачанного наркотой культиста. Почему бы и нет?
Разработчики никогда не боялись включить свою (возможно, больную) фантазию на полную и позволить игроку почувствовать себя психом, оказавшимся в центре абсолютно бредовых событий. Именно благодаря этому в Far Cry хочется возвращаться снова и снова. И именно за это ощущение я так полюбил серию.
То самое поле конопли в Far Cry 3. Наверное, самое узнаваемое место во всей франшизе
С другой стороны, с каждой новой частью я всё больше терял надежду. Новые игры не приносили ничего кардинально нового и уникального для серии. Какие-то сцены, может, и были авантюрными, но геймплейно серия уже давно почти не меняется, а в чём-то и вовсе ухудшилась. Сюжет Far Cry 3 для меня всё ещё лучший, в этом плане продолжения ей и в подмётки не годятся.
У той же Far Cry 5 сильно страдала режиссура и проработка второстепенных целей и задач. Сюжет ещё хоть как-то радовал неожиданными поворотами и колоритным злодеем, но дополнительные квесты вообще не вызывали интереса, пусть среди них и было несколько забавных заданий. Да и большинство персонажей оказались достаточно скучными. И если хорошо проработанная песочница в открытом мире вас не зацепила — вы, скорее всего, удалили игру сразу после завершения основного сюжета. Боюсь, что Far Cry рискует окончательно «застояться» и многие игроки попросту забудут про эту серию. Ubisoft просто обязаны сделать то, что даст повод купить и пройти абсолютно новую и приятную игру, а не сделанную по той же формуле, с теми же проблемами, но в новой оболочке.
Атмосфера против однообразия
Елизавета Полякова
Буду честна, я довольно прохладно отношусь к шутерам. BioShock Infinite и Wolfenstein: The New Order — редкие исключения. Ну не признаю я подобного игрового процесса, не цепляет он меня. Тем удивительнее, что я всегда с живым интересом поглядывала в сторону серии Far Cry. Почему? На то есть сразу две причины.
Во-первых, лёгкий и по-хорошему безумный настрой франшизы. Каждый раз, запуская Far Cry, я точно знаю, что получу заряд бодрости и позитива минимум на полдня. Потому что в ней просто не может ничего не происходить. Только ты собрался пойти куда-то по заданию, как рядом обязательно появятся условные культисты или хищники (а то и все вместе) и устроят такое представление, что только успевай записывать нарезки для YouTube! Признаю, не всем такая концепция заходит на ура, но я совсем не против. Случайно сгенерированные события рождают маленькие, но запоминающиеся истории, и в пятой части их стало на порядок больше. Эта игра сама тебя развлекает, а ты с удовольствием идёшь навстречу её сумасшедшим идеям.
Свою первую охоту на мамонта в Far Cry Primal вы не скоро забудете…
Во-вторых, сеттинг. Очевидно, что в Ubisoft не любят выдерживать паузы между выпусками новых частей и, как следствие, у игр бывают проблемы с разнообразием геймплейных механик. Зато у вас почти наверняка не возникнет и мысли придраться к внешнему виду их проектов вообще и к серии Far Cry в частности. Да, одни и те же анимации, да, модели повторяются, и да, «мы всё это уже где-то видели», но чёрт возьми! В их миры всё равно почему-то искренне веришь. Самую большую роль в этом играет, как мне кажется, постановка. Наигранная, детская, принимающая игрока за круглого идиота, при этом она умудряется погрузить в свою атмосферу с головой. И фоны им под стать: знойные тропики острова Рук, заснеженные горы Кирата, раскинувшиеся поля штата Монтана… В душе, конечно, понимаешь, что эти мини-вселенные — всего лишь прекрасно обставленные арены для экшена, сделанные по схожим принципам. Но какой-то шарм в них всё-таки есть.
В Far Cry 5 виден ощутимый скачок не только в графическом плане, но и в проработке самого окружения и его деталей
Ну а претензия к Far Cry у меня одна, но большая — к репетативности всего и вся. Открытые миры прекрасны. В них можно свободно передвигаться, делать что хочешь и не следовать глобальному сюжету, пока сам того не пожелаешь. Но, к сожалению, это накладывает свой отпечаток. Зачастую разработчики просто не знают меры, наполняя их контентом. И серия Far Cry этим сильно грешит. Куча побочек от непонятных и не очень интересных персонажей, аванпосты и вышки (окей, не в пятой части), разбросанные буквально по всей карте, коллекционные предметы и тайники, в конце концов. Вроде бы нажимаешь клавишу «M», и у тебя глаза разбегаются — тут есть чем заняться, скучно точно не будет… но уже через пару-тройку часов начинаешь понимать, что делаешь одно и то же. Перенасыщение наступает очень быстро, и его никак не избежать. Приходится либо идти по сюжету, ни на что не отвлекаясь, либо надолго прерывать свои весёлые приключения.
Far Cry 3 против конвейера и крайностей
Александр Пушкарь
В этом я не одинок: моя любовь к Far Cry началась с третьей части. Первую не считаем, она тоже хороша, но совсем от других разработчиков и с совершенно иными игровыми принципами. Вторая, на мой взгляд, была плоха, а вот третья…
Там было хорошо буквально всё: злодей с зашкаливающей харизмой, интересная история становления главного героя (которая куда глубже, чем вы могли подумать), крутая эстетика тропиков, неожиданные повороты сюжета (особенно концовка, особенно плохая ) и просто приятный геймплей с тактильной стрельбой, ненавязчивым стелсом и пространством для тактических манёвров. В конце 2012-го третий Far Cry буквально спас подведение итогов года на Игромании. Мы долго спорили, кого награждать, а тут раз — и такой подарок. Ещё и неожиданный — на фоне предыдущей части-то!
Кстати, вы же знаете, что сыгравший Вааса актёр Майкл Мандо теперь играет злодея Скорпиона в киновселенной Человека-паука?
Far Cry 3 зарядила серию энергией на долгие годы вперёд, задав новые стандарты. Я ждал каждую следующую игру уже как минимум для того, чтобы узнать, как ещё сценаристы вывернут сюжет. И они не разочаровывали! Все ж знают про секретную «хорошую» концовку в самом начале четвёртой части? Надо просто ничего не делать, как и просит Пэйган Мин, — всего лишь подождать его с четверть часа в комнате. А если пойти по игре дальше, то всё в любом случае кончится плохо — куда ни сверни на сюжетной развилке.
То же самое случилось и с Far Cry 5 — всё будет хорошо, если ничего не делать, а если игру всё же завершить, сюжет ударит пыльным мешком по голове самым внезапным образом. Да так, что ещё долго будешь находиться в прострации и думать: «Что это было, Пух?!»
Пусть и в меньшей степени, но то же самое касается и неномерных частей. Far Cry 3: Blood Dragon показала, как можно со вкусом спародировать все боевики 80—90х разом. Far Cry Primal вообще сделала из нас пещерных людей и заставила с копьями охотиться на мамонтов. Безумие! Шок! Разработчики, не останавливайтесь! Мы правда очень хотим узнать, на что ещё способна ваша воспалённая фантазия и что вы там ку… чем вдохновляетесь! Мы, может, тоже так хотим.
Прелесть серии ещё и в том, что её события могут происходить практически в любом антураже. У Primal по этому поводу был очень показательный трейлер…
А подводят серию два слова на «к»: конвейерность и крайности. Когда вышел Far Cry 4 , многие задавались вопросом — а чем он от третьего-то отличается, кроме антуража и истории? В Primal и вовсе ту же карту местности использовали повторно. И то же самое делает New Dawn, старательно притворяясь, что это не баг, а фича. И, конечно, хоть игры серии Far Cry не настолько длинные, как в Assassin’s Creed , но всё равно — не успеешь пройти одну часть, как на носу уже следующая. Это у Ubisoft план такой? Забить всё свободное время игроков своими играми, чтоб его на другие не хватало?
Ну и крайности. На третью часть жаловались, что мир-де пустой. Жизнь есть только в поселениях, в остальное время мы перемещаемся из пункта А в пункт Б по почти безлюдной местности. «Ах так?» — сказали разработчики, и в пятом Far Cry шагу нельзя ступить, чтоб на вас не набросился медведь, не попытался переехать реднек на ржавом пикапе или не атаковал боевой кукурузник. Поначалу ещё пытаешься отбиваться, но потом приходит осознание — бесполезно. Сказано, что игрока нужно развлекать, — значит, и лезть к нему будут поминутно и отовсюду. Откуда только в округе аж столько фанатиков нашлось?
Мир, что характерно, при этом всё равно получился мёртвый. Потому что большая часть встреченных вами людей — это враги. Некому создавать иллюзию жизни.
В Far Cry New Dawn у главного героя хотя бы есть стимул остаться. И в предыдущих частях он был. А вот в Far Cry 5, где самое правильное решение — бежать с места событий, сверкая пятками, именно этого не дают сделать без объяснения причин.
И наконец, большая и страшная персональная претензия. Ещё на стадии разработки в многочисленных интервью я терзал разработчиков вопросом «что мешает просто сесть на самолёт и улететь из округа Хоуп к чертям собачьим?». «Увидите», — отвечали они. До самого выхода я пребывал в предвкушении какого-то сюрприза при попытке обмануть систему, ведь именно за это я ценю серию!.. А игра просто телепортирует вас обратно из-за невидимой границы. Тьфу! Неужто авторы выдохлись? Неудивительно, при такой-то частоте выхода…
А что про серию Far Cry думаете лично вы? Согласны ли вы с кем-то из ораторов, или ваше мнение полностью им противоречит? Делитесь мыслями в комментариях, тут определённо есть что обсудить. А то потом некогда будет — округ Хоуп сам себя от рейдеров не очистит!